Чернышевский, Николай Гаврилович

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск
Чернышевский Николай Гаврилович
Имя при рождении: Николай
Дата рождения: 12 июня 1828 года
Место рождения: Саратов


Николай Гаврилович Чернышевский - русский писатель, публицист, литературный критик, один из идеологов революционного движения в России

Содержание

Детство и годы учебы

портрет Чернышевского

Родился Чернышевский 12 июля 1828 в Саратове. Отец его, протоиерей Гавриил Иванович, знал не только древние, но и современные языки. В школе, построенной тогда на зверской порке, он никогда не прибегал ни к каким наказаниям. Николай, по словам современников, "походил на ангела во плоти".

Среднее образование Чернышевский получил в тиши мирно жившей семьи, миновав ужасную бурсу дореформенной эпохи и низшие классы семинарии. В 1842 - 1845 учился в Саратовской духовной семинарии, поступив в 14 лет прямо в старшие классы и приводя учителей в изумление своими обширными знаниями. Товарищи его обожали: это был всеобщий поставщик классных сочинений и усердный репетитор всех обращавшихся к нему за помощью.

В 1846 году Чернышевский отправился в Санкт-Петербург, где поступил в университет, на историко-филологический факультет. Чернышевскому-отцу пришлось выслушать по этому поводу упреки со стороны некоторых представителей духовенства, считавших, что он не должен был "лишать церковь будущего светила". В университете Чернышевский стал убежденным фурьеристом и всю жизнь остался верен этой наиболее мечтательной из доктрин социализма, одновременно придавая большое значение политике.

Мировоззрение Чернышевского, сложившееся в основном в студенческие годы, формировалось под влиянием работ классиков немецкой философии, английской политической экономии, французского утопического социализма (Г. Гегель, Л. Фейербах, Ш. Фурье), сочинений В.Г. Белинского и А.И. Герцена. Из литераторов давал высокую оценку произведениям А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, лучшим современным поэтом считал Н.А. Некрасова.

Литературная деятельность

Желание писать и печататься все сильнее овладевало Чернышевским. Он верил, что недалек, может быть, тот день, когда двери редакций распахнутся перед ним и он войдет в них полноправно и смело.В это время у Чернышевского созревал замысел описать полную драматизма историю, слышанную им от знакомого земляка, - историю одной девушки, попавшей в дурное общество и очутившейся в конце концов на скамье подсудимых. Некоторое время он колебался, не зная, остановиться ли ему на повествовательной форме, или написать нечто вроде рассуждения о воспитании. Несколько раз Чернышевский вовсе бросал повесть, но потом опять возвращался к ней и снова испытывал изнуряющие муки авторства. И все-таки мало-помалу она двигалась вперед и приближалась концу "История Жозефины".Так началась литературная деятельность Чернышевского.

Литературная деятельность Чернышевского делится на два крупных периода - петербургский и сибирский. Однако в определенном смысле "сибирский" начался еще в Алексеевском равелине Петербурга и завершился уже в южной части России. Определяющим моментом является факт заключения - изоляции, отрыва от привычного образа жизни. Биографическое разделение связано не только с резкой социальной и географической переадресацией. Именно во втором периоде жизни и деятельности неожиданно открылся беллетристический дар Чернышевского.

Чернышевский высоко оценивает свое писательство, видит в нем проявление недюжинного таланта. Имена Пушкина, Лермонтова, Гоголя довольно часто встречаются в эпистолярных комментариях к написанному и, на его взгляд, помогают ему точнее ориентировать адресата по поводу художественного качества произведения. Как беллетрист Чернышевский выступает инкогнито. По вполне понятным причинам он не мог поставить свое имя и пользовался псевдонимами. Однако игра в псевдонимы в определенном смысле явно выходила за рамки литературной мистификации.

Иллюстрация В.А. Милашевского к роману Н.Г. Чернышевского «Что делать?».

Сицилия, Неаполь, Палермо обжиты Чернышевским, словно он никогда не выезжал оттуда. Весь этот роскошный итальянский сюжет становится более понятным, если учесть, что параллельно он пишет свои экзотические романы, где излюбленное место действия - Италия с ее красотами и "италианочками", которые так образованы, "как вот у нас только графини разве", как сказал бы гоголевский Жевакин. Ольга Сократовна всегда становилась героиней сюжетов, возникавших в воображении Чернышевского. Она как бы опредмечивала общую схему, складывавшуюся в его воображении вне ее реального существования. Так, роман "Что делать?", точнее, произведение с таким же сюжетом, был написан еще в Саратове, до встречи с Ольгой Сократовной, но, безусловно, внешние черты героини, имеющие очевидное сходство с ней, определились позже, во время создания петербургской редакции романа.

Наиболее значительным литературным произведением Чернышевского был роман «Что делать?», написанный им в заключении.Созданные им образы «новых людей» — молодых революционеров — оказали огромное влияние на радикальную российскую интеллигенцию и прежде всего на революционно настроенную молодежь. «Новые люди» в его романе «Что делать?» осознают, что их счастье неразрывно связано с общественным благополучием. Такого понимания оказывается достаточно, чтобы и самую решительную жертву воспринимать как «удовольствие». Обращение Чернышевского к морали было связано с задачей выработки определенного нравственного кодекса идеологии революционного типа. В области эстетики отвергал «искусство для искусства», руководствовался принципом «прекрасное есть жизнь», ставя красоту в реальности выше красоты в искусстве.

Памяти Н.Г.Чернышевского

Имя Н.Г. Чернышеского присвоено:

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
  • Забайкальскому государственному гуманитарно-педагогическому университету (ЗабГГПУ)


Улицы имени Н.Г.Чернышевского


Улица Н.Г.Чернышевского в Саратове

Улица имени Н.Г.Чернышевского в Саратове.

Улица имени Н.Г. Чернышевского начинается у Заводской улицы и заканчивается у подножия Соколовой горы. Она од­на из самых протяженных улиц города: на семь километ­ров она тянется вдоль Волги и проходит по территории Заводского, Октябрьского и Волжского районов Сара­това.

Это и самая древняя улица города, начавшая склады­ваться со времени перенесения Саратова на правый бе­рег. Во второй половине XVIII века она пересекает весь город — от Глебова оврага до ворот городского вала, откуда уже начиналась дорога на Царицын. Поэтому улицу, ведущую к Царицынской дороге, жители называли Царицынской.

Это название сохраняется до 70-х годов XIX века. Но в отличие от параллельной Малой Царицынской ули­цы она стала именоваться Большой Царицынской. Появилось у нее и второе название по церкви, стоящей у Пе­шего базара: Большая Никольская. К этому времени бы­ли застроены кварталы, продолжавшие улицу на горах. Горная часть улицы одно время называлась Затонской улицей.

Улица росла и в сторону леса. Она давно вышла за пределы городского вала. Главной достопримечательно­стью улицы стала церковь Сергия Радонежского, кото­рую обычно называли Сергиевской. По этой церкви ули­ца получает новое имя — Большая Сергиевская. В 1880-х годах это название закрепляется как официальное уже за всей улицей: от горных кварталов до границы города.

В сентябре 1918 года Совет городских комиссаров пе­реименовал Большую Сергиевскую улицу в улицу Чер­нышевского.


Улица Н.Г.Чернышевского в Балакове


Памятники Н.Г. Чернышевскому


Персональные инструменты
Инструменты