Учебный проект Город Советск - жемчужина Вятского края

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Кукарка-Советск: церкви края)
(Кукарка-Советск: церкви края)
Строка 133: Строка 133:
 
Как писал в 1901 году протоиерей Троицкого собора А. М. Добринский: «Стоит она на четырёх больших могилах с уложением в них павших в битвах с черемисами. Могилы устроены в деревянных срубах с таковыми же покрышками. Около села таких могил было много, по выработке опоки они обрушились, кроме четырех под часовней. По рассказам стариков, в обрушившихся могилах было много человеческих костей и остатков деревянных срубов. К этой часовне из-древле народ питал особое уважение. Два раза в год к ней стекалось множество народа — в Мясопустную и в четверг на 7-й неделе по Пасхе».
 
Как писал в 1901 году протоиерей Троицкого собора А. М. Добринский: «Стоит она на четырёх больших могилах с уложением в них павших в битвах с черемисами. Могилы устроены в деревянных срубах с таковыми же покрышками. Около села таких могил было много, по выработке опоки они обрушились, кроме четырех под часовней. По рассказам стариков, в обрушившихся могилах было много человеческих костей и остатков деревянных срубов. К этой часовне из-древле народ питал особое уважение. Два раза в год к ней стекалось множество народа — в Мясопустную и в четверг на 7-й неделе по Пасхе».
 
После перевода монастыря в слободу Кукарку, около часовни в поминальные дни, при стечении множества народа, служили молебны и панихиды, совершался Крестный ход. Церковнослужители получали значительные доходы, которые частично поступали в Кукарские монастыри, а после их упразднения - в образованные приходские церкви. (В 1940-е годы кладбище закрыли, а резные опочные памятники службой быта г. Советска увозили в Киров, где стесывали надписи с именами усопших жерновогорских жителей и писались новые.)
 
После перевода монастыря в слободу Кукарку, около часовни в поминальные дни, при стечении множества народа, служили молебны и панихиды, совершался Крестный ход. Церковнослужители получали значительные доходы, которые частично поступали в Кукарские монастыри, а после их упразднения - в образованные приходские церкви. (В 1940-е годы кладбище закрыли, а резные опочные памятники службой быта г. Советска увозили в Киров, где стесывали надписи с именами усопших жерновогорских жителей и писались новые.)
 
 
Спасская часовня (вторая) -  деревянная, построенная на месте монастыря в незапамятные времена, вокруг каменного столпа, возможно, на месте престола церкви Иоанна Предтечи. В 1866 году на средства отставного унтер-офицера Егора Богомолова в память спасения от покушения Александра II эта часовня была перестроена.
 
Спасская часовня (вторая) -  деревянная, построенная на месте монастыря в незапамятные времена, вокруг каменного столпа, возможно, на месте престола церкви Иоанна Предтечи. В 1866 году на средства отставного унтер-офицера Егора Богомолова в память спасения от покушения Александра II эта часовня была перестроена.
 
К Воскресенской часовне (третьей) совершался Крестный ход в Ильин день из Жерновогорской церк¬ви. Она располагалась недалеко от Спасской часовни.
 
К Воскресенской часовне (третьей) совершался Крестный ход в Ильин день из Жерновогорской церк¬ви. Она располагалась недалеко от Спасской часовни.
Строка 144: Строка 143:
 
с. Ильинска Михаилом Трониным.
 
с. Ильинска Михаилом Трониным.
 
Правый, во имя Ильи Пророка, освящен 15 декабря 1886 года, левый -Сретенский - 1 февраля 1887 года. Колокольня была сделана временно деревянная. В 1895 году решено было построить каменную в одной связи с храмом, соединив её с церковью коридором. В 1901 году строительство колокольни было закончено.
 
Правый, во имя Ильи Пророка, освящен 15 декабря 1886 года, левый -Сретенский - 1 февраля 1887 года. Колокольня была сделана временно деревянная. В 1895 году решено было построить каменную в одной связи с храмом, соединив её с церковью коридором. В 1901 году строительство колокольни было закончено.
В 1905 году храм был обнесен железной оградой на опочном цоколе с точеными опочными столбиками, увенчанными глазурованными го¬лубыми шарами. Самый большой колокол на колокольне, пожертвованный Дмитрием Барбаши-ным, весил 1670 кг, стоил 7724 руб. 06 коп. (он же оплатил об¬работку опочного камня на сум¬му 10 000 руб.). На другие колоко¬ла жертвовали Богомолов, Старо¬стин, Милютин, Елькин.
+
В 1905 году храм был обнесен железной оградой на опочном цоколе с точеными опочными столбиками, увенчанными глазурованными голубыми шарами. Самый большой колокол на колокольне, пожертвованный Дмитрием Барбашиным, весил 1670 кг, стоил 7724 руб. 06 коп. (он же оплатил обработку опочного камня на сумму 10 000 руб.). На другие колокола жертвовали Богомолов, Старостин, Милютин, Елькин.
Все строительные материалы производились на месте, строи¬ли свои масте-ра. Кладку церков¬ного здания, тёску опоки произ¬водила артель местных камен-щи¬ков во главе с мастером Т. М. Тюриным.                                                 
+
Все строительные материалы производились на месте, строили свои мастера. Кладку церковного здания, тёску опоки производила артель местных каменщиков во главе с мастером Т. М. Тюриным.                                                 
Всеми финансовыми и хозяйственными делами ведал священ¬ник А. Г. По-пов. В 1879 году Попов был переведен в другое село, и с этого времени хлопоты по воз¬ведению храма легли на предсе¬дателя приходского попечитель¬ства С. А. Елькина, который кре¬дитовал свои средства без про¬центов. Также использовался до¬ход от перевоза через р. Вятку и от аренды земли А. К. Александ¬ровой под ко-локололитейный завод в Жерновогорье. Церков¬ный староста купец 1 гильдии Ни-колай Дмитриевич Якимов оплатил изготовление иконоста¬са, покраску крыши, установку крестов, косяков в окна и двери. Все кузнечные работы выполне¬ны в его кузнице в Русской Ку¬рье.  
+
Всеми финансовыми и хозяйственными делами ведал священник А. Г. Попов. В 1879 году Попов был переведен в другое село, и с этого времени хлопоты по возведению храма легли на председателя приходского попечительства С. А. Елькина, который кредитовал свои средства без процентов. Также использовался доход от перевоза через р. Вятку и от аренды земли А. К. Александровой под колокололитейный завод в Жерновогорье. Церковный староста купец 1 гильдии Николай Дмитриевич Якимов оплатил изготовление иконостаса, покраску крыши, установку крестов, косяков в окна и двери. Все кузнечные работы выполнены в его кузнице в Русской Курье.  
Прихожане, не имеющие возможности вне¬сти деньги, безвозмез¬дно труди-лись на сооружении храма: носили песок, кирпич, глину, качали воду, заготовля-ли лес на леса, пилили брус и доски…
+
Прихожане, не имеющие возможности внести деньги, безвозмездно трудились на сооружении храма: носили песок, кирпич, глину, качали воду, заготовляли лес на леса, пилили брус и доски…
Иконы в иконостас написал  нижегородский живопи¬сец Салабанов. Резной иконостас выполнил вятский мастер Ильин. Иконостас не золотили, а покрасили в белый цвет, что создавало гармонию с белокаменным узоречьем фасада церкви.                 
+
Иконы в иконостас написал  нижегородский живописец Салабанов. Резной иконостас выполнил вятский мастер Ильин. Иконостас не золотили, а покрасили в белый цвет, что создавало гармонию с белокаменным узоречьем фасада церкви.                 
  День освящения храма вылился во всеобщее гулянье. Как со¬общала гу-бернская пресса:
+
  День освящения храма вылился во всеобщее гулянье. Как сообщала губернская пресса:
«Давняя мечта поселян, их дедов и прадедов создать величественный со-бор, украсив его местным резным опочным камнем, осуществилась. Собор стал главной достопримечательностью села, живописно раскинувшегося на склоне между Вяткой и Пижмой. Высота этого чудного сооружения достигала 31 метра, а ширина и длина — по 25 метров.             
+
«Давняя мечта поселян, их дедов и прадедов создать величественный собор, украсив его местным резным опочным камнем, осуществилась. Собор стал главной достопримечательностью села, живописно раскинувшегося на склоне между Вяткой и Пижмой. Высота этого чудного сооружения достигала 31 метра, а ширина и длина — по 25 метров.             
 
В день открытия весь храм был в огнях. Яркий свет, льющийся из высоких арочных окон, ритмично прорезавших барабаны глав, наполнял интерьер светом и особой, чисто светской жизнерадостностью, блики солнца преломлялись в витринах окон, зажигались на золотом фоне икон, преломляясь в ажурных за-витках 3-ярусного паникадила (люстры), в вечерние часы вспыхнувшего всеми 38-ю свечами. Народа собралось много. Были почти все почтеннейшие жители сл. Кукарки. По окончании литургии С. А. Елькиным была предложена в его доме трапеза для посетителей.»                                     
 
В день открытия весь храм был в огнях. Яркий свет, льющийся из высоких арочных окон, ритмично прорезавших барабаны глав, наполнял интерьер светом и особой, чисто светской жизнерадостностью, блики солнца преломлялись в витринах окон, зажигались на золотом фоне икон, преломляясь в ажурных за-витках 3-ярусного паникадила (люстры), в вечерние часы вспыхнувшего всеми 38-ю свечами. Народа собралось много. Были почти все почтеннейшие жители сл. Кукарки. По окончании литургии С. А. Елькиным была предложена в его доме трапеза для посетителей.»                                     
Своим великолепием собор по¬ражал не только местных жителей. В мае 1878 года село посетил обер-прокурор Святейшего Синода граф Д. А. Толстой. Осматривая церковь и любуясь её белокаменным декором, граф был удивлён. По его словам, он не видел на Руси храмов, так раскра¬шенных снаружи опочными ко¬лоннами, карнизами и другими фи¬гурами.
+
Своим великолепием собор поражал не только местных жителей. В мае 1878 года село посетил обер-прокурор Святейшего Синода граф Д. А. Толстой. Осматривая церковь и любуясь её белокаменным декором, граф был удивлён. По его словам, он не видел на Руси храмов, так раскрашенных снаружи опочными колоннами, карнизами и другими фигурами.
К сожалению, это дивное сооружение радовало души прихожан всего пол-сотни лет. Его постиг¬ла та же участь, что и многие дру¬гие храмы на Руси. Он был ра¬зобран на стройматериал в 1938 году. Кирпич купило Вятское реч¬ное пароход-ство и построило дом в г. Кирове. Баржи подходили для погрузки в протоку в ве-сеннее время вблизи от церкви. Об¬ломки церкви использовали для укрепления причала на пристани «Советск». Железную крышу разделили по предприятиям г. Советска: в роно—250 листов, дом инвалидов — 20, кинотеатру — 30, сельхозар-тели им. Калинина — на 200 руб. обрезки 1 листов и др.
+
К сожалению, это дивное сооружение радовало души прихожан всего полсотни лет. Его постигла та же участь, что и многие другие храмы на Руси. Он был разобран на стройматериал в 1938 году. Кирпич купило Вятское речное пароходство и построило дом в г. Кирове. Баржи подходили для погрузки в протоку в весеннее время вблизи от церкви. Обломки церкви использовали для укрепления причала на пристани «Советск». Железную крышу разделили по предприятиям г. Советска: в роно—250 листов, дом инвалидов — 20, кинотеатру — 30, сельхозартели им. Калинина — на 200 руб. обрезки 1 листов и др.
 
На месте церкви в Жерновогорье построили городскую баню, а там, где была деревянная церковь, - танцплощадку, а потом кинотеатр, который также существовал недолго.
 
На месте церкви в Жерновогорье построили городскую баню, а там, где была деревянная церковь, - танцплощадку, а потом кинотеатр, который также существовал недолго.
  

Версия 14:39, 30 октября 2009

Герб Советска и р-на.JPG

Руководитель проекта

Туева Светлана Леонидовна, учитель информатики и ИКТ МОУ лицей г.Советска Кировской области


Содержание

Цель создания проекта

Показать красоту Вятского края на примере малого городка Советска

Задачи проекта

  1. Рассказать об исторических особенностях становления города;
  2. Показать красоту природы города Советска и Советского района;
  3. Рассказать о знаменитых земляках-советчанах (кукарах);

Участники проекта

Учащиеся 11 "А" класса социально-экономического профиля МОУ МОУ лицей г.Советска Кировской области


Мой город (вступление в проект)

   Мой город  
                                                          Л.А. Полякова
                         Советск родной, мой милый городок,
                         Стоишь вдали ты от больших дорог,
                         К тебе не ходят даже поезда,
                         Но здесь горит, горит моя звезда!
                         Текут здесь реки Пижма и Немда.
                         Бежит в тех реках чистая вода,
                         Живут здесь люди, добрые душой.
                         Таков мой город, город небольшой.

Город Советск, что расположен в Кировской области, имеет богатую и интересную историю. Жители его в разные годы и века были не только свидетелями, но и активными участниками многих важных исторических событий, наложивших отпечаток на судьбу Отечества. Советчане вписали в его историю немало славных страниц. Историю города надо знать, потомучто мы родились здесь, живем или жили, наша жизнь связана с этим прекрасным краем. Местность вокруг города необыкновенно красива. Праздничность сосновых боров и монашеская строгость еловых лесов, роскошь многоцветия трав и свер-кающие влажной зеленью пойменные заливные луга. А какое обилие рек! В двух километрах от города в многоводную Пижму впадает тихая речка Немда. Через 5 километров сама Пижма вливается в мощную реку Вятку, которая протекает между Жерновогорьем и Лесотехникумом, вклю-ченными в городскую черту. А озера и старицы округи, ключи, вблизи которых предпочитали ставить свои починки вятские крестьяне! Среди обаяния этой природы спокойно спускаются к Пижме дома и улицы города Советска. И чувствуется удивительная гармония и равновесие между го-родом и окружающей природой. Здесь есть все: высокий крутой берег и пологий спуск к песчаному пляжу. Панорама величественна и прекрасна. Хочется верить, что наш проект будет интересен жителям и гостям города, продолжателям истории нашего края.

Летопись дат и событий

1594 г. – первое письменное упоминание о слободе Кукарке. 1609 г. – Кукарка сожжена. 1620 г.– появились первые сведения о вновь выстроенной слободе Кукарке. 1678 г. – основан Кукарский Успенский женский монастырь. 1839 г. – открыта больница. 1840 г. – открыто первое учебное заведение – мужское одноклассное училище. 1861 г. – открыта общественная библиотека П.В. Алабиным. 1869 г.. - открыта лесная школа. 1880 г.. – в Кукарке открыта телеграфная станция. 1893 г. – открыта школа кружевниц в слободе Кукарке. 1903 г. – открыта учительская семинария. 1905 г. – построено пожарное депо. 1908 г. – открыто городское училище. 1910 г. – в слободе построена электростанция. январь 1910 г. – организовано кукарское образовательное общество. июнь 1910 г. – открыт родиноведческий музей. 1911 г. – кукарское электрическое товарищество построило телефонную станцию. Март 1918 г. - в Кукарке издается газета «Голос труда». Август 1918 г. – стала издаваться уездная газета «Известия» (вместо газеты «Голос труда»). 9 августа 1918 г. слобода Кукарка переименована в г. Советск. 20 октября 1918 г. создана комсомольская организация. 1920 г. – организована трудовая артель кружевниц. 1922 г. создана пионерская организация. 1926 г. – появились первые радиоточки. 1930 г. – стала выпускаться газета «Путь Ильича» (с 1962г. «Ленинское знамя», с 1991- «Вести трехречья»). 1932г. организована чулочная мастерская (с 1934г. – трикотажная фабрика с 1943 г.- перчаточная фабрика). 1961 г. – построена первая водонапорная башня в городе. 1964 г. - началось впервые асфальтирование (улицы Кирова). 1965 г.- появление телеретранслятора в г. Советске. 1968 г.- 1 сентября открыт памятник воинам советчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. 1972 г. – пущена в эксплуатацию ср. школа №1 на 964 места. 1976 г. – ввод нового автомобильного моста через р. Пижму. 1977 г. – построен районный Дом культуры. 1985 г. –построен пешеходный мост через р. Пижму (на месте старого проезжего моста, построенного в 1964г.) 1991г. – пущен в эксплуатацию автомобильный мост через р. Вятку. 2008г. – открытие плазмоцентра.

Карта города Советска и Советского района

Извините, данный раздел проекта находится в разработке.

Исторические истоки города

Cлобода Кукарка Кукарского уезда Вятской губернии

Экскурсия по городу

Город Советск Кировской области

Администрация города

Администрацию города возглавляет глава муниципального образования. Он является высшим должностным лицом и наделяется в соответствии с уставом собственными полномочиями. Глава избирается на муниципальных выборах, он подконтролен и подотчетен населению. Структура городской администрации изменилась с 1 января 2009 года. Появился заместитель главы администрации и три отдела: отдел ЖКХ и муниципальной собственности, организационно-правовой и финансово-экономический. Отдел ЖКХ и муниципальной собственности контролирует организацию в городе тепло- и водоснабжения населения, а также водоотведения. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора – тоже в компетенции отдела. Специалисты отдела также занимаются вопросами приватизации жилья и сбора арендной платы за землю. Финансово-экономический отдел формирует бюджет города и контролирует его исполнение. Организационно-правовой отдел – самый большой по численности. Сюда входят: специалист по работе с Думой города, юрист, специалист по СМИ и связям с общественностью и т. д. Специалист по работе с Думой отвечает за формирование вопросов на заседание Думы, работу депутатских комиссий и опубликование (или обнародование) решений Думы. Юрист представляет администрацию города в судебных заседаниях, а также контролирует правовую правильность всех документов, исходящих из администрации. Специалист по СМИ и связям с общественностью готовит материалы о работе администрации и Думы города для публикации в официальном издании городской администрации – газете «Наш город над Пижмой-рекой». Кроме того, в администрации работает главный архитектор, который контролирует вопросы строительства и ремонта в городской черте. Не так давно (в 2005 году) в городе появился свой представительный орган – Дума города Советска (ранее была только районная Дума). Ее возглавляет председатель Думы, который работает на общественных началах. Представительный орган сформирован из 16-ти депутатов, которых выбрало население в своих избирательных округах – на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Городская Дума обладает большими полномочиями. В ее исключительной компетенции находятся вопросы принятия устава города и внесение в него изменений и дополнений, а также утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении. Дума устанавливает, изменяет и отменяет местные налоги и сборы, принимает планы и программы развития муниципального образования, определяет порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, регулирует установление тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений и т. д. Попросту говоря, администрация города и ее глава работают для того, чтобы люди жили лучше. Если улицы освещены, мусора нет, дороги зимой разгребаются от снега, а летом ремонтируются – значит, местная власть работает. Представительный орган (Дума) должен играть главную роль: от того, какой он принимает бюджет, какие программы намечает для развития своего поселения, зависит очень многое. Местное самоуправление – это больше, чем власть. В первую очередь потому, что она близка к населению. И каждый человек, проживающий на данной территории, имеет возможность влиять на принимаемые решения, чтобы они принимались в интересах населения.

Кукарка-Советск: церкви края

Слобода Кукарка – так раньше назывался город Советск. Первое письменное упоминание о ней было в 1594 году. Первые храмы упомянуты в Дозорных книгах Жерновых гор 1619 г. (Сухова – Останкова) и слободы Кукарки 1620 г. (Константина Шушерина). В них сообщается, что в 1609 г. при разорении Пустыни Жерновых гор был сожжен храм Иоанна Предтечи, а до разорения он стоял 15 лет (т.е. построен в 1594 г.). В слободе Кукарке в 1620 г. был «…храм древян Живоначальныя Троицы да придел великого чудотворца Николы…». В 1870 году о Кукарке писалось: - В слободе имеется 5 каменных церквей, 65 каменных лавок, 75 деревянных. В слободе много тротуаров, сделанных из камня – серяка и опоки, и даже дворы у многих зажиточных обывателей выстланы камнем. Вообще же в Кукарке нет тех убогих лачужек, которые наполняют уездные города, а многие дома по величине и архитектуре могли бы служить украшением губернскому городу. В слободе Кукарке было пять каменных церквей (позднее была построена шестая) и семнадцать на селе, среди них:Казанско-Богородицкая церковь (Жерновогорье).

«Основным средством к распространению христианства в здешних местах было построение монастыря первоначально под названием «Пустыни Жерновых гор» в одной версте от слободы Кукарки…» Д. Трапицын. 1851 год. Наименование села произошло от названия местности «Жерновая Гора», из которой еще до появления здесь русского населения черемисами добывался жерновой камень. И судя по тому, что на склоне этой горы был образован монастырь, а, как правило, их строили на пустых местах (почему и называ¬лись «пустынями»), то поселения здесь еще не было. Время построения «пустыни...» можно отнести ко времени служения архиепископа Казанского Гурия I (1555-1568 г.г.). Настоятели монастырей назывались «строителями». Первым строителем «Пустыни Жерновых Гор» был Макарий. В 1594 году в монастыре была построена церковь во имя Иоанна Предтечи, а монастырь назывался Иоанно-Предтеченским. В окружении черемисских поселений монастырь неоднократно подвергался нападению и разорению. Уничтожались «грамоты» на землю. В 1609 году при нападении на монастырь был сожжён и храм Иоанна Предтечи. Нападения совершались в 1650 и в 1660-х годах. Между 1668 и 1674 годами монастырь был переведен в слободу Кукарку под защиту её жителей и крепости. Жерновогорская обитель располагалась в нижней части склона горы на берегу реки Вятки. В последующее время вешними водами была промыта протока из р. Вятки в р. Пижму. Каждую весну склон горы, на котором располагался монастырь, размывался. Постепенно берег настолько ушёл в сторону горы, что от монастыря не осталось и признаков. При монастыре был устроен убогий дом для призрения убогих и немощных, позднее перестроенный в часовню, которая стояла на кладбище, открытом в 1860 году. Как писал в 1901 году протоиерей Троицкого собора А. М. Добринский: «Стоит она на четырёх больших могилах с уложением в них павших в битвах с черемисами. Могилы устроены в деревянных срубах с таковыми же покрышками. Около села таких могил было много, по выработке опоки они обрушились, кроме четырех под часовней. По рассказам стариков, в обрушившихся могилах было много человеческих костей и остатков деревянных срубов. К этой часовне из-древле народ питал особое уважение. Два раза в год к ней стекалось множество народа — в Мясопустную и в четверг на 7-й неделе по Пасхе». После перевода монастыря в слободу Кукарку, около часовни в поминальные дни, при стечении множества народа, служили молебны и панихиды, совершался Крестный ход. Церковнослужители получали значительные доходы, которые частично поступали в Кукарские монастыри, а после их упразднения - в образованные приходские церкви. (В 1940-е годы кладбище закрыли, а резные опочные памятники службой быта г. Советска увозили в Киров, где стесывали надписи с именами усопших жерновогорских жителей и писались новые.) Спасская часовня (вторая) - деревянная, построенная на месте монастыря в незапамятные времена, вокруг каменного столпа, возможно, на месте престола церкви Иоанна Предтечи. В 1866 году на средства отставного унтер-офицера Егора Богомолова в память спасения от покушения Александра II эта часовня была перестроена. К Воскресенской часовне (третьей) совершался Крестный ход в Ильин день из Жерновогорской церк¬ви. Она располагалась недалеко от Спасской часовни. Поселение, по всей вероятности, стало строиться в то же время, что и монастырь. По архивным документам, в начале 1800 годов деревня Жерновогорская входила в Завертной Приказ. За многовековую историю менялось название селения — «Жерновая Гора», «Жерновогорское», «Гора», «Нагорское», «Жерновогорье» (местное название - «Корынь», которое никем не объяснено и доныне). Жители деревни не имели прихода, а были приписаны к приходу Троицкого собора слободы Кукарки. 12 июля 1859 года состоялся сельский сход жителей, на котором было решено организовать свой приход. 29 июля 1860 года указом Святейшего Синода был основан приход в Жерновогорье, а селом оно стало считаться с 20 октября 1860 года. Управляющий Вятской удельной конторой П. В. Алабин способствовал открытию села и прихода в нём. В это же время освящён молитвенный дом, впоследствии перестроенный в церковь, которая 24 февраля 1861 года переосвящена вновь. Названа церковью во имя Казанской Божьей Матери с одним приделом. На приходском сходе было решено строить каменную церковь, был готов проект, но деятельный и энергичный священник А. Г. Попов решил возвести грандиозный собор. Заручившись поддержкой своего дяди, отставного подполковника Ильи Иоакимовича Сунцова в 10 000 рублей, священник А. Г. Попов заказывает новый проект Вятскому губернскому архитектору А. С. Андрееву, который прибыл в село. 10 июня 1873 года началось строительство храма. 13 ноября 1880 года был освящен центральный придел во имя иконы Казанской Божьей Матери старейшим из местного духовенства, протоиереем церкви с. Ильинска Михаилом Трониным. Правый, во имя Ильи Пророка, освящен 15 декабря 1886 года, левый -Сретенский - 1 февраля 1887 года. Колокольня была сделана временно деревянная. В 1895 году решено было построить каменную в одной связи с храмом, соединив её с церковью коридором. В 1901 году строительство колокольни было закончено. В 1905 году храм был обнесен железной оградой на опочном цоколе с точеными опочными столбиками, увенчанными глазурованными голубыми шарами. Самый большой колокол на колокольне, пожертвованный Дмитрием Барбашиным, весил 1670 кг, стоил 7724 руб. 06 коп. (он же оплатил обработку опочного камня на сумму 10 000 руб.). На другие колокола жертвовали Богомолов, Старостин, Милютин, Елькин. Все строительные материалы производились на месте, строили свои мастера. Кладку церковного здания, тёску опоки производила артель местных каменщиков во главе с мастером Т. М. Тюриным. Всеми финансовыми и хозяйственными делами ведал священник А. Г. Попов. В 1879 году Попов был переведен в другое село, и с этого времени хлопоты по возведению храма легли на председателя приходского попечительства С. А. Елькина, который кредитовал свои средства без процентов. Также использовался доход от перевоза через р. Вятку и от аренды земли А. К. Александровой под колокололитейный завод в Жерновогорье. Церковный староста купец 1 гильдии Николай Дмитриевич Якимов оплатил изготовление иконостаса, покраску крыши, установку крестов, косяков в окна и двери. Все кузнечные работы выполнены в его кузнице в Русской Курье. Прихожане, не имеющие возможности внести деньги, безвозмездно трудились на сооружении храма: носили песок, кирпич, глину, качали воду, заготовляли лес на леса, пилили брус и доски… Иконы в иконостас написал нижегородский живописец Салабанов. Резной иконостас выполнил вятский мастер Ильин. Иконостас не золотили, а покрасили в белый цвет, что создавало гармонию с белокаменным узоречьем фасада церкви.

День освящения храма вылился во всеобщее гулянье. Как сообщала губернская пресса:

«Давняя мечта поселян, их дедов и прадедов создать величественный собор, украсив его местным резным опочным камнем, осуществилась. Собор стал главной достопримечательностью села, живописно раскинувшегося на склоне между Вяткой и Пижмой. Высота этого чудного сооружения достигала 31 метра, а ширина и длина — по 25 метров. В день открытия весь храм был в огнях. Яркий свет, льющийся из высоких арочных окон, ритмично прорезавших барабаны глав, наполнял интерьер светом и особой, чисто светской жизнерадостностью, блики солнца преломлялись в витринах окон, зажигались на золотом фоне икон, преломляясь в ажурных за-витках 3-ярусного паникадила (люстры), в вечерние часы вспыхнувшего всеми 38-ю свечами. Народа собралось много. Были почти все почтеннейшие жители сл. Кукарки. По окончании литургии С. А. Елькиным была предложена в его доме трапеза для посетителей.» Своим великолепием собор поражал не только местных жителей. В мае 1878 года село посетил обер-прокурор Святейшего Синода граф Д. А. Толстой. Осматривая церковь и любуясь её белокаменным декором, граф был удивлён. По его словам, он не видел на Руси храмов, так раскрашенных снаружи опочными колоннами, карнизами и другими фигурами. К сожалению, это дивное сооружение радовало души прихожан всего полсотни лет. Его постигла та же участь, что и многие другие храмы на Руси. Он был разобран на стройматериал в 1938 году. Кирпич купило Вятское речное пароходство и построило дом в г. Кирове. Баржи подходили для погрузки в протоку в весеннее время вблизи от церкви. Обломки церкви использовали для укрепления причала на пристани «Советск». Железную крышу разделили по предприятиям г. Советска: в роно—250 листов, дом инвалидов — 20, кинотеатру — 30, сельхозартели им. Калинина — на 200 руб. обрезки 1 листов и др. На месте церкви в Жерновогорье построили городскую баню, а там, где была деревянная церковь, - танцплощадку, а потом кинотеатр, который также существовал недолго.

Природные памятники Советского района

Вятская Швейцария

Чертова печь

Пещера Киров – 600

Чембулат

Берестнятский водопад

Скала Часовой

Суводский бор

Быковщинское озеро

Тихая речка Немда

Пижемское городище

Вятка-красавица

Петропавловск

Местные знаменитости

Изергин Михаил Иванович

Завалишная Мария Степановна

Ведерников Александр Филиппович

Полякова Лариса Александровна

Завадская Вера Николаевна

Суслова Галина Ивановна

Меньшиков Валерий Александрович

Корякин Николай Анатольевич

Тихомиров Владимир Сергеевич

Истории, мифы и легенды края

Извините, раздел проекта в стадии разработки.

Герои Советского Союза-советчане

Извините, раздел проекта в стадии разработки.

К столетию краеведческого музея города Советска

Уважаемые посетители нашего проекта! 16 июня 2010 года краеведческому музею города Советска исполняется 100 лет. Музей открыт по инициативе местного жителя А.С.Лебедева. С 1919 по 1922 гг. существовало два музея: родиноведческий и искусства и старины. В 1922 г. оба музея объединяются в один научно-художественный который в 1926 г. был преобразован в музей местного края. С 1936 г. именуется краеведческим. С 1986 по 1991 гг. оформлены новые экспозиции: отдел природы, история дооктябрьского прошлого края, история края с 1917 по 1990 гг., оформлена экспозиция "Деятели науки и культуры - советчане". Советский районный краеведческий музей открыт 16 июня 1910 года по инициативе любителя - краеведа А.С. Лебедева. С 1919 - 1922 гг. существовало два музея - родиноведческий и искусства и старины. В 1922 году оба музея объединены в один научно-художественный, который в 1926 году был преобразован в музей местного края. С 1936 года музей именуется краеведческим. С 1982 - 1997 гг.музей был филиалом Кировского объединенного историко-архитектурного и литературного музея. В ноябре 1985 года музей переходит на новые площади. С 1986 по 1991 гг. совместно с художниками Кировских художественно-производственных мастерских оформлены новые экспозиции: отделы природы, истории края, дооктябрьского прошлого, история с 1917 по 1991 гг, знаменитые земляки, оборудован выставочным залом. Бывшее здание Спасо-Преображенской церкви 1752 года постройки. В 30-е гг. было частично разрушено. Справа пристроены дополнительные площади. До музея в здании находился районный дом Культуры.

Тематика творческих работ учащихся по теме проекта

1. Байконур - моя боль и любовь. Автор работы Смышляева Елена, выпускница лицея, участница XII областных Циолковских чтений, 2008 год.

Байконур-моя боль и любовь

Источники

  1. Города земли Вятской. Кукарка - Советск. К 90-летию переименования. - Киров: ООО "Альфа-Ком", 2008. Составитель - директор МУК "Советский районный краеведческий музей", заслуженный работник культуры РФ Смехова А.Н.
  2. Кукарка-Советск:церкви края. - Советск, 2009. Составитель - краевед Советского района Репин А.С.
  3. Истории, мифы и легенды края (издание второе дополненное). - Советск, 2006.Составители - работники Советского районного краеведческого музея: А.Н. Смехова, С.А. Лапшина, С.Н. Головина.
  4. Герои Советского Союза - советчане.Советск, 1995. Составитель - директор МУК "Советский районный краеведческий музей", заслуженный работник культуры РФ Смехова А.Н.
  5. Кукарка-Советск. Время и судьбы. Киров, 1999 год. Составитель - директор МУК "Советский районный краеведческий музей", заслуженный работник культуры РФ Смехова А.Н.
Персональные инструменты
Инструменты