Царский подарок

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск
Царский подарок

Автор: Сопиева Мария Великосельская СОШ

Содержание

Вступление.

Село Великое богато природными и архитектурными памятниками. Самым значительным и выдающимся из них является грандиозный архитектурный ансамбль: церковь Рождества Богородицы, церковь Покрова Богородицы, а между ними – колокольня-звонница. Он уникален прежде всего тем, что храм Рождества Богородицы относится к числу немногих памятников, воздвигнутых в честь победы в Полтавском сражении. Этот ансамбль является центром духовной жизни великоселов. Увлекаясь историей и краеведческой деятельностью, я заинтересовалась, кто же воздвиг это «архитектурное чудо»? Кому великоселы обязаны строительством ансамбля? Так я вышла на сподвижника Петра I, генерал-фельдмаршала Аникиту Ивановича Репнина. Узнав, что Репнин долгое время являлся генерал-губернатором города Риги, я завязала переписку с Музеем истории города Риги и мореходства, чтобы получить важные сведения об этом человеке и возможные ксерокопии документов (см. приложение). Но для меня оставался нераскрытым вопрос, почему Репнин воздвиг именно этот архитектурный ансамбль? Я стала разрабатывать версии, предположения для постижения тайны создания великосельского кремля. Самую обосновательную идею я и представляю в моей работе. Таким образом, при подготовке выступления я поставила перед собой цель: • проследить военную карьеру А.И.Репнина; • определить значение А.И. Репнина в истории нашего села Великого; • разработать версию истории создания архитектурного ансамбля в Великом.

       Для достижения этой цели считаю необходимым решить следующие задачи:

• углубить свои знания о жизни и военных достижениях генерала-фельдмаршала А.И. Репнина; • установить связь Репнина с Ярославским краем; • провести сравнительный анализ архитектурных ансамблей в Великом и Коровниках.

   Я использовала следующие методы для решения поставленных задач:

• работа с историческими источниками; • работа в краеведческом музее села Великого; • встреча и беседа с местными краеведами; • выход в Интернет; • переписка с Музеем истории г.Риги и мореходства; • анализ собранной информации.

Род Репниных

Репнины – русский княжеский род, происходивший от святого Михаила, князя черниговского, и прекратившийся в 1801 году со смертью генерал-фельдмаршала князя Николая Васильевича Репнина. Но в том же году по повелению Александра I внуку последнего Репнина князю Николаю Григорьевичу Волконскому разрешено было именоваться Репниным-Волконским. Род князей Репниных помещен в Бархатной книге (XII, 123), герб – в гербовнике (I,6). Отец Аникиты Ивановича Репнина - Иван Борисович, боярин, был начальником московских войск в Малороссии, в 1663 году – новгородским воеводой, в 1671-1672 гг. – тобольским воеводой. Позже был судьей приказа казанского дворца и начальником сибирского приказа. Умер в 1697 году. Все Репнины являлись государственными и военными деятелями. Об этом свидетельствует герб князей Репниных: щит разделен горизонтально на две неровные части, и верхняя, большая, разделена перпендикулярно на две половины. В правой верхней половине, в красном поле, - герб великого княжения киевского: ангел в одежде сребротканой, держащий в правой руке серебряный меч, а в левой – золотой щит. В левой половине – герб княжения черниговского: в золотом поле черный одноглавый орел с распростертыми крыльями держит в левой лапе большой золотой крест. В нижней части герба в серебряном поле – две птицы, из коих каждая держит во рту стрелу, а в лапе золотой шар. Щит покрыт княжескою мантией и российско-княжескою шапкою

Военная карьера А.И.Репнина

                                                              … И он промчался пред полками, 
                                                             Могущ и радостен как бой.	
                                                             Он поле пожирал очами.
                                                             За ним во след неслись толпой
                                                             Сии птенцы гнезда Петрова.
                                                             В пременах жребия земного,
                                                             В трудах державства и войны
                                                             Его товарищи, сыны.
                                                             И Шереметьев благородный,
                                                             И Брюс, и Боур, и Репнин,
                                                             И счастья баловень безродный
                                                             Полудержавный властелин.
                                                                                    А.С.Пушкин 

Репнин Аникита Иванович (1668-1726) – военный деятель, генерал-фельдмаршал. С юношеских лет Репнин состоял при Петре I. В 16 лет он был определен стольником к Петру (которому тогда было 12 лет) и при учреждении юным царем в 1685 г. "потешных" войск в селе Преображенском близ Москвы получил чин поручика, через два года произведен уже в подполковники. Оберегал царя в Троицком монастыре во время мятежа стрельцов в 1689 г. Подавление мятежа и отстранение Петром от власти правительницы Софьи вывели на арену активной деятельности плеяду убежденных сторонников юного царя, среди которых был и Репнин. Во время первого Азовского похода Петра (1695 г.) Репнин отличился, захватив у турок две береговые башни с 32 пушками, во втором походе под Азов (1696 г.), командуя фрегатом, участвовал во взятии этой крепости, давшей России выход к южным морям. С 1698 г. Аникита Иванович в чине генерал-майора занимался формированием и обучением пехотных полков. В это время Петр начал готовиться к войне со Швецией, и, действуя по его указаниям, А.Репнин и Ф.Головин к весне 1700 г. сформировали в селе Преображенском под Москвой 27 пехотных и 2 драгунских полка. Аникита Иванович был назначен командиром дивизии, состоящей из 9 пехотных полков. Видя усердие Репнина в наборе и подготовке войск, царь в июне 1700 г. произвел его в генералы от пехоты - чин, соответствовавший генерал-аншефу. Князю в этот момент было 32 года, и он первым из лиц знатных фамилий в этом возрасте поднялся так высоко в военной карьере. (показываю герб рода Репниных) С началом Северной войны войска под командованием Головина двинулись к Нарве, а Репнин был направлен царем в Новгород, где он набрал и направил к Нарве новую дивизию. Назначенный генерал-губернатором Новгорода, он продолжал набор войск, затем приводил в порядок полки, вернувшиеся из-под Нарвы после жестокого поражения. Вскоре пришел и его черед отправиться на поля сражений: в августе 1701 г. он во главе 19 полков двинулся в Лифляндию, где вошел под командование фельдмаршала Б.Шереметева. Под его руководством Репнин набирался боевого опыта, учился бить шведов не только числом, но и уменьем. Полки Аникиты Ивановича приняли участие в осаде и взятии Нотебурга, в овладении Ниеншанцем и Нарвой. Не обладая выдающимися полководческими талантами, Репнин, по оценке военных историков, действовал в сражениях с должной настойчивостью и разумностью, был "отважен без задору, но готовым, если надо для великого дела, и умереть, не пятясь". Из-под Нарвы Петр направил Репнина во главе 10-тысячного корпуса к польским границам на помощь союзнику - польскому королю Августу II. Аникита Иванович действовал в соответствии с напутствием царя - остерегаться "двух дел: первое, чтоб не зело далеко зайтить, второе, что если захочет король дать генеральный бой со всем войском шведским, на то не поступай и скажи, что именно того делать тебе не ведено". Наряду с удачными боями в действиях русских войск был один критический период, когда они были блокированы в Гродно стремительно подошедшей армией Карла XII. После 75-дневной блокады, выбрав момент, Репнин организовал скрытную переправу войск на левый берег Немана и отошел к Бресту. При этом были уведены вся артиллерия и обоз, сохранены все больные и раненые. "Воистинно ныне уже весело жить по уведомлению сего", - радовался этой удаче Петр. Летом 1708 г. в боевой службе Репнина неожиданно произошел драматический поворот. Русская армия, против которой двинулись главные силы Карла XII, при отступлении заняла позицию у села Головчино. В ночь на 3 июля шведские полки атаковали дивизию генерала Репнина, находившуюся в центре позиции русских войск, и после двухчасового упорного боя опрокинули ее. Это повлекло за собой общее отступление русской армии. В этом сражении Репниным было потеряно 10 пушек, которые Петр повелел ему затем восстановить на собственные средства. Рассерженный Петр приказал А.Меншикову "про сие злое поведение накрепко разыскать, начиная с первого до последнего". При производстве следствия Меншиковым не было учтено, что дивизия Репнина была неожиданно атакована превосходящими силами противника, своевременно не получила помощи от соседних войск и тем не менее смогла нанести шведам значительный урон. В острастку другим военачальникам царь, хотя и любил князя Репнина, разжаловал его в солдаты. По горячим следам Головчина Петр составил знаменитые "Правила сражения", определявшие порядок действий войск на всех этапах боя, и особенно взаимодействия пехоты, кавалерии и артиллерии. При разборе "головчинского позора" Аникита Иванович выказал удивительное благородство, взяв всю вину за случившееся на себя, не сделав ни одной попытки переложить ответственность на других военачальников и своих подчиненных. В сражении при Лесной (сентябрь 1708 г.) князь Репнин действовал как рядовой воин. После выигранного сражения Петр восстановил Репнина в генеральском звании и должности начальника дивизии, особо отличившегося в этой битве, по ходатайству князя М.Голицына. В последующих боях Аникита Иванович полностью оправдал доверие царя. В Полтавском сражении 27 июня 1709 г, во многом предопределившем исход войны со шведами, Репнин командовал двенадцатью пехотными полками в центре позиции. 3 июня в 2 часа ночи шведская армия начала наступление, однако из-за сильного огня русских им пришлось остановиться. Шведы понесли большие потери были отброшены к Будищенскому лесу. После этого Петр принял решение дать сражение на открытой местности. В девятом часу утра шведы перешли в наступление. Русские войска с близкого расстояния открыли сильный артиллерийский и ружейный огонь, который нанес врагу большой урон. Под Полтавой шведы понесли огромные потери, большие, чем в любом другом сражении в истории королевства. Битва под Полтавой и последовавшая за ней капитуляция означали решительный перелом в войне. Заключенный позднее мир положил конец шведскому великодержавию и одновременно возвестил о рождении в Европе новой великой державы — России. За свои действия и победу Репнин был удостоен от царя высшей награды - ордена святого Андрея Первозванного.

«А.И.Репнин – владелец села Великого»

За победу под Полтавой Петр I пожаловал своему сподвижнику, боевому генералу Репнину богатое, крупнейшее в Ярославском крае село Великое с окрестными селениями. С этих пор село перестает быть царским. Князь распорядился заложить храм во имя Рождества Богородицы в центре села в ознаменование славной виктории под Полтавой. Строительство храма было завершено в 1712 году. После смерти генерала Репнина возведение архитектурного ансамбля продолжили его потомки. В 1741 году по заказу внука фельдмаршала П.И. Репнина был построен теплый храм Покрова Богородицы.(фотография храма) В середине XVIII века подрядчик Иван Зарубин приступил к закладке соборной колокольни.(показ «Великосельской свечи»). Примечательно, что это один из немногих памятников Полтавского сражения. С постройкой колокольни был заверешен архитектурный ансамбль центральной части Великого. Обе церкви соединялись между собой кирпичной оградой с двумя арочными проездами. Между храмами устремлена в небо колокольня с символическим «окном в Европу», колокольные часы отсчитывали время, прошедшее после Полтавской битвы. С восточной стороны храмов был разбит фруктовый сад, обнесенный кирпичной оградой с четырьмя часовнями на углах. В великосельском кремле архитекторма удалось воплотить дух русского народа, его доброту и красоту. После смерти Петра, не желая участвовать в интригах, Аникита Иванович вернулся к губернаторству в Риге, где скончался 3 июля 1726 г. на 58-м году жизни. Репнин был похоронен 10 июля в церкви Александра Невского города Риги.

Сравнительный анализ архитектурных ансамблей в Коровниках и Великом

XVII век – Золотой век Ярославского искусства, вписавшего в историю древнерусской культуры одну из самых ярких ее страниц. В центре древнего посада, там, где находились богатые усадьбы могущественных купеческих династий, сохранился ряд памятников, открывших расцвет Ярославского каменного зодчества. Именно здесь находится знаменитый ансамбль в Коровниках: церковь Иоанна Златоуста, церковь Владимирской иконы Божьей Матери и колокольня между ними. Однажды рассматривая фотографии ансамбля в Коровниках, обратив особое внимание на летний храм Иоанна Златоуста, я вдруг увидела в нем черты нашего храма, Рождества Богородицы. Заметив это, я провела исследовательскую работу по сравнению этих двух архитектурных памятников. Храм Покрова Богородицы и колокольня в Великом были пристроены позже, поэтому основной акцент я делала на сравнении летних храмов. Во-первых, примечательно то, что даже и сама слобода Коровники, и наше Великое имеют схожие черты. Одним из основных занятий и тех, и других жителей было скотоводство и продажа скота и молочных продуктов. Общим являлось и производство изразцов. Кроме того, в Коровниках абсолютное большинство домов – деревянные. Ту же картину мы наблюдаем и в Великом: издавна село было деревянным. Ну, и наконец, главное сходство Коровников и Великого – это архитектурные ансамбли. Оба состоят из двух храмов,зимнего и летнего, и колокольни. Проведем аналогию храма Иоанна Златоуста в Коровниках и храма Рождества Богородицы в Великом. Устремленность ввысь четко и последовательно выражена в каждой детали храмов. Композиции обоих церквей сведены к пяти главам основного здания, причем эти главы – огромные шары на нарядных барабанах. Центральный барабан храма Иоанна Златоуста в Коровниках – с окнами, остальные глухие. Тоже наблюдается и у великосельского храма Рождества Богородицы, только там в основном окна глухие , имеющие чисто декоративное значение. Исключительная роль в отделке храмов играют изразцы растительного орнамента. Кроме того, наличники окон украшают керамические плитки с изысканным и сложным сюжетом. Связывают храмы и в Коровниках, и Великом колокольня и Святые ворота. И хотя колокольни построены в разное время и сравнивать их по стилю нельзя, но тем не менее они обе обладают необыкновенной стройностью. За это колокольня в Коровниках даже получила в народе прозвище «Ярославской свечи». Я считаю, что и наша колокольня вполне заслуживает аналогичного названия: «Великосельская свеча». В основу постройки нашей колокольни пошел «восьмерик», расположенный на «четверике». «Ярославская же свеча» не имеет «четверика». От самой земли у нее восемь граней. Но сходство можно наблюдать и в нарядных ярусах звона с тройными пучками колонок. При обоих ансамблях долгое время находилось обширное кладбище, что также является немаловажным элементом сравнения ансамблей. Сейчас Ярославль готовится к тысячелетию города. История его связана с историей страны до начала XVII века, когда Ярославль играл в экономическом развитии страны огромнейшую роль, так как находился на торговом тракте Москва – Архангельск. Сюда Петр Великий со своими сподвижниками ездил строить первые русские корабли, создавая северный флот. Одним из его ближайших сподвижников был Аникита Иванович Репнин, который, я думаю, тоже проезжал по этому тракту, Ярославлю. И возможно тогда он и увидел архитектурный ансамбль в Коровниках, который был построен в середине XVII века. Когда за победу под Полтавой Петр пожаловал Репнину село Великое, Аникита Иванович, ориентируясь на запавший в душу ансамбль в Коровниках, и повелел заложить подобный в честь славной победы над шведами. Известно, что многие годы этот ансамбль использовался первоклассными ярославскими зодчими как пример для подражания. Правда, он получился не такой пышный и богатый, так как Репнин был небогатым князем, но тем не менее ансамбль поражает своей возвышенностью, строгостью и величием. Таким образом, именно Аникита Иванович Репнин подарил великоселам это «архитектурное чудо», и мы должны отдать дань памяти этому человеку, так много сделавшего для процветания нашего села. Наследники Репнина Семейная жизнь Аникиты Ивановича оказалась менее благополучной, чем его военная карьера. Три раза он вступал в супружество: в первый раз – с Прасковьей Михайловной Лыковой, второй раз – с Прасковьей Дмитриевной Нарышкиной, рожденной княжной Голициной. Первые два оказались бездетными. И только от третьего брака (имя жены неизвестно) у него появилось три сына: Василий, Юрий и Иван и дочь Анна. Впоследствии она вышла замуж за князя Волконского. В 1715 году Пётр I отправил братьев Василия и Юрия Репниных в Париж за науками. Однако радения к наукам они не проявили, вскоре перебрались в Вену, где с большим прилежанием предались пьянству и разгулу. Получив о том известие, фельмаршал Репнин обратился к Петру с просьбой отозвать сыновей в Россию, чьё обучение уже обошлось родителю в 15 тысяч рублей. «Но главное, - писал Репнин, - такое времяпровождение вряд ли идёт на пользу государству». Пётр I приказывает братьям вступить волонтерами в австрийскую армию принца Евгения Савойского (1717 год). Но поскольку и волонтерство ограничилась сидением в обозе и общение с марки-тантками, Пётр повелевает Репниным вернуться домой. В даль-нейшем Репнины участвовали в Северной войне, в русско-турецком театре военных действий и были повышены по службе. В общем, дети Аникиты Ивановича Репнина оказались неради-выми учениками, и вместо того, чтобы приумножать богатство отца, бездумно растрачивали его. В 1726 году село Великое перешло к наследникам Репнина – сыновьям Ивану, Василию и Юрию, а затем владельцем села стал внук Репнина. После сильного пожара в 1756 году, прозванного зажигиным, когда выгорело 2/3 села, Петр Иванович, который и возводил звонницу, предложил великосёлам выкупиться на волю. Те не сумели быстро собрать назначенную сумму, и Репнин продал село Савве Собакину-Яковлеву – хваткому и жестокому дворянину, основателю Ярославской полотняной мануфактуры и владельцу уральских рудников. Лишь необыкновенный архитектурный ансамбль напоминает жителям села о его удивительной истории.

Новая традиция в истории села – праздник «Первая победа»

Мне хотелось бы заострить ваше внимание на судьбе архитектурного ансамбля. Дело в том, что в течение восьмидесяти лет эти храмы находились в заброшенном состоянии. В Советском Союзе они были осквернены и закрыты. Долгие годы Божьи церкви полнились грудами мусора, по стенам ползли зловещие трещины, лики святых были обезображены краской. Но к счастью, появился в нашем селе человек, отец Алексий, их нынешний настоятель который взялся возродить храмы. Было приложено огромное количество труда, проведены значительные реставрационные работы, прежде чем над Великим вновь поплыл малиновый звон колоколов, а в храме Рождества Богородицы прошла первая служба. Кроме того, батюшка организовал ежегодное празднование первой крупнейшей победы в Северной войне, а именно славной виктории под Полтавой ( см. приложение «Интервью с настоятелем «Великосельского кремля» отцом Алексием»). В это время в нашем селе развертывается настоящее «сражение», которое очень звучно и красочно разыгрывают приглашенные батюшкой военно-исторические клубы России, в том числе «Россия молодая». Привлекает он к участию и ребят из школы, техникума и детского дома. Праздник проходит три дня. Перед началом Полтавского торжества в храме служится молебен, чтобы сам Спаситель благословил нас и праздник прошел удачно. В первый день – информационно-ознакомительный – организуются экскурсии по селу,в которых и я принимаю непосредственное участие, рассказывая туристам о богатой истории нашего села. Работает видеозал, где показываются фильмы о Великом. Хочу заметить, что немаловажным элементом праздника является кухня под открытым небом. Каждый из желающих может бесплатно подкрепиться вкусной кашей и набраться сил для участия в спортивных состязаниях. Соревнования проходят во второй день. Приглашенные военно-исторические клубы, военнослужащие ВСРФ устраивают показательные спортивные выступления:рукопашный бой, фехтование… А потом и великосельские молодцы могут посоревноваться в силе и ловкости в большой боевой эстафете. Кроме того, в этот день начинает работу ярмарка ремесел «Великосельская слобода». Мастер-классы демонстрируют свои таланты в вышивании, плетении корзин, работе с глиной, росписью посуды. Примечательно, что и все заинтересовавшиеся могут тоже на время попробовать себя в роли ремесленника. Третий день является кульминацией празднества. Именно в последний день начинается самое интересное. Костюмированный парад войск, театрализованная ассамблея и, конечно же, реконструкция фрагмента Полтавской битвы . Созерцая все это действо, перестаешь ощущать себя во времени. Прошлое и настоящее словно сплелись воедино. Ты становишься участником исторического процесса, и это здорово. Завершает праздник концерт «Отечеству слава!» .Поводятся итоги, награждаются герои и участники. А заключительным аккордом является праздничный фейерверк, озаряющий яркими красками вечернее небо в память о Петре, который так любил иллюминации, и его ближайшем сподвижнике и друге, бывшем владельце села Аниките Ивановиче Репнине.

Заключение. Выводы и обобщения.

        В ходе данного исследования я добилась следующих результатов:

• проследила путь А.И. Репнина как государственного и военного деятеля; • установила роль А.И. Репнина в развитии села Великого; • предложила свою версию истории создании великосельского кремля.

        На основании результатов исследования я пришла к выводам:

• определила важный вклад А.И.Репнина в военную историю нашего государства времен Петра I; • доказала значительную роль А.И. Репнина в процветании нашего села; • разработала и обосновала свое предположение об истории создания архитектурного ансамбля в Великом. Работая над исследованием, я не только сама изучила жизнь и значение Аникиты Ивановича Репнина для нашего села, но и познакомила с его биографией жителей и гостей Великого, учавствуя в проведении экскурсий по селу. Тем самым я стараюсь приобщать жителей села, в том числе и молодое поколение, к краеведению. Я считаю, что мое исследование актуально. В нашем селе появилась новая традиция – празднование победы в Полтавском сражении, в честь которой и был воздвигнут архитектурный памятник – храм Рождества Богородицы, освященный в 1712 году. В этом году уже третий раз будет проходить подобное празднество в рамках подготовки 300-летия Полтавской баталии. Наш праздник с каждым годом становится популярнее и известен не только жителей нашего района, но и жителям области и даже столицы. В эти дни в Великое прибывают сотни гостей, желяющие увидеть и поучаствовать в этом театрализованном зрелище.

Использованная литература

1. Н.С. Борисов «Окрестности Ярославля» М. «Искусство» 1984;

2. В.И. Жельвис «Прогулки по Ярославлю», «Верхняя Волга» Ярославль 2001;

3. личная переписка с Музеем истории города Риги и мореходства;

4. материалы Великосельского краеведческого музея;

5. Л.В. Яковлев «Село, о котором писал Ленин», Ярославль, 1988;

6. www.rulex.ru.

7. www.hi-edu.ru

Персональные инструменты
Инструменты