Златоустовская улица (ул. Розы Люксембург г.Екатеринбурга)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 192: Строка 192:
 
В интерьере здания зал трапезной перекрыт плоским подшивным потолком, закрытым в конце XX века ложным коробовым сводом.  
 
В интерьере здания зал трапезной перекрыт плоским подшивным потолком, закрытым в конце XX века ложным коробовым сводом.  
 
В самом храме сферический купол на декоративных парусах прорезан высокими окнами и ярусом люкарн. Украшающая интерьеры церкви утварь выполнена в конце XX — начале XXI веков.
 
В самом храме сферический купол на декоративных парусах прорезан высокими окнами и ярусом люкарн. Украшающая интерьеры церкви утварь выполнена в конце XX — начале XXI веков.
 +
 +
 +
===Р.Люксембург, 73 - Усадьба Беленкова, конец XVIII - вторая половина XIX в. ===
 +
[[Файл: Екатеринбург, Усадьба Беленкова.jpg|left|400px]]
 +
[[Файл: Ангелы Екатеринбурга.jpg|left|400px]]
 +
Усадьба располагается в центральной исторической части города, в квартале, ограниченном улицами Розы Люксембург (бывшая Златоустовская), Декабристов (бывший Александровский проспект), Белинского (бывшая Никольская), Тверитина (бывшая Ночлежная улица) на пересечении улиц Декабристов и Розы Люксембург, занимая угловое положение в северо-западной части квартала.
 +
 +
Усадьба начала формироваться во второй половине XVIII века и находилась на так называемой «Заимке» — территории, располагавшейся за пределами завода-крепости Екатеринбурга, вдоль реки Исети, что устраивало селившихся там раскольников-старообрядцев, у которых совместное проживание двух, трех, четырех поколений (около 20-30 человек) не было редкостью. Их усадьбы занимали значительные территории. К началу XIX века «Заимка» составляла около 50 дворов.
 +
 +
Во второй половине XVIII века будущая усадьба Беленкова состояла из двух усадеб, принадлежавших губернскому секретарю С. А. Исакову и вдове штаб лекаря М. К. Дейкиной.
 +
 +
В 1798 году Исаков продал свою усадьбу купцу Л. И. Расторгуеву, наследники которого владели этой усадьбой до 1830-х годов; в 1835 году ее хозяином становится купец Г.  В. Сухарев. Примерно в эти же годы его соседями по левую сторону становятся В. Блохин, а затем А. Баландин.
 +
 +
К 1856 году усадьбы были объединены в одну. В 1880-х годах усадьбой владели купцы Рязановы, а на 1889 год она была записана за А. В. Харитоновым; предположительно с начала XX века ею владел фабрикант И. М. Беленков.
 +
 +
Окончательная пространственно-планировочная композиция сложилась к середине XIX века, когда территория усадьбы четко делилась на три зоны: парадную, жилую и хозяйственную. В парадной зоне, расположенной в северной части участка, находился «Большой» регулярный сад с аллеями, дорожками и цветниками, трактованный как вход в жилую зону, располагавшуюся за садом.
 +
 +
Жилая зона включала в себя двухэтажный дом, примыкающий к нему флигель и деревянный амбар. В хозяйственной зоне находились флигель и постройки, а также огород с небольшим «Малым» плодовым садом.
 +
 +
Со временем изменилась пространственно-планировочная композиция усадьбы Беленкова — к ней присоединили соседнюю усадьбу, принадлежавшую старообрядческому обществу Белокриницкого согласия; «Малый» сад и хозяйственные постройки утеряны, баня перестроена и вошла в состав нового хозяйственного сооружения, утеряны входная группа со стороны улицы Декабристов и въездная группа со стороны улицы Розы Люксембург.
 +
 +
 +
К сохранившимся историческим постройкам относятся двухэтажный каменный дом, одноэтажный каменный флигель, двухъярусный деревянный амбар, «Большой» сад и ограда.
 +
 +
Главный дом прямоугольный в плане, длинной стороной выходит на красную линию улицы Розы Люксембург, к его восточному фасаду примыкает Т-образный в плане флигель. Чуть отступив от красной линии улицы в глубину участка, к его южной границе примыкает деревянный амбар.
 +
 +
Дом, флигель и амбар образуют два двора, из которых один выполняет роль парадного, а другой — хозяйственного.
 +
 +
Северные фасады дома и флигеля создают одну линию, отгораживающую «Большой» сад от внутреннего дворового пространства, создаваемого домом, флигелем и амбаром.
 +
 +
Всю территорию ограждает глухая каменная ограда, входная группа в которой организована со стороны улицы Декабристов.
 +
 +
Фасад дома выполнен в духе эклектики, флигель не имеет стилистических особенностей, ограда выполнена в «кирпичном» стиле.
 +
 +
Образец городской усадьбы Екатеринбурга, формирование которой относится ко второй половине XVIII века и окончательно сложилось в первой половине XIX века; в архитектуре главных построек присутствуют различные стили, так как за более чем 100-летний период эксплуатации постройки претерпели изменения, в том числе стилистические.

Версия 08:12, 10 мая 2012

Страница находится в разработке


Златоустовская Улица – одна из старейших и красивейших улиц города Екатеринбурга, имеющая богатую и интересную историю. На улице, сформированной еще в XVIII в., сохранилось множество уникальных памятников архитектуры; некоторые из них не имеют аналогов во всем городе.

Содержание

Прогулка по Златоустовской

Свято-Троицкий кафедральный собор
Рязановская церковь и Деловой центр
Перекресток трех веков
Перекресток трех веков
Страна Россия
Город Екатеринбург
Автор проекта М.П. Малахов
Строительство 18181854 годы

Протяжённость улицы с севера на юг составляет 1480 м. Своё старое название (Златоустовская) улица получила по приделу Иоанна Златоуста Свято-Троицкой (Рязановской) церкви, построенной в 1824.

Улица, которая впоследствии получила название Златоустовская, начала формироваться еще в XVIII в., потянувшись от юго-восточного угла существовавшей тогда екатеринбургской крепости на юг. Первоначально она называлась Заячий порядок и только после того, как в начале XIX в. на ней появился старообрядческий молитвенный дом во имя Св. Троицы, за улицей закрепилось новое название - по одному из приделов этого храма - во имя Иоанна Златоуста. Среди поселенцев улицы было немало видных в городе купцов-старообрядцев. Здесь имели свои усадьбы Рязановы, Расторгуевы, Харитоновы, Казанцевы.

Жили на улице и представители интеллигенции. На Златоустовской прошло детство известного русского художника-пейзажиста Л. В. Туржанского, который являлся сыном екатеринбургского врача.

Являясь одной из старейших улиц Екатеринбурга, улица Розы Люксембург во многом сохранила облик с середины XIX века. До революции 1917 года на ней располагались гостиница «Американская», бакалейно-гастрономический магазин Топорищева, дома екатеринбургских врачей Б. А. Ландсберга, К. Н. Калмыкова и других с кабинетами и лечебницами, родильный дом, дом российского общества торговли аптекарскими товарами, три частных аптеки, художественные мастерские (каменных и мраморных изделий Трапезникова, иконостасная Кожевникова и др.). На 2012 год на улице находятся Музей радио, ИИиА УрО РАН, Главное аптечное управление, «Покровский пассаж» и другие магазины, а также замечательный памятник архитектуры Усадьба Железнова.

Ул. Розы Люксембург, 3 -


Ул. Розы Люксембург, 7 — Дом купца С. И. Лопатина

Дом купца С. И. Лопатина

Каменный трехэтажный дом №7, построенный в традициях классической архитектуры еще в первой половине XIX в., в 80-х гг. принадлежал купцу С. И. Лопатину. Здесь работала модная мастерская А. Изаксон. В 1910-х гг. в доме размещался электролечебный кабинет доктора А. Д. Левензона.

Каменное двухэтажное здание располагается в центральной исторической части города, в квартале, ограниченном улицами Малышева (бывший Покровский проспект), Розы Люксембург (бывшая Златоустовская), Белинского (бывшая Никольская), Энгельса (бывшая Малаховская).

Усадьба относится к первой половине XIX века. Каменный дом показан уже на плане квартала 1856 года. В 1881 году перестроен по проекту архитектора М. Л. Реутова (мезонин утрачен). В 1889 году усадьбой владел купец С. И. Лопатин. Она состояла из каменного трехэтажного дома, служб и бани.

Объем дома сложной конфигурации, развивается в глубину участка. Западный главный фасад, выходящий на красную линию улицы, решен симметрично и имеет семь оконных осей. По горизонтали фасад делится межэтажным поясом, а завершается венчающим карнизом. Центральная часть выделена ризалитом в три оконные оси и балконом на уровне второго этажа (ныне утрачен, сохранились литые кронштейны). Стена первого этажа рустована, над центральной частью окон руст имитирует замковый камень. На втором этаже часть окон декорирована сандриками с лепниной.


Южный боковой и дворовый фасады не имеют декора. К северо-восточной части северного фасада вплотную примыкает флигель соседнего участка (усадьба П.П. Суслова). Входы в дом расположены со стороны восточного и южного фасадов. Со стороны восточного дворового фасада, к его юго-восточному углу, примыкают объем с лестничной клеткой и узкий двухэтажный пристрой.


В плане первого этажа связь осуществляется через проходные комнаты, в плане второго — выделен коридор. От первоначального оформления интерьеров в комнатах второго этажа сохранились рельефные карнизы. Главное строение усадьбы - образец жилой застройки Екатеринбурга первой половины XIX века. Перестроен в 1881 году с «барочным» декором.

Ул. Розы Люксембург, 9 — Дом Левитских — Музей радио

Музей радио

Усадьба застраивалась во второй половине XIX века и впервые показана на плане 1880 года. По данным 1889 года, принадлежала протоиерею И. А. Левитскому, в состав усадьбы входили деревянный одноэтажный дом, службы и баня. В начале XX века дом был перестроен, возможно, по проекту И. К. Янковского. До революции 1917 года в доме жили наследники Г. И. Левитского, затем дом был приспособлен под коммунальное жилье. С 1979 по 1984 годы здание было перестроено, и в нем разместился Музей радио.

В доме бывал известный ученый, изобретатель радио А. С. Попов, который с 1871 по 1873 годы учился и жил в Екатеринбургском духовном училище. В доме № 9 по улице Златоустовской жила его сестра Мария, вышедшая замуж за Г. И. Левитского, получившего известность своими путешествиями по странам Востока.

Здание прямоугольное в плане, с северной стороны к нему примыкает пристрой, расположено на пересечении улиц Розы Люксембург и Энгельса. Западный фасад имеет пять оконных осей. По горизонтали фасад делится цоколем, а завершается венчающим карнизом. Углы здания зафиксированы лопатками, простенок между окнами также декорирован лопаткой, что придает фасаду асимметричность. Лучковой формы окна украшены наличниками. Декором служит лепнина геометрического рисунка, расположенная в простенках, под окнами, над окнами, по фризу фасада и на лопатках. Оформление южного фасада идентично главному. Вход в здание располагается в пристрое.

В планировке здания объединяющим звеном служит Г-образный коридор, к которому примыкают все помещения. Коридор соединен с пристроем, в котором находятся главный и дополнительный входы, а также вестибюль. От первоначального оформления интерьеров сохранились камины и печи. Образец городского жилого дома начала XX века, с фасадами в формах модерна.

Ул. Розы Люксембург, 26 — Дом А. М. Фоминых (1900-е годы). Архитектор Н. Козлов

Дом А.М. Фоминых

Каменный двухэтажный дом расположен в исторической застройке улицы Златоустовской. Композиция дома фронтальна — в ней доминирует главный фасад с его убранством. Фасадный декор основан на использовании наиболее характерных и массовых для застройки Екатеринбурга конца XIX века элементов «кирпичного» стиля.

Ул. Розы Люксембург, 16 - Дом Кузнецовой (1896 - 1910)

Деревянный двухэтажный дом построен по прошению мещанки Кузнецовой. В 1910 году подвергался перестройке, затронувшей и композицию главного фасада. В неё были введены элементы стилистики модерна. Дом был расположен в середине квартала улицы Златоустовской, в окружении одно-двухэтажных усадебных домов второй половины XIX века. Объем здания имел Г-образную форму, развивающуюся в глубине участка. Главный фасад был ассиметричен. Акцент в его композиции делался на венчающихэлементах в виде массивных лепных фронтонов в стиле модерн, с ориенталистскими орнаментальными мотивами. В современный период здание утрачено.




Ул. Розы Люксембург, 19 - Дом Лукиных (конец 1880-х – начало 1890-х годов)

Екатеринбург улица Розы Люксембург 19.jpg

Дом указан на плане 1891 года соседней усадьбы Макарова за №17, что косвенно подтверждает дату постройки. Каменный одноэтажный с полуподвалом дом вытянут в глубину участка. Узкий главный фасад образует единую композицию с воротами в правом крыле – симметричную, выдержанную в общих формах «неоготики». Ворота имеют равную высоту с фасадом и воспринимаются как его органическая часть. Фасад и ворота украшены башенками-пинаклями, стрельчатым аркатурным пояском и зубчатым парапетом.





Р. Люксембург,45, Дом Ягодкиной - Александровых

Екатеринбург улица Розы Люксембург 45.jpg

Дом Ягодкиной - Александровых. 1880 -е годы (ориентировочно). Возможно, по проекту архитектора М.Л. Реутова. Каменный с полуподвалом дом - часть жилой усадьбы, типичной по планировочной композиции и составу построек для жилых кварталов Златоустовской улицы. Небольшой дом выходит на красную линию улицы. К его правому крылу пристроен объем со входом, фасадная плоскость которого не входит в композиционную схему главного фасада.

Фасад имеет центрально-осевое симметричное построение с нечетным числом окон. Центральная часть выделена лопатками и декоративным фронтоном. Убранством акцентированы окна, тимпан фронта и глухой парапет в центре, повторяющий угловатый силуэт фронтона. Формы убранства типичны для эклектики.

Ул. Розы Люксембург, 36 - Дом Ф. В. Оленева, середина XIX в., архитектор Э. Х. Сарториус

Дом мещанской вдовы Ф. З. Оленевой построен в середине XIX века. Автор проекта неизвестен. Каменный жилой дом поставлен по красной линии улицы. В 1870-х годах к дому делаются два каменных пристроя: один — со стороны южного фасада, другой — со стороны западного фасада. Южный пристрой служил теплым тамбуром главного входа в дом. Западный пристрой был возведен на месте деревянной террасы, обращенной во двор. В таком виде здание дошло до наших дней. Здание представляет собой одноэтажный каменный объем. План дома близок к квадрату, усложнен дворовыми пристроями. Главный фасад обращен на улицу Розы Люксембург, имеет плоскостную композицию в пять окон. Декор фасада трактован как «аркада, покоящаяся на пилонах». Лопатки поставлены на невысокий цоколь. Поверхность лопаток обработана прямоугольными филенками. В целом декор фасада лаконичен, основан на кирпичной кладке с неоштукатуренной поверхностью. Оштукатурены лишь плоскости стен, ограниченные арками и лопатками. Образец жилого дома середины XIX века, фасады которого решены в стилистике позднего классицизма.

Ул. Розы Люксембург,38 -Дом К. В. Рейнфельда

Дом входил в состав небольшой усадьбы с флигелем, службами и аптекой (не сохранились). Импозантен постановкой на углу улиц, а в особенности яркостью и разнообразием убранства. Каменный двухэтажный, в плане близок к квадрату, хотя со стороны Златоустовской улицы (ныне улица Розы Люксембург), где был главный вход, дом несколько протяженнее, а фасад здесь завершен посередине сложным аттиком. Имеется одноэтажный выступ во двор. Стены членятся на два этажа профилированной тягой. Углы обработаны внизу «фацетированными» камнями, вверху — широкими пилястрами с каннелюрами, гладким постаментом и гладким же, без капители, верхом. Первый этаж крупно разрустован, а под карнизом второго идут эффектный меандровый фриз и пояс накладных кирпичиков. В обрамлении окон основных фасадов — единый мотив канннелированных пилястр, соединенных килевидной аркой. Однако у нижних окон каннелюры переплетаются на концах, арке соответственно более широкому проему приданы пологие очертания. А в верхние наличники введены подоконные филенки, заполненные гирляндочками. Еще один тип наличника применен на дворовом фасаде: это рамка, как бы опирающаяся на карниз и увенчанная двумя волютами со вставкой типа пальметтки. Внутри помещения сгруппированы по периметрам этажей. Характерный пример эклектики, содержащий черты нескольких ее направлений («неогрек», «русско-византийский» стиль и другие).

Ул. Р. Люксембург, 52, Старообрядческая церковь Белокриницкого согласия

Екатеринбург улица Розы Люксембург 52.jpg

Старообрядческая церковь Белокриницкого согласия находилась на территории усадьбы, возникшей на рубеже XVIII-XIX веков, и занимала бывший жилой дом. Дом построен в 1801 году и принадлежал С. Чернышеву. Затем усадьба перешла во владение екатеринбургскому купцу В. Блохину, а в 1835 году усадьба и дом были куплены купцом А. Баландиным, который перестраивает дом с устройством мезонина по образцовому проекту. Чертеж дома выполнен унтершихтмейстером Д. Волеговым и подписан городским архитектором М. П. Малаховым. Последним владельцем жилого дома и усадьбы был екатеринбургский купец-старовер С. В. Янин, который в начале 1880-х годов подарил усадьбу старообрядческой общине. Жилой дом был приспособлен под церковь. Здание не имело никаких внешних признаков церкви, кроме креста над воротами усадьбы. Во флигеле находилась школа общины. Помимо школы здесь размещалось и духовное училище старообрядческой общины Австрийского согласия. В 1913 году к западному фасаду флигеля была пристроена колокольня. В 1930-х годах здание церкви было надстроено и подверглось значительной внутренней перепланировке, школа закрыта, разобраны верхние ярусы колокольни. Здание церкви поставлено по красной линии улицы, представляет собой трехэтажный каменный объем, сложный в плане. Главный уличный фасад имеет симметричную трехчастную композицию, образованную центрально расположенным ризалитом и боковыми частями. Ризалит решен на три оконных оси, углы ризалита и межоконные участки стены оформлены плоскими лопатками. Завершается ризалит треугольным фронтоном, в тимпане которого по оси устроено полуциркульное слуховое окно. Боковые части фасада решены на две оконные оси каждая. Углы фасада закреплены плоскими лопатками. Образец жилого дома первой половины XIX века, построенного по «образцовым фасадам», в стиле классицизма. Пример старообрядческой культовой постройки XIX века.

Ул. Розы Люксембург, 54 - Усадьба Рязанова

Усадьба напротив Свято-Троицкого храма принадлежала в конце XIX в. потомственному почетному гражданину В. А. Рязанову. Владения потомков золотопромышленника Т. М. Рязанова, устроителя этой усадьбы, простирались на территории между Сибирским проспектом, Златоустовской улицей и рекой Исетью. В 1880 г. эта усадьба оценивалась более чем в 35 тысяч руб. Рязановы в конце XIX в. оставались одной из самых богатых семей Екатеринбурга. Что примечательно, усадьба имеет характерное для того времени строение: к основной, жилой, части дома примыкает купеческая лавка.

Ул. Розы Люксембург, 56 — Усадьба Железнова (1892—1895). Архитектор А.Б. Турчевич

Усадьба Железнова

Расположена в ряду усадебной застройки улицы, занимая обширный участок с садом. В состав сооружений входят главный дом, флигель, ограда с воротами и фонтан в саду. Каменный дом продольной стороной обращен на улицу и поставлен с небольшим отступом от ее красной линии. Композиция основана на разработке мотивов древнерусского теремного зодчества — с живописными силуэтами разновысоких объемов под высокими кровлями. Главный фасад ассимметричен, его членения построены на контрасте горизонтальных и вертикальных элементов. Доминирующая вертикаль — башня с высоким шпилем — оформляет главный вход. В убранстве дома использованы формы «русского» стиля. В композицию ограды и ворот включена кованая решетка с геометрическим и растительным орнаментом. Уникальный образец крупной городской усадьбы в «русском» стиле. Аналогов в архитектуре Урала не имеет. Близок образцам столичных городских особняков конца XIX века.

Р.Люксембург, 14, 14 А Усадьба К.И. и О.И. Трапездниковых. 1896 год. Архитекторы В.В. Коновалов, Ю.О. Дютель.

Усадьба Трапездниковых

Расположен в ряду усадебных комплексов четн6ой стороны улицы с обширными участками, развивающимися в глубину квартила к пойме Исети. Из строений усадьбы сохранились два полукаменных дома и ограда. Главный дом усадьбы – К.И. Трапездникова – полукаменный двухэтажный – поставлен с отступом от красной линии улицы. Перед ним имеется палисадник с оградой. Другой дом – О.И. Трапездниковой – размещен в юго-восточной части участка. Главный дом представлял собой нарядный особняк с высокими кровлями, светелкой с выходом на балкон, шатровым верхом над главным входом и верандой (утрачены). В композиции главного фасада с выступом в центральной части и тройным окном выделяется его богатое резное убранство. Резьбой украшены наличники окон второго этажа – со столбиками и сандриками на спаренных кронштейнах. По приемам архитектурного решения и декора дом Трапездникова относится к «русскому» стилю и в Екатеринбурге представляет собой один из наиболее ярких памятников деревянного зодчества конца XIX века.(126)






Р.Люксембург, 51 Дом Е.И. Шевкуновой. Первая половина XIX века.

Дом Шевкуновой


Каменный с полуподвальным этажом жилой дом – часть небольшой городской усадьбы со службами. Объем дома развивается в глубину дворового участка. Главный фасад на три окна основан на схеме «образцового» проекта. Окна вписаны в вытянутые по пропорциями наличники с луковыми сандриками. Углы фасада подчеркнуты лгопатками с отделкой «под руст». Еще одна деталь фасадного убранства – подоконные филенки. В композиции дома и фасада использованы стилевые формы классицизма. В данный момент на этом месте находится отель Онегин Плаза.







Р.Люксембург, 57. Церковь Святой Троицы(Рязанская).

Троицкая церковь, чаще именуемая Рязановской, была построена в юго-восточной части города на углу существовавшей тогда Сенной площади и Сибирского проспекта (ныне улица Куйбышева). Здание строилось с 1814 по 1854 год на средства главы екатеринбургской старообрядческой общины купца Я. М. Рязанова. Один из значительных в городе памятников классицизма, церковь имеет трехчастную композицию: колокольня, трапезная, сам храм с полукруглой апсидой. Над храмовой частью возвышается массивный барабан, увенчанный куполом с полукруглыми люкарнами. По углам четверика установлены малые декоративные купола. Центр боковых фасадов храмовой части выделяют входные четырехколонные портики ионического ордера с фронтонами. Люкарны в основании купола и кубикулы на его барабане вводят дополнительный масштаб, увязывая храм с окружающей застройкой. Главный западный вход устроен в основании колокольни и выделен на фасаде портиком с двумя пилястрами. Трехъярусная колокольня увенчана куполом. Объемно-пространственная композиция здания начала развиваться из кубического объема старообрядческого молельного дома. Автор проекта М.П. Малахов не только органично вписал новые архитектурные элементы в уже существующий объем дома, но и решил инженерную задачу передачи нагрузки от купола на стены. Массивные пилоны, стоящие по углам храмового четверика, пристроены изнутри к ранее выложенным стенам. В интерьере паруса зрительно опираются на пилоны, но не являются конструктивным элементом. На самом деле опорное кольцо барабана поддерживают подпружные арки, работающие здесь, как тромпы. Таким способом решена возникшая в процессе изменения архитектурной идеи задача перекрытия куполом прежде построенного молельного дома. Построенная в 1850-1854 годах архитектором К. Г. Турским колокольня «...не производит резкого диссонанса, но носит следы уже упадка николаевского времени, наивна разделка такого крупного сооружения филенками. Совсем худосочен портик входа из пилястр». Выполненные согласно последнему проекту боковые главки, так же, как и детали колокольни, несколько мелки по сравнению с величественным барабаном центрального купола. В результате приспособления церкви под клуб в 1930-е годы памятник утратил купола и два верхних яруса колокольни. Существующие купольные завершения храма и колокольни, а также новая, не соответствующая масштабу храма алтарная апсида — результат некорректной реставрации и реконструкции памятника, проводившейся в 1990-е годы. В интерьере здания зал трапезной перекрыт плоским подшивным потолком, закрытым в конце XX века ложным коробовым сводом. В самом храме сферический купол на декоративных парусах прорезан высокими окнами и ярусом люкарн. Украшающая интерьеры церкви утварь выполнена в конце XX — начале XXI веков.


Р.Люксембург, 73 - Усадьба Беленкова, конец XVIII - вторая половина XIX в.

Екатеринбург, Усадьба Беленкова.jpg
Ангелы Екатеринбурга.jpg

Усадьба располагается в центральной исторической части города, в квартале, ограниченном улицами Розы Люксембург (бывшая Златоустовская), Декабристов (бывший Александровский проспект), Белинского (бывшая Никольская), Тверитина (бывшая Ночлежная улица) на пересечении улиц Декабристов и Розы Люксембург, занимая угловое положение в северо-западной части квартала.

Усадьба начала формироваться во второй половине XVIII века и находилась на так называемой «Заимке» — территории, располагавшейся за пределами завода-крепости Екатеринбурга, вдоль реки Исети, что устраивало селившихся там раскольников-старообрядцев, у которых совместное проживание двух, трех, четырех поколений (около 20-30 человек) не было редкостью. Их усадьбы занимали значительные территории. К началу XIX века «Заимка» составляла около 50 дворов.

Во второй половине XVIII века будущая усадьба Беленкова состояла из двух усадеб, принадлежавших губернскому секретарю С. А. Исакову и вдове штаб лекаря М. К. Дейкиной.

В 1798 году Исаков продал свою усадьбу купцу Л. И. Расторгуеву, наследники которого владели этой усадьбой до 1830-х годов; в 1835 году ее хозяином становится купец Г. В. Сухарев. Примерно в эти же годы его соседями по левую сторону становятся В. Блохин, а затем А. Баландин.

К 1856 году усадьбы были объединены в одну. В 1880-х годах усадьбой владели купцы Рязановы, а на 1889 год она была записана за А. В. Харитоновым; предположительно с начала XX века ею владел фабрикант И. М. Беленков.

Окончательная пространственно-планировочная композиция сложилась к середине XIX века, когда территория усадьбы четко делилась на три зоны: парадную, жилую и хозяйственную. В парадной зоне, расположенной в северной части участка, находился «Большой» регулярный сад с аллеями, дорожками и цветниками, трактованный как вход в жилую зону, располагавшуюся за садом.

Жилая зона включала в себя двухэтажный дом, примыкающий к нему флигель и деревянный амбар. В хозяйственной зоне находились флигель и постройки, а также огород с небольшим «Малым» плодовым садом.

Со временем изменилась пространственно-планировочная композиция усадьбы Беленкова — к ней присоединили соседнюю усадьбу, принадлежавшую старообрядческому обществу Белокриницкого согласия; «Малый» сад и хозяйственные постройки утеряны, баня перестроена и вошла в состав нового хозяйственного сооружения, утеряны входная группа со стороны улицы Декабристов и въездная группа со стороны улицы Розы Люксембург.


К сохранившимся историческим постройкам относятся двухэтажный каменный дом, одноэтажный каменный флигель, двухъярусный деревянный амбар, «Большой» сад и ограда.

Главный дом прямоугольный в плане, длинной стороной выходит на красную линию улицы Розы Люксембург, к его восточному фасаду примыкает Т-образный в плане флигель. Чуть отступив от красной линии улицы в глубину участка, к его южной границе примыкает деревянный амбар.

Дом, флигель и амбар образуют два двора, из которых один выполняет роль парадного, а другой — хозяйственного.

Северные фасады дома и флигеля создают одну линию, отгораживающую «Большой» сад от внутреннего дворового пространства, создаваемого домом, флигелем и амбаром.

Всю территорию ограждает глухая каменная ограда, входная группа в которой организована со стороны улицы Декабристов.

Фасад дома выполнен в духе эклектики, флигель не имеет стилистических особенностей, ограда выполнена в «кирпичном» стиле.

Образец городской усадьбы Екатеринбурга, формирование которой относится ко второй половине XVIII века и окончательно сложилось в первой половине XIX века; в архитектуре главных построек присутствуют различные стили, так как за более чем 100-летний период эксплуатации постройки претерпели изменения, в том числе стилистические.

Персональные инструменты
Инструменты