Современный французский синтаксис

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Синтаксические особенности современного французского языка

Общее понятие синтаксиса

Синтаксис наряду с морфологией относится к языковым грамматическим средствам выражения. Необходимо дать определение синтаксису, разведя это понятие с понятием морфологии, выявить его содержание и указать особенности синтаксиса современного французского языка. Вагнер Р.-Л. назвал синтаксис "ядром языка", поскольку он создает язык из слов и их форм. Синтаксис – это наука о группах словоформ и их сочетаниях. Раз синтаксис – это наука, у него должен быть свой специфический предмет, отличный от морфологии. В. Брёндаль, определяя морфологию как теорию форм и их значения, синтаксис понимает как теория предложения и его членов. Следовательно, морфология изучает падежи, слова, словопроизводство, тогда как синтаксис занимается исключительно сочетаниями слов, предложениями с их сочетаниями и анализом". Изучая принципы строения предложения, синтаксис, кроме того, теснейшим образом соприкасается с грамматической стилистикой, предметом изучения которой является экспрессивное содержание синтаксических структур предложения. Данный постулат является чрезвычайно важным для исследования синтаксического плана выразительности публицистического текста, отличающегося крайней экспрессивностью. Согласно Н.А. Шигаревской, содержание синтаксиса вырисовывается как изучение словосочетаний, предложений и сочетаний предложений. Точнее:

  1. изучение способов сочетания слов в группы и их взаимоотношения внутри этих групп,
  2. изучение структуры предложения, т.е. способов сочетания членов предложения и их отношения друг к к другу,
  3. изучение способов сочетания предложений и их взаимоотношения.

Тенденции развития французского синтаксиса

Н.А. Шигаревская выявляет тенденции развития синтаксиса в современном французском языке, отмечая, что синтаксис является наиболее подвижной частью грамматического строя языка. Кардинальному изменению подверглось в современном языке вопросительное предложение без вопросительного слова. Построение с прямым порядком слов вытеснило сначала вопросы с est-ce que из разговорной речи, а затем и инвертированные конструкции. Формирование вопросительного предложения без вопросительно слова вызвало ряд изменений в разряде вариантов: инвертированное предложение становится достоянием высоких и книжных стилей, а построение с est-ce que как бы восстанавливает свое первичное значение усиления. К новациям в синтаксисе, относятся также сегментированные конструкции, отказ от инверсии, то есть тенденция к прямому порядку слов даже в вопросительных конструкциях.

Французский алфавит

Особенности использования синтаксических средств выразительности в современном публицистическом тексте

Часто используемые языковые средства

Газетные жанры, как правило, отличаются большим разнообразием используемых средств выразительности языка, в частности связанных с синтаксисом. Призывность, лозунгово-декларативный характер выражения проявляются в побудительном характере речи (при использовании стилистических возможностей средств синтаксиса), простота и доступность - в сравнительной несложности синтаксических конструкций (выражающейся даже при употреблении сложных предложений в прозрачности их структуры, легкой ее членимости и четкости выражения смысловых и грамматических связей), Рекламность выражается в особенностях заголовочных предложений, в обращениях к читателю, проблемных вопросах и т. д. Наиболее часто используемыми являются:

  • риторические восклицания и риторические вопросы,
  • градация,
  • инверсия,
  • парцелляция,
  • сегментированные конструкции,
  • синтаксический параллелизм,
  • эллиптические конструкции.

Содержание данных языковых средств

Риторическое восклицание - предложение, характеризующееся эмоциональной окрашенностью и повышенной экспрессивностью. В восклицательных предложениях часто присутствуют междометия, частицы, восклицательные местоименные слова. Для многих восклицательных предложений характерен обратный (инверсивный) порядок слов. В письменной речи в конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак. В одних случаях восклицательность служит для выражения высокой степени признака и усиления степени категоричности утверждения или волеизъявления. В других случаях — при иной интонации — восклицательное предложение может пониматься в значении, противоположном тому, который передается буквальным смыслом слов.

Риторический вопрос – одна из самых распространенных стилистических фигур, характеризующаяся замечательной яркостью и разнообразием эмоционально-экспрессивных оттенков. Риторические вопросы содержат эмфатическое утверждение (или отрицание), оформленное в виде вопроса, не требующего ответа. Риторический вопрос ставится не для того, чтобы побудить слушателя сообщить нечто неизвестное говорящему. Функция риторического вопроса — привлечь внимание, усилить впечатление, повысить эмоциональный тон, создать приподнятость. Ответ в нем уже подсказан, и риторический вопрос только вовлекает читателя в рассуждение или переживание, делая его более активным, якобы заставляя самого сделать вывод. Совпадающие по внешнему грамматическому оформлению с обычными вопросительными предложениями, риторические вопросы отличаются яркой восклицательной интонацией, выражающей изумление, крайнее напряжение чувств. Не случайно авторы иногда в конце риторических вопросов ставят восклицательный знак или два знака – вопросительный и восклицательный.

Градация – это последовательное нагнетание или, наоборот, ослабление силы однородных выразительных средств художественной речи. В публицистической речи однородные члены не менее популярны, чем в научной и официально-деловой, причем к их смысловой функции здесь добавляется и эстетическая так как журналисты обращаются к перечислению не только как к испытанному средству стройного, логического изложения материала, но и как к яркому источнику речевой экспрессии. Последнее сближает публицистическую речь с художественной. В то же время в публицистической речи можно наблюдать и предпочтение однородным членам отдельных предложений.

Инверсия – это изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение. Инверсия возможна лишь в экспрессивной речи. Этот стилистический прием широко используют публицисты. В научном и официально-деловом стилях, как правило, порядок слов не используется в экспрессивной функции и потому инверсия не может быть оправдана. Инверсия может придавать высказыванию необычность и тем самым эмоциональность и экспрессивность.

Газетный жанр не обходит свои вниманием такую синтаксическую организацию текста, как параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Синтаксический параллелизм усиливает риторические вопросы. Параллельные синтаксические конструкции нередко строятся по принципу анафоры (единоначатия). Эпифора (концовка) повторение последних слов предложения – также усиливает эмфатическую интонацию.

Важным средством синтаксической выразительности в газетно-публицистическом тексте являются эллиптические предложения. Эллипсис (греч.: élleipsis - опущение, недостаток) - речевое явление, заключающееся в коммуникативно-значимом опущении структурных элементов предложения. Этой операции эллипсиса может быть подвергнуто любое слово — как знаменательное, так и служебное. В письменной речи развитие подобных структур вызвано потребностью узаконить применительно к специфике заголовка особые модели предложений, которые, несмотря на сокращение языкового материала, дают максимальный эффект в привлечении внимания читателя.

Примеры

Риторический вопрос Repartir avec quelle équipe ?Le président est-il prêt à sacrifier son premier ministre parce qu'il serait trop populaire ?
Риторическое восклицание Le président du conseil d'administration de Gazprom est-il assis sur un tas d'or ? Que nenni !
Градация Marginalisée, divisée, impuissante, l'opposition russe en est réduite à tabler sur des dissensions entre les deux têtes de l'exécutif.
Инверсия Partout fleurissent boutiques, restaurants, clubs de remise en forme, salons de coiffure, bowlings et boîtes de nuit.
Параллелизм Marginalisée, divisée, impuissante, l'opposition russe en est réduite à tabler sur des dissensions entre les deux têtes de l'exécutif. Indifférente, passive, résignée, la majorité silencieuse perçoit le pouvoir comme une donnée météorologique.
Эллипсис Coup d'arrêt à la spirale négative. Pour la première fois depuis des semaines, Nicolas Sarkozy voit sa popularité remonter, avec 2 points de plus d'opinions «favorables» sur son action (41% contre 39% en février).

Литература:

  1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: 1990.
  2. Бобырева М.М. О типологии предложения в современном французском языке. – М.: Наука – 215 с.
  3. Домашнев А.И. Интерпретация художественного текста. – М.: Просвещение, 1988 – 208с.
  4. Долинин К.А. Стилистика французского языка. – Л.: Просвещение, 1978 – 343 с.
  5. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. – М.: Флинта, 1998 – 248с.
  6. Розенталь Д.Э. Современный русский язык – М. Просвещение, 2003 г. – 286 с.
  7. Шигаревская Н.А. Новое в современном французском синтаксисе. – М.: Просвещение, 1977 – 103 с.
  8. Шигаревская Н.А. Очерки по синтаксису современной французской разговорной речи. – Л.: ЛГУ, 1970 – 216с.
Персональные инструменты
Инструменты