Эссе Байрамуковой М.Х. Судьба моей семьи в судьбе моей страницы

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Автор: Байрамукова Мадина Хамитовна,

                                                                                       ученица 9 класса МОУ»СОШ№58»
                                                                          Руководитель: Соколова Галина,                                                                                                     учитель географии МОУ»СОШ№58»,

г.Астрахани

«Судьба моей семьи в судьбе моей страны»

Содержание. 1. Введение 2. Родословная моей семьи. 3. Жизнеописание моей семьи в Сталинские времена. 4. Переселение карачаево- черкесского народа в Казахстан, как врагов народа 5.. Передать особенности быта, традиций, обрядов,

     кухни  села «Дружба» Карачаево-Черкесской республики.

6. Проследить влияние общих исторических событий проходивших в стране с 1930года по 2008гг на развитие села и судьбы его жителей. 7. Вывод. 8. Литература Цель: изучить характерные особенности карачаевской семьи Байрамуковых с 1930-2008гг. Задачи:

1. Составить жизнеописание моей семьи в Сталинские времена. 2. Проанализировать ситуацию по переселению

       карачаево- черкесского народа в Казахстан, как врагов народа.

3.. Передать особенности быта, традиций, обрядов, кухни села «Дружба» Карачаево- Черкесской республики, чтобы представить характеристику целого свободолюбивого, гордого и миролюбивого народа. 4. Обобщить факты влияния общих исторических событий проходивших в стране с 1930- 2008гг, на развитие села и судьбы его жителей. 5. Проанализировав данные с 1930-2007гг , попытаться сделать прогноз на развитие республики Карачаево-Черкессии в составе России.

Обзор литературы. В литературе по Карачаево-Черкесии много говориться о древности национальностей живущих на этой территории. Но особо указывается, что все проживающие относятся к древнему роду адыгов и очень любят свою Родину, все делают для ее процветания. Так Невская В.П. в книге «Социально-экономическое развитие Карачая в XIX в, - Черкесск, 1960.» дает полный обзор жизни народа до 1960 года, а мне хотелось просмотреть историю от 1930-2007 гг. В работе этого автора мне пригодились описания жизни народа, его уклада, удалось увидеть самобытность его и желание строить свою жизнь в мире и благополучии. Тебуев Р.С. Депортация карачаевцев, - Черкесск, 1998 – в этом источнике меня поразила мысль о том, что могли так просто расправиться с целым народом, а не с только с одним человеком. О мужестве и стойкости карачаевцев потом я услышала из рассказа бабушки. Алиев У.Д. Карачай. - Черкесск, 1991. в своей книге подвел меня к мысле, что все повторяется и для того , чтобы этого не происходило, надо тщательно изучать историю страны и своего народа.

 Из всех литературных источников мне понадобились  описанные в них факты, как подтверждение рассказа бабушки о своем роде, жизни и невзгодах, пережитых моим народом.


1. Введение

Я и моя семья, ее судьба неотделимы от судьбы моей страны. Сейчас происходят серьезные изменения в политике нашей страны, вставшей на демократический путь развития. Многие республики отделились от России и стали самостоятельными. Моя малая Родина Карачаево-Черкесия пережила многое и тяжелое бремя изгнания и возвращение назад на родину предков. Сейчас нашествия террористов, которые не оставляют республику в покое. Карачаево-Черкесия , несмотря ни на что осталась в составе России, так решили старейшины рода. Они не мыслят своего развития вне России, которая всегда помогала встать на ноги. Мои интервью с родственниками , соседями показывают через какие испытания прошел мой народ и как каждый видит свое будущее. Из всех разговоров со старейшинами понятно, что республика не желает отделения от России, так как все мы считаем, что так мы сможем выжить не только в смутное для нашей республики время, но и в то же время в составе большой страны можем принести пользу народу ,внести посильный вклад в развитие экономики, дать достойное образование детям, восстановить промышленность, а самое главное сохранить национальность , ее колорит, фольклор, искусство, быт, самобытность. 2. Родословная семьи Байрамуковых Село Дружба Карачаево-Черкесской республики. Карачаево -Черкессия – республика небольшая, расположена на Кавказе, имеет753531 человек ёё население.. Село«Дружба» расположено возле Эльбруского тракта, на берегу горной реки. Численность населения не велика всего5 тысяч человек. Все занимаются в основном выпасом скота на предгорьях Кавказских гор. Есть школа, клуб. Женщины села великолепно вяжут шали, свитера , носки и другие вещи. Дома построены из камня , земли, как правило одноэтажные или тузлучные. Крыша покрывалась соломой и камышом. Маленькие окна затягивались бычьим пузырем и закрывались ставнями. . Вокруг дома есть сад и огород , где выращивают фрукты, овощи. Во дворе имелись хлев, кладовая и кунацкая, огражденная плетнем и имеющая коновязь. В кунацкой находились лучшие предметы обихода, имеющиеся у хозяина: камышовые циновки, ковры, подушки, одеяла. Гостеприимство – закон Кавказа. В пище основное место занимали мясомолочные продукты, из зерновых просо. Круто сваренная просяная каша заменяла хлеб, из нее же готовили брагу- махсум. Летом ели просо и молоко, а зимой сыр. Общий стол накрывали только с приездом гостей. С 14 века черкесы, как и другие адыги, считались христианами, но под влиянием турецкой колонизации с конца 18 века население Кабарды приняло ислам суннитского толка. Эту религию они исповедают и по сей день. Хутор Дружба был основан в 1924 году. Сначала приехал Оживников Иван со своей семьей и начал обрабатывать землю. Создали огород, построили дом из глины и камня. Затем семьи стали прибавляться. Стали заселятся люди различных национальностей, поэтому хутор решили назвать «Дружба». На сегодняшний день насчитывается около 22 нации: карачаевцы, ногайцы, осетины, армяне, черкесы, абазины, татары, русские, чеченцы, балкары. Село показали по телевидению в 2000году, так как на одной улице жили люди 9 национальностей в дружбе и согласии, одной семьей.Очевидцы говорят, что раньше времена были тихие , спокойные. Так рассказывают, что наш сосед , Лагерев Андрей, спал на бричке, а дети подшутили и откатили ее на берег кручи. Утром он проснулся в недоумении, что не возле своей хаты, а возле кручи. Спали на улице в специально построенной беседке, и никто никого не трогал. 3..Жизнеописание моей семьи в Сталинские времена. В этом селе живет моя бабушка , к которой летом приезжаем отдохнуть всей семьей. Так и в это лето мы собрались у и зашел разговор о наших предках. Сначала я прислушивалась, а потом стала записывать . Рассказывала бабушка. Она начала с того что в 1935 году она родилась в ауле Джегута , где уже было пятеро детей. Отец ее был зажиточным человеком , имел свою лавку. В этом же 1935 году его и брата раскулачивают и ссылают в Сибирь, а все имущество забирают. Многие тогда пострадали и остались с малыми детьми без еды и имущества. Начался голод, который унес не один десяток людских жизней. Прадед был в селе –эфенди, очень уважаемым человеком.За воровство 1 кг пшеницы садили в тюрьму на 10 лет. Пшеницу в те голодные времена ели сырой, ломали кукурузу, комбайнов тогда не было. Сеяли пшеницу на поле , а когда она созревала топтали ее лошадьми так обмолачивали зерно. Жмых замачивали на 1 час в молоке и ложками ели. Картошку мешали с кукурузой и делали лепешки. Действительно в 1935-1936 гг проходила продразверздка, когда нужны были продукты, а последние 5 лет были неурожайные, да и в Центральной России мало кто мог что-либо вырастить, так как не было семян для посадки на больших площадях. А то, что выросло, давно уже съели.

4. Переселение карачаево- черкесского народа в Казахстан, как врагов народа

Все повторилось через несколько лет. На рассвете, 2 ноября 1943 года, в течение двух часов 69267 человек, из которых 53,9% составляли дети, 28,1% - женщины и 18% - мужчины - главным образом старики и инвалиды войны - под дулами автоматов специально привлеченных для этого 60 тысяч солдат из войск НКВД, были в спешном порядке погружены в товарные вагоны и отправлены на восток. Депортация проводилась тогда, когда подавляющая часть мужского населения находилась на фронте в рядах Советской Армии. Численность депортированных карачаевцев, с учетом высланных в 20-30 годы, демобилизованных с фронта, вернувшихся из трудармии, составляла 78827 человек (18068 семей). По переписи 1959 года численность карачаевцев составила 81000 человек. Жители ущелья - в большинстве своем колхозники, не имеющие полного среднего образования, простые труженики, очень часто не помнящие точных дат, цифр, фамилий, имен. В отдельные моменты их рассказы сбивчивы и непоследовательны, и иногда предлагаемые ими версии случившегося, в чем-то противоречат друг другу. Однако все это понятно и объяснимо, и, видимо, нет нужды подробно анализировать причины подобных расхождений. Ведь человеческое сознание - вещь зыбкая, даже в спокойной обстановке наше восприятие глубоко субъективно, тем более это относится к людям, находившимся практически в шоковом состоянии. Эти люди выжили в бойне, устроенной нашей армией, армией, в солдатах которой горцы видели свою опору и защиту. И теперь они просто рассказывают нам, пришедшим на эту землю после них, то, что сохранила их память. То, что было выхвачено их зрением и слухом из чудовищного калейдоскопа убийств и несправедливости. Жители карачаевских селений, рассказы которых я опишу, живые люди, абсолютно не похожие друг на друга. Постаравшись максимально широко охватить различные возрастные и социальные группы, брала интервью у бабушки, соседях, родителей, у брата и многих людей села.В свою работу включила воспоминания и тех, кто в 1942 году были совсем детьми и донесли до нас лишь разрозненные эпизоды событий; и тех, кто был достаточно близок к республиканским и районным властям; и тех, кто волею судеб вынужден был скрываться в горах. Геноцид начавшийся в ноябре 1942 года поголовным уничтожением жителей был продолжен поголовным выселением (депортацией ) карачаевцев 2 ноября 1943г и балкарцев 8 марта 1944г. Хотя международным правом поголовная депортация не признаётся геноцидом, по своим последствиям для карачаевцев депортация обернулась разновидностью геноцида. В подтверждение последнего тезиса могу привести историю собственной семьи. Например, в семье моей матери на момент выселения было 9 детей. Из них в 1957году назад вернулись только трое. Шестеро детей, в возрасте от 2 до 20 лет, погибли в первые полтора года высылки от голода, холода и инфекционных болезней. В семье отца, дед мой умер в первый год высылки в возрасте 47 лет от простуды из-за отсутствия лекарств, бабушка 44 года умерла следом через несколько месяцев, - не выдержало сердце. Четверых братьев и сестру моего отца в возрасте от одного года и до 14 лет забрали родственники по разным семьям , чтобы не отдавать в детские дома В 1942 году в период Сталинских репрессий, после освобождения Северного Кавказа от немцев сослали весь карачаевский народ(70тыс человек) в одну ночь в Среднюю Азию Казахстан Ленинопольский район село Ючемчек. Многие) в одну ночь в Среднюю Азию Казахстан Ленинопольский район село Ючемчек. Многие воевавшие на фронте, были сосланы прямо с фронта. Народ понес огромные жертвы в пути следования. От голода, холода, а это был февраль месяц, погибло много людей так, и не доехав до Казахстана. В результате депортации каждый третий карачаевец погиб. Вот почему я долго ничего не могла узнать о своем дедушке и бабушке. Все боялись рассказывать, да и сейчас не с охотой поделились своими воспоминаниями, предупреждая меня об опасности такого разговора. Вот что рассказала о депортации моя бабушка. Она рассказала, что в 50х годах необоснованные обвинения в предательстве Родины были сняты с депортированных народов и все выселенцы вернулись на свои земли, была восстановлена Карачаевская автономия в январе 1957 года. Поэтому внученька и не боюсь теперь тебе поведать страшную трагедию нашего народа., так начала рассказ моя бабушка Ёльмесхан. Переселенцев встретили враждебно, принимая их за врагов народа, так им объяснили прибытие переселенцев. Жили впроголодь, не было вещей, так как их не разрешили взять с собой. Поселили в бараки, где места для всех не хватало. Занимались принудительной работой: сбор табака, хлопка, прополка и сбор сахарной свеклы, за что получали мизерную зарплату. Все переселенцы от мала до велика обязаны были ходить на эти работы, а дети подростки штопали одежду казахов, вязали носки .Свадьбы и другие праздники отмечали скромно, без пиршеств. С истечением некоторого промежутка времени местное население подружилось с переселенцами. Они полюбили наш народ, говорит бабушка, глубоко сочувствуя его боли и унижению, так как поняли, что они никакие не враги народа .Бабушка закончила там 7 классов, хотя в школе могла находиться всего 2-3 часа. Все школьники были обязаны собирать вручную колосья пшеницы, которые оставались после уборки комбайном Во время переселения в Казахстан в 1942 году мой дед Байрамуков Зекерья Харунович женится на Урусовой Ёльмесхан. В Казахстане они прожили 14 лет. Дед работал трактористом. Бабушка Ёльмесхан придерживается пяти столпов Ислама. Из рассказа самой бабушки ясно, что нет божества, кроме Аллаха, что Мухаммед – посланник Аллаха. Она совершает молитву 5 раз в день, выплачивает закят, совершает хадж, а в месяц рамадан соблюдает пост. Брат деда во время войны был в действующих войсках и пропал без вести. Наши односельчане вспоминают, что немцы ездили по хутору на лошадях и мотоциклах. Жили они в конюшне, которая в настоящее время является школой.« Карачаевский народ за сутки лишили родины. Но он выстоял, заплатив за политику геноцида чудовищную цену - 43247 человеческих жизней", - говорится в обращении. Президент республики призвал хранить память о прошлом, извлекая из него "не вражду и неприязнь, а мудрость и прозрение". Нам, карачаевцам не нужно отдельного от России государства. В отличии от других народов Кавказа мы являемся потомками тюрок, основателей великих государств Алании, Тюркского каганата, Хазарии, Золотой Орды, существовавших в прошлом на территории России. Мы знаем, что наши предки, населявшие эти государства , в настоящее время являются частью русского народа. Поэтому ,ощущая свою генетическую связь с русским народом и с родной землей наших великих предков, мы не мыслим себя вне России.

Инструменты