Нарратив

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(История нарротологии)
(Литература)
Строка 42: Строка 42:
 
* http://magazines.russ.ru/nlo/2010/103/bo31.html Нарративный поворот
 
* http://magazines.russ.ru/nlo/2010/103/bo31.html Нарративный поворот
 
* http://www.philology.ru/linguistics1/sheygal-07.htm Многоликий нарратив
 
* http://www.philology.ru/linguistics1/sheygal-07.htm Многоликий нарратив
 +
* http://www.psystudy.com/index.php/num/2014v7n33/932-turusheva33.html Турушева Ю.Б. Особенности нарративного подхода как метода изучения идентичности
  
 
# Елисеева Л.А. Наставничество и сторителлинг как эффективные способы трансляции неявного знания // ВЕСТНИК СЕВЕРНОГО (АРКТИЧЕСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ. 2011. № 1. С. 46–49.
 
# Елисеева Л.А. Наставничество и сторителлинг как эффективные способы трансляции неявного знания // ВЕСТНИК СЕВЕРНОГО (АРКТИЧЕСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ. 2011. № 1. С. 46–49.

Версия 10:05, 19 мая 2014

Повествование, нарратив, рассказ, история (как рассказ), создание историй, - пока невозможно разделить эти термины, соберем информацию внутри общей статьи.


В традиционном понимании нарратив определяется как текст, описывающий некую последовательность событий; то же, что история, рассказ, повествование.

В основании - стремление человека наделить опыт смыслом и роли историй в этой каждодневной непрерывной работе. Повествование также понимается как селективный процесс. Нарративная форма требует, «чтобы события или эпизоды были отобраны из широкого круга возможностей в потоке опыта и затем были представлены в таком порядке, который сам по себе, целенаправленно или нет, передает смысл».

Содержание

Расширение сторителлинга

История нарротологии

В рамках нарратологии было осуществлено огромное количество попыток определить понятие «нарратив» и отличить его от других видов дискурса, прежде всего, через структурные особенности.

Пропп В. Морфология волшебной сказки. М.
Наука, 1969.
Пионером изучения нарративных структур считается В.Пропп [Пропп, 1969], который, проанализировав «морфологию» русской народной сказки, пришел к выводу, что все известные сюжеты содержат некоторый набор определенных элементов.
Брунер Дж. [Bruner J.] Жизнь как нарратив. Постнеклассическая психология, 2005, 1(2), 9–29.
Дж.Брунер (Bruner J.), опираясь на работу Кеннета Берка «Грамматика мотивов», предложил список из пяти элементов, составляющих структуру нарратива: действующее лицо (Agent), действие (Action), обстановка (Setting), средства (Instrument), цель (Goal) – и Трудность (Trouble). При этом «трудность» понимается как то, что движет драмой; она возникает при конфликте между двумя или более элементами пентады. Дж.Брунер предложил следующую схему нарратива (которая включает акт наррации): «Нарратор, находящийся «здесь и сейчас», берет на себя задачу описать действия героя «там и тогда», героя, который носит его имя. Он должен привести в соответствие прошлое с настоящим таким образом, чтобы герой и нарратор в конце концов слились и стали одним человеком, с единым сознанием. Таким образом, для того чтобы привести героя в точку, где он становится нарратором, нужна теория роста или по крайней мере трансформации».


Э.Окс и Л.Капс (Ochs E., Capps L.) предлагают еще один список элементов повествования: обстановка (информация о времени, месте нахождения), неожиданное событие (что-то непредвиденное или проблематичное), психологические / физические реакции (изменения в эмоциональном или психологическом состоянии), незапланированные действия (непреднамеренное и нецеленаправленное поведение), попытка (поведение, инициирующее попытку решить проблемную ситуацию) и последствия (последствия психологического или физиологического отклика) [Bethan, Stokoe, 2006].

Лабов утверждал, что полностью сформированный нарратив содержит шесть элементов: тезис (краткое изложение, резюме нарратива), ориентацию (время, место, ситуация, действующие лица), последовательность событий, оценку (значимость и смысл действия, отношение рассказчика к этому действию), резолюцию (что случалось в конце концов) и коду (в которой рассказчик возвращается в настоящее время).

Значительное влияние на трансформацию представлений о нарративе оказал М.М.Бахтин. Идея полифонической природы нарратива, разработанная Бахтиным при анализе романов Достоевского [Бахтин, 1994], привела к новым концепциям «многоголосного» разума и «диалогического» Я (см., например, [Hermans, 2012]). М.Бахтин настаивал на том, что к человеку нельзя применить формулу тождества: «А есть А», подлинная жизнь личности, подлинное Я возникает как раз в точке несовпадения человека с самим собой. Именно роман (а роман является частным случаем нарратива) благодаря этой специфике оказывается, по Бахтину, наиболее адекватным жанром для выражения человеческой «незавершенности».

Нарративный поворот

Восьмидесятые годы ХХ века ознаменовали собой начало "нарративного поворота" в социальных науках, лейтмотивом которого стало утверждение, что функционирование различных форм знания можно понять только через рассмотрение их нарративной, повествовательной, природы. Нарративный поворот связан с осознанием важности повествования в человеческой жизни. Не вызывает сомнения значимость нарратива не только в художественной литературе и ораторском искусстве, но в научном дискурсе и в бытовом общении. В обыденной жизни люди часто прибегают к нарративу как к средству придания смысла или осмысления действительности.

Нарратив предстает как своеобразное окно в индивидуальный человеческий опыт (взгляд на мир глазами автора-рассказчика), как особая эпистемологическая форма - окружающая реальность может быть освоена человеком только через повествование, через истории . "Нарративы играют роль линз, сквозь которые независимые элементы существования рассматриваются как связанные части целого. Они задают параметры повседневного и определяют правила и способы идентификации объектов, которые подлежат включению в дискурсивное пространство"

  • Розенфельд И. Дискурс и нарратив

Нарратив не просто излагает события, но делает их доступными для понимания, систематизирует причинно-следственные связи.


Харре Р. Социальная эпистемология
передачи знания посредством речи // Вопросы философии, 1992, №9. С. 49-60.
У Р. Харре, к примеру, речь идет о «строгой системе эпистемических понятий», применимых к научной речи и письму, а также о «рабочих» принципах научного сообщества, — как методических правилах, связанных с изложением научных историй, с правилами поведения в повседневной жизни, риторическими стратегиями и условностями повествования, нарративным героизмом и добродетелью. Но научная речь усложняется с точки зрения повествования, благодаря переплетению с другой сюжетной линией. «Это повествование о себе самой объективности, без вмешательства человека», то есть нечто напоминающее «фактическую точность» или «эпистемические положения, существующие независимо от каких-либо человеческих воздействий, концептуальных или практических».
Брокмайер И., Харре Р. [Brockmeier J., Harré R.] Нарратив
проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы. Вопросы философии, 2000, No. 3, 29–42.
«Отправной точкой нового интереса к нарративу в гуманитарных науках является, по-видимому, «открытие» в 1980-х гг. того, что повествовательная форма – и устная, и письменная – составляет фундаментальную психологическую, лингвистическую, культурологическую и философскую основу наших попыток прийти к соглашению с природой и условиями существования» [Брокмайер, Харре, 2000, с. 30].

Литература

  1. Елисеева Л.А. Наставничество и сторителлинг как эффективные способы трансляции неявного знания // ВЕСТНИК СЕВЕРНОГО (АРКТИЧЕСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ. 2011. № 1. С. 46–49.
  2. Захарова О.А. Интерактивное повествование и мультимедиа в системе профессионального обучения и повышения квалификации // МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. 2013. № 1 (38). С. 21–24.
  3. Палашевская И.В. Нарративная организация судебного дискурса // ИНИЦИАТИВЫ XXI ВЕКА. 2012. № 3. С. 155–158.
  4. Робертс Б. Конструирование индивидуальных мифов // ИНТЕРАКЦИЯ. ИНТЕРВЬЮ. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. 2004. № 2-3. С. 007–015.
  5. Руденко И.В., Винжегин О.М. Комплекс инструментов управления знаниями в организации // ВЕСТНИК ОМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА. 2009. № 1. С. 54–58.
  6. Сергеев С.Ф. Образовательные среды в постнеклассических представлениях когнитивной педагогики // Открытое образование. 2012. № 1. С. 90–99.
  7. ТРОЦУК И.В. Нарратив как междисциплинарный методологический конструкт в современных социальных науках // ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ. СЕРИЯ: СОЦИОЛОГИЯ. 2004. № 6-7. С. 56–74.
  8. Alexander B. The New Digital Storytelling: Creating Narratives with New Media. : ABC-CLIO, 2011. 297 с.
  9. Blas N. Di, Paolini P., Sabiescu A. Collective Digital Storytelling at School As a Whole-class Interaction // Proceedings of the 9th International Conference on Interaction Design and Children IDC ’10. New York, NY, USA: ACM, 2010. С. 11–19.
  10. Bonsignore E. и др. Sharing Stories &Ldquo;in the Wild&Rdquo;: A Mobile Storytelling Case Study Using StoryKit // ACM Trans. Comput.-Hum. Interact. 2013. Т. 20. № 3. С. 18:1–18:38.
  11. Bruner J.S. Life as Narrative // Social Research. 1987. Т. 54. № 1. С. 11 – 32.
  12. Bruner J.S. Making stories: law, literature, life. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2003.
  13. Cao Y. и др. Mobile Multimedia Management for Community-Aware Storytelling // Proceedings of the 2010 Eleventh International Conference on Mobile Data Management MDM ’10. Washington, DC, USA: IEEE Computer Society, 2010. С. 59–64.
  14. Gaeta M. и др. A Methodology and an Authoring Tool for Creating Complex Learning Objects to Support Interactive Storytelling // Comput. Hum. Behav. 2014. Т. 31. С. 620–637.
  15. Hills D., Pisan Y., Edmonds E. Towards a Generic Framework for Situated Collaborative Storytelling // Proceedings of the 5th Australasian Conference on Interactive Entertainment IE ’08. New York, NY, USA: ACM, 2008. С. 3:1–3:6.
  16. Lambert J. Digital Storytelling: Capturing Lives, Creating Community. : Routledge, 2013. 224 с.
  17. Lundby K. Digital Storytelling, Mediatized Stories: Self-representations in New Media. : Peter Lang, 2008. 326 с.
  18. Ohler J.B. Digital Storytelling in the Classroom: New Media Pathways to Literacy, Learning, and Creativity. : Corwin Press, 2013. 304 с.
  19. Russell A. ToonTastic: A Global Storytelling Network for Kids, by Kids // Proceedings of the Fourth International Conference on Tangible, Embedded, and Embodied Interaction TEI ’10. New York, NY, USA: ACM, 2010. С. 271–274.
  20. Teehan K. Digital Storytelling: In and Out of the Classroom. : Lulu.com, 2006. 110 с.
Инструменты