Концептуальная матрица педагогического дизайна совместной деятельности
Строка 23: | Строка 23: | ||
!||A [[Продуктивность]] || B [[Субъектность]] || C Обогащение|| D [[Эволюция]] || E Сетевая ценность || F Структура | !||A [[Продуктивность]] || B [[Субъектность]] || C Обогащение|| D [[Эволюция]] || E Сетевая ценность || F Структура | ||
|- | |- | ||
− | |1 Компьютер|| A1 {{:Компьютерные агенты для продуктивной сетевой деятельности}} || B1 {{:Компьютерные агенты для субъектности сетевой деятельности}} || C1 {{:Компьютерные агенты для обогащения сетевой деятельности}} || D1 {{:Компьютерные агенты для эволюции в совместной сетевой деятельности}}|| E1 {{:Компьютерные агенты для сетевой ценности совместной сетевой деятельности}}|| F1 {{:Компьютерные агенты для структуры совместной деятельности}} | + | |1 Компьютер|| A1 {{:Компьютерные агенты для продуктивной сетевой деятельности}} |
+ | || | ||
+ | B1 {{:Компьютерные агенты для субъектности сетевой деятельности}} | ||
+ | || C1 {{:Компьютерные агенты для обогащения сетевой деятельности}} | ||
+ | || D1 {{:Компьютерные агенты для эволюции в совместной сетевой деятельности}} | ||
+ | || E1 {{:Компьютерные агенты для сетевой ценности совместной сетевой деятельности}} | ||
+ | || F1 {{:Компьютерные агенты для структуры совместной деятельности}} | ||
|- | |- | ||
|2 Цифровой объект||A2 {{:Цифровые объекты для продуктивности сетевой деятельности}} || B2 {{:Цифровые объекты для субъектности сетевой деятельности}}|| C2 {{:Цифровые объекты для обогащения сетевой деятельности}} || D2 {{:Цифровые объекты для эволюции в совместной сетевой деятельности}} || E2 {{:Цифровые объекты для сетевой ценности совместной сетевой деятельности}}|| F2 {{:Цифровые объекты для структуры совместной деятельности}} | |2 Цифровой объект||A2 {{:Цифровые объекты для продуктивности сетевой деятельности}} || B2 {{:Цифровые объекты для субъектности сетевой деятельности}}|| C2 {{:Цифровые объекты для обогащения сетевой деятельности}} || D2 {{:Цифровые объекты для эволюции в совместной сетевой деятельности}} || E2 {{:Цифровые объекты для сетевой ценности совместной сетевой деятельности}}|| F2 {{:Цифровые объекты для структуры совместной деятельности}} |
Версия 17:25, 22 января 2016
Содержимое матрицы
A Продуктивность | B Субъектность | C Обогащение | D Эволюция | E Сетевая ценность | F Структура | |
---|---|---|---|---|---|---|
1 Компьютер | A1 Компьютерные агенты для продуктивной сетевой деятельности
Компьютеры и компьютерные агенты позволяют получить новые виды продуктов совместной деятельности - гипертексты, цифровые истории, совместные карты знаний, дополненные рассказами и фотографиями географические карты. Работа над созданием таких компьютерных продуктов предполагает разработку специальных сценариев. Участие в проектах, сценарии которых основаны на совместном использовании компьютерных технологий и направлены на получение компьютерного продукта позволяют прокачать информационные компетенции. Примеры технических средств и сценариев, в которых использовалась способность агентов создавать
|
B1 Компьютерные агенты для субъектности сетевой деятельности Компьютеры и компьютерные агенты могут выступать партнерами и агентами-исполнителями в совместной деятельности по решению проблем. Эта возможность взаимодействия с компьютерными программами как с агентами партнерами может использоваться в сценариях совместной деятельности для повышения уровня субъектности. Примеры технических средств и сценариев B1 |
C1 Компьютерные агенты для обогащения сетевой деятельности
Компьютерные агенты поддерживают и обогащают совместную деятельность. Все сценарии совместной деятельности основываются на компьютерной поддержке и обогащении деятельности.
|
D1 Компьютерные агенты для эволюции в совместной сетевой деятельности
Компьютерные программы и агенты содержат возможности для отбора наиболее удачных решений и процесса эволюции компьютерных текстов. Специальные программы поддерживают возможность установления принципов отбора, который будет действовать при выборе тех или иных фрагментов мемов, которые будут отбираться и выходить в следующий цикл отбора.
|
E1 Компьютерные агенты для сетевой ценности совместной сетевой деятельности
Компьютерные агенты поддерживают связи между всеми сущностями и обеспечивают саму возможность сетевой ценности. Пример модуля, в котором сценарий предполагал активное установление ссылок между отдельными страницам и и связей между участниками - проект ВикиМания. |
F1 Компьютерные агенты для поддержки структуры совместной деятельности
Компьютерные программы и агенты обеспечивают существование структур совместной сетевой деятельности, позволяют создавать, развивать и исследовать сетевые структуры. Побочный результат построения сетевых структур - системные компетенции. Наиболее простая социотехническая система основана на использовании индивидуальных средств редактирования диаграмм и карт знаний подобных FreeMind с последующим размещением карт знаний на страницах Летописи. |
2 Цифровой объект | A2 Цифровые объекты для продуктивности сетевой деятельности
Цифровые объекты могут копироваться, видоизменяться и включаться в состав новых продуктов совместной сетевой деятельности. На основе возможности многократного параллельного использования готовых цифровых объектов формируются специальные сценарии совместной учебной деятельности, участие в которых позволяет развивать информационные и социальные компетенции. Примеры технических средств и сценариев, в которых использовалась способность агентов создавать Возможность создавать, редактировать, видоизменять, классифицировать и контролировать цифровые объекты лежит в основании большинства сценариев совместной сетевой деятельности. Освоение информационных компетенций приводит к увеличению уровня субъектности. Примеры технических средств и сценариев B2
Цифровые объекты являются либо конечными продуктами совместной деятельности либо составными элементами продуктов. Сценарии проектов предполагают создание, видоизменение и совместное использование цифровых объектов. Пример социотехнической системы, основанной на многократном использовании цифрровых объектов в различных контекстах - Детский определитель животных в цифровых рассказах - расширение и обогащение текста, в качестве исходного материала в Scratch проектах, освоение возможностей SemanticMediaWiki. || D2 Цифровые объекты для эволюции в совместной сетевой деятельности Возможность изменять цифровые объекты, отбирать наиболее удачные варианты обеспечивает возможность для цифровой эволюции на уровне объектов. Социотехническая система, в которой использовалась возможность отбора и на уровне объектов и на уровне кодов, управляющих поведением объектов - Странник || E2 Возможность устанавливать гипертекстовые ссылки между страницами и объектами - возможность показывать, что благодаря связям продукт становится значительно интереснее и ценнее. Примеры технических средств и сценариев E2 Техническая возможность объединения множества цифровых объектов в сеть, где значение имеет не только количество и характеристики отдельных узлов, но и то, как эти узлы объединены друг с другом. Объект, помогающий думать о структуре совместной деятельности = системный объект = диаграмма связей. Социотехническая система основанная на возможности среды визуального понимания VUE преобразовывать таблицы данных в сеть отношений между различными узлами. | |||||
3 Социальные связи | A3 Социальные связи для продуктивности сетевой деятельности
Технологическая легкость формирования социальных связей позволяет включать и использовать навыки и умения других людей - через наблюдение и копирование приемов их деятельности. Целый ряд программных средств предполагает сценарии заимствования и видоизменения продуктов. В рамках этих сценариев происходит развитие информационных и социальных компетенций. Вики для создания цифровых историй летней школы - повторное использование материалов для вики-рассказов и для Scratch историй. || B3 Возможность наблюдать и копировать продуктивную деятельность других людей позволяет включиться в продуктивную деятельность в качестве субъекта деятельности. По мере установления связей с другими субъектами и объектами совместной деятельности возрастает уровень субъектности. Примеры технических средств и сценариев B3
Благодаря доступности социальных связей открывается возможность использовать знания и опыт других людей, вступать в сообщество практики, решающие практические задачи имеющие большое общественное значение Наиболее полно эта возможность была реализована в социотехнической системе проекта 3000 статей для Википедии. Социальные связи, умения и знания других людей, которые могут быть использованы всеми участниками совместной деятельности - безусловное обогащение совместной деятельности. Использование других и представление своих собственных умений так, чтобы другие могли их использовать - социальные компетенции.|| D3 Социальные связи для эволюции в совместной сетевой деятельности В процессе совместной деятельности происходит эволюция средств и объектов и коэволюция участников, которые приспосабливаются друг к другу, формируют новые объединения участников совместной продуктивной деятельности. Социотехническая система, в которой сценарий был направлен на эволюцию отношений Летняя вики-школа??|| E3 Возможность проследить социальные связи, которые сформировались как побочный результат продуктивной деятельности - социальный капитал, как добавленная ценность. Примеры технических средств и сценариев E3
Примеры технических средств и сценариев F3
| |||||
4 Повсеместность | A4 Повсеместная инфраструктура для продуктивности сетевой деятельности
Повсеместная техническая инфраструктура позволяет организовывать совместную деятельность в местах, где продукты совместной деятельности могут быть обогащены ценными экологическими, историческими и культурными дополнениями. Основанные на повсеместной инфраструктуре мобильные формы совместной деятельности помогают развивать информационные, социальные и экологические компетенции. Примеры технических средств и сценариев, в которых использовалась повсеместная инфраструктура (A4)
Примеры технических средств и сценариев B4
Примеры технических средств и сценариев C4
Повсеместность инфраструктуры, включенность совместной деятельности в контекст внешкольной деятельности (мобильного городского обучения, летней школы, экспедиции), которая представляет собой экосистему, позволяет подчеркнуть эколого-эволюционную составляющую. Отбор и эволюция идей Примеры технических средств и сценариев D4
Примеры технических средств и сценариев E4
Примеры технических средств и сценариев F4 | |||||
5 Большие данные | A5 Большие данные для продуктивности сетевой деятельности
Поступающие из самых различных источников данные собираются, обрабатываются и визуализируются для анализа и понимания. Большие данные являются исходным материалом для аналитических продуктов. Сама совместная продуктивная деятельность является источником больших данных, которые могут помочь скорректировать эту деятельность, сформировать информационные и системные компетенции. Пример социотехнической системы, основанной на использовании больших данных для повышения продуктивности - сбор и визуализация количественных данных о числе участников, количестве созданных страниц, количестве загруженных файлов на Летописи и в других образовательных вики проектах. См. МедиаВики как исследовательская среда|| B5 Большие данные для субъектности сетевой деятельности Возможность наблюдать и анализировать историю собственной деятельности в составе участников сетевого проекта, отслеживать свой собственный вклад и вклады других участников позволяет организовать сценарии проектов, когда рефлексия индивидуальных и коллективных субъектов совместной деятельности основывается на данных, а не на мнениях. Пример социотехнической системы, основанной на анализе количества вкладов участников в совместную деятельность, - Доска лидеров в Летописи. Система отслеживала все вклады участников в совместную деятельность и на этой основе присваивала соответствующие их вкладам ранги. См. Доска лидеров Летописи - больше нет || C5 Большие данные для обогащения сетевой деятельности Возможность исследовать связи, которые существуют между создаваемыми в ходе совместной деятельности страницами, входящими в состав общего цифрового рассказа. Коллективный гипертекст как социотехническая система, внутри которой анализировалась частота обратных ссылок на ключевые слова - имена страниц в гипертексте.|| D5 Большие данные для эволюции в совместной сетевой деятельности Большие данные могут исходным материалом для сравнения различных сценариев образовательных проектов и на основании данных может осуществляться отбор наиболее успешных стратегий. Социотехническая система, в которой эта возможность реализована, отображает совместную деятельность участников в тех вики проектах, где создаваемые страницы отмечены общей категорией. Благодаря использованию приложения диаграмма соучастия данные о действиям участников проекта превращаются в структуру сетевых отношений между субъектами и объектами деятельности.|| E5 Большие данные для сетевой ценности совместной сетевой деятельности Возможность собрать и показать большие данные, иллюстрирующие сетевые отношения множество участников, позволяет организовывать проекты, где внимание уделяется не столько количеству объектов (узлов сети), сколько числу связей между узлами. Социотехническая система, в которой эта возможность реализована, отображает совместную деятельность в социально-педагогических проектах, когда необходимо подчеркнуть значимость установления как можно большего числа отношений между участниками. см. работу Выявление ключевых участников социально-педагогических проектов. || F5 Большие данные для структуры совместной деятельности Компьютерные средства открывают возможность превратить большие данные в карту, отражающую историю развития структуры совместной деятельности. Социотехническая система, в которой эта возможность реализована, обеспечивает анализ совместной деятельности внутри школьной организации. См. Моделирование развития сообщества практики в информационной среде школы на основе данных учебной аналитики с возможностью визуализации отношений в R или NetLogo. Все действия, которые совершали сотрудники школьного объединения в общем домене GoogleApps превращаются в визуальную карту реально существующей организационной структуры. | |||||
6 Взаимосвязанность | A6 Взаимосвязанность для продуктивности сетевой деятельности
Техническая возможность устанавливать и показывать связи между цифровыми объектами позволяет организовывать сценарии совместной деятельности, когда продукт включает отображение связей между различными сущностями. В рамках этих сценариев происходит развитие информационных и системных компетенций. || B6 Техническая возможность наблюдать связи между субъектами и объектами совместной деятельности позволяет организовать сценарии проектов, участники которых рассматривают и анализируют структуру совместной деятельности с точки зрения коллективного субъекта этой деятельности.
Примеры технических средств и сценариев C6
Примеры технических средств и сценариев D6
Примеры технических средств и сценариев E6
Примеры технических средств и сценариев F6 |