Златоустовская улица (ул. Розы Люксембург г.Екатеринбурга)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Златоустовская Улица – одна из старейших и красивейших улиц города Екатеринбурга, имеющая богатую и интересную историю. На улице, сформированной еще в XVIII в., сохранилось множество уникальных памятников архитектуры; некоторые из них не имеют аналогов во всем городе.

Содержание

Прогулка по Златоустовской

Свято-Троицкий кафедральный собор
Рязановская церковь и Деловой центр
Перекресток трех веков
Перекресток трех веков
Страна Россия
Город Екатеринбург
Автор проекта М.П. Малахов
Строительство 18181854 годы

Протяжённость улицы с севера на юг составляет 1480 м. Своё старое название (Златоустовская) улица получила по приделу Иоанна Златоуста Свято-Троицкой (Рязановской) церкви, построенной в 1824.

Улица, которая впоследствии получила название Златоустовская, начала формироваться еще в XVIII в., потянувшись от юго-восточного угла существовавшей тогда екатеринбургской крепости на юг. Первоначально она называлась Заячий порядок и только после того, как в начале XIX в. на ней появился старообрядческий молитвенный дом во имя Св. Троицы, за улицей закрепилось новое название - по одному из приделов этого храма - во имя Иоанна Златоуста. Среди поселенцев улицы было немало видных в городе купцов-старообрядцев. Здесь имели свои усадьбы Рязановы, Расторгуевы, Харитоновы, Казанцевы.

Жили на улице и представители интеллигенции. На Златоустовской прошло детство известного русского художника-пейзажиста Л. В. Туржанского, который являлся сыном екатеринбургского врача.

Являясь одной из старейших улиц Екатеринбурга, улица Розы Люксембург во многом сохранила облик с середины XIX века. До революции 1917 года на ней располагались гостиница «Американская», бакалейно-гастрономический магазин Топорищева, дома екатеринбургских врачей Б. А. Ландсберга, К. Н. Калмыкова и других с кабинетами и лечебницами, родильный дом, дом российского общества торговли аптекарскими товарами, три частных аптеки, художественные мастерские (каменных и мраморных изделий Трапезникова, иконостасная Кожевникова и др.). На 2012 год на улице находятся Музей радио, ИИиА УрО РАН, Главное аптечное управление, «Покровский пассаж» и другие магазины, а также замечательный памятник архитектуры Усадьба Железнова.

Розы Люксембург, 1. Дом купца Н. Г. Бабикова. Дом купца Н. Г. Бабикова, 1889 г. архитектор Ю. О. Дютель, флигель

Дом купца Н. Г. Бабикова


В 1899 г. купец 2 гильдии Николай Григорьевич Бабиков (? - 1906) построил по проекту архитектора Ю. О. Дютеля двухэтажное краснокирпичное здание, в котором разместился крупнейший в Екатеринбурге винно-гастрономический магазин. В начале XX в. Бабиков разорился, его дом и магазин перешли к новому владельцу - купцу Мефодию Васильевичу Топорищеву. Новый хозяин сохранил профиль магазина, торгуя в нем дорогими продуктами: сёмгой, икрой, изысканными колбасами, сырами и различными винами. Вход в магазин, занимавший в это время весь первый этаж, был прямо с угла здания. Сейчас здесь находится Областной кожно-венерологический диспансер (ОКВД).

Ул. Розы Люксембург, 3 - Особняк В. А. Бибикова

Особняк В. А. Бибикова

Каменное двухэтажное здание находится в центральной исторической части города, в квартале, ограниченном улицами Малышева (бывший Покровский проспект), Розы Люксембург (бывшая Златоустовская), Белинского (бывшая Никольская), Карла Маркса (бывшая Крестовоздвиженская). В 1889 году усадьбой владел присяжный поверенный В. А. Бибиков. Она состояла из каменного двухэтажного дома, службы и бани. Дом построен в 1877—1881 годы предположительно по проекту архитектора М. Л. Реутова.

В 1999 году в ходе капитального ремонта была произведена внутренняя перепланировка. Здание прямоугольное в плане, длинной стороной выходит на красную линию улицы Розы Люксембург.

Членения фасадов соответствуют объемно-планировочной композиции дома. Главный западный фасад асимметричен и состоит из двух частей: основной, в семь оконных осей, и боковой, с расположением главного входа. Центральная часть основного объема выделена ризалитом в три оконные оси и Главный западный фасад аттиком.

По горизонтали фасад делится междуэтажными тягами, завершается фасад фризом и карнизом.

По вертикали углы дома и место примыкания частей зафиксированы лопатками на первом этаже и каннелированными пилястрами — на втором.

Боковая часть меньше по высоте, здесь находится главный вход и окно лестничной клетки. Цоколь и окна второго этажа декорированы филенками. Наличники окон простого профиля, главный вход в здание также имеет портал простого профиля.

Верхняя часть окон, фриз и филенки украшены лепниной растительного орнамента. Фасад решен в характерной для творческой манеры М. Л. Реутова «барочной» композиции.

План дома состоит из двух частей: основной, с преобладанием коридорной планировочной системы, и боковой, с главным входом и лестницей, ведущей на второй этаж. От первоначального оформления интерьеров сохранились двери, потолочные тяги второго этажа и камин, выполненный с декоративными элементами барокко.

Здание является образцом жилой застройки Екатеринбурга второй половины XIX века в формах архитектуры эклектики.

Ул. Розы Люксембург, 5 - Дом купца П. П. Суслова

Дом купца П. П. Суслова

Усадьба застроена в первой половине XIX века. К 1856 году на ее территории располагались каменные дом, флигель, служба и баня. В 1889 году усадьбой владел купец П.П. Суслов, а на начало XX века ее хозяйкой значилась К.В. Афонина.

В настоящее время усадьба сохранила свой замкнутый характер и основные каменные постройки: дом, флигель, службы и ограду. Одноэтажный каменный дом западным главным фасадом выходит на красную линию улицы Розы Люксембург (бывшая Златоустовская). Его симметричная композиция имеет центральную часть в 7 оконных осей, фланкированную боковыми частями, в которых располагались бывшие главный вход и два боковых окна. Каменное двухэтажное здание флигеля находится в глубине усадьбы на южной границе.

Здание прямоугольное в плане, со стороны северного фасада к нему примыкает объем лестничной клетки. Западный фасад, Главный западный фасад обращенный в сторону улицы Розы Люксембург, имеет две оконные оси и вход. Служба замыкает восточную границу усадьбы. Ограда замыкает западную границу усадьбы. Как и дом, она выдержана в духе эклектики, ее композиция состоит из трех звеньев, отделенных друг от друга рустованными пилястрами.

Образец городской усадьбы Екатеринбурга первой половины XIX века, основные постройки которой реконструированы в конце XIX века в духе эклектики.

Ул. Розы Люксембург, 7 — Дом купца С. И. Лопатина

Дом купца С. И. Лопатина

Каменный трехэтажный дом №7, построенный в традициях классической архитектуры еще в первой половине XIX в., в 80-х гг. принадлежал купцу С. И. Лопатину. Здесь работала модная мастерская А. Изаксон. В 1910-х гг. в доме размещался электролечебный кабинет доктора А. Д. Левензона.

Каменное двухэтажное здание располагается в центральной исторической части города, в квартале, ограниченном улицами Малышева (бывший Покровский проспект), Розы Люксембург (бывшая Златоустовская), Белинского (бывшая Никольская), Энгельса (бывшая Малаховская).

Усадьба относится к первой половине XIX века. Каменный дом показан уже на плане квартала 1856 года. В 1881 году перестроен по проекту архитектора М. Л. Реутова (мезонин утрачен). В 1889 году усадьбой владел купец С. И. Лопатин. Она состояла из каменного трехэтажного дома, служб и бани.

Объем дома сложной конфигурации, развивается в глубину участка. Западный главный фасад, выходящий на красную линию улицы, решен симметрично и имеет семь оконных осей. По горизонтали фасад делится межэтажным поясом, а завершается венчающим карнизом. Центральная часть выделена ризалитом в три оконные оси и балконом на уровне второго этажа (ныне утрачен, сохранились литые кронштейны). Стена первого этажа рустована, над центральной частью окон руст имитирует замковый камень. На втором этаже часть окон декорирована сандриками с лепниной.


Южный боковой и дворовый фасады не имеют декора. К северо-восточной части северного фасада вплотную примыкает флигель соседнего участка (усадьба П.П. Суслова). Входы в дом расположены со стороны восточного и южного фасадов. Со стороны восточного дворового фасада, к его юго-восточному углу, примыкают объем с лестничной клеткой и узкий двухэтажный пристрой.


В плане первого этажа связь осуществляется через проходные комнаты, в плане второго — выделен коридор. От первоначального оформления интерьеров в комнатах второго этажа сохранились рельефные карнизы. Главное строение усадьбы - образец жилой застройки Екатеринбурга первой половины XIX века. Перестроен в 1881 году с «барочным» декором.


Ул. Розы Люксембург, 9 — Дом Левитских — Музей радио

Музей радио

Усадьба застраивалась во второй половине XIX века и впервые показана на плане 1880 года. По данным 1889 года, принадлежала протоиерею И. А. Левитскому, в состав усадьбы входили деревянный одноэтажный дом, службы и баня. В начале XX века дом был перестроен, возможно, по проекту И. К. Янковского. До революции 1917 года в доме жили наследники Г. И. Левитского, затем дом был приспособлен под коммунальное жилье. С 1979 по 1984 годы здание было перестроено, и в нем разместился Музей радио.

В доме бывал известный ученый, изобретатель радио А. С. Попов, который с 1871 по 1873 годы учился и жил в Екатеринбургском духовном училище. В доме № 9 по улице Златоустовской жила его сестра Мария, вышедшая замуж за Г. И. Левитского, получившего известность своими путешествиями по странам Востока.

Здание прямоугольное в плане, с северной стороны к нему примыкает пристрой, расположено на пересечении улиц Розы Люксембург и Энгельса. Западный фасад имеет пять оконных осей. По горизонтали фасад делится цоколем, а завершается венчающим карнизом. Углы здания зафиксированы лопатками, простенок между окнами также декорирован лопаткой, что придает фасаду асимметричность. Лучковой формы окна украшены наличниками. Декором служит лепнина геометрического рисунка, расположенная в простенках, под окнами, над окнами, по фризу фасада и на лопатках. Оформление южного фасада идентично главному. Вход в здание располагается в пристрое.

В планировке здания объединяющим звеном служит Г-образный коридор, к которому примыкают все помещения. Коридор соединен с пристроем, в котором находятся главный и дополнительный входы, а также вестибюль. От первоначального оформления интерьеров сохранились камины и печи. Образец городского жилого дома начала XX века, с фасадами в формах модерна.

Ул. Розы Люксембург, 14, 14 А Усадьба К.И. и О.И. Трапездниковых. 1896 год. Архитекторы В.В. Коновалов, Ю.О. Дютель.

Усадьба Трапездниковых

Расположен в ряду усадебных комплексов четн6ой стороны улицы с обширными участками, развивающимися в глубину квартила к пойме Исети. Из строений усадьбы сохранились два полукаменных дома и ограда. Главный дом усадьбы – К.И. Трапездникова – полукаменный двухэтажный – поставлен с отступом от красной линии улицы. Перед ним имеется палисадник с оградой. Другой дом – О.И. Трапездниковой – размещен в юго-восточной части участка. Главный дом представлял собой нарядный особняк с высокими кровлями, светелкой с выходом на балкон, шатровым верхом над главным входом и верандой (утрачены).

В композиции главного фасада с выступом в центральной части и тройным окном выделяется его богатое резное убранство. Резьбой украшены наличники окон второго этажа – со столбиками и сандриками на спаренных кронштейнах. По приемам архитектурного решения и декора дом Трапездникова относится к «русскому» стилю и в Екатеринбурге представляет собой один из наиболее ярких памятников деревянного зодчества конца XIX века.(126)

Ул. Розы Люксембург - ул. Энгельса, 16 - ООО "Полиграфсервис"

Полиграфсервис
Полиграфсервис





.

Ул. Розы Люксембург, 16 - Дом Кузнецовой (1896 - 1910)

Деревянный двухэтажный дом построен по прошению мещанки Кузнецовой. В 1910 году подвергался перестройке, затронувшей и композицию главного фасада. В неё были введены элементы стилистики модерна. Дом был расположен в середине квартала улицы Златоустовской, в окружении одно-двухэтажных усадебных домов второй половины XIX века. Объем здания имел Г-образную форму, развивающуюся в глубине участка. Главный фасад был ассиметричен. Акцент в его композиции делался на венчающих элементах в виде массивных лепных фронтонов в стиле модерн, с ориенталистскими орнаментальными мотивами. В современный период здание утрачено.

Ул. Розы Люксембург, 19 - Дом Лукиных (конец 1880-х – начало 1890-х годов)

Дом Лукиных

Дом указан на плане 1891 года соседней усадьбы Макарова за №17, что косвенно подтверждает дату постройки.

Каменный одноэтажный с полуподвалом дом вытянут в глубину участка. Узкий главный фасад образует единую композицию с воротами в правом крыле – симметричную, выдержанную в общих формах «неоготики».

Ворота имеют равную высоту с фасадом и воспринимаются как его органическая часть.

Фасад и ворота украшены башенками-пинаклями, стрельчатым аркатурным пояском и зубчатым парапетом.




.

Ул. Розы Люксембург, 26 — Дом А. М. Фоминых (1900-е годы). Архитектор Н. Козлов

Дом А.М. Фоминых


Каменный двухэтажный дом расположен в исторической застройке улицы Златоустовской.

Композиция дома фронтальна — в ней доминирует главный фасад с его убранством.

Фасадный декор основан на использовании наиболее характерных и массовых для застройки Екатеринбурга конца XIX века элементов «кирпичного» стиля.




.

Ул. Розы Люксембург, 30 - Дом доктора В. А. Туржанского(1870-1880-е годы)

Дом В.А.Туржанского

Именно здесь,в особняке, который сейчас значить под номером 30, в 1874 году родился художник Леонард Туржанский. В квартале располагались две жилые усадьбы Туржанских с двухэтажными домами и службами.

Каменный двухэтажный дом с компактным объемом расположен по северной боковой границе участка.

Относится к типу городского особняка с фасадным декором в «барочных» формах.

В мае 2011 года шестиметровая яма образовалась во дворе разрушенного памятника – дома художника Леонарда Туржанского.

Земля разверзлась и осыпалась в пустоту на глазах у механика автомастерской, расположенной рядом с разрушенным памятником – домом № 30 по улице Розы Люксембург. Рабочий опасливо подошел к границе провала и заглянул внутрь.

На глубине шести метров между корней деревьев виднелась потайная комната с кирпичными стенами, напоминающая темницу.

Сам памятник архитектуры – особняк художника Леонарда Туржанского – во дворе которого провалилась земля, выглядит удручающе. Он почти полностью разрушен. Хотя дом Туржанских (а сейчас уже просто развалины) внесен в «Список памятников архитектуры».

Археологи уверяют, что потайная комната, это никакая не темница, а, скорее всего, подвал дома Туржанских, который использовали в хозяйственных целях.

Ул. Розы Люксембург, 34 - Здание Русского общества торговли аптекарскими товарами (1896 г.) Архитектор И. Л. Фальковский

Здание Русского общества торговли аптекарскими товарами

Каменное двухэтажное сооружение расположено в ряду исторической застройки второй половины XIX – начала XX века четной стороны улицы. К левому крылу был позднее вплотную присроен каменный особняк.

В композиции главного фасада выделяются большие окна-витрины первого этажа. Они имеют сложный рисунок переплетов, рельефное орнаментальное обрамление с фигурной кладкой и лепной имитацией клинчатого камня.

Этажи разделяет узкий поясок. Членения второго этажа составляют сближенные пары прямоугольных окон, расположение которых связано с центральной осью витрин первого этажа. Фасад венчается карнизом линейного рисунка. Образец торгово-административного сооружения конца XIX века в стилевых формах эклектики. (129)

Ул. Розы Люксембург, 34А – особняк В.В. Тельмих(1910-е годы))

Особняк В.В. Тельмих

Каменное двухэтажное с полуподвалом здание вплотную пристроено к зданию Русского общества торговли аптекарскими товарами и, возможно, было связано с ним функционально. Главный фасад имеет крупные членения, выраженные модулем гранитной облицовки, высоким геометрическим рельефом в обрамлении окон и простенков, наконец, убранством и венчанием боковых ризалитов. Композиция фасада симметрична. В ризалитах выделяются балконы с изящными коваными решетками, в правом из них — вход с козырьком. Венчающая часть ризалитов образована лучковыми фронтонами с лепниной и шатровыми кровлями со слуховыми окнами. В убранстве фасада присутствует «барочная» лепнина — цветочные гирлянды под окнами второго этажа, консоли в рисунке карниза, волюты угловых пилястр ризалитов, орнаментальная композиция в тимпанах фронтонов. Здание относится к кругу наиболее ярких сооружений Екатеринбурга 1910-х годов, демонстрирующих качественно новый уровень профессионализма архитектуры «в стилях» и приближения к образцам столичного зодчества.

Ул. Розы Люксембург, 36 - Дом Ф. В. Оленева, середина XIX в., архитектор Э. Х. Сарториус

Дом мещанской вдовы Ф. З. Оленевой построен в середине XIX века. Автор проекта неизвестен. Каменный жилой дом поставлен по красной линии улицы. В 1870-х годах к дому делаются два каменных пристроя: один — со стороны южного фасада, другой — со стороны западного фасада. Южный пристрой служил теплым тамбуром главного входа в дом. Западный пристрой был возведен на месте деревянной террасы, обращенной во двор. В таком виде здание дошло до наших дней. Здание представляет собой одноэтажный каменный объем. План дома близок к квадрату, усложнен дворовыми пристроями. Главный фасад обращен на улицу Розы Люксембург, имеет плоскостную композицию в пять окон. Декор фасада трактован как «аркада, покоящаяся на пилонах». Лопатки поставлены на невысокий цоколь. Поверхность лопаток обработана прямоугольными филенками. В целом декор фасада лаконичен, основан на кирпичной кладке с неоштукатуренной поверхностью. Оштукатурены лишь плоскости стен, ограниченные арками и лопатками. Образец жилого дома середины XIX века, фасады которого решены в стилистике позднего классицизма.

Ул. Розы Люксембург, 38 - Дом К. В. Рейнфельда

Дом Рейнфельда

Каменный двухэтажный особняк известного в городе провизора- часть усадьбы, расположенной в квартале бывшей Златоустовской улицы. Дом занимает угловое положение. Его компактный, почти кубический объем выходит на бывшую Златоустовскую и Крестовоздвиженскую улицы.

Дом входил в состав небольшой усадьбы с флигелем, службами и аптекой (не сохранились). Импозантен постановкой на углу улиц, а в особенности яркостью и разнообразием убранства. Каменный двухэтажный, в плане близок к квадрату, хотя со стороны Златоустовской улицы (ныне улица Розы Люксембург), где был главный вход, дом несколько протяженнее, а фасад здесь завершен посередине сложным аттиком. Имеется одноэтажный выступ во двор. Стены членятся на два этажа профилированной тягой. Углы обработаны внизу «фацетированными» камнями, вверху — широкими пилястрами с каннелюрами, гладким постаментом и гладким же, без капители, верхом.

Фасады дома выделяются своим нарядным декором , основанный на деталях стилеобразующей архитектуры. Декор исполнен на высоком профессиональном уровне. Главный фасад традиционно симметричен. Его центральная ось фиксирована венчающим фронтом, углы – каннелироваными лопатками. В рисунок наличников включены килевидные арки. Подоконные филенки украшены лепными гирляндами. В фасадном убранстве выделяется изящным меандровый фриз.

Первый этаж крупно разрустован, а под карнизом второго идут эффектный меандровый фриз и пояс накладных кирпичиков. В обрамлении окон основных фасадов — единый мотив канннелированных пилястр, соединенных килевидной аркой. Однако у нижних окон каннелюры переплетаются на концах, арке соответственно более широкому проему приданы пологие очертания. А в верхние наличники введены подоконные филенки, заполненные гирляндочками. Еще один тип наличника применен на дворовом фасаде: это рамка, как бы опирающаяся на карниз и увенчанная двумя волютами со вставкой типа пальметтки. Внутри помещения сгруппированы по периметрам этажей. Характерный пример эклектики, содержащий черты нескольких ее направлений («неогрек», «русско-византийский» стиль и другие).

Ул. Розы Люксембург, 39 - Дом М.Я. Размахина

Дом М.Я. Размахина

1880-е годы. Возможно, по проекту В.В. Коновалова.

Полукаменный двухэтажный дом с торговыми помещениями на нижнем этаже - распространенный тип жилой застройки Екатеринбурга последней трети XIX века. В доме располагались винный и бакалейный магазин и хлебная лавка.

В фасадном убранстве дома использован резной декор, с популярными в этот период мотивами, заимствованными из деревянного зодчества. На главном фасаде выделяются наличники окон второго этажа с треугольными сандриками, богато украшенные растительным и плетеночным орнаментом.

Ул. Розы Люксембург, 45, Дом Ягодкиной - Александровых

Дом Ягодкиной - Александровых

Дом Ягодкиной - Александровых. 1880 -е годы (ориентировочно). Возможно, по проекту архитектора М.Л. Реутова. Каменный с полуподвалом дом - часть жилой усадьбы, типичной по планировочной композиции и составу построек для жилых кварталов Златоустовской улицы. Небольшой дом выходит на красную линию улицы. К его правому крылу пристроен объем со входом, фасадная плоскость которого не входит в композиционную схему главного фасада.

Фасад имеет центрально-осевое симметричное построение с нечетным числом окон. Центральная часть выделена лопатками и декоративным фронтоном. Убранством акцентированы окна, тимпан фронта и глухой парапет в центре, повторяющий угловатый силуэт фронтона. Формы убранства типичны для эклектики.

Ул. Розы Люксембург, 51 Дом Е.И. Шевкуновой. Первая половина XIX века.

Здание компании Синара на месте дома Шевкуновой

Каменный с полуподвальным этажом жилой дом – часть небольшой городской усадьбы со службами. Объем дома развивается в глубину дворового участка. Главный фасад на три окна основан на схеме «образцового» проекта. Окна вписаны в вытянутые по пропорциями наличники с луковыми сандриками. Углы фасада подчеркнуты лопатками с отделкой «под руст». Еще одна деталь фасадного убранства – подоконные филенки. В композиции дома и фасада использованы стилевые формы классицизма. В данный момент на этом месте находится отель Онегин Плаза.

Ул. Розы Люксембург, 52, Старообрядческая церковь Белокриницкого согласия

Бани, постройка 1928 г.

Старообрядческая церковь Белокриницкого согласия находилась на территории усадьбы, возникшей на рубеже XVIII-XIX веков, и занимала бывший жилой дом. Дом построен в 1801 году и принадлежал С. Чернышеву. Затем усадьба перешла во владение екатеринбургскому купцу В. Блохину, а в 1835 году усадьба и дом были куплены купцом А. Баландиным, который перестраивает дом с устройством мезонина по образцовому проекту. Чертеж дома выполнен унтершихтмейстером Д. Волеговым и подписан городским архитектором М. П. Малаховым.

Последним владельцем жилого дома и усадьбы был екатеринбургский купец-старовер С. В. Янин, который в начале 1880-х годов подарил усадьбу старообрядческой общине. Жилой дом был приспособлен под церковь. Здание не имело никаких внешних признаков церкви, кроме креста над воротами усадьбы. Во флигеле находилась школа общины.

Помимо школы здесь размещалось и духовное училище старообрядческой общины Австрийского согласия. В 1913 году к западному фасаду флигеля была пристроена колокольня. В 1930-х годах здание церкви было надстроено и подверглось значительной внутренней перепланировке, школа закрыта, разобраны верхние ярусы колокольни. Здание церкви поставлено по красной линии улицы, представляет собой трехэтажный каменный объем, сложный в плане. Главный уличный фасад имеет симметричную трехчастную композицию, образованную центрально расположенным ризалитом и боковыми частями.

Ризалит решен на три оконных оси, углы ризалита и межоконные участки стены оформлены плоскими лопатками. Завершается ризалит треугольным фронтоном, в тимпане которого по оси устроено полуциркульное слуховое окно. Боковые части фасада решены на две оконные оси каждая. Углы фасада закреплены плоскими лопатками. Образец жилого дома первой половины XIX века, построенного по «образцовым фасадам», в стиле классицизма. Пример старообрядческой культовой постройки XIX века.

В 1926 - 1927 году на этом месте построили бани. В настоящее время в этом здании находится управление социальной защиты населения по г. Екатеринбургу.

Ул. Розы Люксембург, 54 - Усадьба Рязанова

Усадьба напротив Свято-Троицкого храма принадлежала в конце XIX в. потомственному почетному гражданину В. А. Рязанову. Владения потомков золотопромышленника Т. М. Рязанова, устроителя этой усадьбы, простирались на территории между Сибирским проспектом, Златоустовской улицей и рекой Исетью. В 1880 г. эта усадьба оценивалась более чем в 35 тысяч руб. Рязановы в конце XIX в. оставались одной из самых богатых семей Екатеринбурга. Что примечательно, усадьба имеет характерное для того времени строение: к основной, жилой, части дома примыкает купеческая лавка.

Ул. Розы Люксембург, 56 — Усадьба Железнова (1892—1895). Архитектор А.Б. Турчевич

Усадьба Железнова

Расположена в ряду усадебной застройки улицы, занимая обширный участок с садом. В состав сооружений входят главный дом, флигель, ограда с воротами и фонтан в саду. Каменный дом продольной стороной обращен на улицу и поставлен с небольшим отступом от ее красной линии. Композиция основана на разработке мотивов древнерусского теремного зодчества — с живописными силуэтами разновысоких объемов под высокими кровлями. Главный фасад ассимметричен, его членения построены на контрасте горизонтальных и вертикальных элементов. Доминирующая вертикаль — башня с высоким шпилем — оформляет главный вход. В убранстве дома использованы формы «русского» стиля. В композицию ограды и ворот включена кованая решетка с геометрическим и растительным орнаментом. Уникальный образец крупной городской усадьбы в «русском» стиле. Аналогов в архитектуре Урала не имеет. Близок образцам столичных городских особняков конца XIX века.

Ул. Розы Люксембург, 57. Церковь Святой Троицы(Рязанская).

Церковь Святой Троицы(Рязанская

Троицкая церковь, чаще именуемая Рязановской, была построена в юго-восточной части города на углу существовавшей тогда Сенной площади и Сибирского проспекта (ныне улица Куйбышева). Здание строилось с 1814 по 1854 год на средства главы екатеринбургской старообрядческой общины купца Я. М. Рязанова. Один из значительных в городе памятников классицизма, церковь имеет трехчастную композицию: колокольня, трапезная, сам храм с полукруглой апсидой. Над храмовой частью возвышается массивный барабан, увенчанный куполом с полукруглыми люкарнами. По углам четверика установлены малые декоративные купола. Центр боковых фасадов храмовой части выделяют входные четырехколонные портики ионического ордера с фронтонами. Люкарны в основании купола и кубикулы на его барабане вводят дополнительный масштаб, увязывая храм с окружающей застройкой. Главный западный вход устроен в основании колокольни и выделен на фасаде портиком с двумя пилястрами. Трехъярусная колокольня увенчана куполом.

Объемно-пространственная композиция здания начала развиваться из кубического объема старообрядческого молельного дома. Автор проекта М.П. Малахов не только органично вписал новые архитектурные элементы в уже существующий объем дома, но и решил инженерную задачу передачи нагрузки от купола на стены. Массивные пилоны, стоящие по углам храмового четверика, пристроены изнутри к ранее выложенным стенам.

В интерьере паруса зрительно опираются на пилоны, но не являются конструктивным элементом. На самом деле опорное кольцо барабана поддерживают подпружные арки, работающие здесь, как тромпы. Таким способом решена возникшая в процессе изменения архитектурной идеи задача перекрытия куполом прежде построенного молельного дома. Построенная в 1850-1854 годах архитектором К. Г. Турским колокольня «...не производит резкого диссонанса, но носит следы уже упадка николаевского времени, наивна разделка такого крупного сооружения филенками. Совсем худосочен портик входа из пилястр». Выполненные согласно последнему проекту боковые главки, так же, как и детали колокольни, несколько мелки по сравнению с величественным барабаном центрального купола.

В результате приспособления церкви под клуб в 1930-е годы памятник утратил купола и два верхних яруса колокольни. Существующие купольные завершения храма и колокольни, а также новая, не соответствующая масштабу храма алтарная апсида — результат некорректной реставрации и реконструкции памятника, проводившейся в 1990-е годы. В интерьере здания зал трапезной перекрыт плоским подшивным потолком, закрытым в конце XX века ложным коробовым сводом. В самом храме сферический купол на декоративных парусах прорезан высокими окнами и ярусом люкарн. Украшающая интерьеры церкви утварь выполнена в конце XX — начале XXI веков.

Ул. Розы Люксембург, 60 - Здание земской управы

Здание земской управы (надстроено)

Земство в Екатеринбурге занимало большой участок в квартале улицы Златоустовской (ныне улица Розы Люксембург) и Земского проулка (ныне улица Народной Воли). Земская управа строилась в 1870-е годы. Проект, очевидно, разрабатывался в строительном отделении пермского губернского правления, так как существовала переписка между екатеринбургским уездным земством и губернским архитектором Г. А. Летучим. Здание было двухэтажным, с угловым балконом. В формах фасадного декора использовались классицистические и барочные детали. В 1877-1881 года участок земства застраивался зданиями ремесленного училища, каменного флигеля и службами по проектам техника Ю. Раунера под наблюдением городского архитектора М. Л. Реутова. В современный период здание надстроено до четырех этажей и перестроено. Первоначальный облик изменен. Образец общественного здания Екатеринбурга второй половины XIX века в стилевых формах эклектики. Также здание связано с деятельностью на Урале большевика Я. М. Свердлова, чье имя Екатеринбург носил почти семь десятилетий.

Ул. Розы Люксембург 62. Медопивоваренный завод Гребенького и Холкина. Архитекторы: М. Л. Реутов, С. С. Козлов, А.С. Чирковский

Ныне завод Тонус
Медопивоваренный завод сегодня

В 1870-х годах жилая усадьба, возникшая еще в середине XIX века, была куплена екатеринбургским купцом К. Я. Гребеньковым для строительства пивоваренного завода. К 1889 году на территории усадьбы были построены каменный дом, два флигеля, службы и пивоваренный завод. В разработке плана завода и строительстве основных корпусов принимали участие городские архитекторы М. Л. Реутов, С. С. Козлов, А.С. Чирковский, техники-чертежники Е. М. Косяков, В. К. Тонков. В 1898 году в структуру заводского комплекса была включена жилая усадьба № 60, здания которой использовались, как и ранее, под жилье. По красной линии улицы расположены здания заводоуправления (бывший жилой дом), цех (бывший флигель), административно-бытовой корпус (бывшие складские и жилые корпуса). Вдоль берега поставлен основной производственный корпус. Между производственным корпусом и административно-бытовым находится одноэтажное здание склада, первоначально замыкавшее с севера хозяйственный двор. Фасады всех зданий комплекса решены в духе эклектики. Из комплекса завода своей объемной композицией выделяется здание производственного корпуса, поставленного в береговой зоне и решенного в «кирпичном» стиле. Объемная структура здания включает разномасштабные объемы, построенные в разное время (середина — конец XIX века). Своеобразие объемной композиции комплекса придавали высокие кирпичные трубы, верхняя часть которых была стилизована под шахматные фигуры. Комплекс является образцом промышленного зодчества конца XIX века.




.

Ул. Розы Люксембург 65-67 - Усадьба Я. И. Панфилова

Усадьба Панфилова, 65
Новое здание усадьбы

Одно из красивейших зданий Екатеринбурга, обладает каким-то особым очарованием. Усадьба сформировалась в 1830-х годах. В 1880 году она записана за купцом Я. И. Панфиловым. В состав усадьбы входят двухэтажный жилой дом, двухэтажный флигель, ограда с воротами. Автор построек не установлен. Основные сооружения комплекса поставлены на красную линию улицы, доминантой фасадной композиции усадьбы является жилой дом, имеющий компактный объем.

Композиция главного фасада дома симметрична. Центральная ось подчеркнута незначительным выступом на первом этаже, балконом на втором этаже и небольшим треугольным фронтоном в уровне кровли. Балкон на кронштейнах, оформлен чугунными круглыми столбиками и решеткой с рисунком «бегущее колесо».

Окна первого этажа обрамлены штукатурными наличниками простого профиля, по верху акцентированы лепным растительным орнаментом. Окна второго этажа имеют более богатое оформление наличников с лепным орнаментом и фигурными сандриками.

Горизонтальные членения фасадов — поэтажные тяги и карниз, украшенный модульонами. Здание имеет два входа — на южном и восточном фасадах. Южный вход выделен козырьком в виде шатра на металлических кронштейнах. Связь между этажами осуществляется одномаршевой деревянной лестницей.

Флигель, как и дом, представляет собой компактный объем, вытянутый в глубину двора. Главный западный фасад обращен на улицу. Симметрия его нарушена вновь пробитыми и частью заложенными оконными проемами.

Прямоугольные окна оформлены наличниками простого профиля, украшены по верху лепным растительным орнаментом. По карнизу проходит узкий пояс с меандром.

Здание имеет два входа — на южном и северном фасадах. Внутренняя планировка подчинена объемной композиции здания, помещения сгруппированы по периметру. Связь между этажами осуществляется двумя лестницами.

Ворота расположены к северу от дома и отделены от него небольшим участком каменной ограды. Композиция ворот симметрична. Центральный проезд фланкирован двумя калитками.

Над проездом перекинута кессонированная арка, увенчанная ступенчатым аттиком. Арка заполнена ажурной кованой решеткой, поле стены над ней обработано рустом. Калитки акцентированы двухколонными портиками дорического ордера. Колонны поддерживают гладкий антаблемент, увенчанный треугольным фронтоном и ступенчатым аттиком. Поле стены за портиками рустовано. Арочный мотив поддержан в трактовке калиток и в оформлении ограды.

Усадьба, жилой дом, флигель и ограда с воротами - образец архитектуры классицизма.

В настоящее время идет реставрация усадьбы. От дома остался практически только фундамент.

И вот что теперь: дом восстанавливается заново.

Ул. Розы Люксембург 65-67 - Отреставрированная усадьба

Реконструкция усадьбы, 2013г.

Учитывая тот факт, что имя творца этой усадьбы нам неизвестно, здание окутывает своеобразный ореол тайны. Его заслуженно можно считать одной из жемчужин нашего города. Оно поражает фантазию своим великолепием, своей богатой архитектурой. Я имел удовольствие лично побывать там и увидеть воочию это необычайное строение.


Впечатления мои невозможно передать словами. Сразу же захотелось узнать его историю создания, что я и сделал. Сразу же всплыл скандал с реставрацией, дескать, работы были проведены грубо и некачественно, но подумайте право – как можно было восстановить то, что было уничтожено временем и стало жертвой окружающей среды? Здание можно считать прообразом феникса – умерев и возродившись, оно стало лишь много лучше, не утратив при этом своего величия, своего шарма.

Сравнивая “до” и “после”, можно смело утверждать, что второй вариант сделан на совесть и если особо не приглядываться, можно и не отличить оригинальный дом 19 века от его” потомка” наших годов.

Ул. Розы Люксембург, 71 - Комплекс сооружений первого родильного дома Екатеринбурга - 1850-1870 гг.

Первый родильный дом Екатеринбурга

Угловая усадьба до 80-х гг. XIX в. принадлежала Рязановым: последней ее владелицей состояла А. А. Рязанова, вдова А. Я. Рязанова. После ее смерти в 1883 г. в доме открылся родильный дом (в Екатеринбурге такое заведение было основано в 1876 г. врачом А. Ф. Петровым и сначала располагалось в другом месте).

В 1888 г. дом был приобретен у Рязановых екатеринбургским городским обществом и уездным земством на деньги купца А. Я. Харитонова, завещавшего на нужды родильного дома капитал в 10 тыс. рублей. Общество и земство добавили на покупку еще столько же. Ныне в этом здании размещается одна из кафедр Уральской государственной медицинской академии.

Неоднократно перестраивающийся комплекс каменных двухэтажных корпусов со службами и каменными воротами занимает угловое положение в квартале. Въезд во двор с монументальными воротами находится со стороны бывшего Александровского проспекта (ул. Декабристов), что подчеркивает ориентацию на него всех построек комплекса. На Златоустовскую улицу раскрывается протяженный фасад двухэтажного корпуса смыкающегося с таким же корпусом по Александровскому проспекту, но меньшей высоты.

К длинному корпусу родильного дома примыкает дом врача, построенный в стиле модерн.

В современный период о классицистическом происхождении свидетельствует стилевая принадлежность ворот, которая, в отличие от дома, сохранила свою первоначальную форму.

Ул. Розы Люксембург, 73 - Усадьба Беленкова, конец XVIII - вторая половина XIX в.

Усадьба Беленкова

Усадьба располагается в центральной исторической части города, в квартале, ограниченном улицами Розы Люксембург (бывшая Златоустовская), Декабристов (бывший Александровский проспект), Белинского (бывшая Никольская), Тверитина (бывшая Ночлежная улица) на пересечении улиц Декабристов и Розы Люксембург, занимая угловое положение в северо-западной части квартала.

Усадьба начала формироваться во второй половине XVIII века и находилась на так называемой «Заимке» — территории, располагавшейся за пределами завода-крепости Екатеринбурга, вдоль реки Исети, что устраивало селившихся там раскольников-старообрядцев, у которых совместное проживание двух, трех, четырех поколений (около 20-30 человек) не было редкостью. Их усадьбы занимали значительные территории. К началу XIX века «Заимка» составляла около 50 дворов.

Во второй половине XVIII века будущая усадьба Беленкова состояла из двух усадеб, принадлежавших губернскому секретарю С. А. Исакову и вдове штаб лекаря М. К. Дейкиной. В 1798 году Исаков продал свою усадьбу купцу Л. И. Расторгуеву, наследники которого владели этой усадьбой до 1830-х годов; в 1835 году ее хозяином становится купец Г. В. Сухарев. Примерно в эти же годы его соседями по левую сторону становятся В. Блохин, а затем А. Баландин.

К 1856 году усадьбы были объединены в одну. В 1880-х годах усадьбой владели купцы Рязановы, а на 1889 год она была записана за А. В. Харитоновым; предположительно с начала XX века ею владел фабрикант И. М. Беленков. Окончательная пространственно-планировочная композиция сложилась к середине XIX века, когда территория усадьбы четко делилась на три зоны: парадную, жилую и хозяйственную. В парадной зоне, расположенной в северной части участка, находился «Большой» регулярный сад с аллеями, дорожками и цветниками, трактованный как вход в жилую зону, располагавшуюся за садом. Жилая зона включала в себя двухэтажный дом, примыкающий к нему флигель и деревянный амбар. В хозяйственной зоне находились флигель и постройки, а также огород с небольшим «Малым» плодовым садом.

Со временем изменилась пространственно-планировочная композиция усадьбы Беленкова — к ней присоединили соседнюю усадьбу, принадлежавшую старообрядческому обществу Белокриницкого согласия; «Малый» сад и хозяйственные постройки утеряны, баня перестроена и вошла в состав нового хозяйственного сооружения, утеряны входная группа со стороны улицы Декабристов и въездная группа со стороны улицы Розы Люксембург.

К сохранившимся историческим постройкам относятся двухэтажный каменный дом, одноэтажный каменный флигель, двухъярусный деревянный амбар, «Большой» сад и ограда. Главный дом прямоугольный в плане, длинной стороной выходит на красную линию улицы Розы Люксембург, к его восточному фасаду примыкает Т-образный в плане флигель. Чуть отступив от красной линии улицы в глубину участка, к его южной границе примыкает деревянный амбар. Дом, флигель и амбар образуют два двора, из которых один выполняет роль парадного, а другой — хозяйственного.

Северные фасады дома и флигеля создают одну линию, отгораживающую «Большой» сад от внутреннего дворового пространства, создаваемого домом, флигелем и амбаром. Всю территорию ограждает глухая каменная ограда, входная группа в которой организована со стороны улицы Декабристов.Фасад дома выполнен в духе эклектики, флигель не имеет стилистических особенностей, ограда выполнена в «кирпичном» стиле.

Образец городской усадьбы Екатеринбурга, формирование которой относится ко второй половине XVIII века и окончательно сложилось в первой половине XIX века; в архитектуре главных построек присутствуют различные стили, так как за более чем 100-летний период эксплуатации постройки претерпели изменения, в том числе стилистические.

Участие в проектах

Усадьба Расторгуева-Харитонова

Команда 110 перемен. Региональный проект Отечество нам Царское Село

Экскурсия вокруг школы

Усадьба Расторгуевых—Харитоновых (г.Екатеринбург)

Екатеринбург - заповедник конструктивизма

Златоустовская улица (ул. Розы Люксембург г.Екатеринбурга)

Ведь были ж схватки боевые

Екатеринбург/Взгляд на архитектуру через года

Персональные инструменты
Инструменты