Педагогический дизайн

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Определение)
(Дизайн систем обучения)
 
(не показаны 19 промежуточных версий 1 участника)
Строка 6: Строка 6:
 
С развитием информационных технологий грань между тем, что является вещью, а что является виртуальным объектом или связями между виртуальными объектами получает новое представление.
 
С развитием информационных технологий грань между тем, что является вещью, а что является виртуальным объектом или связями между виртуальными объектами получает новое представление.
  
Педагогический дизайн это - направление в дизайне, объектом являются вещи, использование которых позволит учителям лучше учить, а ученикам лучше учиться.  
+
Наиболее емкая формулировка сущности педагогического дизайна встречается у [[Иллич]]а:
 +
"''какие вещи и какие люди должны окружать учеников, чтобы ученики лучше учились''".
 +
[[Иллич]] тут сформулировал общую задачу педагогического дизайна - создать условия, создать [[обучающая среда|обучающую среду]], в которой будет осуществляться обучение.
 +
Педагогический дизайн это - направление в дизайне, объектом являются вещи, использование которых позволит учителям лучше учить, а ученикам лучше учиться.
  
(по большому счету - какие вещи и какие люди должны окружать учеников, чтобы ученики лучше учились - по большому счету [[Иллич]] тут сформулировал общую задачу педагогического дизайна - создать условия, создать среду, в которой будет осуществляться обучение.
+
Определение и название - дизайн - дизайн учебных материалов, дизайн инструкций - основным объектом для дизайна являются учебные материалы и то, как с этими материалами нужно обращаться.
 +
 
 +
Смит и Раган определяют учебный дизайн как практику перевода принципов обучения в учебные материалы
 +
Smith P.L., Ragan T.J. Instructional Design. : Wiley, 2004. 400 с.
  
 
== История педагогического дизайна ==
 
== История педагогического дизайна ==
История педагогического дизайна это - история постепенной передаче от человека к техническим средствам механизмов учебного процесса.  
+
[[История педагогического дизайна]] это - история постепенной передачи от человека к техническим средствам и объектам социальной среды механизмов учебного процесса.  
 
+
Вся история педагогического дизайна, связанная с миром компьютера и коммуникаций, постоянно пересекается с историей развития виртуальной среды.
Вот это заклинание "''передать неинтересную часть деятельности в чужие исполнительные руки орудий и машин, а самим сосредоточиться на более важных и нужных задачах''" будет постоянно звучать в истории педагогического дизайна. Сначала учитель перестает выполнять задачу сбора и создания учебных материалов - есть люди и агенты, которые делают это лучше.
+
 
+
Главное направление развитие педагогического дизайна - передать функции человека вещи, объекту, устройству. Устройство содержит в себе не только возможность но и информацию о том, как это действие может быть выполнено. У Нормана - что вещи хранят в себе информацию - мы бы не могли управляться со всем многообразием окружающих вещей, если бы сами не хранили в себе информацию.
+
 
+
''Я приветствую использование любых технических новшеств, если они уменьшают мыслительные затраты, но оставляют за человеком контроль над ситуацией и удовольствие от решения проблемы. Таким образом я могу сосредоточиться на решении главной проблемы, на действительно важных вещах.''
+
 
+
Когда мы рассматриваем различные виды дизайна мы всегда держим в голове то, что у нас есть объект дизайна - то, на что мы направляем свои усилия, то, конкретное - что мы разрабатываем и применяем в своей деятельности и есть исторический контекст, в рамках которого  разработка. Например, [[обучающая машина]] не может восприниматься вне контекста других обучающих объектов и аудиовизуальных средств - это бы означало, что в классе появляется только машина, которая обеспечивает положительную обратную связь и только она одна включена в учебный процесс.
+
 
+
 
+
 
+
=== Ян Амос Коменский - использование учебных материалов ===
+
Коменский в Великой Дидактике обсуждает проблему использования печатных материалов и решает, что ничего страшного не случиться, если учителя будут использовать готовые учебные материалы, а не готовить их каждый раз к уроку. Используя готовые учебные материалы, переложив часть своей работы на вещи, учителя смогут сосредоточиться на решении более важных и нужных для образования задач.
+
 
+
Так разумный строитель, прежде чем начинать строить здание, свозит брёвна, камни, известь, железо и другие необходимые материалы, чтобы впоследствии из-за недостатка материалов не замедлились работы или не пострадала прочность здания. 13. Против этого основного положения школы погрешают следующим образом: Во-первых, тем, что не стараются иметь наготове для общего пользования всевозможные орудия: книги, доски, модели, образцы и т. п. Тогда только лишь отыскивают, устраивают, диктуют, переписывают и пр., когда что-либо понадобится, что приводит (особенно если попадается неопытный или небрежный преподаватель, которых обычно больше) к жалким результатам.
+
 
+
Если учитель никогда ни вне школы, ни в самой школе не будет обучать какого-нибудь ученика или часть учеников отдельно от прочих, а будет обучать только всех вместе и сразу. Следовательно, ни к кому он не будет подходить порознь, не будет позволять кому-либо подходить к себе в одиночку, но, стоя на кафедре (откуда все его могут видеть и слышать), он, подобно солнцу, будет распространять свои лучи на всех. А все, устремив к нему глаза, слух и внимание, должны воспринимать всё, что он будет рассказывать или показывать рукой на картине. Так белилами из одного горшка будут окрашены не две стены, но множество стен. стр. 369
+
 
+
Как можно сделать так, чтобы все учились по одним и тем же книгам. Получится заметное сбережение сил в том случае, во-первых, если ученикам будут предоставлять только книги, предназначенные для занятий в данном классе. Во-вторых, если школьные пособия такого рода, как доски, прописи, начальные пособия, словари, руководства по разным наукам и искусствам, заранее будут готовы. Ведь сколько к сожалению пропадает времени, пока, наконец, учителя (как это бывает) приготовят учителям алфавитные таблицы, дадут образцы каллиграфии, продиктуют правила, тексты и переводы текста. Следовательно, будет выгодным, чтобы все книги, которые нужны по всем классам, имелись отпечатанными в большом количестве. Таким образом, все то время, которое нужно было бы потратить на диктовку, записывание и перевод, с несравненно большей пользой было бы употреблено на самое объяснение, повторение, на попытки подражания. И не нужно бояться того, что таким образом поощряется бездеятельность учителей. Ведь если проповедник разъяснил прочитанный им из Библии, священный текст и указал на его значение (по отношению к учению, увещанию, утешению и пр.), то это все, что можно от него требовать, хотя бы текст из источников он перевел и не сам, а заимствовал откуда-либо готовый перевод. Это последнее для слушателей совершенно не важно. Так, для учеников совершенно неважно, сам ли учитель подготовил все необходимое к уроку, или кто-нибудь это сделал до него, лишь бы было под рукой все, что требует дело... И чего я особенно желаю и на чем я настаиваю, так это на том, чтобы книги были написаны понятно и доступно и давали бы учащимся такое освещение, благодаря которому они понимали бы все сами, даже без учителя. 374 - 375
+
 
+
Вот ведь что здесь самое удивительное? Из слов Коменского следует, что в 17 веке серьезно обсуждалась проблема повторного использования готовых учебных материалов. Должен ли учитель готовить все эти учебные материалы самостоятельно, согревая их теплом собственного сердца и собственных ладоней, или же возможно взять готовые материалы, собранные другими людьми, напечатанные в типографии. И Коменский однозначно говорит, что не надо заботиться о сохранении авторского и уникального в учебных материалах. Воспользуйтесь готовыми учебными материалами, освободите себе силы и время для того, чтобы лучше объяснить материал. Используйте вещь и средство, чтобы выиграть в качестве обучения. И здесь Коменский, возможно впервые, начинает действовать на поле педагогического дизайна, суть которого состоит в создании вещей, использование которых меняет поведение субъектов процесса образования.
+
 
+
И другая тема, которая возникает при изучении истории продвижения в образование аудиовизуальных средств. Пока была основным средством обучения была книга, она не слишком мешала учителю играть роль солнца на кафедре. Но, когда в классе появились такие технические средства как радио- и телевизионные установки, проекты, эпидиаскопы, проигрыватели и магнитофоны, ситуация изменилась. Как отмечал Ричмонд, эти вспомогательные средства повышают эффективность преподавания за счет повышения эффективности учебного процесса и служат лишь дополнением к личному вкладу преподавателя, но их применение неизбежно меняет характер взаимоотношений преподавателя и учащегося. Например, во время радиоуроков главная задача преподавателя состоит в том, чтобы возможно более стушеваться, слушать передачу со всем классом, не прерывая ее и не навязывая своих комментариев, и уж менее всего выступать в роли оракула. Во время демонстрации звукового фильма ему так же не следует вмешиваться, предоставив аудитории возможность составить свое собственное мнение. И в том и в другом случае часть его ответственности перекладывается на машину.
+
 
+
===  Аудио-визуальные материалы ===
+
Потом возникает массовое появление медиа средств, которые ведут себя иначе, чем книги и требуют иного поведения и иного отношения - я бы само появление этих средств в школьной среде не выносил за скобки - думать про средства и их возможности - если кто про это и думал, то это [[Френе]] и уж как-то потом [[Иллич]] - там какая-то отдельная история - ошибкой было бы вынести всю эту историю педагогического дизайна за скобки развития аудио-визуальных сред. А вот про это же мало кто писал - изменились отношения в классе, изменились отношения в обществе - и это такое очень значимое изменение, мимо которого нельзя пройти.
+
 
+
Л.С. Выготский о воздействии среды.
+
 
+
Насколько эти объекты и средства имели значение для развития педагогического дизайна - понятно, что само по себе аудио, радио и телевидение не создавалось для обучения, но при этом возможности этих средств в учебном процессе были огромны.
+
 
+
=== Программируемое обучение ===
+
[[Программируемое обучение]] и [[обучающая машина]] Скиннера
+
Потом он постепенно вытесняется машинами из сферы контроля. Как заявил еще Скиннер 60 лет тому "''в качестве механизма подкрепления преподаватель уже отжил свой век": Конечно, у преподавателя есть более важные функции, чем говорить правильно или неправильно. Предлагаемые изменения помогут освободить его для эффективного выполнения этих функций. Проверка тетрадей по арифметике "Да, 9 плюс шесть равно 15; 9 плюс 7 не равно 18" вряд ли представляет достойное занятие для интеллектуальной личности. Имеется другая, более важная работа, в которой взаимоотношения преподавателя и ученика не могут быть осуществлены механическими устройствами. Механические устройства могут лишь помочь усовершенствовать эти отношения. ... Если успехи, сделанные нами недавно в управлении поведением, помогут ребенку по-настоящему научиться читать, писать, и выполнять арифметические действия, то учитель сможет вместо выполнения роли дешевой машины начать действовать путем интеллектуального, культурного, эмоционального контактов, которые более соответствуют его статусу человека''. 
+
Skinner B.F. The science of learning and the art of teaching // Harvard Educational Review. 1954. Vol. 24. P. 86–97
+
 
+
Машина, которая контролирует поведение ученика и формирует у него желаемое для педагога поведение.
+
Алгоритм обучения – это программа управления обучающего, в которой указывается, какие действия он должен производить в зависимости от действий ученика.
+
 
+
Следует рассматривать появление обучающих машин в [[обучающая среда|учебной среде]], учитывая то, что в этой же среде появились и другие устройства, которые открыли для учителей и учеников новые возможности для деятельности. Невозможно понять значение обучающих машин, если не учитывать, что они возникают в одной с[[оциальная среда|социальной среде]] с другими. Это общая история информационной среды Значение memex - машины для обмена информацией и установления связей значительно больше, чем значение самой этой дешевой обучающей машины. Значение машины, которая будет помогать ученику работать с информацией.
+
 
+
Здесь хочется обратить внимание вот это представление о том, что душе человеческой будет легче летать, если она освободиться от обязательного груза запоминания и всегда сможет вернуться к связям. Это общая тенденция, не ограниченная исключительно педагогическим ландшафтом, передача рутинных операций от человека к устройствам. И мы можем увидеть эту тенденцию у Буша, Энгельбарта, Турчина, Нормана. Да, они не говорили про педагогический дизайн, но это работы, которые создают вещи, которые меняют поведение.
+
 
+
Возникают совершенно новые формы энциклопедий, которые содержат цепочки документов. Эти цепочки облегчают работу специалистов в области физиологии, химии, истории и других дисциплин. Возникает новая профессия проходчиков виртуальных троп (trail blazers), людей которые находят удовольствие в создании и построении полезных путей сквозь массу обычных данных. Возможно, душе человеческой будет легче летать, если мы облегчим процедуру сохранения прошлого и позволим более полно анализировать проблемы настоящего. Человек построил столь сложную цивилизацию, что он нуждается в механизмах обработки данных, которые уже не вмещаются в его ограниченную память. Его экскурсии в прошлое и настоящее станут значительно приятнее, если он получит возможность забывать некоторые вещи, будучи уверен, что он в дальнейшем легко сможет восстановить свои записи.
+
 
+
И самое важное - мы не знаем, как далеко будет сдвинута рамка отношений. Мы знаем, что компьютеры (машины) займут все, что им удастся занять, но мы не представляем пределов того, как далеко они смогут продвинуться.
+
 
+
Речь вовсе не идет о том, чтобы программы полностью заменили преподавателя, сделав его ненужным. Тот факт, что светофор может выполнять свою работу столь же эффективно, как и регулировщик, еще не означает, что отпадает надобность в полиции: он просто означает, что большее количество полицейских освобождается для выполнения тех обязанностей, для которых они лучше всего подходят. Непосредственный вопрос, требующий ответа, состоит в том, могут ли самообучающие устройства выполнять некоторую часть той рутинной работы, которая до сих пор ложилась на плечи преподавателей, и если да, то при каких условиях. (Ричмонд 209). Выглядит это все очень разумно и безобидно. В очередной раз появляется транспортная метафора, только в отличие от Выготского учитель у Ричмонда рассматривается не с помощью шкалы "рикша" - "вагоновожатый", а с помощью шкалы "светофор - полицейский". Вот только с функциями дорожных полицейских уже сегодня возникает затруднение. А что это за такие обязанности, для которых они лучше всего подходят? А есть ли какие-то раз и навсегда заданные обязанности, для выполнения которых дорожные полицейские подходят лучше всего? Или эти обязанности меняются? А может быть движение, перемещение и отношение машин на дорогах ближайшего будущего будет регулироваться не дорожными полицейскими, а компьютерными агентами, которые лучше контролируют скорость, устанавливают связи в больших потоках данных и быстрее договариваются между собой. Это же такое очень вероятное будущее, когда дизайн транспортных устройств изменит дорожную полицию настолько, что не будет такой профессии и не будет для ее представителей никаких обязанностей.
+
  
И это же нормальный эволюционный процесс, когда возникают, развиваются и отмирают профессии. Было же долгое время, когда не было такой профессии - "дорожный полицейский" и ничего в этом странного не было. Скорее всего эта профессия в будущем превратится в другую.
 
  
 
== Современные направления педагогического дизайна ==
 
== Современные направления педагогического дизайна ==
 +
Внутри современного педагогического дизайна существуют различные течения и различные модели. Для обсуждения и представления педагогического дизайна используются различные языки и средства.
  
Внутри этого направления сегодня существуют различные течения и различные модели. Для обсуждения и представления педагогического дизайна используются различные языки и средства.
+
* дизайн соучастия (participatory design)
  
 
=== Дизайн систем обучения ===
 
=== Дизайн систем обучения ===
Строка 81: Строка 40:
 
* [http://edutechwiki.unige.ch/en/Learning_design Learning_design] - разработка сценариев, описание процессов обучения
 
* [http://edutechwiki.unige.ch/en/Learning_design Learning_design] - разработка сценариев, описание процессов обучения
 
** педагогически поддержанные  деятельности, обеспечивающие эффективное использование соответствующих задаче средств и ресурсов.  
 
** педагогически поддержанные  деятельности, обеспечивающие эффективное использование соответствующих задаче средств и ресурсов.  
* исследовательское обучение (Inquiry based learning) - стратегия ориентированная на разработку учащимися [[проект]]а.
+
* [[исследовательское обучение]] ([[Inquiry based learning]]) - стратегия ориентированная на разработку учащимися [[проект]]а.
 
* Дизайн соучастия  (Participatory design)
 
* Дизайн соучастия  (Participatory design)
 
** Как можно активнее вовлекать учеников в учебную систему, так чтобы они могли влиять на ее изменение и развитие
 
** Как можно активнее вовлекать учеников в учебную систему, так чтобы они могли влиять на ее изменение и развитие
 
** Объединять знания и опыт разных дисциплин, а не только информационные технологии
 
** Объединять знания и опыт разных дисциплин, а не только информационные технологии
 
** Тестировать, проверять и изменять структуру, чтобы она удовлетворяла участников
 
** Тестировать, проверять и изменять структуру, чтобы она удовлетворяла участников
* [[Педагогический метадизайн]]. В педагогическом дизайне с самого начала становления этой дисциплины выделялось направление, которое сегодня может быть обозначено как [[педагогический метадизайн]]. В рамках этого направления исследователи трактовали познание как дизайн. Никто не знает о вещи больше, чем ее дизайнер.  
+
* [[Педагогический метадизайн]]. В педагогическом дизайне с самого начала становления этой дисциплины выделялось направление, которое сегодня может быть обозначено как [[педагогический метадизайн]]. В рамках этого направления исследователи трактовали познание как дизайн. Никто не знает о вещи больше, чем ее дизайнер.
  
 
=== Принципы педагогического дизайна ===
 
=== Принципы педагогического дизайна ===
Строка 163: Строка 122:
  
 
=== Литература ===
 
=== Литература ===
# [http://www.usask.ca/education/coursework/802papers/mergel/brenda.htm - Педагогический дизайн и теории обучения]
+
# http://edutechwiki.unige.ch/en/Instructional_design
 +
# [http://www.usask.ca/education/coursework/802papers/mergel/brenda.htm Педагогический дизайн и теории обучения]
 
# http://en.wikipedia.org/wiki/Instructional_design
 
# http://en.wikipedia.org/wiki/Instructional_design
 
----
 
----
 
[[Категория:Теория]]
 
[[Категория:Теория]]
 
[[Категория:Онтология]]
 
[[Категория:Онтология]]

Текущая версия на 22:41, 9 июля 2016

Содержание

[править] Определение

Педагогический дизайн это направление педагогической науки, связанное с разработкой и изучением объектов, условий, ситуаций, сценариев, поддерживающих образовательную деятельность.

Объектом педагогического дизайна является обучающая среда и входящие в ее состав вещи - реальные и виртуальные объекты, которые используются в образовательной деятельности. Целью педагогического дизайна является изменение поведения участников образовательной деятельности.

С развитием информационных технологий грань между тем, что является вещью, а что является виртуальным объектом или связями между виртуальными объектами получает новое представление.

Наиболее емкая формулировка сущности педагогического дизайна встречается у Иллича: "какие вещи и какие люди должны окружать учеников, чтобы ученики лучше учились". Иллич тут сформулировал общую задачу педагогического дизайна - создать условия, создать обучающую среду, в которой будет осуществляться обучение. Педагогический дизайн это - направление в дизайне, объектом являются вещи, использование которых позволит учителям лучше учить, а ученикам лучше учиться.

Определение и название - дизайн - дизайн учебных материалов, дизайн инструкций - основным объектом для дизайна являются учебные материалы и то, как с этими материалами нужно обращаться.

Смит и Раган определяют учебный дизайн как практику перевода принципов обучения в учебные материалы Smith P.L., Ragan T.J. Instructional Design. : Wiley, 2004. 400 с.

[править] История педагогического дизайна

История педагогического дизайна это - история постепенной передачи от человека к техническим средствам и объектам социальной среды механизмов учебного процесса. Вся история педагогического дизайна, связанная с миром компьютера и коммуникаций, постоянно пересекается с историей развития виртуальной среды.


[править] Современные направления педагогического дизайна

Внутри современного педагогического дизайна существуют различные течения и различные модели. Для обсуждения и представления педагогического дизайна используются различные языки и средства.

  • дизайн соучастия (participatory design)

[править] Дизайн систем обучения

Дизайн системы обучения это - деятельность, которая включает в себя: процесс спецификации учебной системы, описание необходимых и формируемых знаний, умений и компетенций, сценариев обучения, деятельности и ресурсов, которые используются внутри этих сценариев.

Система обучения представляет собой структурированный набор материалов, ресурсов, сервисов, человеческой или технологической инфраструктуры, которые поддерживают обучения. Жильберт Пакетт утверждает, что такая система может быть описана в терминах четырех моделей:

  1. модель знаний, которая описывает содержание обучения, текущие и целевые компетентности (область - инженерия знаний);
  2. модель обучения, в которой определена структура курса, учебные деятельности, человеческие ресурсы, инструменты, и других ресурсов, необходимых для обучения (педагогический дизайн);
  3. медийная модель, необходимая для создания дизайна веб-сайта или других ресурсов, а так же всех материалов, используемых на сайте независимо от его формата (разработка программного обеспечения);
  4. модель представления, реализации обучения, которая описывает роль актеров в момент поставки учебного процесса, инструменты и каналы связи, план реализации, управления и обслуживания системы обучения.
  • Instructional Design это - дисциплина по разработке оценке и реализации ситуаций и условий, способствующих обучению. Дизайнеры проектируют условия для образования.


  • Learning_design - разработка сценариев, описание процессов обучения
    • педагогически поддержанные деятельности, обеспечивающие эффективное использование соответствующих задаче средств и ресурсов.
  • исследовательское обучение (Inquiry based learning) - стратегия ориентированная на разработку учащимися проекта.
  • Дизайн соучастия (Participatory design)
    • Как можно активнее вовлекать учеников в учебную систему, так чтобы они могли влиять на ее изменение и развитие
    • Объединять знания и опыт разных дисциплин, а не только информационные технологии
    • Тестировать, проверять и изменять структуру, чтобы она удовлетворяла участников
  • Педагогический метадизайн. В педагогическом дизайне с самого начала становления этой дисциплины выделялось направление, которое сегодня может быть обозначено как педагогический метадизайн. В рамках этого направления исследователи трактовали познание как дизайн. Никто не знает о вещи больше, чем ее дизайнер.

[править] Принципы педагогического дизайна

Роберт Ганье предложил следующие принципы организации учебного процесса

  1. Привлечение внимания
    • Предложите ученикам рассмотреть содержательную проблему, новую ситуацию, задайте вопросы, используйте мультимедийные возможности для привлечения внимания. Это поможет сделать урок более основательным, а деятельность более мотивированной.
  2. Определение целей обучения
    • Формулируйте для учеников цель обучения. Необходимо описать умения, которые учащиеся получат в ходе изучения данной темы, как они в дальнейшем смогут использовать приобретенные знания. Это поможет ученикам самостоятельно оценивать информацию и лучше ее воспринимать.
  3. Обращайтесь к знаниям, которые уже есть у учеников
    • Напоминайте учениках о фактах, правилах, навыках, о которых они уже знают и которые связаны с изучаемой темой. Обеспечивайте учеников элементами поддержки, которые помогут понять и запомнить материал.
  4. Представление изучаемого материала
    • Представляйте изучаемый материал при помощи текста, графики, фотографий, анимаций. Разбивайте информацию на фрагменты, избегайте перегрузки и переполнения памяти, повторяйте и напоминайте.
  5. Руководство обучением
    • Обеспечьте учеников советами и руководствами для учебы. Помните, что представление материала отличается от инструкций о том, как следует изучать этот материал.
  6. Проверка новых знаний на практике
    • Дайте ученикам возможность как-то использовать полученные знания, практические навыки или усвоенные модели поведения
  7. Обратная связь
    • Обеспечивайте содержательную обратную связь. Корректируйте ответы учеников, анализируйте их поведение
  8. Оценка выполнения
    • Оценивайте выполнение тестов и заданий по выученным урокам. Сообщайте ученикам общую информацию о успехах в учебе
  9. Сохранение и перенос полученных умений.
    • Поддерживайте сохранение и перенос полученных знаний. Знакомьте ученика со сходными проблемными ситуациями, создавайте условия для дополнительных практических занятий с использованием полученных знаний и навыков. Создавайте ситуации, в которых ученик будет вынужден переносить навыки и умения в новые области.
  • Gagne, R., Briggs, L. & Wager, W. (1992). Principles of Instructional Design (4th Ed.). Fort Worth, TX: HBJ College Publishers.

[править] Модели педагогического дизайна

Построение концептуальной модели учебной деятельности означает, что создается онтология.

[править] Языки для описания педагогического дизайна - Educational Modelling Languages (EML)

[править] CDF

[править] LMML

[править] PALO

[править] Targeteam


[править] TML/Netquest

[править] Язык педагогического дизайна MOT - Modeling with Object Types

Modeling with Object Types - язык для представлений отношений объектов различного типа, предложенный Жильбером Пакеттом

Концепции или концептуальнопе знание - объекты, представленные через их свойства (Что?)
Процедуры, действия - описывают серию действий (Как?)
Принципы или стратегичесие знания - описывают свойства объектов
Факты - примеры подтверждающие значение концепции

[править] Язык педагогического дизайна MISA

MISA + MOT (Моделирование объектов различного типа) - технология была разработана Жилем Паккетом - разные типы знания представлены при помощи фигур разного типа. Например,

  • Абстрактные знания, концепции, информационные источники представлены в форме прямоугольников,
  • Процедуры и задачи в форме овалов
  • Принципы в форме 6-угольников. Агенты и команды участников часто изображаются на схемах в той же форме, что и принципы, чтобы подчеркнуть то значение, которое они играют в контроле процессов.


[править] Примеры MISA-MOT

CollabWritingP.png

  • Paquette G. Instructional engineering in networked environments. John Wiley and Sons, 2003. 302 с.


[править] OUNL-EML

Цель EML - Создание педагогической меиамодели. Эта метамодель ввключает 4 расширяемые модели, которые описывают:

  1. Как учится ученик. Модель основывается принципах, относительно которых согласны теории обучения
  2. Как моделируются учебные разделы
  3. Типы учебного контента
  4. Теории, принципы и модели обучения

[править] Язык педагогического дизайна IMS Global

В 2003 г. консорциум IMS опубликовал спецификацию языка Learning Design - язык для представления сценариев обучения. Эта спецификация предоставляет гибкий способ представления и записи учебных сценариев. Это способ записи планов занятий в машиночитаемой форме, которыми можно обмениваться. IMS LD это - язык для создания учебных планов занятий, которые могут затем многократно использоваться другими учителями. Такие планы позволяют преподавателям поделиться с другими преподавателями и сократить затраты и время, затраченное на разработку электронных учебных материалов. Учитель проводит комплекс мероприятий, в специально подобранных условиях с использованием специальных средств для достижения конкретных целей. В настоящее время IMS LD является общепризнанным международным стандартом описания сценариев педагогической деятельности.

В соответствии со спецификацией, «ключевым понятием LD является утверждение, что, независимо от педагогического подхода, человек получает роль (обычно обучаемого или преподавателя) в процессе обучения-преподавания. В рамках этой роли он работает над достижением неких результатов, выполняя более или менее структурированные активности по обучению или поддержке обучения других участников в некой среде обучения». Определение ролей, принимаемых человеком, действий, которые он должен выполнить, и характеристик среды составляют конкретный сценарий обучения.


Сам термин LD - учебный дизайн - дизайн учебных сценариев сформировался в последние пять лет. Основной подход связан с разработкой спецификации формального языка, который могли бы понимать и выполнять не только люди, но и компьютерные программы. LD - формальный языка. Второй подход связан с тем, что большее внимание уделяется педагогике и действиям, которые совершает ученик, а не контенту. Подход - дизайн для учебы - план, структура и дизайн учебных ситуаций, которые поддерживаются сетевыми учебными программами. Элен Битам Helen Beetham подчеркивает, что основное внимание должно уделяться деятельности учеников - участников сетевой деятельности.

[править] Терминология педагогического дизайна IMS Global LD

Терминология педагогического дизайна IMS Global основывается на театральной метафоре. Главные составляющие, из которых выстраивается педагогический дизайн:

  • роли, которые играют участники - ученики, учителя, тьюторы
  • учебная деятельность
  • учебная среда, которая включает сервисы и учебные ресурсы

Сценарий совместной деятельности

[править] Элементы педагогического дизайна IMS Global
  • педагогический дизайн - контейнер базового уровня (деятельность)
    • название - название данной деятельности
    • Цели обучения - Какие цели достигаются в рамках этой учебной единицы
    • Предпосылки - каковы предпосылки данного дизайна?
    • Компоненты - многоразовые элементы обучения - это ключевой уровень детализации
      • роли - список ролей
        • ученик - Роль Ученик
        • учитель - Роль Преподаватель
      • деятельность - контейнер Деятельность включает: цели, условия и метаданные. Для этого блока есть описание деятельности (как правило, веб-страницы, содержащие инструкции. Если деятельность выполняется вне сети, то никаких дополнительных объектов описания нет. Если действие проходит в сети Интернет, то приводится ссылка на конкретную среду
        • учебная деятельности (деятельность ученика) - например, просмотр этого учебного объекта
          • ссылка на среду обучения - ссылка на среду для этой деятельности
          • описание деятельности - текст, описывающий учебную деятельность
        • поддерживающая деятельность (деятельность учителя) - например, вопрос к классу
          • ссылка на среду поддержки - ссылка на среду для этой деятельности
          • описание деятельности - как правило, веб-страница, которая существует отдельно от среды обучения :
        • структура деятельности - группировка видов деятельности
          • ссылка на учебную среду - ссылка на среду для этой деятельности
      • Учебная среда - контейнер, который содержит учебные объекты и сервисы, которые будут использоваться в этой деятельности
        • Среда обучения - контейнер для отдельных ресурсов учебной среды
          • Название среды
          • Учебные объекты - объекты, использованные в этой среде
          • Сервисы, которые будут использоваться
          • Ссылка на среду
          • Метаданные - метаданные о среде обучения
  • Методика
    • Действия - обычно только одно действие, но несколько действий могут происходить параллельно.
      • акт - определенная последовательность активностей. Запускается в конце предыдущего акта
        • Роли - выполняются параллельно. Обычно используется для учащихся и учителей
  • Метаданные Описательные метаданные для LD

Какие возможности открывает педагогический дизайн, все эти модели и языки? Схемы и язык дизайна направлены на то, чтобы фиксировать отношения между контентом, учеником и учителем. Педагогический дизайн связан с языком моделирования Мы переходим к языку схем, к формальному представлению процессов, которые могут посмотреть, оценить, проверить другие люди. Более того, формальное описание и представление таких процессов дает основание надеяться, что в будущем в нем смогут принять участие не только люди, но и программные агенты.

  • повторное использование сценариев деятельности, а не просто ресурсов
  • показать процесс создания новых сценариев учебной деятельности (скрипт - такой же сценарий в Scratch)
  • возможность оценивать дизайнерские решения
  • объяснение вкладов в развитие ресурсов, обучение персонала и т.д. Есть сценарии - понятнее, куда именно надо вкладываться в соответствие с этим сценарием.
[править] Онтология IMS Global LD - Loco

[править] Литература

  1. http://edutechwiki.unige.ch/en/Instructional_design
  2. Педагогический дизайн и теории обучения
  3. http://en.wikipedia.org/wiki/Instructional_design

Персональные инструменты
Инструменты