Учебный проект Город Советск - жемчужина Вятского края

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Кукарка-Советск: церкви края)
(Участники проекта 2008-2009 учебного года)
 
(не показаны 43 промежуточные версии 2 участников)
Строка 6: Строка 6:
 
== '''Цель создания проекта''' ==
 
== '''Цель создания проекта''' ==
 
Показать  красоту Вятского края на примере малого городка Советска
 
Показать  красоту Вятского края на примере малого городка Советска
 +
 +
==Гимн проекта==
 +
 +
 +
  
 
== '''Задачи проекта''' ==
 
== '''Задачи проекта''' ==
Строка 12: Строка 17:
 
# Рассказать о знаменитых земляках-советчанах (кукарах);
 
# Рассказать о знаменитых земляках-советчанах (кукарах);
  
== '''Участники проекта''' ==
+
=='''Участники проекта 2008-2009 учебного года'''==  
[[Изображение:IMG_2221.jpg‎|300px|thumb|left|Учащиеся 11 "А" класса социально-экономического профиля МОУ [[лицей города Советска Кировской области|МОУ лицей]] г.Советска Кировской области]]
+
 
 +
[[Изображение:IMG_2221.jpg‎|200px|thumb|left|Учащиеся 11 "А" класса социально-экономического профиля [[лицей города Советска Кировской области|МОУ лицей]] г.Советска Кировской области]]
  
  
Строка 23: Строка 29:
 
* [[Участник:Мансурова Людмила|Мансурова Людмила]]
 
* [[Участник:Мансурова Людмила|Мансурова Людмила]]
 
* [[Участник:Полянин Игорь Николаевич|Полянин Игорь]]
 
* [[Участник:Полянин Игорь Николаевич|Полянин Игорь]]
 +
 +
=='''Участники проекта 2011-2012 учебного года'''==
  
 
==Мой город (вступление в проект)==
 
==Мой город (вступление в проект)==
    '''Мой город '''  
+
'''Мой город '''  
 +
 
 
                                                           Л.А. Полякова
 
                                                           Л.А. Полякова
 
                           Советск родной, мой милый городок,
 
                           Советск родной, мой милый городок,
Строка 116: Строка 125:
 
==Кукарка-Советск: церкви края==
 
==Кукарка-Советск: церкви края==
  
Слобода Кукарка – так раньше назывался город Советск. Первое письменное упоминание о ней было в 1594 году.
+
[[Казанско-Богородицкая, церковь города Советска Вятского края|'''Казанско-Богородицкая церковь''' ]]
Первые храмы упомянуты в Дозорных книгах Жерновых гор 1619 г. (Сухова – Останкова) и слободы Кукарки 1620 г. (Константина Шушерина). В них сообщается, что в 1609 г. при разорении Пустыни Жерновых гор был сожжен храм Иоанна Предтечи, а до разорения он стоял 15 лет (т.е. построен в 1594 г.). В слободе Кукарке в 1620 г.  был «…храм древян Живоначальныя Троицы да придел великого чудотворца Николы…».
+
В 1870 году о Кукарке писалось:
+
- В слободе имеется 5 каменных церквей, 65 каменных лавок, 75 деревянных. В слободе много тротуаров, сделанных из камня – серяка и опоки, и даже дворы у многих зажиточных обывателей выстланы камнем.
+
Вообще же в Кукарке нет тех убогих лачужек, которые наполняют уездные города, а многие дома по величине и архитектуре могли бы служить  украшением губернскому городу.
+
В слободе Кукарке было пять каменных церквей (позднее была построена шестая) и семнадцать на селе, среди них:Казанско-Богородицкая церковь (Жерновогорье).
+
  
«Основным средством к распространению христианства в здешних местах было построение монастыря первоначально под названием «Пустыни Жерновых гор» в одной версте от слободы Кукарки…»
+
[[Покровская, церковь города Советска Вятского края|'''Покровская церковь''' ]]
Д. Трапицын. 1851 год.
+
 
Наименование села произошло от названия местности «Жерновая Гора», из которой еще до появления здесь русского населения черемисами добывался жерновой камень. И судя по тому, что на склоне этой горы был образован монастырь, а, как правило, их строили на пустых местах (почему и называ¬лись «пустынями»), то поселения здесь еще не было. Время построения «пустыни...» можно отнести ко времени служения архиепископа Казанского Гурия I (1555-1568 г.г.). Настоятели монастырей назывались «строителями».
+
[[Троицкий, собор и Спасо-Преображенская, церковь города Советска Вятского края|'''Троицкий собор и Спасо-Преображенская церковь''' ]]
Первым строителем «Пустыни Жерновых Гор» был Макарий. В 1594 году в монастыре была построена церковь во имя Иоанна Предтечи, а монастырь назывался Иоанно-Предтеченским.
+
 
В окружении черемисских поселений монастырь неоднократно подвергался нападению и разорению. Уничтожались «грамоты» на землю. В 1609 году при нападении на монастырь был сожжён и храм Иоанна Предтечи. Нападения совершались в 1650 и в 1660-х годах.
+
 
Между 1668 и 1674 годами монастырь был переведен в слободу Кукарку под защиту её жителей и крепости.
+
Троицкий собор и Спасо-Преображенская церковь (сл. Кукарка).Тот собор, который мы знаем по фотографиям и которым так гордились кукарские жители, был построен в 1829 году. Название Троицкий он наследует от других церквей и храма, которые в Кукарке существовали до него. Впервые в литературных источниках упоминается «древян храм живоначальной Троицы» в книге Константина Шушерина в 1620 году. А собор упоминается впервые в 1678 году.
Жерновогорская обитель располагалась в нижней части склона горы на берегу реки Вятки. В последующее время вешними водами была промыта протока из р. Вятки в р. Пижму. Каждую весну склон горы, на котором располагался монастырь, размывался. Постепенно берег настолько ушёл в сторону горы, что от монастыря не осталось и признаков.
+
В 1750 году в Кукарке случился большой пожар, в котором сгорели собор, крепость и деревянные Спасо-Преображенская и Успенская церкви. Но церкви сразу же восстанавливаются. Строится каменная Спасо-Преображенская церковь в 1752 году, каменный Троицкий собор в 1761 году (по другим источникам в 1750 году) и деревянная Успенская церковь.
При монастыре был устроен убогий дом для призрения убогих и немощных, позднее перестроенный в часовню, которая стояла на кладбище, открытом в 1860 году.
+
Спасо-Преображенская церковь и собор соседствовали друг с другом. Обе колокольни были отдельно стоящими от храмов.
Как писал в 1901 году протоиерей Троицкого собора А. М. Добринский: «Стоит она на четырёх больших могилах с уложением в них павших в битвах с черемисами. Могилы устроены в деревянных срубах с таковыми же покрышками. Около села таких могил было много, по выработке опоки они обрушились, кроме четырех под часовней. По рассказам стариков, в обрушившихся могилах было много человеческих костей и остатков деревянных срубов. К этой часовне из-древле народ питал особое уважение. Два раза в год к ней стекалось множество народа — в Мясопустную и в четверг на 7-й неделе по Пасхе».
+
В этом виде собор простоял до 1818 года, когда кукарские жители решили его сломать, так как он был мал и некрасив, а на его месте построить новый.
После перевода монастыря в слободу Кукарку, около часовни в поминальные дни, при стечении множества народа, служили молебны и панихиды, совершался Крестный ход. Церковнослужители получали значительные доходы, которые частично поступали в Кукарские монастыри, а после их упразднения - в образованные приходские церкви. (В 1940-е годы кладбище закрыли, а резные опочные памятники службой быта г. Советска увозили в Киров, где стесывали надписи с именами усопших жерновогорских жителей и писались новые.)
+
В это время было принято решение Спасо-Преображенскую церковь приписать к Троицкому собору, и с того времени она стала называться теплым храмом Троицкого собора.
Спасская часовня (вторая) -  деревянная, построенная на месте монастыря в незапамятные времена, вокруг каменного столпа, возможно, на месте престола церкви Иоанна Предтечи. В 1866 году на средства отставного унтер-офицера Егора Богомолова в память спасения от покушения Александра II эта часовня была перестроена.
+
Из прибавления № 8, № 9 к «Вятским губернским ведомостям» за 1838 год: «В Кукарке четыре каменные церкви, в том числе особенно замечателен богатый собор, построенный по плану, составленному в Кабинете Его Императорского Величества архитектором Статским Советником Руско, усердием прихожан и всех удельных крестьян Яранского уезда. Замечательно, что постройка этого огромного здания, которое в длину и ширину имеет по 18 сажен, а в вышину с крестом 26 сажен (сажень - 2 метра 13 сантиметров), произведена с соблюдением всех правил архитектуры без Архитектора.
К Воскресенской часовне (третьей) совершался Крестный ход в Ильин день из Жерновогорской церк¬ви. Она располагалась недалеко от Спасской часовни.
+
Комиссия, возглавляемая непосредственно Главным Управляющим Вятскою Удельною Конторою, строила его самым экономическим образом. Все материалы заготовлялись на месте, заблаговременно, с соблюдением всех выгод. Кирпич, которого израсходовано более трех миллионов, с доставкой на место не дороже 14 рублей за тысячу.
Поселение, по всей вероятности, стало строиться в то же время, что и монастырь. По архивным документам, в начале 1800 годов деревня Жерновогорская входила в Завертной Приказ. За многовековую историю менялось название селения — «Жерновая Гора», «Жерновогорское», «Гора», «Нагорское», «Жерновогорье» (местное название - «Корынь», которое никем не объяснено и доныне).
+
Наружная сторона собора выложена опочным камнем, которым изобилует Кукарка... Построение храма стоило более 200 тысяч рублей. Храм украшен тремя иконостасами с отличной резьбою и позолотою, с образами хороших мастеров.
Жители деревни не имели прихода, а были приписаны к приходу Троицкого собора слободы Кукарки.  
+
Теплый храм по величине и расположению заслуживает не меньшей похвалы. Если он уступает холодному в красоте и блеске снаружи, зато далеко превосходит расположением. В нем все устрое¬но так, что невольно побуждает к молитве.
12  июля 1859 года состоялся сельский сход жителей, на котором было решено организовать свой приход. 29 июля 1860 года указом Святейшего Синода был основан приход в Жерновогорье, а селом оно стало считаться с 20 октября 1860 года. Управляющий Вятской удельной конторой П. В. Алабин способствовал открытию села и прихода в нём.
+
Вся честь как в построении холодного храма, так и в переправке теплого, принадлежит бывшему в Кукарке протоиерею Феоктисту Ивановичу Ивановскому. При соборах есть две колокольни очень хорошей архитектуры. Главная имеет в вышину с крестом  31 сажень».
В это же время освящён молитвенный дом, впоследствии перестроенный в церковь, которая 24 февраля 1861 года переосвящена вновь. Названа церковью во имя Казанской Божьей Матери с одним приделом.  
+
Собор был построен вновь, но колокольня осталась от старого собора 1761 года (по иным  источникам - 1700 года).
На приходском сходе было решено строить каменную церковь, был готов проект, но деятельный и энергичный священник А. Г. Попов решил возвести грандиозный собор. Заручившись поддержкой своего дяди, отставного подполковника Ильи Иоакимовича Сунцова в 10 000 рублей, священник А. Г. Попов заказывает новый проект Вятскому губернскому архитектору А. С. Андрееву, который прибыл в село. 10 июня 1873 года началось строительство храма.
+
В Троицком соборе, кроме главного - во имя Троицы, были приделы Петра и Павла и во имя Святого благоверного Великого князя Александра Невского.
13 ноября 1880 года был освящен центральный придел во имя иконы Казанской Божьей Матери старейшим из местного духовенства, протоиереем церкви
+
А в теплом храме главный придел - во имя Преображения Господня, и во имя Смоленской Божией Матери, и Николая Чудотворца Мирликийского.
с. Ильинска Михаилом Трониным.
+
Пятиглавый с большим круглым куполом собор и колокольня действительно были величественны - 66 метров в высоту. Он привлекал к себе взор со всех сторон.
Правый, во имя Ильи Пророка, освящен 15 декабря 1886 года, левый -Сретенский - 1 февраля 1887 года. Колокольня была сделана временно деревянная. В 1895 году решено было построить каменную в одной связи с храмом, соединив её с церковью коридором. В 1901 году строительство колокольни было закончено.
+
В Кукарке самое большое богатство было сосредоточено именно в этих двух храмах, в них сосредотачивалась вся старина местной христианской культуры, старинные иконы и книги. Среди них: книги «Иоанн Златоуст» 1664 г., «Рус-ский временник» 1681 г., «Лексикон треязычный» 1704 г., «Триод» - 1717г., «Дневник камер-юнкера Бергольца» 1721 г., «Регламент» - 1724 г., «Камень веры» - 1728 г., «Евангелие учительское» - 1744 г.; крест серебропозолоченный 1747 года...
В 1905 году храм был обнесен железной оградой на опочном цоколе с точеными опочными столбиками, увенчанными глазурованными голубыми шарами. Самый большой колокол на колокольне, пожертвованный Дмитрием Барбашиным, весил 1670 кг, стоил 7724 руб. 06 коп. (он же оплатил обработку опочного камня на сумму 10 000 руб.). На другие колокола жертвовали Богомолов, Старостин, Милютин, Елькин.
+
Внутри помещения колокольни, в часовне, был установлен массивный крест из толстого дерева, обтесанный «маковицей» и вставленный в землю, распятие на нем обложено позлащенным серебром стоимостью 1200 рублей. Резное изображение Спасителя помещено в стеклянный футляр.  
Все строительные материалы производились на месте, строили свои мастера. Кладку церковного здания, тёску опоки производила артель местных каменщиков во главе с мастером Т. М. Тюриным.                                               
+
В соборе - икона Смоленской Божией Матери (принесена из Казани около 1700 года), восьмиконечный деревянный напрестольный крест, обложенный тонкочеканным серебром с надписью о царе Михаиле Федоровиче.
Всеми финансовыми и хозяйственными делами ведал священник А. Г. Попов. В 1879 году Попов был переведен в другое село, и с этого времени хлопоты по возведению храма легли на председателя приходского попечительства С. А. Елькина, который кредитовал свои средства без процентов. Также использовался доход от перевоза через р. Вятку и от аренды земли А. К. Александровой под колокололитейный завод в Жерновогорье. Церковный староста купец 1 гильдии Николай Дмитриевич Якимов оплатил изготовление иконостаса, покраску крыши, установку крестов, косяков в окна и двери. Все кузнечные работы выполнены в его кузнице в Русской Курье.  
+
Снаружи собор имел множество архитектурных деталей из резной опоки: отделка окон, дверных проемов, базы и капители колонн, крыльцо и ступени ле-стниц, цоколь здания, отмостка и водоотводные лотки, выносные плиты и симы; довольно редкие элементы архитектуры в нашем крае: триглифы, метапы, капли, тении, регулы, колонны…
Прихожане, не имеющие возможности внести деньги, безвозмездно трудились на сооружении храма: носили песок, кирпич, глину, качали воду, заготовляли лес на леса, пилили брус и доски…
+
В дальнейшем строительстве кирпичных зданий в Кукарке (в 30-е годы XIX века было всего 8 гражданских кирпичных зданий) архитектура собора служила постоянным примером для каменного строительства.
Иконы в иконостас написал  нижегородский живописец Салабанов. Резной иконостас выполнил вятский мастер Ильин. Иконостас не золотили, а покрасили в белый цвет, что создавало гармонию с белокаменным узоречьем фасада церкви.              
+
Теплый храм был обнесен глухой каменной оградой, а холодный (собор) – ажурной решёткой на опочном цоколе.
День освящения храма вылился во всеобщее гулянье. Как сообщала губернская пресса:
+
Троицкий собор был разрушен в 30-годы XX века. Кирпич вывезен в Киров на строительство гостиницы «Центральная», а колонны, по воспоминаниям старожилов, украшают драматический театр г. Кирова. Стены разбирали вручную, загружали в баржи на Пижме (высота стен была значительная, лотки из досок одним концом были положены на собор, а другим на баржу - кирпичи скользили прямо в неё).  
«Давняя мечта поселян, их дедов и прадедов создать величественный собор, украсив его местным резным опочным камнем, осуществилась. Собор стал главной достопримечательностью села, живописно раскинувшегося на склоне между Вяткой и Пижмой. Высота этого чудного сооружения достигала 31 метра, а ширина и длина — по 25 метров.            
+
Теплый храм пострадал меньше - у него разрушен только купол и колокольня. Всё помещение сохранилось, только справа появился пристрой, а вместо входа в здание церкви сделано окно. Ныне в этом здании расположен  краеведческий музей.
В день открытия весь храм был в огнях. Яркий свет, льющийся из высоких арочных окон, ритмично прорезавших барабаны глав, наполнял интерьер светом и особой, чисто светской жизнерадостностью, блики солнца преломлялись в витринах окон, зажигались на золотом фоне икон, преломляясь в ажурных завитках 3-ярусного паникадила (люстры), в вечерние часы вспыхнувшего всеми 38-ю свечами. Народа собралось много. Были почти все почтеннейшие жители сл. Кукарки. По окончании литургии С. А. Елькиным была предложена в его доме трапеза для посетителей.»                                   
+
К собору была приписана Тихвинская церковь при д. Лядовской, построенная в 1863 году на месте сооружённой  в древности часовни (в память избавления от моровой язвы) жителями слободы Кукарки, давшими обет ежегодно на Троицкой неделе совершать Крестный ход с иконою Смоленской Божьей Матери и служить заздравные  молебны.  
Своим великолепием собор поражал не только местных жителей. В мае 1878 года село посетил обер-прокурор Святейшего Синода граф Д. А. Толстой. Осматривая церковь и любуясь её белокаменным декором, граф был удивлён. По его словам, он не видел на Руси храмов, так раскрашенных снаружи опочными колоннами, карнизами и другими фигурами.
+
Церковь уничтожена пожаром в 1913 году, отстраивалась ли вновь – неизвестно.
К сожалению, это дивное сооружение радовало души прихожан всего полсотни лет. Его постигла та же участь, что и многие другие храмы на Руси. Он был разобран на стройматериал в 1938 году. Кирпич купило Вятское речное пароходство и построило дом в г. Кирове. Баржи подходили для погрузки в протоку в весеннее время вблизи от церкви. Обломки церкви использовали для укрепления причала на пристани «Советск». Железную крышу разделили по предприятиям г. Советска: в роно—250 листов, дом инвалидов — 20, кинотеатру — 30, сельхозартели им. Калинина — на 200 руб. обрезки 1 листов и др.
+
Собору принадлежали часовни: в соборной колокольне (внизу) -  «Крестовоздвиженская»; на старом кладбище (у устья р. Кукарки) - каменный столп; в д. Лядовской (на могиле Марии убиенной) - деревянная с каменным подвалом; в д. Тараево (Тырышкино) - деревянная  «Богородицкая»; в д. Смоленцево (на ключе) -  деревянная «Смоленской Божьей Матери»; за д. Смоленцево  - «Спасская» (каменный столп).
На месте церкви в Жерновогорье построили городскую баню, а там, где была деревянная церковь, - танцплощадку, а потом кинотеатр, который также существовал недолго.
+
Успенская церковь (сл. Кукарка).
 +
Успенская церковь ведет свою историю от кукарского Успенского женского монастыря (во имя Успения Божьей матери), основанного в слободе Кукарке 1676-1678 годах.  
 +
В 1740 году монастырь был упразднен, а церковь переведена в приходскую. Церковь в монастыре была деревянной, неоднократно перестраивалась, подвергалась пожарам. После пожара 1750 года церковь вновь была выстроена в 1764 году  (деревянная, с деревянными крестами, обшитыми белым железом. В церкви было 2 придела: во имя Успения Божьей матери и во имя всех святых; утвари было мало), но и она сгорела в 1787 году.
 +
Еще при существовании деревянной церкви, на основании храмозданной грамоты Преосвященника Лаврентия от 9 июля 1786 года, вятский архитектор Филимон Меркулович Росляков готовит сметы и чертежи на строительство ка-менной Успенской церкви.
 +
В 1788 году каменная церковь была построена об одном теплом приделе и расширена в 1796 году пристройкой двух холодных приделов: левый - в честь мучеников (в последствии переименованный во имя Сергия Радонежского), а правый - во имя всех святых. Эта церковь существовала в таком виде до 1862 года.  
 +
В связи с ростом числа прихожан храм становится тесен, особенно зимой. В 1862 - 1867 годах подкупольная часть церкви расширяется на 3 придела. Вновь устраиваются все 3 иконостаса. Успенская церковь (ее холодная часть), перестраивается и делается духовое отопление. Колокольня и трапезная остаются прежними. 
 +
В это время в слободе сложился зажиточный слой купечества и представители его считали за честь своим материальным участием украшать храмы в слободе. Средства  на перестройку поступали от  прихожан-благотворителей. Все три престола освящены в 1868, 1869 и 1870 годах. Каменная ограда от прежней церк-ви оказалась тесной и её в 1876 году снесли, построили временную деревянную, а в 1895-1897 годах на средства семейства П.П. Носова была построена просторная ограда на опочном цоколе с такими же опочными точеными столбами, забранными коваными узорчатыми решётками.
 +
Строится каменная паперть. Изготавливается 2-х ярусный иконостас. 16 икон для иконостаса пишет итальянский художник  М.Ф. Андриолли.
 +
В центральном приделе живопись выполняется учениками московского училища ваяния и зодчества под руководством художника Ергунова по эскизам художника В.М. Васнецова (1884 г.). В восьмигранном куполе в строгих позах застыли легендарные прорицательницы - Сивиллы.
 +
В 1884 году при церкви была открыта церковно-приходская школа.
 +
В 1887 и 1889 годах на средства прихожан и П.П. Носова строятся две часовни на углах каменной церковной ограды с решёткой в честь Александра II и Александра III. В высоту они были около 16 м и около 7 метров каждая сторона, отделаны белой резной опокой по красному кирпичу, с высоким цоколем и витражами в дверях.
 +
На северном фризе здания церкви была исполнена живопись на библейский сюжет. Маковки церкви и колокольни сверкали золотом на солнце. В кресты были вмонтированы зеркальные отражатели. В церкви хранились ценные иконы «Трех радостей» (неизвестного художника) Преподобного Марона и Ахтырской Божьей Матери.
 +
23 января 1918 года декретом рабоче-крестьянского правительства церковь была отделена от государства.
 +
Инструкция от 24.08.1918 года:
 +
«Всем церковным Советам и хранителям церковных ценностей.
 +
Рабоче–крестьянское правительство декретом об отделении церкви от го-сударства и школы от церкви, опубликованном от 23 января 1918 года в №15 га-зеты рабоче–крестьянского правительства, а также по исполнению и проведению в жизнь этого декрета постановлением Народного Комиссариата Юстиции (Инструкция об отделении церкви от государства и школы от церкви от 24 ав-густа 1918 года, распубликованная в известии ВЦИК в №186 от 30 августа 1918 года лишило всякого юридического права собственности все общества группы религиозных верований на имущество (ценности) в чем бы оно не заключалось обратно таковое в общенародное достояние, считая распорядителем всего на местах  рабоче–крестьянские красноармейские Советы, передавая лишь группам верующих того или иного культа в бесплатное пользование на основании догово-ренности верующих с Волостными Советами, где группы религиозных верующих обязуются беречь и охранять все ценности и имущество ничуть не расточая его, а наоборот поддерживая его благосостояние впредь до того момента, когда явится Государственная потребность использования в общенародных интересах РСФСР). В исторический неслыханный момент переживаемого голода в рабоче–крестьянской стране, где должно быть все использовано во имя спасения
  
 
== '''Природные памятники Советского района''' ==
 
== '''Природные памятники Советского района''' ==
Строка 228: Строка 247:
 
#Герои Советского Союза - советчане.Советск, 1995. Составитель - директор МУК "Советский районный краеведческий музей", заслуженный работник культуры РФ Смехова А.Н.
 
#Герои Советского Союза - советчане.Советск, 1995. Составитель - директор МУК "Советский районный краеведческий музей", заслуженный работник культуры РФ Смехова А.Н.
 
#Кукарка-Советск. Время и судьбы. Киров, 1999 год. Составитель - директор МУК "Советский районный краеведческий музей", заслуженный работник культуры РФ Смехова А.Н.
 
#Кукарка-Советск. Время и судьбы. Киров, 1999 год. Составитель - директор МУК "Советский районный краеведческий музей", заслуженный работник культуры РФ Смехова А.Н.
 +
 +
== '''Ссылки''' ==
 +
* [[Советск, город (Кировская область)]]
 +
*  пройтись по Советскому краеведческому музею можно на [http://www.sovetsk43.ru/progulka-po-muzeyu.html Сайте города Советска]
  
  
  
 
   [[Категория:Учебный проект]]
 
   [[Категория:Учебный проект]]

Текущая версия на 08:01, 1 ноября 2011

Герб Советска и р-на.JPG

Руководитель проекта

Туева Светлана Леонидовна, учитель информатики и ИКТ МОУ лицей г.Советска Кировской области


Содержание

[править] Цель создания проекта

Показать красоту Вятского края на примере малого городка Советска

[править] Гимн проекта

[править] Задачи проекта

  1. Рассказать об исторических особенностях становления города;
  2. Показать красоту природы города Советска и Советского района;
  3. Рассказать о знаменитых земляках-советчанах (кукарах);

[править] Участники проекта 2008-2009 учебного года

Учащиеся 11 "А" класса социально-экономического профиля МОУ лицей г.Советска Кировской области


[править] Участники проекта 2011-2012 учебного года

[править] Мой город (вступление в проект)

Мой город

                                                          Л.А. Полякова
                         Советск родной, мой милый городок,
                         Стоишь вдали ты от больших дорог,
                         К тебе не ходят даже поезда,
                         Но здесь горит, горит моя звезда!
                         Текут здесь реки Пижма и Немда.
                         Бежит в тех реках чистая вода,
                         Живут здесь люди, добрые душой.
                         Таков мой город, город небольшой.

Город Советск, что расположен в Кировской области, имеет богатую и интересную историю. Жители его в разные годы и века были не только свидетелями, но и активными участниками многих важных исторических событий, наложивших отпечаток на судьбу Отечества. Советчане вписали в его историю немало славных страниц. Историю города надо знать, потомучто мы родились здесь, живем или жили, наша жизнь связана с этим прекрасным краем. Местность вокруг города необыкновенно красива. Праздничность сосновых боров и монашеская строгость еловых лесов, роскошь многоцветия трав и свер-кающие влажной зеленью пойменные заливные луга. А какое обилие рек! В двух километрах от города в многоводную Пижму впадает тихая речка Немда. Через 5 километров сама Пижма вливается в мощную реку Вятку, которая протекает между Жерновогорьем и Лесотехникумом, вклю-ченными в городскую черту. А озера и старицы округи, ключи, вблизи которых предпочитали ставить свои починки вятские крестьяне! Среди обаяния этой природы спокойно спускаются к Пижме дома и улицы города Советска. И чувствуется удивительная гармония и равновесие между го-родом и окружающей природой. Здесь есть все: высокий крутой берег и пологий спуск к песчаному пляжу. Панорама величественна и прекрасна. Хочется верить, что наш проект будет интересен жителям и гостям города, продолжателям истории нашего края.

[править] Летопись дат и событий

1594 г. – первое письменное упоминание о слободе Кукарке. 1609 г. – Кукарка сожжена. 1620 г.– появились первые сведения о вновь выстроенной слободе Кукарке. 1678 г. – основан Кукарский Успенский женский монастырь. 1839 г. – открыта больница. 1840 г. – открыто первое учебное заведение – мужское одноклассное училище. 1861 г. – открыта общественная библиотека П.В. Алабиным. 1869 г.. - открыта лесная школа. 1880 г.. – в Кукарке открыта телеграфная станция. 1893 г. – открыта школа кружевниц в слободе Кукарке. 1903 г. – открыта учительская семинария. 1905 г. – построено пожарное депо. 1908 г. – открыто городское училище. 1910 г. – в слободе построена электростанция. январь 1910 г. – организовано кукарское образовательное общество. июнь 1910 г. – открыт родиноведческий музей. 1911 г. – кукарское электрическое товарищество построило телефонную станцию. Март 1918 г. - в Кукарке издается газета «Голос труда». Август 1918 г. – стала издаваться уездная газета «Известия» (вместо газеты «Голос труда»). 9 августа 1918 г. слобода Кукарка переименована в г. Советск. 20 октября 1918 г. создана комсомольская организация. 1920 г. – организована трудовая артель кружевниц. 1922 г. создана пионерская организация. 1926 г. – появились первые радиоточки. 1930 г. – стала выпускаться газета «Путь Ильича» (с 1962г. «Ленинское знамя», с 1991- «Вести трехречья»). 1932г. организована чулочная мастерская (с 1934г. – трикотажная фабрика с 1943 г.- перчаточная фабрика). 1961 г. – построена первая водонапорная башня в городе. 1964 г. - началось впервые асфальтирование (улицы Кирова). 1965 г.- появление телеретранслятора в г. Советске. 1968 г.- 1 сентября открыт памятник воинам советчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. 1972 г. – пущена в эксплуатацию ср. школа №1 на 964 места. 1976 г. – ввод нового автомобильного моста через р. Пижму. 1977 г. – построен районный Дом культуры. 1985 г. –построен пешеходный мост через р. Пижму (на месте старого проезжего моста, построенного в 1964г.) 1991г. – пущен в эксплуатацию автомобильный мост через р. Вятку. 2008г. – открытие плазмоцентра.

[править] Карта города Советска и Советского района

Извините, данный раздел проекта находится в разработке.

[править] Исторические истоки города

Cлобода Кукарка Кукарского уезда Вятской губернии

[править] Экскурсия по городу

Город Советск Кировской области

Администрация города

Администрацию города возглавляет глава муниципального образования. Он является высшим должностным лицом и наделяется в соответствии с уставом собственными полномочиями. Глава избирается на муниципальных выборах, он подконтролен и подотчетен населению. Структура городской администрации изменилась с 1 января 2009 года. Появился заместитель главы администрации и три отдела: отдел ЖКХ и муниципальной собственности, организационно-правовой и финансово-экономический. Отдел ЖКХ и муниципальной собственности контролирует организацию в городе тепло- и водоснабжения населения, а также водоотведения. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора – тоже в компетенции отдела. Специалисты отдела также занимаются вопросами приватизации жилья и сбора арендной платы за землю. Финансово-экономический отдел формирует бюджет города и контролирует его исполнение. Организационно-правовой отдел – самый большой по численности. Сюда входят: специалист по работе с Думой города, юрист, специалист по СМИ и связям с общественностью и т. д. Специалист по работе с Думой отвечает за формирование вопросов на заседание Думы, работу депутатских комиссий и опубликование (или обнародование) решений Думы. Юрист представляет администрацию города в судебных заседаниях, а также контролирует правовую правильность всех документов, исходящих из администрации. Специалист по СМИ и связям с общественностью готовит материалы о работе администрации и Думы города для публикации в официальном издании городской администрации – газете «Наш город над Пижмой-рекой». Кроме того, в администрации работает главный архитектор, который контролирует вопросы строительства и ремонта в городской черте. Не так давно (в 2005 году) в городе появился свой представительный орган – Дума города Советска (ранее была только районная Дума). Ее возглавляет председатель Думы, который работает на общественных началах. Представительный орган сформирован из 16-ти депутатов, которых выбрало население в своих избирательных округах – на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Городская Дума обладает большими полномочиями. В ее исключительной компетенции находятся вопросы принятия устава города и внесение в него изменений и дополнений, а также утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении. Дума устанавливает, изменяет и отменяет местные налоги и сборы, принимает планы и программы развития муниципального образования, определяет порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, регулирует установление тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений и т. д. Попросту говоря, администрация города и ее глава работают для того, чтобы люди жили лучше. Если улицы освещены, мусора нет, дороги зимой разгребаются от снега, а летом ремонтируются – значит, местная власть работает. Представительный орган (Дума) должен играть главную роль: от того, какой он принимает бюджет, какие программы намечает для развития своего поселения, зависит очень многое. Местное самоуправление – это больше, чем власть. В первую очередь потому, что она близка к населению. И каждый человек, проживающий на данной территории, имеет возможность влиять на принимаемые решения, чтобы они принимались в интересах населения.

[править] Кукарка-Советск: церкви края

Казанско-Богородицкая церковь

Покровская церковь

Троицкий собор и Спасо-Преображенская церковь


Троицкий собор и Спасо-Преображенская церковь (сл. Кукарка).Тот собор, который мы знаем по фотографиям и которым так гордились кукарские жители, был построен в 1829 году. Название Троицкий он наследует от других церквей и храма, которые в Кукарке существовали до него. Впервые в литературных источниках упоминается «древян храм живоначальной Троицы» в книге Константина Шушерина в 1620 году. А собор упоминается впервые в 1678 году. В 1750 году в Кукарке случился большой пожар, в котором сгорели собор, крепость и деревянные Спасо-Преображенская и Успенская церкви. Но церкви сразу же восстанавливаются. Строится каменная Спасо-Преображенская церковь в 1752 году, каменный Троицкий собор в 1761 году (по другим источникам в 1750 году) и деревянная Успенская церковь. Спасо-Преображенская церковь и собор соседствовали друг с другом. Обе колокольни были отдельно стоящими от храмов. В этом виде собор простоял до 1818 года, когда кукарские жители решили его сломать, так как он был мал и некрасив, а на его месте построить новый. В это время было принято решение Спасо-Преображенскую церковь приписать к Троицкому собору, и с того времени она стала называться теплым храмом Троицкого собора. Из прибавления № 8, № 9 к «Вятским губернским ведомостям» за 1838 год: «В Кукарке четыре каменные церкви, в том числе особенно замечателен богатый собор, построенный по плану, составленному в Кабинете Его Императорского Величества архитектором Статским Советником Руско, усердием прихожан и всех удельных крестьян Яранского уезда. Замечательно, что постройка этого огромного здания, которое в длину и ширину имеет по 18 сажен, а в вышину с крестом 26 сажен (сажень - 2 метра 13 сантиметров), произведена с соблюдением всех правил архитектуры без Архитектора. Комиссия, возглавляемая непосредственно Главным Управляющим Вятскою Удельною Конторою, строила его самым экономическим образом. Все материалы заготовлялись на месте, заблаговременно, с соблюдением всех выгод. Кирпич, которого израсходовано более трех миллионов, с доставкой на место не дороже 14 рублей за тысячу. Наружная сторона собора выложена опочным камнем, которым изобилует Кукарка... Построение храма стоило более 200 тысяч рублей. Храм украшен тремя иконостасами с отличной резьбою и позолотою, с образами хороших мастеров. Теплый храм по величине и расположению заслуживает не меньшей похвалы. Если он уступает холодному в красоте и блеске снаружи, зато далеко превосходит расположением. В нем все устрое¬но так, что невольно побуждает к молитве. Вся честь как в построении холодного храма, так и в переправке теплого, принадлежит бывшему в Кукарке протоиерею Феоктисту Ивановичу Ивановскому. При соборах есть две колокольни очень хорошей архитектуры. Главная имеет в вышину с крестом 31 сажень». Собор был построен вновь, но колокольня осталась от старого собора 1761 года (по иным источникам - 1700 года). В Троицком соборе, кроме главного - во имя Троицы, были приделы Петра и Павла и во имя Святого благоверного Великого князя Александра Невского. А в теплом храме главный придел - во имя Преображения Господня, и во имя Смоленской Божией Матери, и Николая Чудотворца Мирликийского. Пятиглавый с большим круглым куполом собор и колокольня действительно были величественны - 66 метров в высоту. Он привлекал к себе взор со всех сторон. В Кукарке самое большое богатство было сосредоточено именно в этих двух храмах, в них сосредотачивалась вся старина местной христианской культуры, старинные иконы и книги. Среди них: книги «Иоанн Златоуст» 1664 г., «Рус-ский временник» 1681 г., «Лексикон треязычный» 1704 г., «Триод» - 1717г., «Дневник камер-юнкера Бергольца» 1721 г., «Регламент» - 1724 г., «Камень веры» - 1728 г., «Евангелие учительское» - 1744 г.; крест серебропозолоченный 1747 года... Внутри помещения колокольни, в часовне, был установлен массивный крест из толстого дерева, обтесанный «маковицей» и вставленный в землю, распятие на нем обложено позлащенным серебром стоимостью 1200 рублей. Резное изображение Спасителя помещено в стеклянный футляр. В соборе - икона Смоленской Божией Матери (принесена из Казани около 1700 года), восьмиконечный деревянный напрестольный крест, обложенный тонкочеканным серебром с надписью о царе Михаиле Федоровиче. Снаружи собор имел множество архитектурных деталей из резной опоки: отделка окон, дверных проемов, базы и капители колонн, крыльцо и ступени ле-стниц, цоколь здания, отмостка и водоотводные лотки, выносные плиты и симы; довольно редкие элементы архитектуры в нашем крае: триглифы, метапы, капли, тении, регулы, колонны… В дальнейшем строительстве кирпичных зданий в Кукарке (в 30-е годы XIX века было всего 8 гражданских кирпичных зданий) архитектура собора служила постоянным примером для каменного строительства. Теплый храм был обнесен глухой каменной оградой, а холодный (собор) – ажурной решёткой на опочном цоколе. Троицкий собор был разрушен в 30-годы XX века. Кирпич вывезен в Киров на строительство гостиницы «Центральная», а колонны, по воспоминаниям старожилов, украшают драматический театр г. Кирова. Стены разбирали вручную, загружали в баржи на Пижме (высота стен была значительная, лотки из досок одним концом были положены на собор, а другим на баржу - кирпичи скользили прямо в неё). Теплый храм пострадал меньше - у него разрушен только купол и колокольня. Всё помещение сохранилось, только справа появился пристрой, а вместо входа в здание церкви сделано окно. Ныне в этом здании расположен краеведческий музей. К собору была приписана Тихвинская церковь при д. Лядовской, построенная в 1863 году на месте сооружённой в древности часовни (в память избавления от моровой язвы) жителями слободы Кукарки, давшими обет ежегодно на Троицкой неделе совершать Крестный ход с иконою Смоленской Божьей Матери и служить заздравные молебны. Церковь уничтожена пожаром в 1913 году, отстраивалась ли вновь – неизвестно. Собору принадлежали часовни: в соборной колокольне (внизу) - «Крестовоздвиженская»; на старом кладбище (у устья р. Кукарки) - каменный столп; в д. Лядовской (на могиле Марии убиенной) - деревянная с каменным подвалом; в д. Тараево (Тырышкино) - деревянная «Богородицкая»; в д. Смоленцево (на ключе) - деревянная «Смоленской Божьей Матери»; за д. Смоленцево - «Спасская» (каменный столп). Успенская церковь (сл. Кукарка). Успенская церковь ведет свою историю от кукарского Успенского женского монастыря (во имя Успения Божьей матери), основанного в слободе Кукарке 1676-1678 годах. В 1740 году монастырь был упразднен, а церковь переведена в приходскую. Церковь в монастыре была деревянной, неоднократно перестраивалась, подвергалась пожарам. После пожара 1750 года церковь вновь была выстроена в 1764 году (деревянная, с деревянными крестами, обшитыми белым железом. В церкви было 2 придела: во имя Успения Божьей матери и во имя всех святых; утвари было мало), но и она сгорела в 1787 году. Еще при существовании деревянной церкви, на основании храмозданной грамоты Преосвященника Лаврентия от 9 июля 1786 года, вятский архитектор Филимон Меркулович Росляков готовит сметы и чертежи на строительство ка-менной Успенской церкви. В 1788 году каменная церковь была построена об одном теплом приделе и расширена в 1796 году пристройкой двух холодных приделов: левый - в честь мучеников (в последствии переименованный во имя Сергия Радонежского), а правый - во имя всех святых. Эта церковь существовала в таком виде до 1862 года. В связи с ростом числа прихожан храм становится тесен, особенно зимой. В 1862 - 1867 годах подкупольная часть церкви расширяется на 3 придела. Вновь устраиваются все 3 иконостаса. Успенская церковь (ее холодная часть), перестраивается и делается духовое отопление. Колокольня и трапезная остаются прежними. В это время в слободе сложился зажиточный слой купечества и представители его считали за честь своим материальным участием украшать храмы в слободе. Средства на перестройку поступали от прихожан-благотворителей. Все три престола освящены в 1868, 1869 и 1870 годах. Каменная ограда от прежней церк-ви оказалась тесной и её в 1876 году снесли, построили временную деревянную, а в 1895-1897 годах на средства семейства П.П. Носова была построена просторная ограда на опочном цоколе с такими же опочными точеными столбами, забранными коваными узорчатыми решётками. Строится каменная паперть. Изготавливается 2-х ярусный иконостас. 16 икон для иконостаса пишет итальянский художник М.Ф. Андриолли. В центральном приделе живопись выполняется учениками московского училища ваяния и зодчества под руководством художника Ергунова по эскизам художника В.М. Васнецова (1884 г.). В восьмигранном куполе в строгих позах застыли легендарные прорицательницы - Сивиллы. В 1884 году при церкви была открыта церковно-приходская школа. В 1887 и 1889 годах на средства прихожан и П.П. Носова строятся две часовни на углах каменной церковной ограды с решёткой в честь Александра II и Александра III. В высоту они были около 16 м и около 7 метров каждая сторона, отделаны белой резной опокой по красному кирпичу, с высоким цоколем и витражами в дверях. На северном фризе здания церкви была исполнена живопись на библейский сюжет. Маковки церкви и колокольни сверкали золотом на солнце. В кресты были вмонтированы зеркальные отражатели. В церкви хранились ценные иконы «Трех радостей» (неизвестного художника) Преподобного Марона и Ахтырской Божьей Матери. 23 января 1918 года декретом рабоче-крестьянского правительства церковь была отделена от государства. Инструкция от 24.08.1918 года: «Всем церковным Советам и хранителям церковных ценностей. Рабоче–крестьянское правительство декретом об отделении церкви от го-сударства и школы от церкви, опубликованном от 23 января 1918 года в №15 га-зеты рабоче–крестьянского правительства, а также по исполнению и проведению в жизнь этого декрета постановлением Народного Комиссариата Юстиции (Инструкция об отделении церкви от государства и школы от церкви от 24 ав-густа 1918 года, распубликованная в известии ВЦИК в №186 от 30 августа 1918 года лишило всякого юридического права собственности все общества группы религиозных верований на имущество (ценности) в чем бы оно не заключалось обратно таковое в общенародное достояние, считая распорядителем всего на местах рабоче–крестьянские красноармейские Советы, передавая лишь группам верующих того или иного культа в бесплатное пользование на основании догово-ренности верующих с Волостными Советами, где группы религиозных верующих обязуются беречь и охранять все ценности и имущество ничуть не расточая его, а наоборот поддерживая его благосостояние впредь до того момента, когда явится Государственная потребность использования в общенародных интересах РСФСР). В исторический неслыханный момент переживаемого голода в рабоче–крестьянской стране, где должно быть все использовано во имя спасения

[править] Природные памятники Советского района

Вятская Швейцария

Чертова печь

Пещера Киров – 600

Чембулат

Берестнятский водопад

Скала Часовой

Суводский бор

Быковщинское озеро

Тихая речка Немда

Пижемское городище

Вятка-красавица

Петропавловск

[править] Местные знаменитости

Изергин Михаил Иванович

Завалишная Мария Степановна

Ведерников Александр Филиппович

Полякова Лариса Александровна

Завадская Вера Николаевна

Суслова Галина Ивановна

Меньшиков Валерий Александрович

Корякин Николай Анатольевич

Тихомиров Владимир Сергеевич

[править] Истории, мифы и легенды края

Извините, раздел проекта в стадии разработки.

[править] Герои Советского Союза-советчане

Извините, раздел проекта в стадии разработки.

[править] К столетию краеведческого музея города Советска

Уважаемые посетители нашего проекта! 16 июня 2010 года краеведческому музею города Советска исполняется 100 лет. Музей открыт по инициативе местного жителя А.С.Лебедева. С 1919 по 1922 гг. существовало два музея: родиноведческий и искусства и старины. В 1922 г. оба музея объединяются в один научно-художественный который в 1926 г. был преобразован в музей местного края. С 1936 г. именуется краеведческим. С 1986 по 1991 гг. оформлены новые экспозиции: отдел природы, история дооктябрьского прошлого края, история края с 1917 по 1990 гг., оформлена экспозиция "Деятели науки и культуры - советчане". Советский районный краеведческий музей открыт 16 июня 1910 года по инициативе любителя - краеведа А.С. Лебедева. С 1919 - 1922 гг. существовало два музея - родиноведческий и искусства и старины. В 1922 году оба музея объединены в один научно-художественный, который в 1926 году был преобразован в музей местного края. С 1936 года музей именуется краеведческим. С 1982 - 1997 гг.музей был филиалом Кировского объединенного историко-архитектурного и литературного музея. В ноябре 1985 года музей переходит на новые площади. С 1986 по 1991 гг. совместно с художниками Кировских художественно-производственных мастерских оформлены новые экспозиции: отделы природы, истории края, дооктябрьского прошлого, история с 1917 по 1991 гг, знаменитые земляки, оборудован выставочным залом. Бывшее здание Спасо-Преображенской церкви 1752 года постройки. В 30-е гг. было частично разрушено. Справа пристроены дополнительные площади. До музея в здании находился районный дом Культуры.

[править] Тематика творческих работ учащихся по теме проекта

1. Байконур - моя боль и любовь. Автор работы Смышляева Елена, выпускница лицея, участница XII областных Циолковских чтений, 2008 год.

Байконур-моя боль и любовь

[править] Источники

  1. Города земли Вятской. Кукарка - Советск. К 90-летию переименования. - Киров: ООО "Альфа-Ком", 2008. Составитель - директор МУК "Советский районный краеведческий музей", заслуженный работник культуры РФ Смехова А.Н.
  2. Кукарка-Советск:церкви края. - Советск, 2009. Составитель - краевед Советского района Репин А.С.
  3. Истории, мифы и легенды края (издание второе дополненное). - Советск, 2006.Составители - работники Советского районного краеведческого музея: А.Н. Смехова, С.А. Лапшина, С.Н. Головина.
  4. Герои Советского Союза - советчане.Советск, 1995. Составитель - директор МУК "Советский районный краеведческий музей", заслуженный работник культуры РФ Смехова А.Н.
  5. Кукарка-Советск. Время и судьбы. Киров, 1999 год. Составитель - директор МУК "Советский районный краеведческий музей", заслуженный работник культуры РФ Смехова А.Н.

[править] Ссылки

Персональные инструменты
Инструменты