Учебный проект Город Советск - жемчужина Вятского края

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Кукарка-Советск: церкви края)
(Участники проекта 2008-2009 учебного года)
 
(не показаны 45 промежуточных версий 2 участников)
Строка 6: Строка 6:
 
== '''Цель создания проекта''' ==
 
== '''Цель создания проекта''' ==
 
Показать  красоту Вятского края на примере малого городка Советска
 
Показать  красоту Вятского края на примере малого городка Советска
 +
 +
==Гимн проекта==
 +
 +
 +
  
 
== '''Задачи проекта''' ==
 
== '''Задачи проекта''' ==
Строка 12: Строка 17:
 
# Рассказать о знаменитых земляках-советчанах (кукарах);
 
# Рассказать о знаменитых земляках-советчанах (кукарах);
  
== '''Участники проекта''' ==
+
=='''Участники проекта 2008-2009 учебного года'''==  
[[Изображение:IMG_2221.jpg‎|300px|thumb|left|Учащиеся 11 "А" класса социально-экономического профиля МОУ [[лицей города Советска Кировской области|МОУ лицей]] г.Советска Кировской области]]
+
 
 +
[[Изображение:IMG_2221.jpg‎|200px|thumb|left|Учащиеся 11 "А" класса социально-экономического профиля [[лицей города Советска Кировской области|МОУ лицей]] г.Советска Кировской области]]
  
  
Строка 23: Строка 29:
 
* [[Участник:Мансурова Людмила|Мансурова Людмила]]
 
* [[Участник:Мансурова Людмила|Мансурова Людмила]]
 
* [[Участник:Полянин Игорь Николаевич|Полянин Игорь]]
 
* [[Участник:Полянин Игорь Николаевич|Полянин Игорь]]
 +
 +
=='''Участники проекта 2011-2012 учебного года'''==
  
 
==Мой город (вступление в проект)==
 
==Мой город (вступление в проект)==
    '''Мой город '''  
+
'''Мой город '''  
 +
 
 
                                                           Л.А. Полякова
 
                                                           Л.А. Полякова
 
                           Советск родной, мой милый городок,
 
                           Советск родной, мой милый городок,
Строка 116: Строка 125:
 
==Кукарка-Советск: церкви края==
 
==Кукарка-Советск: церкви края==
  
Слобода Кукарка – так раньше назывался город Советск. Первое письменное упоминание о ней было в 1594 году.
+
[[Казанско-Богородицкая, церковь города Советска Вятского края|'''Казанско-Богородицкая церковь''' ]]
Первые храмы упомянуты в Дозорных книгах Жерновых гор 1619 г. (Сухова – Останкова) и слободы Кукарки 1620 г. (Константина Шушерина). В них сообщается, что в 1609 г. при разорении Пустыни Жерновых гор был сожжен храм Иоанна Предтечи, а до разорения он стоял 15 лет (т.е. построен в 1594 г.). В слободе Кукарке в 1620 г.  был «…храм древян Живоначальныя Троицы да придел великого чудотворца Николы…».
+
В 1870 году о Кукарке писалось:
+
- В слободе имеется 5 каменных церквей, 65 каменных лавок, 75 деревянных. В слободе много тротуаров, сделанных из камня – серяка и опоки, и даже дворы у многих зажиточных обывателей выстланы камнем.
+
Вообще же в Кукарке нет тех убогих лачужек, которые наполняют уездные города, а многие дома по величине и архитектуре могли бы служить  украшением губернскому городу.
+
В слободе Кукарке было пять каменных церквей (позднее была построена шестая) и семнадцать на селе, среди них:Казанско-Богородицкая церковь (Жерновогорье).
+
  
«Основным средством к распространению христианства в здешних местах было построение монастыря первоначально под названием «Пустыни Жерновых гор» в одной версте от слободы Кукарки…»
+
[[Покровская, церковь города Советска Вятского края|'''Покровская церковь''' ]]
Д. Трапицын. 1851 год.
+
Наименование села произошло от названия местности «Жерновая Гора», из которой еще до появления здесь русского населения черемисами добывался жерновой камень. И судя по тому, что на склоне этой горы был образован монастырь, а, как правило, их строили на пустых местах (почему и называ¬лись «пустынями»), то поселения здесь еще не было. Время построения «пустыни...» можно отнести ко времени служения архиепископа Казанского Гурия I (1555-1568 г.г.). Настоятели монастырей назывались «строителями».
+
Первым строителем «Пустыни Жерновых Гор» был Макарий. В 1594 году в монастыре была построена церковь во имя Иоанна Предтечи, а монастырь назывался Иоанно-Предтеченским.
+
В окружении черемисских поселений монастырь неоднократно подвергался нападению и разорению. Уничтожались «грамоты» на землю. В 1609 году при нападении на монастырь был сожжён и храм Иоанна Предтечи. Нападения совершались в 1650 и в 1660-х годах.
+
Между 1668 и 1674 годами монастырь был переведен в слободу Кукарку под защиту её жителей и крепости.
+
Жерновогорская обитель располагалась в нижней части склона горы на берегу реки Вятки. В последующее время вешними водами была промыта протока из р. Вятки в р. Пижму. Каждую весну склон горы, на котором располагался монастырь, размывался. Постепенно берег настолько ушёл в сторону горы, что от монастыря не осталось и признаков.
+
При монастыре был устроен убогий дом для призрения убогих и немощных, позднее перестроенный в часовню, которая стояла на кладбище, открытом в 1860 году.
+
Как писал в 1901 году протоиерей Троицкого собора А. М. Добринский: «Стоит она на четырёх больших могилах с уложением в них павших в битвах с черемисами. Могилы устроены в деревянных срубах с таковыми же покрышками. Около села таких могил было много, по выработке опоки они обрушились, кроме четырех под часовней. По рассказам стариков, в обрушившихся могилах было много человеческих костей и остатков деревянных срубов. К этой часовне из-древле народ питал особое уважение. Два раза в год к ней стекалось множество народа — в Мясопустную и в четверг на 7-й неделе по Пасхе».
+
После перевода монастыря в слободу Кукарку, около часовни в поминальные дни, при стечении множества народа, служили молебны и панихиды, совершался Крестный ход. Церковнослужители получали значительные доходы, которые частично поступали в Кукарские монастыри, а после их упразднения - в образованные приходские церкви. (В 1940-е годы кладбище закрыли, а резные опочные памятники службой быта г. Советска увозили в Киров, где стесывали надписи с именами усопших жерновогорских жителей и писались новые.)
+
  
Спасская часовня (вторая) -  деревянная, построенная на месте монастыря в незапамятные времена, вокруг каменного столпа, возможно, на месте престола церкви Иоанна Предтечи. В 1866 году на средства отставного унтер-офицера Егора Богомолова в память спасения от покушения Александра II эта часовня была перестроена.
+
[[Троицкий, собор и Спасо-Преображенская, церковь города Советска Вятского края|'''Троицкий собор и Спасо-Преображенская церковь''' ]]
К Воскресенской часовне (третьей) совершался Крестный ход в Ильин день из Жерновогорской церк¬ви. Она располагалась недалеко от Спасской часовни.
+
 
Поселение, по всей вероятности, стало строиться в то же время, что и монастырь. По архивным документам, в начале 1800 годов деревня Жерновогорская входила в Завертной Приказ. За многовековую историю менялось название селения — «Жерновая Гора», «Жерновогорское», «Гора», «Нагорское», «Жерновогорье» (местное название - «Корынь», которое никем не объяснено и доныне).
+
 
Жители деревни не имели прихода, а были приписаны к приходу Троицкого собора слободы Кукарки.  
+
Троицкий собор и Спасо-Преображенская церковь (сл. Кукарка).Тот собор, который мы знаем по фотографиям и которым так гордились кукарские жители, был построен в 1829 году. Название Троицкий он наследует от других церквей и храма, которые в Кукарке существовали до него. Впервые в литературных источниках упоминается «древян храм живоначальной Троицы» в книге Константина Шушерина в 1620 году. А собор упоминается впервые в 1678 году.
12  июля 1859 года состоялся сельский сход жителей, на котором было решено организовать свой приход. 29 июля 1860 года указом Святейшего Синода был основан приход в Жерновогорье, а селом оно стало считаться с 20 октября 1860 года. Управляющий Вятской удельной конторой П. В. Алабин способствовал открытию села и прихода в нём.
+
В 1750 году в Кукарке случился большой пожар, в котором сгорели собор, крепость и деревянные Спасо-Преображенская и Успенская церкви. Но церкви сразу же восстанавливаются. Строится каменная Спасо-Преображенская церковь в 1752 году, каменный Троицкий собор в 1761 году (по другим источникам в 1750 году) и деревянная Успенская церковь.
В это же время освящён молитвенный дом, впоследствии перестроенный в церковь, которая 24 февраля 1861 года переосвящена вновь. Названа церковью во имя Казанской Божьей Матери с одним приделом.  
+
Спасо-Преображенская церковь и собор соседствовали друг с другом. Обе колокольни были отдельно стоящими от храмов.
На приходском сходе было решено строить каменную церковь, был готов проект, но деятельный и энергичный священник А. Г. Попов решил возвести грандиозный собор. Заручившись поддержкой своего дяди, отставного подполковника Ильи Иоакимовича Сунцова в 10 000 рублей, священник А. Г. Попов заказывает новый проект Вятскому губернскому архитектору А. С. Андрееву, который прибыл в село. 10 июня 1873 года началось строительство храма.
+
В этом виде собор простоял до 1818 года, когда кукарские жители решили его сломать, так как он был мал и некрасив, а на его месте построить новый.
13 ноября 1880 года был освящен центральный придел во имя иконы Казанской Божьей Матери старейшим из местного духовенства, протоиереем церкви
+
В это время было принято решение Спасо-Преображенскую церковь приписать к Троицкому собору, и с того времени она стала называться теплым храмом Троицкого собора.
с. Ильинска Михаилом Трониным.
+
Из прибавления № 8, № 9 к «Вятским губернским ведомостям» за 1838 год: «В Кукарке четыре каменные церкви, в том числе особенно замечателен богатый собор, построенный по плану, составленному в Кабинете Его Императорского Величества архитектором Статским Советником Руско, усердием прихожан и всех удельных крестьян Яранского уезда. Замечательно, что постройка этого огромного здания, которое в длину и ширину имеет по 18 сажен, а в вышину с крестом 26 сажен (сажень - 2 метра 13 сантиметров), произведена с соблюдением всех правил архитектуры без Архитектора.
Правый, во имя Ильи Пророка, освящен 15 декабря 1886 года, левый -Сретенский - 1 февраля 1887 года. Колокольня была сделана временно деревянная. В 1895 году решено было построить каменную в одной связи с храмом, соединив её с церковью коридором. В 1901 году строительство колокольни было закончено.
+
Комиссия, возглавляемая непосредственно Главным Управляющим Вятскою Удельною Конторою, строила его самым экономическим образом. Все материалы заготовлялись на месте, заблаговременно, с соблюдением всех выгод. Кирпич, которого израсходовано более трех миллионов, с доставкой на место не дороже 14 рублей за тысячу.
В 1905 году храм был обнесен железной оградой на опочном цоколе с точеными опочными столбиками, увенчанными глазурованными го¬лубыми шарами. Самый большой колокол на колокольне, пожертвованный Дмитрием Барбаши-ным, весил 1670 кг, стоил 7724 руб. 06 коп. (он же оплатил об¬работку опочного камня на сум¬му 10 000 руб.). На другие колоко¬ла жертвовали Богомолов, Старо¬стин, Милютин, Елькин.
+
Наружная сторона собора выложена опочным камнем, которым изобилует Кукарка... Построение храма стоило более 200 тысяч рублей. Храм украшен тремя иконостасами с отличной резьбою и позолотою, с образами хороших мастеров.
Все строительные материалы производились на месте, строи¬ли свои масте-ра. Кладку церков¬ного здания, тёску опоки произ¬водила артель местных камен-щи¬ков во главе с мастером Т. М. Тюриным.                                              
+
Теплый храм по величине и расположению заслуживает не меньшей похвалы. Если он уступает холодному в красоте и блеске снаружи, зато далеко превосходит расположением. В нем все устрое¬но так, что невольно побуждает к молитве.
Всеми финансовыми и хозяйственными делами ведал священ¬ник А. Г. По-пов. В 1879 году Попов был переведен в другое село, и с этого времени хлопоты по воз¬ведению храма легли на предсе¬дателя приходского попечитель¬ства С. А. Елькина, который кре¬дитовал свои средства без про¬центов. Также использовался до¬ход от перевоза через р. Вятку и от аренды земли А. К. Александ¬ровой под ко-локололитейный завод в Жерновогорье. Церков¬ный староста купец 1 гильдии Ни-колай Дмитриевич Якимов оплатил изготовление иконоста¬са, покраску крыши, установку крестов, косяков в окна и двери. Все кузнечные работы выполне¬ны в его кузнице в Русской Ку¬рье.  
+
Вся честь как в построении холодного храма, так и в переправке теплого, принадлежит бывшему в Кукарке протоиерею Феоктисту Ивановичу Ивановскому. При соборах есть две колокольни очень хорошей архитектуры. Главная имеет в вышину с крестом  31 сажень».
Прихожане, не имеющие возможности вне¬сти деньги, безвозмез¬дно труди-лись на сооружении храма: носили песок, кирпич, глину, качали воду, заготовля-ли лес на леса, пилили брус и доски…
+
Собор был построен вновь, но колокольня осталась от старого собора 1761 года (по иным  источникам - 1700 года).
Иконы в иконостас написал  нижегородский живопи¬сец Салабанов. Резной иконостас выполнил вятский мастер Ильин. Иконостас не золотили, а покрасили в белый цвет, что создавало гармонию с белокаменным узоречьем фасада церкви.              
+
В Троицком соборе, кроме главного - во имя Троицы, были приделы Петра и Павла и во имя Святого благоверного Великого князя Александра Невского.
День освящения храма вылился во всеобщее гулянье. Как со¬общала гу-бернская пресса:
+
А в теплом храме главный придел - во имя Преображения Господня, и во имя Смоленской Божией Матери, и Николая Чудотворца Мирликийского.
«Давняя мечта поселян, их дедов и прадедов создать величественный со-бор, украсив его местным резным опочным камнем, осуществилась. Собор стал главной достопримечательностью села, живописно раскинувшегося на склоне между Вяткой и Пижмой. Высота этого чудного сооружения достигала 31 метра, а ширина и длина — по 25 метров.            
+
Пятиглавый с большим круглым куполом собор и колокольня действительно были величественны - 66 метров в высоту. Он привлекал к себе взор со всех сторон.
В день открытия весь храм был в огнях. Яркий свет, льющийся из высоких арочных окон, ритмично прорезавших барабаны глав, наполнял интерьер светом и особой, чисто светской жизнерадостностью, блики солнца преломлялись в витринах окон, зажигались на золотом фоне икон, преломляясь в ажурных за-витках 3-ярусного паникадила (люстры), в вечерние часы вспыхнувшего всеми 38-ю свечами. Народа собралось много. Были почти все почтеннейшие жители сл. Кукарки. По окончании литургии С. А. Елькиным была предложена в его доме трапеза для посетителей.»                                   
+
В Кукарке самое большое богатство было сосредоточено именно в этих двух храмах, в них сосредотачивалась вся старина местной христианской культуры, старинные иконы и книги. Среди них: книги «Иоанн Златоуст» 1664 г., «Рус-ский временник» 1681 г., «Лексикон треязычный» 1704 г., «Триод» - 1717г., «Дневник камер-юнкера Бергольца» 1721 г., «Регламент» - 1724 г., «Камень веры» - 1728 г., «Евангелие учительское» - 1744 г.; крест серебропозолоченный 1747 года...
Своим великолепием собор по¬ражал не только местных жителей. В мае 1878 года село посетил обер-прокурор Святейшего Синода граф Д. А. Толстой. Осматривая церковь и любуясь её белокаменным декором, граф был удивлён. По его словам, он не видел на Руси храмов, так раскра¬шенных снаружи опочными ко¬лоннами, карнизами и другими фи¬гурами.
+
Внутри помещения колокольни, в часовне, был установлен массивный крест из толстого дерева, обтесанный «маковицей» и вставленный в землю, распятие на нем обложено позлащенным серебром стоимостью 1200 рублей. Резное изображение Спасителя помещено в стеклянный футляр.
К сожалению, это дивное сооружение радовало души прихожан всего пол-сотни лет. Его постиг¬ла та же участь, что и многие дру¬гие храмы на Руси. Он был ра¬зобран на стройматериал в 1938 году. Кирпич купило Вятское реч¬ное пароход-ство и построило дом в г. Кирове. Баржи подходили для погрузки в протоку в ве-сеннее время вблизи от церкви. Об¬ломки церкви использовали для укрепления причала на пристани «Советск». Железную крышу разделили по предприятиям г. Советска: в роно—250 листов, дом инвалидов — 20, кинотеатру — 30, сельхозар-тели им. Калинина — на 200 руб. обрезки 1 листов и др.
+
В соборе - икона Смоленской Божией Матери (принесена из Казани около 1700 года), восьмиконечный деревянный напрестольный крест, обложенный тонкочеканным серебром с надписью о царе Михаиле Федоровиче.
На месте церкви в Жерновогорье построили городскую баню, а там, где была деревянная церковь, - танцплощадку, а потом кинотеатр, который также существовал недолго.
+
Снаружи собор имел множество архитектурных деталей из резной опоки: отделка окон, дверных проемов, базы и капители колонн, крыльцо и ступени ле-стниц, цоколь здания, отмостка и водоотводные лотки, выносные плиты и симы; довольно редкие элементы архитектуры в нашем крае: триглифы, метапы, капли, тении, регулы, колонны…
 +
В дальнейшем строительстве кирпичных зданий в Кукарке (в 30-е годы XIX века было всего 8 гражданских кирпичных зданий) архитектура собора служила постоянным примером для каменного строительства.
 +
Теплый храм был обнесен глухой каменной оградой, а холодный (собор) – ажурной решёткой на опочном цоколе.
 +
Троицкий собор был разрушен в 30-годы XX века. Кирпич вывезен в Киров на строительство гостиницы «Центральная», а колонны, по воспоминаниям старожилов, украшают драматический театр г. Кирова. Стены разбирали вручную, загружали в баржи на Пижме (высота стен была значительная, лотки из досок одним концом были положены на собор, а другим на баржу - кирпичи скользили прямо в неё).  
 +
Теплый храм пострадал меньше - у него разрушен только купол и колокольня. Всё помещение сохранилось, только справа появился пристрой, а вместо входа в здание церкви сделано окно. Ныне в этом здании расположен  краеведческий музей.
 +
К собору была приписана Тихвинская церковь при д. Лядовской, построенная в 1863 году на месте сооружённой  в древности часовни (в память избавления от моровой язвы) жителями слободы Кукарки, давшими обет ежегодно на Троицкой неделе совершать Крестный ход с иконою Смоленской Божьей Матери и служить заздравные  молебны.  
 +
Церковь уничтожена пожаром в 1913 году, отстраивалась ли вновь – неизвестно.
 +
Собору принадлежали часовни: в соборной колокольне (внизу) - «Крестовоздвиженская»; на старом кладбище (у устья р. Кукарки) - каменный столп; в д. Лядовской (на могиле Марии убиенной) - деревянная с каменным подвалом; в д. Тараево (Тырышкино) - деревянная  «Богородицкая»; в д. Смоленцево (на ключе) -  деревянная «Смоленской Божьей Матери»; за д. Смоленцево  - «Спасская» (каменный столп).
 +
Успенская церковь (сл. Кукарка).
 +
Успенская церковь ведет свою историю от кукарского Успенского женского монастыря (во имя Успения Божьей матери), основанного в слободе Кукарке 1676-1678 годах.  
 +
В 1740 году монастырь был упразднен, а церковь переведена в приходскую. Церковь в монастыре была деревянной, неоднократно перестраивалась, подвергалась пожарам. После пожара 1750 года церковь вновь была выстроена в 1764 году  (деревянная, с деревянными крестами, обшитыми белым железом. В церкви было 2 придела: во имя Успения Божьей матери и во имя всех святых; утвари было мало), но и она сгорела в 1787 году.
 +
Еще при существовании деревянной церкви, на основании храмозданной грамоты Преосвященника Лаврентия от 9 июля 1786 года, вятский архитектор Филимон Меркулович Росляков готовит сметы и чертежи на строительство ка-менной Успенской церкви.
 +
В 1788 году каменная церковь была построена об одном теплом приделе и расширена в 1796 году пристройкой двух холодных приделов: левый - в честь мучеников (в последствии переименованный во имя Сергия Радонежского), а правый - во имя всех святых. Эта церковь существовала в таком виде до 1862 года.  
 +
В связи с ростом числа прихожан храм становится тесен, особенно зимой. В 1862 - 1867 годах подкупольная часть церкви расширяется на 3 придела. Вновь устраиваются все 3 иконостаса. Успенская церковь (ее холодная часть), перестраивается и делается духовое отопление. Колокольня и трапезная остаются прежними.
 +
В это время в слободе сложился зажиточный слой купечества и представители его считали за честь своим материальным участием украшать храмы в слободе. Средства  на перестройку поступали от  прихожан-благотворителей. Все три престола освящены в 1868, 1869 и 1870 годах. Каменная ограда от прежней церк-ви оказалась тесной и её в 1876 году снесли, построили временную деревянную, а в 1895-1897 годах на средства семейства П.П. Носова была построена просторная ограда на опочном цоколе с такими же опочными точеными столбами, забранными коваными узорчатыми решётками.
 +
Строится каменная паперть. Изготавливается 2-х ярусный иконостас. 16 икон для иконостаса пишет итальянский художник  М.Ф. Андриолли.
 +
В центральном приделе живопись выполняется учениками московского училища ваяния и зодчества под руководством художника Ергунова по эскизам художника В.М. Васнецова (1884 г.). В восьмигранном куполе в строгих позах застыли легендарные прорицательницы - Сивиллы.
 +
В 1884 году при церкви была открыта церковно-приходская школа.
 +
В 1887 и 1889 годах на средства прихожан и П.П. Носова строятся две часовни на углах каменной церковной ограды с решёткой в честь Александра II и Александра III. В высоту они были около 16 м и около 7 метров каждая сторона, отделаны белой резной опокой по красному кирпичу, с высоким цоколем и витражами в дверях.
 +
На северном фризе здания церкви была исполнена живопись на библейский сюжет. Маковки церкви и колокольни сверкали золотом на солнце. В кресты были вмонтированы зеркальные отражатели. В церкви хранились ценные иконы «Трех радостей» (неизвестного художника) Преподобного Марона и Ахтырской Божьей Матери.
 +
23 января 1918 года декретом рабоче-крестьянского правительства церковь была отделена от государства.
 +
Инструкция от 24.08.1918 года:
 +
«Всем церковным Советам и хранителям церковных ценностей.
 +
Рабоче–крестьянское правительство декретом об отделении церкви от го-сударства и школы от церкви, опубликованном от 23 января 1918 года в №15 га-зеты рабоче–крестьянского правительства, а также по исполнению и проведению в жизнь этого декрета постановлением Народного Комиссариата Юстиции (Инструкция об отделении церкви от государства и школы от церкви от 24 ав-густа 1918 года, распубликованная в известии ВЦИК в №186 от 30 августа 1918 года лишило всякого юридического права собственности все общества группы религиозных верований на имущество (ценности) в чем бы оно не заключалось обратно таковое в общенародное достояние, считая распорядителем всего на местах  рабоче–крестьянские красноармейские Советы, передавая лишь группам верующих того или иного культа в бесплатное пользование на основании догово-ренности верующих с Волостными Советами, где группы религиозных верующих обязуются беречь и охранять все ценности и имущество ничуть не расточая его, а наоборот поддерживая его благосостояние впредь до того момента, когда явится Государственная потребность использования в общенародных интересах РСФСР). В исторический неслыханный момент переживаемого голода в рабоче–крестьянской стране, где должно быть все использовано во имя спасения
  
 
== '''Природные памятники Советского района''' ==
 
== '''Природные памятники Советского района''' ==
Строка 229: Строка 247:
 
#Герои Советского Союза - советчане.Советск, 1995. Составитель - директор МУК "Советский районный краеведческий музей", заслуженный работник культуры РФ Смехова А.Н.
 
#Герои Советского Союза - советчане.Советск, 1995. Составитель - директор МУК "Советский районный краеведческий музей", заслуженный работник культуры РФ Смехова А.Н.
 
#Кукарка-Советск. Время и судьбы. Киров, 1999 год. Составитель - директор МУК "Советский районный краеведческий музей", заслуженный работник культуры РФ Смехова А.Н.
 
#Кукарка-Советск. Время и судьбы. Киров, 1999 год. Составитель - директор МУК "Советский районный краеведческий музей", заслуженный работник культуры РФ Смехова А.Н.
 +
 +
== '''Ссылки''' ==
 +
* [[Советск, город (Кировская область)]]
 +
*  пройтись по Советскому краеведческому музею можно на [http://www.sovetsk43.ru/progulka-po-muzeyu.html Сайте города Советска]
  
  
  
 
   [[Категория:Учебный проект]]
 
   [[Категория:Учебный проект]]

Текущая версия на 08:01, 1 ноября 2011

Герб Советска и р-на.JPG

Руководитель проекта

Туева Светлана Леонидовна, учитель информатики и ИКТ МОУ лицей г.Советска Кировской области


Содержание

[править] Цель создания проекта

Показать красоту Вятского края на примере малого городка Советска

[править] Гимн проекта

[править] Задачи проекта

  1. Рассказать об исторических особенностях становления города;
  2. Показать красоту природы города Советска и Советского района;
  3. Рассказать о знаменитых земляках-советчанах (кукарах);

[править] Участники проекта 2008-2009 учебного года

Учащиеся 11 "А" класса социально-экономического профиля МОУ лицей г.Советска Кировской области


[править] Участники проекта 2011-2012 учебного года

[править] Мой город (вступление в проект)

Мой город

                                                          Л.А. Полякова
                         Советск родной, мой милый городок,
                         Стоишь вдали ты от больших дорог,
                         К тебе не ходят даже поезда,
                         Но здесь горит, горит моя звезда!
                         Текут здесь реки Пижма и Немда.
                         Бежит в тех реках чистая вода,
                         Живут здесь люди, добрые душой.
                         Таков мой город, город небольшой.

Город Советск, что расположен в Кировской области, имеет богатую и интересную историю. Жители его в разные годы и века были не только свидетелями, но и активными участниками многих важных исторических событий, наложивших отпечаток на судьбу Отечества. Советчане вписали в его историю немало славных страниц. Историю города надо знать, потомучто мы родились здесь, живем или жили, наша жизнь связана с этим прекрасным краем. Местность вокруг города необыкновенно красива. Праздничность сосновых боров и монашеская строгость еловых лесов, роскошь многоцветия трав и свер-кающие влажной зеленью пойменные заливные луга. А какое обилие рек! В двух километрах от города в многоводную Пижму впадает тихая речка Немда. Через 5 километров сама Пижма вливается в мощную реку Вятку, которая протекает между Жерновогорьем и Лесотехникумом, вклю-ченными в городскую черту. А озера и старицы округи, ключи, вблизи которых предпочитали ставить свои починки вятские крестьяне! Среди обаяния этой природы спокойно спускаются к Пижме дома и улицы города Советска. И чувствуется удивительная гармония и равновесие между го-родом и окружающей природой. Здесь есть все: высокий крутой берег и пологий спуск к песчаному пляжу. Панорама величественна и прекрасна. Хочется верить, что наш проект будет интересен жителям и гостям города, продолжателям истории нашего края.

[править] Летопись дат и событий

1594 г. – первое письменное упоминание о слободе Кукарке. 1609 г. – Кукарка сожжена. 1620 г.– появились первые сведения о вновь выстроенной слободе Кукарке. 1678 г. – основан Кукарский Успенский женский монастырь. 1839 г. – открыта больница. 1840 г. – открыто первое учебное заведение – мужское одноклассное училище. 1861 г. – открыта общественная библиотека П.В. Алабиным. 1869 г.. - открыта лесная школа. 1880 г.. – в Кукарке открыта телеграфная станция. 1893 г. – открыта школа кружевниц в слободе Кукарке. 1903 г. – открыта учительская семинария. 1905 г. – построено пожарное депо. 1908 г. – открыто городское училище. 1910 г. – в слободе построена электростанция. январь 1910 г. – организовано кукарское образовательное общество. июнь 1910 г. – открыт родиноведческий музей. 1911 г. – кукарское электрическое товарищество построило телефонную станцию. Март 1918 г. - в Кукарке издается газета «Голос труда». Август 1918 г. – стала издаваться уездная газета «Известия» (вместо газеты «Голос труда»). 9 августа 1918 г. слобода Кукарка переименована в г. Советск. 20 октября 1918 г. создана комсомольская организация. 1920 г. – организована трудовая артель кружевниц. 1922 г. создана пионерская организация. 1926 г. – появились первые радиоточки. 1930 г. – стала выпускаться газета «Путь Ильича» (с 1962г. «Ленинское знамя», с 1991- «Вести трехречья»). 1932г. организована чулочная мастерская (с 1934г. – трикотажная фабрика с 1943 г.- перчаточная фабрика). 1961 г. – построена первая водонапорная башня в городе. 1964 г. - началось впервые асфальтирование (улицы Кирова). 1965 г.- появление телеретранслятора в г. Советске. 1968 г.- 1 сентября открыт памятник воинам советчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. 1972 г. – пущена в эксплуатацию ср. школа №1 на 964 места. 1976 г. – ввод нового автомобильного моста через р. Пижму. 1977 г. – построен районный Дом культуры. 1985 г. –построен пешеходный мост через р. Пижму (на месте старого проезжего моста, построенного в 1964г.) 1991г. – пущен в эксплуатацию автомобильный мост через р. Вятку. 2008г. – открытие плазмоцентра.

[править] Карта города Советска и Советского района

Извините, данный раздел проекта находится в разработке.

[править] Исторические истоки города

Cлобода Кукарка Кукарского уезда Вятской губернии

[править] Экскурсия по городу

Город Советск Кировской области

Администрация города

Администрацию города возглавляет глава муниципального образования. Он является высшим должностным лицом и наделяется в соответствии с уставом собственными полномочиями. Глава избирается на муниципальных выборах, он подконтролен и подотчетен населению. Структура городской администрации изменилась с 1 января 2009 года. Появился заместитель главы администрации и три отдела: отдел ЖКХ и муниципальной собственности, организационно-правовой и финансово-экономический. Отдел ЖКХ и муниципальной собственности контролирует организацию в городе тепло- и водоснабжения населения, а также водоотведения. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора – тоже в компетенции отдела. Специалисты отдела также занимаются вопросами приватизации жилья и сбора арендной платы за землю. Финансово-экономический отдел формирует бюджет города и контролирует его исполнение. Организационно-правовой отдел – самый большой по численности. Сюда входят: специалист по работе с Думой города, юрист, специалист по СМИ и связям с общественностью и т. д. Специалист по работе с Думой отвечает за формирование вопросов на заседание Думы, работу депутатских комиссий и опубликование (или обнародование) решений Думы. Юрист представляет администрацию города в судебных заседаниях, а также контролирует правовую правильность всех документов, исходящих из администрации. Специалист по СМИ и связям с общественностью готовит материалы о работе администрации и Думы города для публикации в официальном издании городской администрации – газете «Наш город над Пижмой-рекой». Кроме того, в администрации работает главный архитектор, который контролирует вопросы строительства и ремонта в городской черте. Не так давно (в 2005 году) в городе появился свой представительный орган – Дума города Советска (ранее была только районная Дума). Ее возглавляет председатель Думы, который работает на общественных началах. Представительный орган сформирован из 16-ти депутатов, которых выбрало население в своих избирательных округах – на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Городская Дума обладает большими полномочиями. В ее исключительной компетенции находятся вопросы принятия устава города и внесение в него изменений и дополнений, а также утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении. Дума устанавливает, изменяет и отменяет местные налоги и сборы, принимает планы и программы развития муниципального образования, определяет порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, регулирует установление тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений и т. д. Попросту говоря, администрация города и ее глава работают для того, чтобы люди жили лучше. Если улицы освещены, мусора нет, дороги зимой разгребаются от снега, а летом ремонтируются – значит, местная власть работает. Представительный орган (Дума) должен играть главную роль: от того, какой он принимает бюджет, какие программы намечает для развития своего поселения, зависит очень многое. Местное самоуправление – это больше, чем власть. В первую очередь потому, что она близка к населению. И каждый человек, проживающий на данной территории, имеет возможность влиять на принимаемые решения, чтобы они принимались в интересах населения.

[править] Кукарка-Советск: церкви края

Казанско-Богородицкая церковь

Покровская церковь

Троицкий собор и Спасо-Преображенская церковь


Троицкий собор и Спасо-Преображенская церковь (сл. Кукарка).Тот собор, который мы знаем по фотографиям и которым так гордились кукарские жители, был построен в 1829 году. Название Троицкий он наследует от других церквей и храма, которые в Кукарке существовали до него. Впервые в литературных источниках упоминается «древян храм живоначальной Троицы» в книге Константина Шушерина в 1620 году. А собор упоминается впервые в 1678 году. В 1750 году в Кукарке случился большой пожар, в котором сгорели собор, крепость и деревянные Спасо-Преображенская и Успенская церкви. Но церкви сразу же восстанавливаются. Строится каменная Спасо-Преображенская церковь в 1752 году, каменный Троицкий собор в 1761 году (по другим источникам в 1750 году) и деревянная Успенская церковь. Спасо-Преображенская церковь и собор соседствовали друг с другом. Обе колокольни были отдельно стоящими от храмов. В этом виде собор простоял до 1818 года, когда кукарские жители решили его сломать, так как он был мал и некрасив, а на его месте построить новый. В это время было принято решение Спасо-Преображенскую церковь приписать к Троицкому собору, и с того времени она стала называться теплым храмом Троицкого собора. Из прибавления № 8, № 9 к «Вятским губернским ведомостям» за 1838 год: «В Кукарке четыре каменные церкви, в том числе особенно замечателен богатый собор, построенный по плану, составленному в Кабинете Его Императорского Величества архитектором Статским Советником Руско, усердием прихожан и всех удельных крестьян Яранского уезда. Замечательно, что постройка этого огромного здания, которое в длину и ширину имеет по 18 сажен, а в вышину с крестом 26 сажен (сажень - 2 метра 13 сантиметров), произведена с соблюдением всех правил архитектуры без Архитектора. Комиссия, возглавляемая непосредственно Главным Управляющим Вятскою Удельною Конторою, строила его самым экономическим образом. Все материалы заготовлялись на месте, заблаговременно, с соблюдением всех выгод. Кирпич, которого израсходовано более трех миллионов, с доставкой на место не дороже 14 рублей за тысячу. Наружная сторона собора выложена опочным камнем, которым изобилует Кукарка... Построение храма стоило более 200 тысяч рублей. Храм украшен тремя иконостасами с отличной резьбою и позолотою, с образами хороших мастеров. Теплый храм по величине и расположению заслуживает не меньшей похвалы. Если он уступает холодному в красоте и блеске снаружи, зато далеко превосходит расположением. В нем все устрое¬но так, что невольно побуждает к молитве. Вся честь как в построении холодного храма, так и в переправке теплого, принадлежит бывшему в Кукарке протоиерею Феоктисту Ивановичу Ивановскому. При соборах есть две колокольни очень хорошей архитектуры. Главная имеет в вышину с крестом 31 сажень». Собор был построен вновь, но колокольня осталась от старого собора 1761 года (по иным источникам - 1700 года). В Троицком соборе, кроме главного - во имя Троицы, были приделы Петра и Павла и во имя Святого благоверного Великого князя Александра Невского. А в теплом храме главный придел - во имя Преображения Господня, и во имя Смоленской Божией Матери, и Николая Чудотворца Мирликийского. Пятиглавый с большим круглым куполом собор и колокольня действительно были величественны - 66 метров в высоту. Он привлекал к себе взор со всех сторон. В Кукарке самое большое богатство было сосредоточено именно в этих двух храмах, в них сосредотачивалась вся старина местной христианской культуры, старинные иконы и книги. Среди них: книги «Иоанн Златоуст» 1664 г., «Рус-ский временник» 1681 г., «Лексикон треязычный» 1704 г., «Триод» - 1717г., «Дневник камер-юнкера Бергольца» 1721 г., «Регламент» - 1724 г., «Камень веры» - 1728 г., «Евангелие учительское» - 1744 г.; крест серебропозолоченный 1747 года... Внутри помещения колокольни, в часовне, был установлен массивный крест из толстого дерева, обтесанный «маковицей» и вставленный в землю, распятие на нем обложено позлащенным серебром стоимостью 1200 рублей. Резное изображение Спасителя помещено в стеклянный футляр. В соборе - икона Смоленской Божией Матери (принесена из Казани около 1700 года), восьмиконечный деревянный напрестольный крест, обложенный тонкочеканным серебром с надписью о царе Михаиле Федоровиче. Снаружи собор имел множество архитектурных деталей из резной опоки: отделка окон, дверных проемов, базы и капители колонн, крыльцо и ступени ле-стниц, цоколь здания, отмостка и водоотводные лотки, выносные плиты и симы; довольно редкие элементы архитектуры в нашем крае: триглифы, метапы, капли, тении, регулы, колонны… В дальнейшем строительстве кирпичных зданий в Кукарке (в 30-е годы XIX века было всего 8 гражданских кирпичных зданий) архитектура собора служила постоянным примером для каменного строительства. Теплый храм был обнесен глухой каменной оградой, а холодный (собор) – ажурной решёткой на опочном цоколе. Троицкий собор был разрушен в 30-годы XX века. Кирпич вывезен в Киров на строительство гостиницы «Центральная», а колонны, по воспоминаниям старожилов, украшают драматический театр г. Кирова. Стены разбирали вручную, загружали в баржи на Пижме (высота стен была значительная, лотки из досок одним концом были положены на собор, а другим на баржу - кирпичи скользили прямо в неё). Теплый храм пострадал меньше - у него разрушен только купол и колокольня. Всё помещение сохранилось, только справа появился пристрой, а вместо входа в здание церкви сделано окно. Ныне в этом здании расположен краеведческий музей. К собору была приписана Тихвинская церковь при д. Лядовской, построенная в 1863 году на месте сооружённой в древности часовни (в память избавления от моровой язвы) жителями слободы Кукарки, давшими обет ежегодно на Троицкой неделе совершать Крестный ход с иконою Смоленской Божьей Матери и служить заздравные молебны. Церковь уничтожена пожаром в 1913 году, отстраивалась ли вновь – неизвестно. Собору принадлежали часовни: в соборной колокольне (внизу) - «Крестовоздвиженская»; на старом кладбище (у устья р. Кукарки) - каменный столп; в д. Лядовской (на могиле Марии убиенной) - деревянная с каменным подвалом; в д. Тараево (Тырышкино) - деревянная «Богородицкая»; в д. Смоленцево (на ключе) - деревянная «Смоленской Божьей Матери»; за д. Смоленцево - «Спасская» (каменный столп). Успенская церковь (сл. Кукарка). Успенская церковь ведет свою историю от кукарского Успенского женского монастыря (во имя Успения Божьей матери), основанного в слободе Кукарке 1676-1678 годах. В 1740 году монастырь был упразднен, а церковь переведена в приходскую. Церковь в монастыре была деревянной, неоднократно перестраивалась, подвергалась пожарам. После пожара 1750 года церковь вновь была выстроена в 1764 году (деревянная, с деревянными крестами, обшитыми белым железом. В церкви было 2 придела: во имя Успения Божьей матери и во имя всех святых; утвари было мало), но и она сгорела в 1787 году. Еще при существовании деревянной церкви, на основании храмозданной грамоты Преосвященника Лаврентия от 9 июля 1786 года, вятский архитектор Филимон Меркулович Росляков готовит сметы и чертежи на строительство ка-менной Успенской церкви. В 1788 году каменная церковь была построена об одном теплом приделе и расширена в 1796 году пристройкой двух холодных приделов: левый - в честь мучеников (в последствии переименованный во имя Сергия Радонежского), а правый - во имя всех святых. Эта церковь существовала в таком виде до 1862 года. В связи с ростом числа прихожан храм становится тесен, особенно зимой. В 1862 - 1867 годах подкупольная часть церкви расширяется на 3 придела. Вновь устраиваются все 3 иконостаса. Успенская церковь (ее холодная часть), перестраивается и делается духовое отопление. Колокольня и трапезная остаются прежними. В это время в слободе сложился зажиточный слой купечества и представители его считали за честь своим материальным участием украшать храмы в слободе. Средства на перестройку поступали от прихожан-благотворителей. Все три престола освящены в 1868, 1869 и 1870 годах. Каменная ограда от прежней церк-ви оказалась тесной и её в 1876 году снесли, построили временную деревянную, а в 1895-1897 годах на средства семейства П.П. Носова была построена просторная ограда на опочном цоколе с такими же опочными точеными столбами, забранными коваными узорчатыми решётками. Строится каменная паперть. Изготавливается 2-х ярусный иконостас. 16 икон для иконостаса пишет итальянский художник М.Ф. Андриолли. В центральном приделе живопись выполняется учениками московского училища ваяния и зодчества под руководством художника Ергунова по эскизам художника В.М. Васнецова (1884 г.). В восьмигранном куполе в строгих позах застыли легендарные прорицательницы - Сивиллы. В 1884 году при церкви была открыта церковно-приходская школа. В 1887 и 1889 годах на средства прихожан и П.П. Носова строятся две часовни на углах каменной церковной ограды с решёткой в честь Александра II и Александра III. В высоту они были около 16 м и около 7 метров каждая сторона, отделаны белой резной опокой по красному кирпичу, с высоким цоколем и витражами в дверях. На северном фризе здания церкви была исполнена живопись на библейский сюжет. Маковки церкви и колокольни сверкали золотом на солнце. В кресты были вмонтированы зеркальные отражатели. В церкви хранились ценные иконы «Трех радостей» (неизвестного художника) Преподобного Марона и Ахтырской Божьей Матери. 23 января 1918 года декретом рабоче-крестьянского правительства церковь была отделена от государства. Инструкция от 24.08.1918 года: «Всем церковным Советам и хранителям церковных ценностей. Рабоче–крестьянское правительство декретом об отделении церкви от го-сударства и школы от церкви, опубликованном от 23 января 1918 года в №15 га-зеты рабоче–крестьянского правительства, а также по исполнению и проведению в жизнь этого декрета постановлением Народного Комиссариата Юстиции (Инструкция об отделении церкви от государства и школы от церкви от 24 ав-густа 1918 года, распубликованная в известии ВЦИК в №186 от 30 августа 1918 года лишило всякого юридического права собственности все общества группы религиозных верований на имущество (ценности) в чем бы оно не заключалось обратно таковое в общенародное достояние, считая распорядителем всего на местах рабоче–крестьянские красноармейские Советы, передавая лишь группам верующих того или иного культа в бесплатное пользование на основании догово-ренности верующих с Волостными Советами, где группы религиозных верующих обязуются беречь и охранять все ценности и имущество ничуть не расточая его, а наоборот поддерживая его благосостояние впредь до того момента, когда явится Государственная потребность использования в общенародных интересах РСФСР). В исторический неслыханный момент переживаемого голода в рабоче–крестьянской стране, где должно быть все использовано во имя спасения

[править] Природные памятники Советского района

Вятская Швейцария

Чертова печь

Пещера Киров – 600

Чембулат

Берестнятский водопад

Скала Часовой

Суводский бор

Быковщинское озеро

Тихая речка Немда

Пижемское городище

Вятка-красавица

Петропавловск

[править] Местные знаменитости

Изергин Михаил Иванович

Завалишная Мария Степановна

Ведерников Александр Филиппович

Полякова Лариса Александровна

Завадская Вера Николаевна

Суслова Галина Ивановна

Меньшиков Валерий Александрович

Корякин Николай Анатольевич

Тихомиров Владимир Сергеевич

[править] Истории, мифы и легенды края

Извините, раздел проекта в стадии разработки.

[править] Герои Советского Союза-советчане

Извините, раздел проекта в стадии разработки.

[править] К столетию краеведческого музея города Советска

Уважаемые посетители нашего проекта! 16 июня 2010 года краеведческому музею города Советска исполняется 100 лет. Музей открыт по инициативе местного жителя А.С.Лебедева. С 1919 по 1922 гг. существовало два музея: родиноведческий и искусства и старины. В 1922 г. оба музея объединяются в один научно-художественный который в 1926 г. был преобразован в музей местного края. С 1936 г. именуется краеведческим. С 1986 по 1991 гг. оформлены новые экспозиции: отдел природы, история дооктябрьского прошлого края, история края с 1917 по 1990 гг., оформлена экспозиция "Деятели науки и культуры - советчане". Советский районный краеведческий музей открыт 16 июня 1910 года по инициативе любителя - краеведа А.С. Лебедева. С 1919 - 1922 гг. существовало два музея - родиноведческий и искусства и старины. В 1922 году оба музея объединены в один научно-художественный, который в 1926 году был преобразован в музей местного края. С 1936 года музей именуется краеведческим. С 1982 - 1997 гг.музей был филиалом Кировского объединенного историко-архитектурного и литературного музея. В ноябре 1985 года музей переходит на новые площади. С 1986 по 1991 гг. совместно с художниками Кировских художественно-производственных мастерских оформлены новые экспозиции: отделы природы, истории края, дооктябрьского прошлого, история с 1917 по 1991 гг, знаменитые земляки, оборудован выставочным залом. Бывшее здание Спасо-Преображенской церкви 1752 года постройки. В 30-е гг. было частично разрушено. Справа пристроены дополнительные площади. До музея в здании находился районный дом Культуры.

[править] Тематика творческих работ учащихся по теме проекта

1. Байконур - моя боль и любовь. Автор работы Смышляева Елена, выпускница лицея, участница XII областных Циолковских чтений, 2008 год.

Байконур-моя боль и любовь

[править] Источники

  1. Города земли Вятской. Кукарка - Советск. К 90-летию переименования. - Киров: ООО "Альфа-Ком", 2008. Составитель - директор МУК "Советский районный краеведческий музей", заслуженный работник культуры РФ Смехова А.Н.
  2. Кукарка-Советск:церкви края. - Советск, 2009. Составитель - краевед Советского района Репин А.С.
  3. Истории, мифы и легенды края (издание второе дополненное). - Советск, 2006.Составители - работники Советского районного краеведческого музея: А.Н. Смехова, С.А. Лапшина, С.Н. Головина.
  4. Герои Советского Союза - советчане.Советск, 1995. Составитель - директор МУК "Советский районный краеведческий музей", заслуженный работник культуры РФ Смехова А.Н.
  5. Кукарка-Советск. Время и судьбы. Киров, 1999 год. Составитель - директор МУК "Советский районный краеведческий музей", заслуженный работник культуры РФ Смехова А.Н.

[править] Ссылки

Персональные инструменты
Инструменты