Златоустовская улица (ул. Розы Люксембург г.Екатеринбурга)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Страница находится в разработке


Златоустовская Улица – одна из старейших и красивейших улиц города Екатеринбурга, имеющая богатую и интересную историю. На улице, сформированной еще в XVIII в., сохранилось множество уникальных памятников архитектуры; некоторые из них не имеют аналогов во всем городе.

Содержание

Прогулка по Златоустовской

Свято-Троицкий кафедральный собор
Рязановская церковь и Деловой центр
Перекресток трех веков
Перекресток трех веков
Страна Россия
Город Екатеринбург
Автор проекта М.П. Малахов
Строительство 18181854 годы

Протяжённость улицы с севера на юг составляет 1480 м. Своё старое название (Златоустовская) улица получила по приделу Иоанна Златоуста Свято-Троицкой (Рязановской) церкви, построенной в 1824.

Улица, которая впоследствии получила название Златоустовская, начала формироваться еще в XVIII в., потянувшись от юго-восточного угла существовавшей тогда екатеринбургской крепости на юг. Первоначально она называлась Заячий порядок и только после того, как в начале XIX в. на ней появился старообрядческий молитвенный дом во имя Св. Троицы, за улицей закрепилось новое название - по одному из приделов этого храма - во имя Иоанна Златоуста. Среди поселенцев улицы было немало видных в городе купцов-старообрядцев. Здесь имели свои усадьбы Рязановы, Расторгуевы, Харитоновы, Казанцевы.

Жили на улице и представители интеллигенции. На Златоустовской прошло детство известного русского художника-пейзажиста Л. В. Туржанского, который являлся сыном екатеринбургского врача.

Являясь одной из старейших улиц Екатеринбурга, улица Розы Люксембург во многом сохранила облик с середины XIX века. До революции 1917 года на ней располагались гостиница «Американская», бакалейно-гастрономический магазин Топорищева, дома екатеринбургских врачей Б. А. Ландсберга, К. Н. Калмыкова и других с кабинетами и лечебницами, родильный дом, дом российского общества торговли аптекарскими товарами, три частных аптеки, художественные мастерские (каменных и мраморных изделий Трапезникова, иконостасная Кожевникова и др.). На 2012 год на улице находятся Музей радио, ИИиА УрО РАН, Главное аптечное управление, «Покровский пассаж» и другие магазины, а также замечательный памятник архитектуры Усадьба Железнова.

Ул. Розы Люксембург, 7 — Дом купца С. И. Лопатина

Дом купца С. И. Лопатина

Каменный трехэтажный дом №7, построенный в традициях классической архитектуры еще в первой половине XIX в., в 80-х гг. принадлежал купцу С. И. Лопатину. Здесь работала модная мастерская А. Изаксон. В 1910-х гг. в доме размещался электролечебный кабинет доктора А. Д. Левензона.

Каменное двухэтажное здание располагается в центральной исторической части города, в квартале, ограниченном улицами Малышева (бывший Покровский проспект), Розы Люксембург (бывшая Златоустовская), Белинского (бывшая Никольская), Энгельса (бывшая Малаховская).

Усадьба относится к первой половине XIX века. Каменный дом показан уже на плане квартала 1856 года. В 1881 году перестроен по проекту архитектора М. Л. Реутова (мезонин утрачен). В 1889 году усадьбой владел купец С. И. Лопатин. Она состояла из каменного трехэтажного дома, служб и бани.

Объем дома сложной конфигурации, развивается в глубину участка. Западный главный фасад, выходящий на красную линию улицы, решен симметрично и имеет семь оконных осей. По горизонтали фасад делится межэтажным поясом, а завершается венчающим карнизом. Центральная часть выделена ризалитом в три оконные оси и балконом на уровне второго этажа (ныне утрачен, сохранились литые кронштейны). Стена первого этажа рустована, над центральной частью окон руст имитирует замковый камень. На втором этаже часть окон декорирована сандриками с лепниной.


Южный боковой и дворовый фасады не имеют декора. К северо-восточной части северного фасада вплотную примыкает флигель соседнего участка (усадьба П.П. Суслова). Входы в дом расположены со стороны восточного и южного фасадов. Со стороны восточного дворового фасада, к его юго-восточному углу, примыкают объем с лестничной клеткой и узкий двухэтажный пристрой.


В плане первого этажа связь осуществляется чеез проходные комнаты, в плане второго — выделен коридор. От первоначального оформления интерьеров в комнатах второго этажа сохранились рельефные карнизы. Главное строение усадьбы - образец жилой застройки Екатеринбурга первой половины XIX века. Перестроен в 1881 году с «барочным» декором.


Ул. Розы Люксембург, 9 — Дом Левитских — Музей радио

Музей радио

Усадьба застраивалась во второй половине XIX века и впервые показана на плане 1880 года. По данным 1889 года, принадлежала протоиерею И. А. Левитскому, в состав усадьбы входили деревянный одноэтажный дом, службы и баня. В начале XX века дом был перестроен, возможно, по проекту И. К. Янковского. До революции 1917 года в доме жили наследники Г. И. Левитского, затем дом был приспособлен под коммунальное жилье. С 1979 по 1984 годы здание было перестроено, и в нем разместился Музей радио.

В доме бывал известный ученый, изобретатель радио А. С. Попов, который с 1871 по 1873 годы учился и жил в Екатеринбургском духовном училище. В доме № 9 по улице Златоустовской жила его сестра Мария, вышедшая замуж за Г. И. Левитского, получившего известность своими путешествиями по странам Востока.

Здание прямоугольное в плане, с северной стороны к нему примыкает пристрой, расположено на пересечении улиц Розы Люксембург и Энгельса. Западный фасад имеет пять оконных осей. По горизонтали фасад делится цоколем, а завершается венчающим карнизом. Углы здания зафиксированы лопатками, простенок между окнами также декорирован лопаткой, что придает фасаду асимметричность. Лучковой формы окна украшены наличниками. Декором служит лепнина геометрического рисунка, расположенная в простенках, под окнами, над окнами, по фризу фасада и на лопатках. Оформление южного фасада идентично главному. Вход в здание располагается в пристрое.

В планировке здания объединяющим звеном служит Г-образный коридор, к которому примыкают все помещения. Коридор соединен с пристроем, в котором находятся главный и дополнительный входы, а также вестибюль. От первоначального оформления интерьеров сохранились камины и печи. Образец городского жилого дома начала XX века, с фасадами в формах модерна.

Ул. Розы Люксембург, 26 — Дом А. М. Фоминых (1900-е годы). Архитектор Н. Козлов

Дом А.М. Фоминых

Каменный двухэтажный дом расположен в исторической застройке улицы Златоустовской. Композиция дома фронтальна — в ней доминирует главный фасад с его убранством. Фасадный декор основан на использовании наиболее характерных и массовых для застройки Екатеринбурга конца XIX века элементов «кирпичного» стиля.









Ул. Розы Люксембург, 16 - Дом Кузнецовой (1896 - 1910)

Деревянный двухэтажный дом построен по прошению мещанки Кузнецовой. В 1910 году подвергался перестройке, затронувшей и композицию главного фасада. В неё были введены элементы стилистики модерна. Дом был расположен в середине квартала улицы Златоустовской, в окружении одно-двухэтажных усадебных домов второй половины XIX века. Объем здания имел Г-образную форму, развивающуюся в глубине участка. Главный фасад был ассиметричен. Акцент в его композиции делался на венчающихэлементах в виде массивных лепных фронтонов в стиле модерн, с ориенталистскими орнаментальными мотивами. В современный период здание утрачено.

Ул. Розы Люксембург, 19 - Дом Лукиных (конец 1880-х – начало 1890-х годов)

Екатеринбург улица Розы Люксембург 19.jpg

Дом указан на плане 1891 года соседней усадьбы Макарова за №17, что косвенно подтверждает дату постройки. Каменный одноэтажный с полуподвалом дом вытянут в глубину участка. Узкий главный фасад образует единую композицию с воротами в правом крыле – симметричную, выдержанную в общих формах «неоготики». Ворота имеют равную высоту с фасадом и воспринимаются как его органическая часть. Фасад и ворота украшены башенками-пинаклями, стрельчатым аркатурным пояском и зубчатым парапетом.


Р. Люксембург, 45,Дом Ягодкиной - Александровых

Екатеринбург улица Розы Люксембург 45.jpg

Дом Ягодкиной - Александровых. 1880 -е годы (ориентировочно). Возможно, по проекту архитектора М. Л. Реутова. Каменный с полуподвалом дом - часть жилой усадьбы, типичной по планировочной композиции и составу построек для жилых кварталов Златоустовской улицы. Небольшой дом выходит на красную линию улицы. К его правому крылу пристроен объем со входом, фасадная плоскость которого не входит в композиционную схему главного фасада.

Фасад имеет центрально-осевое симметричное построение с нечетным числом окон. Центральная часть выделена лопатками и декоративным фронтоном. Убранством акцентированы окна, тимпан фронта и глухой парапет в центре, повторяющий угловатый силуэт фронтона. Формы убранства типичны для эклектики.

Ул. Розы Люксембург,36 - Дом Ф. В. Оленева, середина XIX в., архитектор Э. Х. Сарториус

Дом мещанской вдовы Ф. З. Оленевой построен в середине XIX века. Автор проекта неизвестен. Каменный жилой дом поставлен по красной линии улицы. В 1870-х годах к дому делаются два каменных пристроя: один — со стороны южного фасада, другой — со стороны западного фасада. Южный пристрой служил теплым тамбуром главного входа в дом. Западный пристрой был возведен на месте деревянной террасы, обращенной во двор. В таком виде здание дошло до наших дней. Здание представляет собой одноэтажный каменный объем. План дома близок к квадрату, усложнен дворовыми пристроями. Главный фасад обращен на улицу Розы Люксембург, имеет плоскостную композицию в пять окон. Декор фасада трактован как «аркада, покоящаяся на пилонах». Лопатки поставлены на невысокий цоколь. Поверхность лопаток обработана прямоугольными филенками. В целом декор фасада лаконичен, основан на кирпичной кладке с неоштукатуренной поверхностью. Оштукатурены лишь плоскости стен, ограниченные арками и лопатками. Образец жилого дома середины XIX века, фасады которого решены в стилистике позднего классицизма.

Ул. Розы Люксембург, 54 - Усадьба Рязанова

Усадьба напротив Свято-Троицкого храма принадлежала в конце XIX в. потомственному почетному гражданину В. А. Рязанову. Владения потомков золотопромышленника Т. М. Рязанова, устроителя этой усадьбы, простирались на территории между Сибирским проспектом, Златоустовской улицей и рекой Исетью. В 1880 г. эта усадьба оценивалась более чем в 35 тысяч руб. Рязановы в конце XIX в. оставались одной из самых богатых семей Екатеринбурга. Что примечательно, усадьба имеет характерное для того времени строение: к основной, жилой, части дома примыкает купеческая лавка.

Ул. Розы Люксембург, 56 — Усадьба Железнова (1892—1895). Архитектор А.Б. Турчевич

Усадьба Железнова

Расположена в ряду усадебной застройки улицы, занимая обширный участок с садом. В состав сооружений входят главный дом, флигель, ограда с воротами и фонтан в саду. Каменный дом продольной стороной обращен на улицу и поставлен с небольшим отступом от ее красной линии. Композиция основана на разработке мотивов древнерусского теремного зодчества — с живописными силуэтами разновысоких объемов под высокими кровлями. Главный фасад ассимметричен, его членения построены на контрасте горизонтальных и вертикальных элементов. Доминирующая вертикаль — башня с высоким шпилем — оформляет главный вход. В убранстве дома использованы формы «русского» стиля. В композицию ограды и ворот включена кованая решетка с геометрическим и растительным орнаментом. Уникальный образец крупной городской усадьбы в «русском» стиле. Аналогов в архитектуре Урала не имеет. Близок образцам столичных городских особняков конца XIX века.

Р.Люксембург, 14, 14 А Усадьба К.И. и О.И. Трапездниковых. 1896 год. Архитекторы В.В. Коновалов, Ю.О. Дютель.

Усадьба Трапездниковых

Расположен в ряду усадебных комплексов четн6ой стороны улицы с обширными участками, развивающимися в глубину квартила к пойме Исети. Из строений усадьбы сохранились два полукаменных дома и ограда. Главный дом усадьбы – К.И. Трапездникова – полукаменный двухэтажный – поставлен с отступом от красной линии улицы. Перед ним имеется палисадник с оградой. Другой дом – О.И. Трапездниковой – размещен в юго-восточной части участка. Главный дом представлял собой нарядный особняк с высокими кровлями, светелкой с выходом на балкон, шатровым верхом над главным входом и верандой (утрачены). В композиции главного фасада с выступом в центральной части и тройным окном выделяется его богатое резное убранство. Резьбой украшены наличники окон второго этажа – со столбиками и сандриками на спаренных кронштейнах. По приемам архитектурного решения и декора дом Трапездникова относится к «русскому» стилю и в Екатеринбурге представляет собой один из наиболее ярких памятников деревянного зодчества конца XIX века.(126)

Р.Люксембург, 51 Дом Е.И. Шевкуновой. Первая половина XIX века.

Дом Шевкуновой

Каменный с полуподвальным этажом жилой дом – часть небольшой городской усадьбы со службами. Объем дома развивается в глубину дворового участка. Главный фасад на три окна основан на схеме «образцового» проекта. Окна вписаны в вытянутые по пропорциями наличники с луковыми сандриками. Углы фасада подчеркнуты лгопатками с отделкой «под руст». Еще одна деталь фасадного убранства – подоконные филенки. В композиции дома и фасада использованы стилевые формы классицизма. В данный момент на этом месте находится отель Онегин Плаза.

Инструменты