Редакторская колонка 29 февраля 2012/Проблемное поле информатизации

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Шишки)
(Мячики)
Строка 19: Строка 19:
 
#  Тексты и это может быть энциклопедия - отдельно думать про ограничения и единообразии объектов
 
#  Тексты и это может быть энциклопедия - отдельно думать про ограничения и единообразии объектов
 
# Цифровые объекты подобные моделям - [[Скетчуп|Google SketchUp]] - которые можно потом использовать где угодна и как угодно
 
# Цифровые объекты подобные моделям - [[Скетчуп|Google SketchUp]] - которые можно потом использовать где угодна и как угодно
# Scratch - как пример повторного использования. И пример с маленьким принцем как пример провала
+
# [[Scratch]] - как пример повторного использования. И пример с маленьким принцем как пример провала
 
# Модели [[NetLogo]], [[StarLogo TNG]], [[Alice]] - создание моделей, цифровых историй и игр
 
# Модели [[NetLogo]], [[StarLogo TNG]], [[Alice]] - создание моделей, цифровых историй и игр
 
# Совместное создание документов, концепций, книг, проектов законов - то, что составляет практику [[WikiVote]]
 
# Совместное создание документов, концепций, книг, проектов законов - то, что составляет практику [[WikiVote]]
 +
# Шишки - создание, редактирование и повторное использование [[кейс]]ов и [[паттерн]]ов
 +
# Карты знаний, сценарии [[педагогический дизайн|педагогического дизайна]], предназначенные для последующего использования
  
 
Везде у нас очень простой принцип отбора - то, что вы делаете, может и должно использоваться другими людьми. Тот прежний страх, что я что-то сделаю, а потом это возьмут и потырят, должен уступить другому - я сделаю, а это никто не использует. И близкий и еще более сложный для преодоления страх - это же уже кто-то сделал, как же я возьму и начну это использовать
 
Везде у нас очень простой принцип отбора - то, что вы делаете, может и должно использоваться другими людьми. Тот прежний страх, что я что-то сделаю, а потом это возьмут и потырят, должен уступить другому - я сделаю, а это никто не использует. И близкий и еще более сложный для преодоления страх - это же уже кто-то сделал, как же я возьму и начну это использовать

Версия 14:19, 29 февраля 2012

Тезисы и картинки к выступлению Учительство на проблемном поле информатизации (Санкт-Петербург, 1-2 марта 2012)

ProblemField.png
(ямы, палочки, мячики, кирпичики и пивные ларьки 2.0) + шишки

Содержание

Поле информатизации

1 - поле информатизации расширяется и на нем появляются все новые игроки. Если раньше можно было говорить об уголке и классе, то теперь это информационное поле повсюду. Уже нет образования вне информационного поля. Это самое поле пришло. Как говорил Андрея Золли - компьютеры заполнят все ниши, заполнят все поля, до которых они смогут забраться и у нас нет никаких представлений о том, где они могут остановиться.

Яма ресурсов

Первая ловушка или первая яма на поле информатизации. Ресурс перестал быть конкурентным преимуществом и превратился в проблему - у вас есть ресурс - это ваша проблема. Если у вас очень большая коллекция, то это большая проблема.


Мячики

Есть сети и сообщества - есть поле. И на поле можно вбросить мячик или несколько мячиков и начать вокруг них игру. Вовлечение в совместную сетевую деятельность - поскольку это общее направление современной культуры, которое может называться по разному - культура соучастия, викиномика, метадизайн - создание, спецификация, разработка и планирование сценариев, когда созданием содержания, разработкой программ, созданием

Нам нужен мячик и без мячика не может быть совместной деятельности. Обсуждение может быть, а вот совместная деятельность невозможна. С какими мячиками мы готовы играть и какие ловушки-провалы нас здесь подстерегают?

Какие встречаются мячики:

  1. Тексты и это может быть энциклопедия - отдельно думать про ограничения и единообразии объектов
  2. Цифровые объекты подобные моделям - Google SketchUp - которые можно потом использовать где угодна и как угодно
  3. Scratch - как пример повторного использования. И пример с маленьким принцем как пример провала
  4. Модели NetLogo, StarLogo TNG, Alice - создание моделей, цифровых историй и игр
  5. Совместное создание документов, концепций, книг, проектов законов - то, что составляет практику WikiVote
  6. Шишки - создание, редактирование и повторное использование кейсов и паттернов
  7. Карты знаний, сценарии педагогического дизайна, предназначенные для последующего использования

Везде у нас очень простой принцип отбора - то, что вы делаете, может и должно использоваться другими людьми. Тот прежний страх, что я что-то сделаю, а потом это возьмут и потырят, должен уступить другому - я сделаю, а это никто не использует. И близкий и еще более сложный для преодоления страх - это же уже кто-то сделал, как же я возьму и начну это использовать

Шишки

И тут печальная последовательность провалов:

  • Это только мой город Воронеж - студент из Воронежа
  • Вот какой я нашел прекрасный текст и фотографию в интернете
  • Мой дальневосточный зверь
  • Это только мой проект и правила я буду устанавливать сам. Вопрос не в том, что значит то или иное слово. Вопрос в том, кто здесь хозяин
  • Это только мой провал
  • А теперь я сам это соберу, чтобы все видели какие мы молодцы
  • Педсовет нашей школы обсудил и одобрил новый текст проекта закона об образовании

Пивной ларёк 2.0

Последняя метафора - пивной ларёк отсылает к давнишней исследовательской работе юнната - суточная активность млекопитающих вокруг пивного ларька. Нам нет необходимости опрашивать людей об их деятельности и их отношениях. Нет никакой необходимости (кроме эстетической) идти в лес и наблюдать поведение стайных видов. Деятельность масс дана нам в открытом доступе. У нас есть огромные количества открытых данных, которые рассказывают о поведении и отношениях больше и лучше, чем разного рода опросники. Сделал закладку, отметил друга, поправил страницу, оценил текст, оставил комментарий - все это действия, на которые люди тратят свое время и силы. Значит эти действия точно имеют значение и эти действия говорят нам о людях.

  1. Анализ активности по посещаемости и по объектам
  2. Анализ отношений, которые складываются между участниками внутри коллаборативной сети

Пространство сцены - что нужно уметь

А что должны уметь делать люди на этом поле? Что должен уметь делать учитель на этом поле? Можем ли мы прописать перечень его сетевых компетентностей, для каждого акта в этом действии - если мы посмотри на это поле как на декорации театрального спектакля.

  • Он сам должен уметь играть с мячиками и кирпичиками на этом поле. Из того, что он получает на нем роль учителя или фасилитатора совсем не значит, что он тут все умеет и понимает. Фасилитатору необходима игровая практика игрока, в которой у него сформируется поведение. Где организовывать такую практику для фасилитаторов коллаборативных сетей? На что они должны обращать внимание? Называть статьи, делать их понятными, думать о других людях и программных агентах ...
  • Уметь организовывать игру вокруг мячиков и палочек
  • Уметь анализировать происходящее в коллаборативной сети.
Персональные инструменты
Инструменты