Прогулка по ул.Советской города Саратова

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
 
Сегодня мы проведем для вас экскурсию по одной из старинных улиц центра саратова - по улице советской. Начнется наша Как известно, старинным центром Саратова является Соборная площадь около набережной. Однако  в 1803 г. утверждается новый план застройки  города, по которому улица Советская и начала застраиваться.  Но свое нынешнее название она получила лишь спустя более чем сто лет. В середине же 19 века ее как только не называли: и Малая Дворянская (кто-то, путая с нынешней Сакко и Ванцетти, называл Большой Дворянской), и Константиновская по фамилии проживавшего на ней полицейского пристава  Константинова.  
 
Сегодня мы проведем для вас экскурсию по одной из старинных улиц центра саратова - по улице советской. Начнется наша Как известно, старинным центром Саратова является Соборная площадь около набережной. Однако  в 1803 г. утверждается новый план застройки  города, по которому улица Советская и начала застраиваться.  Но свое нынешнее название она получила лишь спустя более чем сто лет. В середине же 19 века ее как только не называли: и Малая Дворянская (кто-то, путая с нынешней Сакко и Ванцетти, называл Большой Дворянской), и Константиновская по фамилии проживавшего на ней полицейского пристава  Константинова.  
 
  
 
История же улицы начинается с постройки дома Теплякова. Он располагался на этом самом месте и скорее всего был деревянным. К сожалению, сведений о нем не сохранилось. Известно только, что хозяин дома служил в 1 Гусарской дивизии и являлся членом своеобразного литературного братства  стихотворцев-гусар. Здание, которое мы с вами теперь можем видеть, построено в 1884 г.  Здесь располагалась духовная консистория, которая и дала самое первое название улице – Консисторская. Само строение  трехэтажное,  имеет гладко отштукатуренные стены и бельведер ( округлая надстройка над зданием). В настоящее же время здесь  располагается бюро пропусков госбанка РФ отделения Саратовской области. Удивительный дом стоит в самом начале улицы Советской.  
 
История же улицы начинается с постройки дома Теплякова. Он располагался на этом самом месте и скорее всего был деревянным. К сожалению, сведений о нем не сохранилось. Известно только, что хозяин дома служил в 1 Гусарской дивизии и являлся членом своеобразного литературного братства  стихотворцев-гусар. Здание, которое мы с вами теперь можем видеть, построено в 1884 г.  Здесь располагалась духовная консистория, которая и дала самое первое название улице – Консисторская. Само строение  трехэтажное,  имеет гладко отштукатуренные стены и бельведер ( округлая надстройка над зданием). В настоящее же время здесь  располагается бюро пропусков госбанка РФ отделения Саратовской области. Удивительный дом стоит в самом начале улицы Советской.  
 
  
 
Немножко нескладный и даже непропорциональный, однако без него, пожалуй, нельзя было бы представить себе Советскую улицу - дом Кузнецова. На колоннах покоится фронтон- треугольная надстройка, в центре которой мы можем видеть узор, напоминающий герб. Окна первого этажа похожи на арки. Если дом обойти с левой стороны, то вы сможете увидеть балкон с кованой решеткой и вазой, в которой даже сейчас растут цветочки. Прежде балкон выходил на великолепный фруктовый сад. А теперь только  представьте себе, хозяева этого дома ранним утром выходили на балкон и могли чувствовать нежный аромат разных фруктов. Да уж. Теперь такое в центре Саратова вряд ли можно почувствовать.  Первоначально усадьба принадлежал Аносову, одному из богатейших жителей Саратова 19 в. Однако в последствии, как говорится, дом «менял хозяев как перчатки». Среди его владельцев был даже издатель саратовских газет. Даже после революции дом переходил из рук в руки. Теперь в нем располагается туберкулезный диспансер.
 
Немножко нескладный и даже непропорциональный, однако без него, пожалуй, нельзя было бы представить себе Советскую улицу - дом Кузнецова. На колоннах покоится фронтон- треугольная надстройка, в центре которой мы можем видеть узор, напоминающий герб. Окна первого этажа похожи на арки. Если дом обойти с левой стороны, то вы сможете увидеть балкон с кованой решеткой и вазой, в которой даже сейчас растут цветочки. Прежде балкон выходил на великолепный фруктовый сад. А теперь только  представьте себе, хозяева этого дома ранним утром выходили на балкон и могли чувствовать нежный аромат разных фруктов. Да уж. Теперь такое в центре Саратова вряд ли можно почувствовать.  Первоначально усадьба принадлежал Аносову, одному из богатейших жителей Саратова 19 в. Однако в последствии, как говорится, дом «менял хозяев как перчатки». Среди его владельцев был даже издатель саратовских газет. Даже после революции дом переходил из рук в руки. Теперь в нем располагается туберкулезный диспансер.
 
  
 
Несравненный, восхитительный - так говорили современники о дворце Иванова, советника соляной конторы. Дом, к сожалению, дошел до нас в весьма перестроенном виде (вы его видите прямо перед собой).  А тогда  это была трехэтажная усадьба  постройки Суранова, колонны первого этажа поддерживали полуротонду (как полукруглый балкончик). Сверху виднелся бельведер (надстройка над зданием), фасад был украшен лепным декором. В целом, здание являлось образцом строгого  и одновременно торжественного классицизма. Весь высший свет Саратова 19 века был потрясен: ходили слухи, что именно в этом доме остановился будущий император Александр II со своим воспитателем Жуковским. Однако в 1884 г. здание было капитально перестроено архитектором Грудистовым для госбанка, где он располагается до сих пор.
 
Несравненный, восхитительный - так говорили современники о дворце Иванова, советника соляной конторы. Дом, к сожалению, дошел до нас в весьма перестроенном виде (вы его видите прямо перед собой).  А тогда  это была трехэтажная усадьба  постройки Суранова, колонны первого этажа поддерживали полуротонду (как полукруглый балкончик). Сверху виднелся бельведер (надстройка над зданием), фасад был украшен лепным декором. В целом, здание являлось образцом строгого  и одновременно торжественного классицизма. Весь высший свет Саратова 19 века был потрясен: ходили слухи, что именно в этом доме остановился будущий император Александр II со своим воспитателем Жуковским. Однако в 1884 г. здание было капитально перестроено архитектором Грудистовым для госбанка, где он располагается до сих пор.
 
  
 
Доходный дом Пташкина. Ансамбль состоит из соседнего дома и построек, расположенных внутри двора по петербургскому типу, как система проходных дворов. Дома построены архитектором Зыбиным с 1911 по 1913 гг. и являются одними из последних его творений. Дом Пташкина построен в стиле позднего модерна и украшен эркерами и балконами (эркер - выступающая часть здания, похожая на огромный балкон). Именно в этом доме впервые в Саратове был установлен электрический лифт.  
 
Доходный дом Пташкина. Ансамбль состоит из соседнего дома и построек, расположенных внутри двора по петербургскому типу, как система проходных дворов. Дома построены архитектором Зыбиным с 1911 по 1913 гг. и являются одними из последних его творений. Дом Пташкина построен в стиле позднего модерна и украшен эркерами и балконами (эркер - выступающая часть здания, похожая на огромный балкон). Именно в этом доме впервые в Саратове был установлен электрический лифт.  
 
  
 
Еще одной частью цепи доходных домов является дом Яхимовича. Здесь впервые была применена отопительная и вентиляционная система. Трубы монтировались в пол, стены, даже в вазы и скульптуры, а отопление было паровым.  Главный фасад имеет эркер, делящий его на две неравные части, под ним располагается главный вход. В правой части мы можем видеть пилястры- имитацию колонн. Но главным украшением являются демоны- атланты и кариатиды. В целом два этих дома были очень удобны для жилья: имели ванны, паровое отопление, телефон, электричество, канализацию и даже лифт. Сейчас нам все это кажется привычным, однако раньше такие удобства были далеко не в каждом доме. Очень интересна планировка внутренних дворов. Благодаря тому, что и на внутренних фасадах присутствуют эркеры и другие интересные детали, внутренний двор не напоминает колодец.  
 
Еще одной частью цепи доходных домов является дом Яхимовича. Здесь впервые была применена отопительная и вентиляционная система. Трубы монтировались в пол, стены, даже в вазы и скульптуры, а отопление было паровым.  Главный фасад имеет эркер, делящий его на две неравные части, под ним располагается главный вход. В правой части мы можем видеть пилястры- имитацию колонн. Но главным украшением являются демоны- атланты и кариатиды. В целом два этих дома были очень удобны для жилья: имели ванны, паровое отопление, телефон, электричество, канализацию и даже лифт. Сейчас нам все это кажется привычным, однако раньше такие удобства были далеко не в каждом доме. Очень интересна планировка внутренних дворов. Благодаря тому, что и на внутренних фасадах присутствуют эркеры и другие интересные детали, внутренний двор не напоминает колодец.  
 
Вообще Саратов 19 века застраивался по последнему слову техники того времени. Так, например,  в 1844 г. Гришин на свои личные средства строит деревянный водопровод, сооружены бассейны для сбора воды. Свидетелем тому является крышка от колодца, оставшаяся с того времени.  Обратите внимание, на ней написано: Александровское ремесленное училище. Кстати, это само училище располагалось на месте нынешнего колледжа имени  Гагарина на Сакко и Ванцетти. К слову, лишь в нескольких городах России в то время был водопровод.  
 
Вообще Саратов 19 века застраивался по последнему слову техники того времени. Так, например,  в 1844 г. Гришин на свои личные средства строит деревянный водопровод, сооружены бассейны для сбора воды. Свидетелем тому является крышка от колодца, оставшаяся с того времени.  Обратите внимание, на ней написано: Александровское ремесленное училище. Кстати, это само училище располагалось на месте нынешнего колледжа имени  Гагарина на Сакко и Ванцетти. К слову, лишь в нескольких городах России в то время был водопровод.  
 
  
 
И так, в Саратове 19 века возводится все большое количество типовых домов для горожан, но наряду с ними строятся и частные усадьбы. Состоятельные граждане часто покупали невзрачные дома и перестраивали их на свой вкус. Одно из таких зданий  располагается и  на ул. Советской, построенное в конце 18 века. Первоначально здесь располагалась  евангелическо-лютеранская консистория, однако после ее перевода в Петербург дом пустовал почти полвека. Только в конце 19 века здание приобрел Эрт. Были полностью переделаны фасад и интерьеры. Тогда местные газеты писали, что Эрт пристроил громадный склад сельскохозяйственных машин и орудий. Вы, наверное, обратили внимание на рисунок. После строительства склада на боковой стороне  появляется рекламное панно с локомобилем. Сейчас оно немного стерто, но мы все равно можем рассмотреть рисунок. Вы, наверное, заметили, что это здание немного выбивается среди других. И действительно, оно выполнено не в привычном классицизме (на этой улице большинство усадеб строилось именно в этом стиле), а в стиле эклектика. Это нововведение привнесли в архитектуру города немцы-колонисты, к которым и относился Эрт. Посмотрите на треугольные арки над окнами, да и сами окна стилизованы под готику.
 
И так, в Саратове 19 века возводится все большое количество типовых домов для горожан, но наряду с ними строятся и частные усадьбы. Состоятельные граждане часто покупали невзрачные дома и перестраивали их на свой вкус. Одно из таких зданий  располагается и  на ул. Советской, построенное в конце 18 века. Первоначально здесь располагалась  евангелическо-лютеранская консистория, однако после ее перевода в Петербург дом пустовал почти полвека. Только в конце 19 века здание приобрел Эрт. Были полностью переделаны фасад и интерьеры. Тогда местные газеты писали, что Эрт пристроил громадный склад сельскохозяйственных машин и орудий. Вы, наверное, обратили внимание на рисунок. После строительства склада на боковой стороне  появляется рекламное панно с локомобилем. Сейчас оно немного стерто, но мы все равно можем рассмотреть рисунок. Вы, наверное, заметили, что это здание немного выбивается среди других. И действительно, оно выполнено не в привычном классицизме (на этой улице большинство усадеб строилось именно в этом стиле), а в стиле эклектика. Это нововведение привнесли в архитектуру города немцы-колонисты, к которым и относился Эрт. Посмотрите на треугольные арки над окнами, да и сами окна стилизованы под готику.
 
  
 
Смотря на фасады некоторых домов, мы с вами можем узнать об убеждениях их владельцев.  Так, например, дом, который  некогда принадлежал адвокату Вольском был построен  в 1905 году архитектором А. Н. Клементьевым. Этот скромный двухэтажный особняк, выстроенный в год пятидесятилетнего юбилея со дня смерти великого польского поэта Мицкевича. Сейчас мы видим еще и надстройку. Как вы, наверное, заметили, на  фасаде  дома по обеим сторонам небольшого балкона, в глубоких круглых нишах поставлены бюсты Пушкина и Мицкевича. Интересно, что бюсты эти были выписаны из Варшавы.  Но вот мало кто знает, что этот дом имеет «брата» в Польше.  Во второй половине XIX века в Варшаве на Иерусалимской аллее был дом, принадлежавший известному в Польше владельцу русского книжного магазина Всеволоду Истомину. Именно он первым  украсил свой дом бюстами Пушкина и Мицкевича. Долгое время этот бюст Мицкевича  бы единственным памятником поэту во всей Польше. Однако этот дом бы разрушен в 1944 г. А сейчас его отстроили заново. Вы можете посмотреть изображение польского дома. В советское время эти бюсты символизировали дружбу Польши и России, а сейчас они являются украшением этого здания.
 
Смотря на фасады некоторых домов, мы с вами можем узнать об убеждениях их владельцев.  Так, например, дом, который  некогда принадлежал адвокату Вольском был построен  в 1905 году архитектором А. Н. Клементьевым. Этот скромный двухэтажный особняк, выстроенный в год пятидесятилетнего юбилея со дня смерти великого польского поэта Мицкевича. Сейчас мы видим еще и надстройку. Как вы, наверное, заметили, на  фасаде  дома по обеим сторонам небольшого балкона, в глубоких круглых нишах поставлены бюсты Пушкина и Мицкевича. Интересно, что бюсты эти были выписаны из Варшавы.  Но вот мало кто знает, что этот дом имеет «брата» в Польше.  Во второй половине XIX века в Варшаве на Иерусалимской аллее был дом, принадлежавший известному в Польше владельцу русского книжного магазина Всеволоду Истомину. Именно он первым  украсил свой дом бюстами Пушкина и Мицкевича. Долгое время этот бюст Мицкевича  бы единственным памятником поэту во всей Польше. Однако этот дом бы разрушен в 1944 г. А сейчас его отстроили заново. Вы можете посмотреть изображение польского дома. В советское время эти бюсты символизировали дружбу Польши и России, а сейчас они являются украшением этого здания.

Версия 14:10, 17 декабря 2009

Сегодня мы проведем для вас экскурсию по одной из старинных улиц центра саратова - по улице советской. Начнется наша Как известно, старинным центром Саратова является Соборная площадь около набережной. Однако в 1803 г. утверждается новый план застройки города, по которому улица Советская и начала застраиваться. Но свое нынешнее название она получила лишь спустя более чем сто лет. В середине же 19 века ее как только не называли: и Малая Дворянская (кто-то, путая с нынешней Сакко и Ванцетти, называл Большой Дворянской), и Константиновская по фамилии проживавшего на ней полицейского пристава Константинова.

История же улицы начинается с постройки дома Теплякова. Он располагался на этом самом месте и скорее всего был деревянным. К сожалению, сведений о нем не сохранилось. Известно только, что хозяин дома служил в 1 Гусарской дивизии и являлся членом своеобразного литературного братства стихотворцев-гусар. Здание, которое мы с вами теперь можем видеть, построено в 1884 г. Здесь располагалась духовная консистория, которая и дала самое первое название улице – Консисторская. Само строение трехэтажное, имеет гладко отштукатуренные стены и бельведер ( округлая надстройка над зданием). В настоящее же время здесь располагается бюро пропусков госбанка РФ отделения Саратовской области. Удивительный дом стоит в самом начале улицы Советской.

Немножко нескладный и даже непропорциональный, однако без него, пожалуй, нельзя было бы представить себе Советскую улицу - дом Кузнецова. На колоннах покоится фронтон- треугольная надстройка, в центре которой мы можем видеть узор, напоминающий герб. Окна первого этажа похожи на арки. Если дом обойти с левой стороны, то вы сможете увидеть балкон с кованой решеткой и вазой, в которой даже сейчас растут цветочки. Прежде балкон выходил на великолепный фруктовый сад. А теперь только представьте себе, хозяева этого дома ранним утром выходили на балкон и могли чувствовать нежный аромат разных фруктов. Да уж. Теперь такое в центре Саратова вряд ли можно почувствовать. Первоначально усадьба принадлежал Аносову, одному из богатейших жителей Саратова 19 в. Однако в последствии, как говорится, дом «менял хозяев как перчатки». Среди его владельцев был даже издатель саратовских газет. Даже после революции дом переходил из рук в руки. Теперь в нем располагается туберкулезный диспансер.

Несравненный, восхитительный - так говорили современники о дворце Иванова, советника соляной конторы. Дом, к сожалению, дошел до нас в весьма перестроенном виде (вы его видите прямо перед собой). А тогда это была трехэтажная усадьба постройки Суранова, колонны первого этажа поддерживали полуротонду (как полукруглый балкончик). Сверху виднелся бельведер (надстройка над зданием), фасад был украшен лепным декором. В целом, здание являлось образцом строгого и одновременно торжественного классицизма. Весь высший свет Саратова 19 века был потрясен: ходили слухи, что именно в этом доме остановился будущий император Александр II со своим воспитателем Жуковским. Однако в 1884 г. здание было капитально перестроено архитектором Грудистовым для госбанка, где он располагается до сих пор.

Доходный дом Пташкина. Ансамбль состоит из соседнего дома и построек, расположенных внутри двора по петербургскому типу, как система проходных дворов. Дома построены архитектором Зыбиным с 1911 по 1913 гг. и являются одними из последних его творений. Дом Пташкина построен в стиле позднего модерна и украшен эркерами и балконами (эркер - выступающая часть здания, похожая на огромный балкон). Именно в этом доме впервые в Саратове был установлен электрический лифт.

Еще одной частью цепи доходных домов является дом Яхимовича. Здесь впервые была применена отопительная и вентиляционная система. Трубы монтировались в пол, стены, даже в вазы и скульптуры, а отопление было паровым. Главный фасад имеет эркер, делящий его на две неравные части, под ним располагается главный вход. В правой части мы можем видеть пилястры- имитацию колонн. Но главным украшением являются демоны- атланты и кариатиды. В целом два этих дома были очень удобны для жилья: имели ванны, паровое отопление, телефон, электричество, канализацию и даже лифт. Сейчас нам все это кажется привычным, однако раньше такие удобства были далеко не в каждом доме. Очень интересна планировка внутренних дворов. Благодаря тому, что и на внутренних фасадах присутствуют эркеры и другие интересные детали, внутренний двор не напоминает колодец. Вообще Саратов 19 века застраивался по последнему слову техники того времени. Так, например, в 1844 г. Гришин на свои личные средства строит деревянный водопровод, сооружены бассейны для сбора воды. Свидетелем тому является крышка от колодца, оставшаяся с того времени. Обратите внимание, на ней написано: Александровское ремесленное училище. Кстати, это само училище располагалось на месте нынешнего колледжа имени Гагарина на Сакко и Ванцетти. К слову, лишь в нескольких городах России в то время был водопровод.

И так, в Саратове 19 века возводится все большое количество типовых домов для горожан, но наряду с ними строятся и частные усадьбы. Состоятельные граждане часто покупали невзрачные дома и перестраивали их на свой вкус. Одно из таких зданий располагается и на ул. Советской, построенное в конце 18 века. Первоначально здесь располагалась евангелическо-лютеранская консистория, однако после ее перевода в Петербург дом пустовал почти полвека. Только в конце 19 века здание приобрел Эрт. Были полностью переделаны фасад и интерьеры. Тогда местные газеты писали, что Эрт пристроил громадный склад сельскохозяйственных машин и орудий. Вы, наверное, обратили внимание на рисунок. После строительства склада на боковой стороне появляется рекламное панно с локомобилем. Сейчас оно немного стерто, но мы все равно можем рассмотреть рисунок. Вы, наверное, заметили, что это здание немного выбивается среди других. И действительно, оно выполнено не в привычном классицизме (на этой улице большинство усадеб строилось именно в этом стиле), а в стиле эклектика. Это нововведение привнесли в архитектуру города немцы-колонисты, к которым и относился Эрт. Посмотрите на треугольные арки над окнами, да и сами окна стилизованы под готику.

Смотря на фасады некоторых домов, мы с вами можем узнать об убеждениях их владельцев. Так, например, дом, который некогда принадлежал адвокату Вольском был построен в 1905 году архитектором А. Н. Клементьевым. Этот скромный двухэтажный особняк, выстроенный в год пятидесятилетнего юбилея со дня смерти великого польского поэта Мицкевича. Сейчас мы видим еще и надстройку. Как вы, наверное, заметили, на фасаде дома по обеим сторонам небольшого балкона, в глубоких круглых нишах поставлены бюсты Пушкина и Мицкевича. Интересно, что бюсты эти были выписаны из Варшавы. Но вот мало кто знает, что этот дом имеет «брата» в Польше. Во второй половине XIX века в Варшаве на Иерусалимской аллее был дом, принадлежавший известному в Польше владельцу русского книжного магазина Всеволоду Истомину. Именно он первым украсил свой дом бюстами Пушкина и Мицкевича. Долгое время этот бюст Мицкевича бы единственным памятником поэту во всей Польше. Однако этот дом бы разрушен в 1944 г. А сейчас его отстроили заново. Вы можете посмотреть изображение польского дома. В советское время эти бюсты символизировали дружбу Польши и России, а сейчас они являются украшением этого здания.

Персональные инструменты
Инструменты