Горы Чёрного Гуся. Тофалария

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Ссылки)
(Ссылки)
Строка 228: Строка 228:
 
[[Изображение:Черный Гусь Тофалария. Алыгджер. Кастарма Хан.jpg]]<br />
 
[[Изображение:Черный Гусь Тофалария. Алыгджер. Кастарма Хан.jpg]]<br />
 
<br />
 
<br />
 
+
[[Файл:Саяны Тофалария Куктей Кара-Бурень.jpg]]
 +
<div style="background:Khaki">Rusin Sergey Nikolaevich (1956 г. Alygdzher, Tofalaria, Russian Federation) —  Painter(member of the Russian Geographical Society)</div>
 
[[Категория:Участник]]
 
[[Категория:Участник]]
 
[[Категория:Изображения:Портреты]]
 
[[Категория:Изображения:Портреты]]

Версия 08:21, 2 января 2014

Rusin Sergey Nikolaevich (Russian Federation) — Painter, teacher ( живописец, преподаватель)
«Ар-Ой»

Тофаларское небо при низкой Луне,
Горы в снегах и перепутанные тропы,
Обо отмечен путь крутого перевала,
И влажный воздух пахнет талым снегом,
Шумят дожди, подымаясь туманами,
Сквозь мечты кочующих Ар-Ойем оленей.
И в душу входит зов камней далеких,
На гольцах Саган-Дайля играют красками,
И серебрится тундра карликовой березкой,
На шестах чума шевелятся ленточки из ткани,
А на привале ветром льются сны цветные.


С. Н. Русин
(Тофалария. Ар-Ой) 2011

Саян Русин Тофалалия Кара-Чогду и Чэптей Тофалалия Нерха.jpg


Содержание

Автор проекта

Русин Сергей Николаевич
Саяны Тофалария Куктей Хаш.jpg

Название проекта

Горы Черного Гуся. Тофалария
Саяны Тофалария Куктей Чогду.jpg

Регион проведения проекта

      Россия, Иркутская область, Нижнеудинский район, Тофалария.
      д. Нерха - р. Хальта – р. Джуглым – р. Няндерма - р.Уда – п. Алыгджер – р. Кара-Бурень – р. Хуруг-Ой – р. Дугольма – р. Ар-Ой – р. Хайлома – р. Куктей - Ия - Холба - высокогорная тундра в вершинах Саян.
Черный Гусь Русин Суглан Тофалалия Мигальма.jpg

Номинация

      Экогеографическое просвещение
      Путешествия проходят в географически труднодоступном, но интересном районе и посвящен популяризации географических и смежных знаний и воспитание патриотического отношения к своей родине.
Черный Гусь Русин Суглан Тофалалия Чогду.jpg

Краткая аннотация проекта

      Организация Art-экспедиции в труднодоступные и малопосещаемые горно-таежные районы Центрального Саяна с погружением в культуру и быт народов, составляющих коренное население этих мест. Наблюдать за жизнью в живой природе: фотографировать и рисовать, писать о своих впечатлениях. Делиться своим творчеством. Основным объектом творчества является человек и мир его окружающий. Главная цель создать портреты таежников.

Черный Гусь Русин Суглан Тофалалия Чогду Джуглым.jpg

Цель проекта

      Создание живописных портретов в жанровых сценах повседневной жизни кочевых таежников..
Черный Гусь Русин Суглан Тофалалия Чептеи.jpg

Планируемые результаты

      Новая выставка художника, электронный дневник, страничка, сайт. Творчеством вдохновить учеников участвовать на Выставке-конкурсе детского творчества «Красная книга глазами детей» в рамках международной экологической акции «Спасти и сохранить» под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.
Черный Гусь Русин Суглан Тофалалия Чогду Нерха.jpg

Основополагающий вопрос

Возможна жизнь человека в гармонии с природой в первозданном мире не затронутом цивилизацией?

Черный Гусь Русин Суглан Тофалалия Чогду Уда.jpg

Проблемный вопрос

      Сохранится рядом с таежниками в прирученном состоянии Северный олень из редкой популяции лесного подвида находящийся на грани исчезновения и занесенный в Красную книгу?
Черный Гусь Русин Суглан Тофалалия Чогду Куктей.jpg

Учебный вопрос

Сохранились элементы традиционного образа жизни таежных кочевых оленеводов и охотников?
Черный Гусь Русин Суглан Тофалалия Чогду Хан-Бургут.jpg

План проведения проекта

  • Март, подготовительная работа.
  • Апрель - октябрь, путешествия.
  • Октябрь, подведение итогов экспедиции, отчет перед ученым советом ИОО РГО и открытие выставки.


Черный Гусь Тофалария. Алыгджер. Шаманка.jpg

Визитка проекта

Черный Гусь Русин Суглан Тофалалия Чогду Бирюса.jpg

Ленточка Запрет

      Тропа извилистой линией взбираясь по тальвегу пониженных участков красивой долины заросшей карликовой березкой и кедровым стлаником, вдоль горных отрогов с обрывистыми краями восточного склона хребта. Подымаясь ближе к верху, забирая к скальным уступам, по правому берегу Жимолостной реки. Повернув в правый ключ, вывела Чогду и его собаку Акколла и меня, художника Русина Сергея, в небольшое по длине ущелье. С трудом пройдя по скользким камням ущелья, Чогду оказался в уютной долине окруженной синими скалами. Над головой висело бездонное небо, окруженное горными массивами. Очаровательное высокогорное место находилось в котловине, и отличалась окружающую ее моховой с мерзлою подпочвой, болотной с железной рудой и сухой тундрой. В верхней части ущелье пологое, это тундра, поросшая Саган-Дайля, с каменными россыпями и снежниками. Чогду любовался редко посещаемой таежниками тундрянной глушью, настоящим медвежьим углом, называемым «Урочище Ягодная Тундра». В диком уголке, не затронутом цивилизацией, жило несколько семей медведей.
Черный Гусь Русин Суглан Тофалалия Чогду Ия.jpg

      Чогду был охотник из народа Карагасов – Черных Гусей и умел находить общий язык и хорошо ладить с диким миром. Ощущая себя членом единой таежной семьи. Со многими животными он рос рядом и воспитывался с самого детства и воспринимал их основателями родовой охотничьей традиции. Между ним и животными существовала, невидима таинственная связь, которая позволяла ему видеть мир не таким, каким его видят большинство гордских людей. Род Чогду имел тотемных сородичей, мифических прародителей, предков и братишек всех таежников. В этом гармоничном мире, между Чогду и зверями духами-охранителями существовала настоящая крепкая дружба.
Черный Гусь Тофалария. Алыгджер. Мигальма.jpg

      Сегодня Чогду рассмотрел тропу самого умного и сильного хищника в Центральных Саянах, чьё поведение было похожим на поведение людей, близким и понятным таежникам, жившим в дикой природе. Чогду привлекала способность медведей пережидать холод и голод сурового зимнего времени, проводя треть жизни в спячке. Чогду внимательно рассматривал места, где медведь устраивает берлоги. Чогду осматривал естественные ниши и пещеры. Его заинтересовал вход в расщелину, у которого рос крупный стланиковый кедр, ветками прикрывающими вход. Чогду осторожно подошел ближе и заглянул внутрь расщелины. Это была берлога. Лежка в расщелине имела вид крупной чаши и располагалась несколько выше входа на подстилке из веток кустарника, осыпавшейся хвои и сухой травы. Такие берлоги, для таежников рода Чогду, были чем-то вроде живой кладовой мяса и жира и использовались в зимнее время для спасения от голода и напастей.
Черный Гусь Тофалария. Алыгджер. Мус-Даг-Дабан.jpg

      Основной корм у медведя, в Центральных Саянах, молодые побеги трав, их луковицы и корневища. Он раскапывает норы полевок и охотится в местах отела оленей. Питаясь в основном растительным кормом, тем не менее, нападает и на копытных. Мощный, неторопливый, добродушный медведь раскапывал и кладовые ореха, норы бурундука. Охотно поедал и падаль, заваливая ее ветками и камнями. В поисках корма медведь все лето будет широко кочевать, отдыхая как во временных, так и постоянных убежищах, в зависимости от урожая кедрового ореха. В местах с хорошими укрытиями и хорошим обзором на скалах с нишами, у кедров на крутых склонах, но осенью, накопив жир, вернется в уютную берлогу. По истлевшей траве Чогду понял, что берлога использовалась многократно и зверь зимой вернется сюда.
Черный Гусь Тофалария. Алыгджер. Хан.jpg

      Чогду о медведях знал всё и почтительно хранил и совершенствовал медвежьи обряды добывания удачи. Добыча медведя он начинал с поиска будущих берлог родоначальника и сопровождал свои действия очищающими душу обрядами. Чогду хорошо помнил, что медведь прежде был небесным существом, наделённым высшими качествами, но позже спущен небесной птицей на землю за ослушание и попытку пугать небесных жителей, чтобы карать таежников берущих лишнее с тайги. Собака Акколл обнюхала берлогу и убежала. Собака была молодая, и Чогду обучал ее охоте. Она еще позволяла себе много играть. Акколл встретил медвежонка, он капризничал и плохо себя вел и далеко ушел от мамы, а встретив Акколла, стал играть с ним. Акколл заигравшись, унес его с собой. Через пять минут, Акколл прижав уши, пулей вернулся к Чогду у берлоги. Зубами, он держал маленького медвежонка. Медвежонок, был похож на бурый шарик с блестящими черными глазами. Он детски игриво пищал. Следом, ломая сучки и разбрасывая россыпи камней, яростно рыча, бежала огромная медведица. Чогду на мгновение, остолбенел от неожиданности, и быстро выхватив котелок, стал колотить в него камнем. Акколл не отпуская медвежонка, побежал еще быстрее по склону горы вокруг берлоги. Мама медведица, не отставая, следовала за ними. Чогду колотил камнем в котелок, а вокруг него описывали круги его охотничья собака с медвежонком в зубах и догонявшая их медведица мама. Через несколько кругов собака устала и бросила медвежонка. Мамочка медведица выбилась из сил, и тяжело дыша, подошла к малышу, тщательно облизала, пожурив, чтобы не удалялся от нее далеко. Ласково обняла, терпеливо прощая все проказы малыша. Аккуратно, она взяла зубами малыша за шкирку и хорошенько встряхнула его. Медвежонок жалобно заскулил. Медленно восстанавливая силы, понесла его, через заросли Саган – Дайля, в нагромождения камней горного массив, До Чогду долго доносилось ворчание медведицы, что она серьезно займется воспитанием своего непоседы. Акколл опустив голову, подошел и виновато прижался к ногам Чогду. Чогду спрятал котелок, сделал выговор Акколлу за неударную выходку. Он не стал отчитать и шлёпать, а попросил его быть серьезней, ведь он Тофаларская лайка, настоящая охотничья собака, а не цирковая. Акколл внимательно выслушал, преданно всматриваясь в глаза друга. Признав своё поведение отвратительным, он виновато ходил вокруг. Чогду сначала делал вид, что не замечает Акколла, но вскоре сердце его оттаяло, и он нежно обнял его.
Черный Гусь Тофалария. Алыгджер. Унгуштай.jpg

      Почтительно привязал красную ленточку на ветке кедра у входа в берлогу, выражая дань уважения к предку медведю и к духу местности и обращаясь к нему с просьбой и желанием, чтобы эту берлогу никто не беспокоил. Цветная ленточка говорила, что здесь берлога медведицы с медвежонком и воспринималась, как место духа предка, реальное воплощение его жизненной энергии. Зимой, увидев яркую ленточку табу-запрет у берлоги, люди обойдут ее, не тронув и не взяв с тайги лишнего. Чогду продолжал очищающие обряды, представляя мысленно все этапы зимней добычи медведя. Повторяя слова прощения, при снятии медвежьей шубы с братишки, как снятие человеческой одежды. Представлял вкушение жира медведя всеми родственниками и последующее его растворение в людях. С мыслями о зимнем медвежьем празднике своего рода, Чогду кочевал далее по высокогорной тундре, в поисках нового урочища с берлогой огромного медведя отца.
Черный Гусь Тофалария. Алыгджер. Нерха.jpg

Черный Гусь Русин Суглан Тофалалия Чогду Кара-Бурень.jpg

Галерея

Русин Улуг-Тайга.jpgРусин Ары-Даг.jpg Русин Сады-Дабан.jpg

Выставки

Выставка Тофалария.jpgИнтервью у автора.jpg

Масштаб проекта

      Региональный
Черный Гусь Тофалария. Алыгджер. Казыр.jpg

Интересы учащихся

      Белозерова Юлия получила диплом 1 степени в номинации живопись за лучшую творческую работу "Тофаларский олененок". Семь творческих живописных работ учеников пятого класса стали участниками Международном проекте фестиваль-выставка детского творчества «КРАСНАЯ КНИГА ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ» – 2012-1213 в рамках международной экологической акции «Спасти и сохранить» под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г.Нягань, г.п. Талинка, Историко-краеведческий музей «Отражение». Преподаватель художник Русин Сергей Николаевич.

Саян Русин Тофалалия Кара-Чогду Алыгджер Кадаек.jpg

Пример продукта проектной деятельности учащихся

      Любим путешествовать и открывать для себя Сибирь. Любим природу - ее реки и горы, птиц и зверей. Знакомимся с уникальными уголками родного края и рассказываем о них другим. Тысячелетиями рядом с таежниками живет в прирученном состоянии Северный олень из редкой популяции лесного подвида находящийся на грани исчезновения и занесенный в Красную книгу. Это самый крупный олень в мире и на нем ездят верхом по крутым горам, гольцам, каменным россыпям и моховым болотам, при охоте за дикими оленями, водящимися летом на самых крутых гольцах в Саянах. Охотник берет с собой трех оленей быков—на одном едет, два другие везут припасы. Ежедневно меняет оленя, давая каждому оленю, таким образом, двухдневную передышку. В охотничьем угодье спутывает двух оленей, а на одном промышляет соболя. На второй день седлает другого оленя. На третий день на работу становится третий олень. На промысле зимою олень очень неприхотлив. Если нет ягеля, валит старый кедр, обросший бородатым лишайником.
Саян Русин Тофалалия Кара-Чогду Алыгджер. Амостай.jpg

Формы информационной поддержки и продвижения проекта

      1) в массовой прессе (статьи);

      2) на телевидении (интервью, ролики);

      3) в электронных СМИ (статьи, странички, дневники);

      4) освещение проекта на сайте;

      5) другие способы продвижения проекта (выставки, акции, опросы и мастер-классы.)

Саяны Тофалария Куктей Харуг-Ой.jpg

Перспективы реализации проекта после окончания срока действия гранта

      Серии картин и дневники постепенно оформляются в «Энциклопедию Тофаларии». В школе есть такой формат, как урок: когда часть времени ученики, смотрят живопись, а потом обсуждают с учителем. Из просветительского цикла художника, зритель может узнать об истории, географии, интересных природных особенностях региона, познакомиться с традициями. Перспективы развития в цифровом пространстве создание образовательного портала, чтобы картины, литературные и фотоматериалы стали одной из составляющих частей такой платформы.


Черный Гусь Тофалария. Алыгджер. Хан-Бургут.jpg

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

1. Соответствие тематическим направлениям и номинациям;
2. Четкость изложения замысла;
3. Актуальность проекта для данной отрасли и его социальная значимость;
4. Новизна поставленной проблемы и планируемых научных результатов;
5. Комплексность и территориальный охват;
6. Наличие инновационного компонента;
7. Ориентированность на практический и конкретный результат;
8. Медийная привлекательность проекта;
9. Детальная проработанность проекта (соответствие мероприятий целям и задачам, оптимальность механизмов реализации);
10. Качественные показатели, характеризующие коллектив (позитивный опыт реализации подобных проектов, квалификация руководителя и исполнителей, наличие публикаций по тематике проекта у участников проекта, возрастной состав коллектива, участие аспирантов и студентов, участие зарубежных ученых);
11. Реалистичность и обоснованность представленной сметы проекта, (в т. ч. обоснованность затрат с точки зрения объема деятельности и предполагаемых результатов проекта; соответствие статей расходов предполагаемой проектной деятельности);
12. Наличие собственного вклада заявителя или привлечение дополнительных источников финансирования;
13. Перспективы реализации проекта, в том числе и после окончания гранта (устойчивость и развитие результатов проекта).
Черный Гусь Тофалария. Алыгджер. Огнит.jpg

Материалы по сопровождению

Черный Гусь Тофалария. Алыгджер. Хайлама.jpg

Ссылки

Саяны Тофалария Куктей Алхадыр.jpg

Черный Гусь Тофалария. Алыгджер. Кастарма.jpg

Черный Гусь Тофалария. Алыгджер. Кастарма Чогду.jpg

Черный Гусь Тофалария. Алыгджер. Кастарма Уда.jpg

Черный Гусь Тофалария. Алыгджер. Кастарма Кара Чогду.jpg

Черный Гусь Тофалария. Алыгджер. Кастарма Хаш.jpg

Черный Гусь Тофалария. Алыгджер. Кастарма Хан.jpg

Саяны Тофалария Куктей Кара-Бурень.jpg

Rusin Sergey Nikolaevich (1956 г. Alygdzher, Tofalaria, Russian Federation) — Painter(member of the Russian Geographical Society)
Персональные инструменты
Инструменты