Цифровая экосистема

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Биграф агентов и объектов)
(Ссылки, литература)
 
(не показана 21 промежуточная версия 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
 
=== Определение ===
 
=== Определение ===
Цифровая экосистема - метафора, которая предлагает рассматривать современные организации как смешанные сообщества и экосистемы, в которых взаимодействуют люди и цифровые [[агент]]ы. Продолжение темы построения мирового разума и расширения человеческих возможностей - расширение [[ноосфера|ноосферы]] за счет цифровых хранилищ и цифровых агентов, которые помогают людям разбираться с этими цифровыми хранилищами.
+
Цифровая [[экосистема]] - метафора, которая предлагает рассматривать современные организации как смешанные сообщества и экосистемы, в которых взаимодействуют люди и цифровые [[агент]]ы. Продолжение темы построения мирового разума и расширения человеческих возможностей - расширение [[ноосфера|ноосферы]] за счет цифровых хранилищ и цифровых агентов, которые помогают людям разбираться с этими цифровыми хранилищами.
  
 
=== История метафоры  ===
 
=== История метафоры  ===
Строка 10: Строка 10:
 
* [[Вельтман]]
 
* [[Вельтман]]
  
 +
=== Цифровая экосистема и технологическая сингулярность ===
 +
Вернор Виндж в статье http://www.computerra.ru/think/35636/# о том, какие пути могут привести к тому, что будет создана система превосходящая по своим возможностям человеческий мозг
 +
# Компьютеры обретут "сознание", и возникнет сверхчеловеческий интеллект. (В настоящее время нет единого мнения о том, сумеем ли мы создать машину, равную человеку, однако, если это получится, несомненно, вскоре затем можно будет сконструировать еще более разумные существа).
 +
# Крупные компьютерные сети (и их объединенные пользователи) могут "осознать себя" как сверхчеловечески разумные сущности.
 +
# Машинно-человеческий интерфейс станет настолько тесным, что интеллект пользователей можно будет обоснованно считать сверхчеловеческим.
 +
# Биология может обеспечить нас средствами улучшения естественного человеческого интеллекта.
 +
 +
См. [http://ru.wikipedia.org/wiki/Технологическая_сингулярность Технологическая сингулярность] - википедия.
  
 
=== Метафора экосистемы в бизнесе ===
 
=== Метафора экосистемы в бизнесе ===
 
* [[Сенге]] - [[обучающаяся организация]] у него, особенно во втором переработанном издании рассматривается все чаще не как механическая система, а как адаптивная, живая система
 
* [[Сенге]] - [[обучающаяся организация]] у него, особенно во втором переработанном издании рассматривается все чаще не как механическая система, а как адаптивная, живая система
 
* Ари де [[Гиус]] - [http://www.amazon.com/Living-Company-Arie-Geus/dp/087584782X Живая компания] - [http://www.ariedegeus.com/ Giuz] Arie de - The Living Company
 
* Ари де [[Гиус]] - [http://www.amazon.com/Living-Company-Arie-Geus/dp/087584782X Живая компания] - [http://www.ariedegeus.com/ Giuz] Arie de - The Living Company
 +
* [[Социальный веб]] - социальная паутина = ([[Веб 2.0]]) = экосистема соучастия, внутри которой ценности создаются благодаря объединению вкладов множества участников. [[Семантическая паутина]] - [[Semantic Web]] - экосистема данных, в которой ценности создаются благодаря интеграции структурированных данных из множества источников. Если мы объединяем два эти подхода, то получаем системы коллективного знания (Gruber, T., 2008. Collective knowledge systems: Where the Social Web meets the Semantic Web. Web Semant., 6(1), с.4–13.)
  
 
=== Метафора экосистемы в образовании ===
 
=== Метафора экосистемы в образовании ===
  
В условиях мобильного обучения и повсеместного присутствия цифровых устройств и агентов школа всякая [[обучающаяся организация]] является цифровой экосистемой. При анализе возможностей и жизнеспособности организации следует оценивать не компетенции отдельных участников, а совокупные компетенции всей системы. При этом в состав такой организации входят не только ее люди, но и инфраструктура - техника и сервисы, поддерживающие совместную деятельность. Объектом для анализа организации как экосистемы или сети может служить вики организации.  
+
В условиях мобильного обучения и повсеместного присутствия цифровых устройств и агентов школа, как всякая современная  [[обучающаяся организация]] становится цифровой экосистемой. При анализе возможностей и жизнеспособности организации следует оценивать не компетенции отдельных участников, а совокупные компетенции всей системы. При этом в состав такой организации входят не только ее люди, но и инфраструктура - техника и сервисы, поддерживающие совместную деятельность.  
  
 +
* [См. http://kw.uni-paderborn.de/institute-einrichtungen/mewi/arbeitsschwerpunkte/prof-dr-dorothee-m-meister/tagungen/educational-media-ecologies-international-perspectives/speakers/ Педагогические медиа экосистемы] - конференция посвящена теме педагогических экосистем. Где мы видим [[сетевой подход]] к образованию - в рассмотрении педагогического дизайна как дизайна экологической системы.
 +
* Объектом для анализа организации как экосистемы или сети может служить вики организации.
  
=== Вики как экосистема ===
+
=== [[Вики как экосистема]] ===
Вики как раз и есть такая электронная модель организации, которая позволяет проследить и понять то, как все устроено и как все развивается внутри организации. Можно представлять себе [[вики]] и использовать ее таким образом, что на основании этой сетевой структуры можно будет судить о тем компетенциях, ресурсах и направлениях развития, которые есть у организации.
+
Для [[вики]] возможно проследить рост составляющих и поддерживающих ее объектов, агентов и сервисов, а так же увидеть и оценить связи, которые создаются внутри системы.
+
  
=== Цифровая экосистема в картинках ===
+
 
 +
== Цифровая экосистема в картинках ==
 
Цифровая экосистема и другой близкий и часто используемый в литературе термин - '''digital ecology''' - по содержанию это не цифровая экология, а именно сложная система, которая включает в свой состав различные типы агентов. И агентом может быть человек, может быть робот, может быть программа <br clear=all />
 
Цифровая экосистема и другой близкий и часто используемый в литературе термин - '''digital ecology''' - по содержанию это не цифровая экология, а именно сложная система, которая включает в свой состав различные типы агентов. И агентом может быть человек, может быть робот, может быть программа <br clear=all />
 
[[Файл:Agent0.png]]  
 
[[Файл:Agent0.png]]  
Строка 36: Строка 46:
 
[[Файл:Dig-ecol02.png|400px|]]
 
[[Файл:Dig-ecol02.png|400px|]]
 
<br clear=all /> Общий ландшафт - среда обучения, которая предполагает, что образуются сети из агентов и объектов.
 
<br clear=all /> Общий ландшафт - среда обучения, которая предполагает, что образуются сети из агентов и объектов.
 
  
 
=== Цифровая экосистема как граф ===
 
=== Цифровая экосистема как граф ===
 
Нас тут пока интересует только то, что в результате простых действий участники формируют сеть отношений. При этом в такую сеть входят агенты разного типа - как люди, так и цифровые агенты.  
 
Нас тут пока интересует только то, что в результате простых действий участники формируют сеть отношений. При этом в такую сеть входят агенты разного типа - как люди, так и цифровые агенты.  
 +
см. [[Биграф агентов и объектов]] ====
  
 
==== Биграф агентов и объектов ====
 
 
 
<graphviz>
 
digraph S4 {
 
rankdir = LR ;
 
edge [color="blue",fontcolor="black", fontsize=8, arrowsize=1, ] ;
 
size="10,8" ;
 
 
A [label="", shape=box, style=invis, shapefile="images/1/13/Agent0.png" ] ;
 
B [label="", shape=box, style=invis, shapefile="images/f/fd/LetboyGv.png" ] ;
 
G [label="", shape=box, style=invis, shapefile="images/1/14/LetgirlGv.png" ] ;
 
P1 [label="", shape=box ] ;
 
P2 [label="", shape=box ] ;
 
P3 [label="", shape=box ] ;
 
P4 [label="", shape=box ] ;
 
P5 [label="", shape=box ] ;
 
B -> {P1, P2, P3, P4 } [label="Правит"];
 
edge [color="green",fontcolor="black", fontsize=8, arrowsize=1, ] ;
 
G -> P3 [label="Правит", penwidth=4];
 
G -> P5 [label="Правит", penwidth=2];
 
edge [color="orange",fontcolor="black", fontsize=8, arrowsize=1, arrowtail="open", arrowhead="none" ] ;
 
{P4} -> A [] ;
 
}
 
</graphviz>
 
  
 
=== Близкие понятия: ===
 
=== Близкие понятия: ===
Строка 74: Строка 58:
  
 
=== Ссылки, литература ===
 
=== Ссылки, литература ===
 +
* [http://www.uic.unn.ru/pustyn/lib/super/index.ru.html Мировой Суперорганизм: эволюционно-кибернетическая модель возникновения сетевого сообщества]
 
* http://en.wikipedia.org/wiki/Digital_ecology
 
* http://en.wikipedia.org/wiki/Digital_ecology
 
* http://www.mirainternational.com/books/difference/index.htm
 
* http://www.mirainternational.com/books/difference/index.htm
 
** Глава [http://www.mirainternational.com/books/difference/chap4.htm The Living Organization]
 
** Глава [http://www.mirainternational.com/books/difference/chap4.htm The Living Organization]
 +
* Corrigan, Ray (2009). Ecology, intellectual property and a five point plan for a sustainable public domain? In: 4th GikII International Workshop on Law, Technology and Culture, 18-19 Sept 2009, Institute for Information Law, University of Amsterdam. http://oro.open.ac.uk/18532/1/GikiiIV_5_pt_plan.pdf
 +
* Papaioannou, Theo; Wield, David and Chataway, Joanna (2009). Knowledge ecologies and ecosystems? An empirically grounded reflection on recent developments in innovation systems theory. Environment and Planning C: Government and Policy, 27(2), pp. 319–339
 +
** Recent academic and policy debate on innovation indicates that there has been some shift from a more traditional systems approach to ecologies and ecosystems. The latter are concepts transferred from the world of biology to the social world in order to explain the evolutionary nature of interrelations between different individuals, their innovative activities, and their environment. We evaluate the concept of knowledge ecology and the theory of innovation ecosystem on two fundamental grounds; firstly, on the grounds of theoretical plausibility and conceptual consistency; secondly, on empirical grounds of the case of public-private interrelations of biotech innovation in Cambridge. The argument is that the concept of knowledge ecology and the theory of innovation ecosystems can lead to problems of reductionism and functionalism. This is due to their development in abstraction from more grounded analysis of historical processes of the social division of labour. Knowledge and innovation need to be looked at in the context of historically founded processes of socioeconomic development.
 +
* Rick, Jochen (2009). Towards a classroom ecology of devices: Interfaces for collaborative scripts. In: Workshop Proceedings of 8th International Conference on Computer Supported Collaborative Learning (CSCL2009): "Scripted vs. Free CS collaboration: alternatives and paths for adaptable and flexible CS scripted collaboration", 8-13 June 2009, Rhodes, Greece http://oro.open.ac.uk/19511/1/dt%2Dcscl2009.pdf
 +
* Rick, Jochen; Rogers, Yvonne; Haig, Caroline and Yuill, Nicola (2009). Learning by doing with shareable interfaces. Children, Youth and Environments, 19(1), pp. 321–342. http://oro.open.ac.uk/19513/1/dt%2Dcye.pdf
  
 
[[Категория:Цифровая экология]]
 
[[Категория:Цифровая экология]]

Текущая версия на 12:14, 23 января 2013

Содержание

[править] Определение

Цифровая экосистема - метафора, которая предлагает рассматривать современные организации как смешанные сообщества и экосистемы, в которых взаимодействуют люди и цифровые агенты. Продолжение темы построения мирового разума и расширения человеческих возможностей - расширение ноосферы за счет цифровых хранилищ и цифровых агентов, которые помогают людям разбираться с этими цифровыми хранилищами.

[править] История метафоры

Кто про это думал и писал:

[править] Цифровая экосистема и технологическая сингулярность

Вернор Виндж в статье http://www.computerra.ru/think/35636/# о том, какие пути могут привести к тому, что будет создана система превосходящая по своим возможностям человеческий мозг

  1. Компьютеры обретут "сознание", и возникнет сверхчеловеческий интеллект. (В настоящее время нет единого мнения о том, сумеем ли мы создать машину, равную человеку, однако, если это получится, несомненно, вскоре затем можно будет сконструировать еще более разумные существа).
  2. Крупные компьютерные сети (и их объединенные пользователи) могут "осознать себя" как сверхчеловечески разумные сущности.
  3. Машинно-человеческий интерфейс станет настолько тесным, что интеллект пользователей можно будет обоснованно считать сверхчеловеческим.
  4. Биология может обеспечить нас средствами улучшения естественного человеческого интеллекта.

См. Технологическая сингулярность - википедия.

[править] Метафора экосистемы в бизнесе

  • Сенге - обучающаяся организация у него, особенно во втором переработанном издании рассматривается все чаще не как механическая система, а как адаптивная, живая система
  • Ари де Гиус - Живая компания - Giuz Arie de - The Living Company
  • Социальный веб - социальная паутина = (Веб 2.0) = экосистема соучастия, внутри которой ценности создаются благодаря объединению вкладов множества участников. Семантическая паутина - Semantic Web - экосистема данных, в которой ценности создаются благодаря интеграции структурированных данных из множества источников. Если мы объединяем два эти подхода, то получаем системы коллективного знания (Gruber, T., 2008. Collective knowledge systems: Where the Social Web meets the Semantic Web. Web Semant., 6(1), с.4–13.)

[править] Метафора экосистемы в образовании

В условиях мобильного обучения и повсеместного присутствия цифровых устройств и агентов школа, как всякая современная обучающаяся организация становится цифровой экосистемой. При анализе возможностей и жизнеспособности организации следует оценивать не компетенции отдельных участников, а совокупные компетенции всей системы. При этом в состав такой организации входят не только ее люди, но и инфраструктура - техника и сервисы, поддерживающие совместную деятельность.

[править] Вики как экосистема

[править] Цифровая экосистема в картинках

Цифровая экосистема и другой близкий и часто используемый в литературе термин - digital ecology - по содержанию это не цифровая экология, а именно сложная система, которая включает в свой состав различные типы агентов. И агентом может быть человек, может быть робот, может быть программа
Agent0.png
- такой трехмерный образ искусственного цифрового агента


Alice-agent.png
- поле, на котором встречаются люди и программные агенты.


Dig-ecol02.png
Общий ландшафт - среда обучения, которая предполагает, что образуются сети из агентов и объектов.

[править] Цифровая экосистема как граф

Нас тут пока интересует только то, что в результате простых действий участники формируют сеть отношений. При этом в такую сеть входят агенты разного типа - как люди, так и цифровые агенты. см. Биграф агентов и объектов ====


[править] Близкие понятия:

[править] Ссылки, литература

  • Мировой Суперорганизм: эволюционно-кибернетическая модель возникновения сетевого сообщества
  • http://en.wikipedia.org/wiki/Digital_ecology
  • http://www.mirainternational.com/books/difference/index.htm
  • Corrigan, Ray (2009). Ecology, intellectual property and a five point plan for a sustainable public domain? In: 4th GikII International Workshop on Law, Technology and Culture, 18-19 Sept 2009, Institute for Information Law, University of Amsterdam. http://oro.open.ac.uk/18532/1/GikiiIV_5_pt_plan.pdf
  • Papaioannou, Theo; Wield, David and Chataway, Joanna (2009). Knowledge ecologies and ecosystems? An empirically grounded reflection on recent developments in innovation systems theory. Environment and Planning C: Government and Policy, 27(2), pp. 319–339
    • Recent academic and policy debate on innovation indicates that there has been some shift from a more traditional systems approach to ecologies and ecosystems. The latter are concepts transferred from the world of biology to the social world in order to explain the evolutionary nature of interrelations between different individuals, their innovative activities, and their environment. We evaluate the concept of knowledge ecology and the theory of innovation ecosystem on two fundamental grounds; firstly, on the grounds of theoretical plausibility and conceptual consistency; secondly, on empirical grounds of the case of public-private interrelations of biotech innovation in Cambridge. The argument is that the concept of knowledge ecology and the theory of innovation ecosystems can lead to problems of reductionism and functionalism. This is due to their development in abstraction from more grounded analysis of historical processes of the social division of labour. Knowledge and innovation need to be looked at in the context of historically founded processes of socioeconomic development.
  • Rick, Jochen (2009). Towards a classroom ecology of devices: Interfaces for collaborative scripts. In: Workshop Proceedings of 8th International Conference on Computer Supported Collaborative Learning (CSCL2009): "Scripted vs. Free CS collaboration: alternatives and paths for adaptable and flexible CS scripted collaboration", 8-13 June 2009, Rhodes, Greece http://oro.open.ac.uk/19511/1/dt%2Dcscl2009.pdf
  • Rick, Jochen; Rogers, Yvonne; Haig, Caroline and Yuill, Nicola (2009). Learning by doing with shareable interfaces. Children, Youth and Environments, 19(1), pp. 321–342. http://oro.open.ac.uk/19513/1/dt%2Dcye.pdf
Персональные инструменты
Инструменты