Педагогический дизайн

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Определение

Педагогический дизайн это направление педагогической науки, связанное с разработкой и изучением объектов, условий, ситуаций, сценариев, поддерживающих образовательную деятельность.

Объектом педагогического дизайна является обучающая среда и входящие в ее состав вещи - реальные и виртуальные объекты, которые используются в образовательной деятельности. Целью педагогического дизайна является изменение поведения участников образовательной деятельности.

С развитием информационных технологий грань между тем, что является вещью, а что является виртуальным объектом или связями между виртуальными объектами получает новое представление.

Педагогический дизайн это - направление в дизайне, объектом являются вещи, использование которых позволит учителям лучше учить, а ученикам лучше учиться.

(по большому счету - какие вещи и какие люди должны окружать учеников, чтобы ученики лучше учились - по большому счету Иллич тут сформулировал общую задачу педагогического дизайна - создать условия, создать среду, в которой будет осуществляться обучение.

История педагогического дизайна

История педагогического дизайна это - история постепенной передаче от человека к техническим средствам механизмов учебного процесса.

Вот это заклинание "передать неинтересную часть деятельности в чужие исполнительные руки орудий и машин, а самим сосредоточиться на более важных и нужных задачах" будет постоянно звучать в истории педагогического дизайна. Сначала учитель перестает выполнять задачу сбора и создания учебных материалов - есть люди и агенты, которые делают это лучше.

Главное направление развитие педагогического дизайна - передать функции человека вещи, объекту, устройству. Устройство содержит в себе не только возможность но и информацию о том, как это действие может быть выполнено. У Нормана - что вещи хранят в себе информацию - мы бы не могли управляться со всем многообразием окружающих вещей, если бы сами не хранили в себе информацию.

Я приветствую использование любых технических новшеств, если они уменьшают мыслительные затраты, но оставляют за человеком контроль над ситуацией и удовольствие от решения проблемы. Таким образом я могу сосредоточиться на решении главной проблемы, на действительно важных вещах.

Когда мы рассматриваем различные виды дизайна мы всегда держим в голове то, что у нас есть объект дизайна - то, на что мы направляем свои усилия, то, конкретное - что мы разрабатываем и применяем в своей деятельности и есть исторический контекст, в рамках которого разработка. Например, обучающая машина не может восприниматься вне контекста других обучающих объектов и аудиовизуальных средств - это бы означало, что в классе появляется только машина, которая обеспечивает положительную обратную связь и только она одна включена в учебный процесс.


Ян Амос Коменский - использование учебных материалов

Коменский в Великой Дидактике обсуждает проблему использования печатных материалов и решает, что ничего страшного не случиться, если учителя будут использовать готовые учебные материалы, а не готовить их каждый раз к уроку. Используя готовые учебные материалы, переложив часть своей работы на вещи, учителя смогут сосредоточиться на решении более важных и нужных для образования задач.

Так разумный строитель, прежде чем начинать строить здание, свозит брёвна, камни, известь, железо и другие необходимые материалы, чтобы впоследствии из-за недостатка материалов не замедлились работы или не пострадала прочность здания. 13. Против этого основного положения школы погрешают следующим образом: Во-первых, тем, что не стараются иметь наготове для общего пользования всевозможные орудия: книги, доски, модели, образцы и т. п. Тогда только лишь отыскивают, устраивают, диктуют, переписывают и пр., когда что-либо понадобится, что приводит (особенно если попадается неопытный или небрежный преподаватель, которых обычно больше) к жалким результатам.

Если учитель никогда ни вне школы, ни в самой школе не будет обучать какого-нибудь ученика или часть учеников отдельно от прочих, а будет обучать только всех вместе и сразу. Следовательно, ни к кому он не будет подходить порознь, не будет позволять кому-либо подходить к себе в одиночку, но, стоя на кафедре (откуда все его могут видеть и слышать), он, подобно солнцу, будет распространять свои лучи на всех. А все, устремив к нему глаза, слух и внимание, должны воспринимать всё, что он будет рассказывать или показывать рукой на картине. Так белилами из одного горшка будут окрашены не две стены, но множество стен. стр. 369

Как можно сделать так, чтобы все учились по одним и тем же книгам. Получится заметное сбережение сил в том случае, во-первых, если ученикам будут предоставлять только книги, предназначенные для занятий в данном классе. Во-вторых, если школьные пособия такого рода, как доски, прописи, начальные пособия, словари, руководства по разным наукам и искусствам, заранее будут готовы. Ведь сколько к сожалению пропадает времени, пока, наконец, учителя (как это бывает) приготовят учителям алфавитные таблицы, дадут образцы каллиграфии, продиктуют правила, тексты и переводы текста. Следовательно, будет выгодным, чтобы все книги, которые нужны по всем классам, имелись отпечатанными в большом количестве. Таким образом, все то время, которое нужно было бы потратить на диктовку, записывание и перевод, с несравненно большей пользой было бы употреблено на самое объяснение, повторение, на попытки подражания. И не нужно бояться того, что таким образом поощряется бездеятельность учителей. Ведь если проповедник разъяснил прочитанный им из Библии, священный текст и указал на его значение (по отношению к учению, увещанию, утешению и пр.), то это все, что можно от него требовать, хотя бы текст из источников он перевел и не сам, а заимствовал откуда-либо готовый перевод. Это последнее для слушателей совершенно не важно. Так, для учеников совершенно неважно, сам ли учитель подготовил все необходимое к уроку, или кто-нибудь это сделал до него, лишь бы было под рукой все, что требует дело... И чего я особенно желаю и на чем я настаиваю, так это на том, чтобы книги были написаны понятно и доступно и давали бы учащимся такое освещение, благодаря которому они понимали бы все сами, даже без учителя. 374 - 375

Вот ведь что здесь самое удивительное? Из слов Коменского следует, что в 17 веке серьезно обсуждалась проблема повторного использования готовых учебных материалов. Должен ли учитель готовить все эти учебные материалы самостоятельно, согревая их теплом собственного сердца и собственных ладоней, или же возможно взять готовые материалы, собранные другими людьми, напечатанные в типографии. И Коменский однозначно говорит, что не надо заботиться о сохранении авторского и уникального в учебных материалах. Воспользуйтесь готовыми учебными материалами, освободите себе силы и время для того, чтобы лучше объяснить материал. Используйте вещь и средство, чтобы выиграть в качестве обучения. И здесь Коменский, возможно впервые, начинает действовать на поле педагогического дизайна, суть которого состоит в создании вещей, использование которых меняет поведение субъектов процесса образования.

И другая тема, которая возникает при изучении истории продвижения в образование аудиовизуальных средств. Пока была основным средством обучения была книга, она не слишком мешала учителю играть роль солнца на кафедре. Но, когда в классе появились такие технические средства как радио- и телевизионные установки, проекты, эпидиаскопы, проигрыватели и магнитофоны, ситуация изменилась. Как отмечал Ричмонд, эти вспомогательные средства повышают эффективность преподавания за счет повышения эффективности учебного процесса и служат лишь дополнением к личному вкладу преподавателя, но их применение неизбежно меняет характер взаимоотношений преподавателя и учащегося. Например, во время радиоуроков главная задача преподавателя состоит в том, чтобы возможно более стушеваться, слушать передачу со всем классом, не прерывая ее и не навязывая своих комментариев, и уж менее всего выступать в роли оракула. Во время демонстрации звукового фильма ему так же не следует вмешиваться, предоставив аудитории возможность составить свое собственное мнение. И в том и в другом случае часть его ответственности перекладывается на машину.

Аудио-визуальные материалы

Потом возникает массовое появление медиа средств, которые ведут себя иначе, чем книги и требуют иного поведения и иного отношения - я бы само появление этих средств в школьной среде не выносил за скобки - думать про средства и их возможности - если кто про это и думал, то это Френе и уж как-то потом Иллич - там какая-то отдельная история - ошибкой было бы вынести всю эту историю педагогического дизайна за скобки развития аудио-визуальных сред. А вот про это же мало кто писал - изменились отношения в классе, изменились отношения в обществе - и это такое очень значимое изменение, мимо которого нельзя пройти.

Контекст, в котором происходит формирование идей педагогического дизайна - это больше такая запретительная практика, аналогичная той, которую в своих работах по научной организации труда отстаивает Тейлор. В научной организации трудовой деятельности по Тейлору - личная инициатива рабочего рассматривается как источник ошибки. Рабочий на своем рабочем месте должен четко выполнять предписанную процедуру. Эта же научная организация труда одновременно с производственной практикой приходит и в педагогическую практику и одна из главных задач "научной организации" образовательной деятельности состоит в том, чтобы запретить и удалить из жизни школы неуспешные и неправильные образовательные практики и внедрить повсеместно стандартизованные, научно-обоснованные практики обучения.

  • На что направлен дизайн - на деятельность учителя - описать стандартные действия учителя, дополнить действия учителя иллюстрациями и звуками - медийными расширениями, звуковыми и графическими объектами.

Расписать действия учителя и получать в результате этих действий единые ожидаемые результаты деятельности. Итак, появляется педагогический дизайн - instructional design - и он направлен, прежде всего, на изменение поведения учителя. В результате появления новых вещей - учебных материалов и методических материалов


В основании педагогического дизайна те же основания, что поддерживали и научную организацию труда - и толком к организации новых форм обучения, как это часто бывало, стал военная угроза - угроза второй мировой войны. Появились новые возможности в виде аудио записей и кинофильмов, которые могли быть использованы в учебном процессе. Т.е. вот они объединили новые технологии и научный подход к обучению пропагандируемый Торндайком. Т.е. появились аудиовизуальные материалы + и это дизайн учебных материалов и к этому добавляется дизайн методических материалов

Работы Торндайка

Выготский о работах Торндайка

Л.С. Выготский о воздействии среды.

Насколько эти объекты и средства имели значение для развития педагогического дизайна - понятно, что само по себе аудио, радио и телевидение не создавалось для обучения, но при этом возможности этих средств в учебном процессе были огромны.

Программируемое обучение

Программируемое обучение и обучающая машина Скиннера.


Дидактические принципы программированного обучения: 1) последовательность; 2) доступность; 3) систематичность; 4) самостоятельность. Статья Skinner B.F. The Science of Learning and the Art of Teaching. 1954. 26 p.

Учитель постепенно вытесняется машинами из сферы контроля. Как заявил еще Скиннер 60 лет тому "в качестве механизма подкрепления преподаватель уже отжил свой век": Конечно, у преподавателя есть более важные функции, чем говорить правильно или неправильно. Предлагаемые изменения помогут освободить его для эффективного выполнения этих функций. Проверка тетрадей по арифметике "Да, 9 плюс шесть равно 15; 9 плюс 7 не равно 18" вряд ли представляет достойное занятие для интеллектуальной личности. Имеется другая, более важная работа, в которой взаимоотношения преподавателя и ученика не могут быть осуществлены механическими устройствами. Механические устройства могут лишь помочь усовершенствовать эти отношения. ... Если успехи, сделанные нами недавно в управлении поведением, помогут ребенку по-настоящему научиться читать, писать, и выполнять арифметические действия, то учитель сможет вместо выполнения роли дешевой машины начать действовать путем интеллектуального, культурного, эмоционального контактов, которые более соответствуют его статусу человека. Skinner B.F. The science of learning and the art of teaching // Harvard Educational Review. 1954. Vol. 24. P. 86–97

Машина, которая контролирует поведение ученика и формирует у него желаемое для педагога поведение. Алгоритм обучения – это программа управления обучающего, в которой указывается, какие действия он должен производить в зависимости от действий ученика.

Следует рассматривать появление обучающих машин в учебной среде, учитывая то, что в этой же среде появились и другие устройства, которые открыли для учителей и учеников новые возможности для деятельности. Невозможно понять значение обучающих машин, если не учитывать, что они возникают в одной ссоциальной среде с другими. Это общая история информационной среды Значение memex - машины для обмена информацией и установления связей значительно больше, чем значение самой этой дешевой обучающей машины. Значение машины, которая будет помогать ученику работать с информацией.

Здесь хочется обратить внимание вот это представление о том, что душе человеческой будет легче летать, если она освободиться от обязательного груза запоминания и всегда сможет вернуться к связям. Это общая тенденция, не ограниченная исключительно педагогическим ландшафтом, передача рутинных операций от человека к устройствам. И мы можем увидеть эту тенденцию у Буша, Энгельбарта, Турчина, Нормана. Да, они не говорили про педагогический дизайн, но это работы, которые создают вещи, которые меняют поведение.

Возникают совершенно новые формы энциклопедий, которые содержат цепочки документов. Эти цепочки облегчают работу специалистов в области физиологии, химии, истории и других дисциплин. Возникает новая профессия проходчиков виртуальных троп (trail blazers), людей которые находят удовольствие в создании и построении полезных путей сквозь массу обычных данных. Возможно, душе человеческой будет легче летать, если мы облегчим процедуру сохранения прошлого и позволим более полно анализировать проблемы настоящего. Человек построил столь сложную цивилизацию, что он нуждается в механизмах обработки данных, которые уже не вмещаются в его ограниченную память. Его экскурсии в прошлое и настоящее станут значительно приятнее, если он получит возможность забывать некоторые вещи, будучи уверен, что он в дальнейшем легко сможет восстановить свои записи.

И самое важное - мы не знаем, как далеко будет сдвинута рамка отношений. Мы знаем, что компьютеры (машины) займут все, что им удастся занять, но мы не представляем пределов того, как далеко они смогут продвинуться.

Речь вовсе не идет о том, чтобы программы полностью заменили преподавателя, сделав его ненужным. Тот факт, что светофор может выполнять свою работу столь же эффективно, как и регулировщик, еще не означает, что отпадает надобность в полиции: он просто означает, что большее количество полицейских освобождается для выполнения тех обязанностей, для которых они лучше всего подходят. Непосредственный вопрос, требующий ответа, состоит в том, могут ли самообучающие устройства выполнять некоторую часть той рутинной работы, которая до сих пор ложилась на плечи преподавателей, и если да, то при каких условиях. (Ричмонд 209). Выглядит это все очень разумно и безобидно. В очередной раз появляется транспортная метафора, только в отличие от Выготского учитель у Ричмонда рассматривается не с помощью шкалы "рикша" - "вагоновожатый", а с помощью шкалы "светофор - полицейский". Вот только с функциями дорожных полицейских уже сегодня возникает затруднение. А что это за такие обязанности, для которых они лучше всего подходят? А есть ли какие-то раз и навсегда заданные обязанности, для выполнения которых дорожные полицейские подходят лучше всего? Или эти обязанности меняются? А может быть движение, перемещение и отношение машин на дорогах ближайшего будущего будет регулироваться не дорожными полицейскими, а компьютерными агентами, которые лучше контролируют скорость, устанавливают связи в больших потоках данных и быстрее договариваются между собой. Это же такое очень вероятное будущее, когда дизайн транспортных устройств изменит дорожную полицию настолько, что не будет такой профессии и не будет для ее представителей никаких обязанностей.

И это же нормальный эволюционный процесс, когда возникают, развиваются и отмирают профессии. Было же долгое время, когда не было такой профессии - "дорожный полицейский" и ничего в этом странного не было. Скорее всего эта профессия в будущем превратится в другую.

Цели обучения

В чем состоят цели обучения - как учитель может знать, что он добился нужных целей

См. Педагогическая цель

Таксономия образовательных целей Блума http://ru.wikipedia.org/wiki/Таксономия_Блума

Технология полного освоения знаний

Технология полного усвоения знаний - mastery learning Bloom Бенджамин Блум предложил определять способности обучаемого темпом учения не при усредненных, а при оптимально подобранных для данного ученика условиях. Он изучал способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивается.

В основе этой теории лежит система обучения, использование которой позволяет практически всем учащимся достигнуть основных целей обучения. Б. Блум выступает против тех теорий, согласно которым "основной путь индивидуализации — путь отбора учащихся по умственным способностям в различные типы школ и классов". Он исходит из предпосылки, что различия основной массы учащихся сводятся, прежде всего ко времени, отведенному ученику для освоения учебного материала. "Для каждого ученика необходимо отводить время, соответствующее его личным способностям, для возможности повторения и на индивидуальную помощь". Таким образом, можно обеспечить полное освоение основного материала (материала-минимума), без которого немыслимо достижение последующих целей обучения. Гибкое приспособление учебной работы к уровню развития каждого учащегося с помощью индивидуализированной работы признается очень важным и в теории другого известного американского педагога Р.М. Ганье, согласно которой, для достижения целей обучения "необходимо точно учитывать достигнутый учащимся уровень и детально руководить его учебной деятельностью".

Современные направления педагогического дизайна

Внутри этого направления сегодня существуют различные течения и различные модели. Для обсуждения и представления педагогического дизайна используются различные языки и средства.

Дизайн систем обучения

Дизайн системы обучения это - деятельность, которая включает в себя: процесс спецификации учебной системы, описание необходимых и формируемых знаний, умений и компетенций, сценариев обучения, деятельности и ресурсов, которые используются внутри этих сценариев.

Система обучения представляет собой структурированный набор материалов, ресурсов, сервисов, человеческой или технологической инфраструктуры, которые поддерживают обучения. Жильберт Пакетт утверждает, что такая система может быть описана в терминах четырех моделей:

  1. модель знаний, которая описывает содержание обучения, текущие и целевые компетентности (область - инженерия знаний);
  2. модель обучения, в которой определена структура курса, учебные деятельности, человеческие ресурсы, инструменты, и других ресурсов, необходимых для обучения (педагогический дизайн);
  3. медийная модель, необходимая для создания дизайна веб-сайта или других ресурсов, а так же всех материалов, используемых на сайте независимо от его формата (разработка программного обеспечения);
  4. модель представления, реализации обучения, которая описывает роль актеров в момент поставки учебного процесса, инструменты и каналы связи, план реализации, управления и обслуживания системы обучения.
  • Instructional Design это - дисциплина по разработке оценке и реализации ситуаций и условий, способствующих обучению. Дизайнеры проектируют условия для образования.


  • Learning_design - разработка сценариев, описание процессов обучения
    • педагогически поддержанные деятельности, обеспечивающие эффективное использование соответствующих задаче средств и ресурсов.
  • исследовательское обучение (Inquiry based learning) - стратегия ориентированная на разработку учащимися проекта.
  • Дизайн соучастия (Participatory design)
    • Как можно активнее вовлекать учеников в учебную систему, так чтобы они могли влиять на ее изменение и развитие
    • Объединять знания и опыт разных дисциплин, а не только информационные технологии
    • Тестировать, проверять и изменять структуру, чтобы она удовлетворяла участников
  • Педагогический метадизайн. В педагогическом дизайне с самого начала становления этой дисциплины выделялось направление, которое сегодня может быть обозначено как педагогический метадизайн. В рамках этого направления исследователи трактовали познание как дизайн. Никто не знает о вещи больше, чем ее дизайнер.

Принципы педагогического дизайна

Роберт Ганье предложил следующие принципы организации учебного процесса

  1. Привлечение внимания
    • Предложите ученикам рассмотреть содержательную проблему, новую ситуацию, задайте вопросы, используйте мультимедийные возможности для привлечения внимания. Это поможет сделать урок более основательным, а деятельность более мотивированной.
  2. Определение целей обучения
    • Формулируйте для учеников цель обучения. Необходимо описать умения, которые учащиеся получат в ходе изучения данной темы, как они в дальнейшем смогут использовать приобретенные знания. Это поможет ученикам самостоятельно оценивать информацию и лучше ее воспринимать.
  3. Обращайтесь к знаниям, которые уже есть у учеников
    • Напоминайте учениках о фактах, правилах, навыках, о которых они уже знают и которые связаны с изучаемой темой. Обеспечивайте учеников элементами поддержки, которые помогут понять и запомнить материал.
  4. Представление изучаемого материала
    • Представляйте изучаемый материал при помощи текста, графики, фотографий, анимаций. Разбивайте информацию на фрагменты, избегайте перегрузки и переполнения памяти, повторяйте и напоминайте.
  5. Руководство обучением
    • Обеспечьте учеников советами и руководствами для учебы. Помните, что представление материала отличается от инструкций о том, как следует изучать этот материал.
  6. Проверка новых знаний на практике
    • Дайте ученикам возможность как-то использовать полученные знания, практические навыки или усвоенные модели поведения
  7. Обратная связь
    • Обеспечивайте содержательную обратную связь. Корректируйте ответы учеников, анализируйте их поведение
  8. Оценка выполнения
    • Оценивайте выполнение тестов и заданий по выученным урокам. Сообщайте ученикам общую информацию о успехах в учебе
  9. Сохранение и перенос полученных умений.
    • Поддерживайте сохранение и перенос полученных знаний. Знакомьте ученика со сходными проблемными ситуациями, создавайте условия для дополнительных практических занятий с использованием полученных знаний и навыков. Создавайте ситуации, в которых ученик будет вынужден переносить навыки и умения в новые области.
  • Gagne, R., Briggs, L. & Wager, W. (1992). Principles of Instructional Design (4th Ed.). Fort Worth, TX: HBJ College Publishers.

Модели педагогического дизайна

Построение концептуальной модели учебной деятельности означает, что создается онтология.

Языки для описания педагогического дизайна - Educational Modelling Languages (EML)

CDF

LMML

PALO

Targeteam


TML/Netquest

Язык педагогического дизайна MOT - Modeling with Object Types

Modeling with Object Types - язык для представлений отношений объектов различного типа, предложенный Жильбером Пакеттом

Концепции или концептуальнопе знание - объекты, представленные через их свойства (Что?)
Процедуры, действия - описывают серию действий (Как?)
Принципы или стратегичесие знания - описывают свойства объектов
Факты - примеры подтверждающие значение концепции

Язык педагогического дизайна MISA

MISA + MOT (Моделирование объектов различного типа) - технология была разработана Жилем Паккетом - разные типы знания представлены при помощи фигур разного типа. Например,

  • Абстрактные знания, концепции, информационные источники представлены в форме прямоугольников,
  • Процедуры и задачи в форме овалов
  • Принципы в форме 6-угольников. Агенты и команды участников часто изображаются на схемах в той же форме, что и принципы, чтобы подчеркнуть то значение, которое они играют в контроле процессов.


Примеры MISA-MOT

CollabWritingP.png

  • Paquette G. Instructional engineering in networked environments. John Wiley and Sons, 2003. 302 с.


OUNL-EML

Цель EML - Создание педагогической меиамодели. Эта метамодель ввключает 4 расширяемые модели, которые описывают:

  1. Как учится ученик. Модель основывается принципах, относительно которых согласны теории обучения
  2. Как моделируются учебные разделы
  3. Типы учебного контента
  4. Теории, принципы и модели обучения

Язык педагогического дизайна IMS Global

В 2003 г. консорциум IMS опубликовал спецификацию языка Learning Design - язык для представления сценариев обучения. Эта спецификация предоставляет гибкий способ представления и записи учебных сценариев. Это способ записи планов занятий в машиночитаемой форме, которыми можно обмениваться. IMS LD это - язык для создания учебных планов занятий, которые могут затем многократно использоваться другими учителями. Такие планы позволяют преподавателям поделиться с другими преподавателями и сократить затраты и время, затраченное на разработку электронных учебных материалов. Учитель проводит комплекс мероприятий, в специально подобранных условиях с использованием специальных средств для достижения конкретных целей. В настоящее время IMS LD является общепризнанным международным стандартом описания сценариев педагогической деятельности.

В соответствии со спецификацией, «ключевым понятием LD является утверждение, что, независимо от педагогического подхода, человек получает роль (обычно обучаемого или преподавателя) в процессе обучения-преподавания. В рамках этой роли он работает над достижением неких результатов, выполняя более или менее структурированные активности по обучению или поддержке обучения других участников в некой среде обучения». Определение ролей, принимаемых человеком, действий, которые он должен выполнить, и характеристик среды составляют конкретный сценарий обучения.


Сам термин LD - учебный дизайн - дизайн учебных сценариев сформировался в последние пять лет. Основной подход связан с разработкой спецификации формального языка, который могли бы понимать и выполнять не только люди, но и компьютерные программы. LD - формальный языка. Второй подход связан с тем, что большее внимание уделяется педагогике и действиям, которые совершает ученик, а не контенту. Подход - дизайн для учебы - план, структура и дизайн учебных ситуаций, которые поддерживаются сетевыми учебными программами. Элен Битам Helen Beetham подчеркивает, что основное внимание должно уделяться деятельности учеников - участников сетевой деятельности.

Терминология педагогического дизайна IMS Global LD

Терминология педагогического дизайна IMS Global основывается на театральной метафоре. Главные составляющие, из которых выстраивается педагогический дизайн:

  • роли, которые играют участники - ученики, учителя, тьюторы
  • учебная деятельность
  • учебная среда, которая включает сервисы и учебные ресурсы

Сценарий совместной деятельности

Элементы педагогического дизайна IMS Global
  • педагогический дизайн - контейнер базового уровня (деятельность)
    • название - название данной деятельности
    • Цели обучения - Какие цели достигаются в рамках этой учебной единицы
    • Предпосылки - каковы предпосылки данного дизайна?
    • Компоненты - многоразовые элементы обучения - это ключевой уровень детализации
      • роли - список ролей
        • ученик - Роль Ученик
        • учитель - Роль Преподаватель
      • деятельность - контейнер Деятельность включает: цели, условия и метаданные. Для этого блока есть описание деятельности (как правило, веб-страницы, содержащие инструкции. Если деятельность выполняется вне сети, то никаких дополнительных объектов описания нет. Если действие проходит в сети Интернет, то приводится ссылка на конкретную среду
        • учебная деятельности (деятельность ученика) - например, просмотр этого учебного объекта
          • ссылка на среду обучения - ссылка на среду для этой деятельности
          • описание деятельности - текст, описывающий учебную деятельность
        • поддерживающая деятельность (деятельность учителя) - например, вопрос к классу
          • ссылка на среду поддержки - ссылка на среду для этой деятельности
          • описание деятельности - как правило, веб-страница, которая существует отдельно от среды обучения :
        • структура деятельности - группировка видов деятельности
          • ссылка на учебную среду - ссылка на среду для этой деятельности
      • Учебная среда - контейнер, который содержит учебные объекты и сервисы, которые будут использоваться в этой деятельности
        • Среда обучения - контейнер для отдельных ресурсов учебной среды
          • Название среды
          • Учебные объекты - объекты, использованные в этой среде
          • Сервисы, которые будут использоваться
          • Ссылка на среду
          • Метаданные - метаданные о среде обучения
  • Методика
    • Действия - обычно только одно действие, но несколько действий могут происходить параллельно.
      • акт - определенная последовательность активностей. Запускается в конце предыдущего акта
        • Роли - выполняются параллельно. Обычно используется для учащихся и учителей
  • Метаданные Описательные метаданные для LD

Какие возможности открывает педагогический дизайн, все эти модели и языки? Схемы и язык дизайна направлены на то, чтобы фиксировать отношения между контентом, учеником и учителем. Педагогический дизайн связан с языком моделирования Мы переходим к языку схем, к формальному представлению процессов, которые могут посмотреть, оценить, проверить другие люди. Более того, формальное описание и представление таких процессов дает основание надеяться, что в будущем в нем смогут принять участие не только люди, но и программные агенты.

  • повторное использование сценариев деятельности, а не просто ресурсов
  • показать процесс создания новых сценариев учебной деятельности (скрипт - такой же сценарий в Scratch)
  • возможность оценивать дизайнерские решения
  • объяснение вкладов в развитие ресурсов, обучение персонала и т.д. Есть сценарии - понятнее, куда именно надо вкладываться в соответствие с этим сценарием.
Онтология IMS Global LD - Loco

Литература

  1. - Педагогический дизайн и теории обучения
  2. http://en.wikipedia.org/wiki/Instructional_design

Персональные инструменты
Инструменты