Учебный проект "Вселенная Достоевского"

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск
Iteach2007.jpg
Проект в рамках программы Intel "Обучение для будущего"


Содержание

Авторы проекта

Маслова Марина Борисовна, автор идеи Беляева Наталья Владимировна, моу сош №1 г. Семенов

Тема в учебном плане

Творчество Ф.М. Достоевского.

Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии.

Творческое название проекта

Вселенная Достоевского

Предметные области

Литература, информатика

Возраст учащихся

10 класс

Краткая аннотация проекта

В процессе создания проекта исследования, поиск, изучение материала велось в двух предметных областях: литература и информатика. В области литературы учащиеся изучали и исследовали творчество Ф.М. Достоевского, более подробно рассматривался роман "Преступление и наказание". Перед учащимися стояла задача внимательно прочитав роман, обсудить его структуру,найти материал об истории и этапах создания романа. Определить жанр, сюжет и композицию романа. Далее, для каждой группы определялась индивидуальная тема, выходящая за рамки школьного учебника. Обсуждение материала по данным темам проводилось во внеучебное время. Выделялось главное, существенное, определялась форма представления материала.Результаты своей ратоты учитель и ребята решили представить с помощью компьютерных технологий.

И здесь мы переходим к предметной области информатика. Ребятам было предложено самостоятельно изучить программу компьютерных презентаций Power Point, для чего учителем информатики были созданы опорные практические работы; предложены алгоритмы обработки изображений в программе Adobe Photoshop. Ребята самостоятельно исследовали форматы графических и видео файлов. С каждой группой рассматривались и обсуждались полученные результаты. Выбирались те работы, которые группа считала лучшими. В ходе работы над проектом, ребята активно использовали поиск информации через Интернет.

Продолжительность работы над проектом

1 месяц (4 недели)

Дидактические и методические цели учебного проекта

Развивать у учащихся:

  • творчество и любознательность;
  • критическое и системное мышление;
  • способность работать в команде, выявлять, анализировать, отстаивать свое мнение;
  • умение находить компромисы.

Формировать умения:

  • анализировать художественное произведение;
  • выделять художественные особенности литературного произведения;
  • подбирать и использовать компьютерные программы для представления результатов деятельности;
  • изучать компьютерные средства самостоятельно и с помощью справочных систем.

Воспитывать:

  • нравственные качества личности;
  • ответственность, добросовестность, чувство товарищества;
  • эстетические качества личности.

План проекта

I этап: Подготовительный (1 неделя).

  • Обсуждение форм и сроков проведения проекта с учителем литературы и учащимися.
  • Формулировка основополагающего и проблемных вопросов.
  • Формирование групп и распределение функций учасников проекта.

II этап: Реализация проекта (2-3 недели)

  • поиск информации в различных источниках (по группам).
  • Организация и проведение необходимых исследований, анализ найденной информации, выбор главного.
  • Изучение компьютерных программ, исследование их возможностей.
  • Подготовка и обработка информации для использования в презентациях, докладах, публикациях.
  • Самооценка и взаимное оценивание работы в группе. Обсуждение результатов с учителями.
  • Просмотр и оценивание презентаций.

III этап: Защита проекта (4 неделя).

  • Подготовка к защите проекта.
  • Обсуждение и корректировка разработанных продуктов.
  • Защита проекта на открытом уроке.
  • Подведение итогов, анализ результатов и защиты проекта.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос:

Возможен ли союз литературы и информатики?

Проблемные вопросы:

1. Какой конфликт в романе "Преступление и наказание" является главным?

2. Что такое портрет?

3. Что позволяет некоторые слова в романе считать символами?

4. Какие цвета преобладают в "палитре" Достоевского? В чем заключается их символика?

5. Существует ли взаимосвязь героев романа с их именами?

6. Все ли мы знаем о творчестве Ф.М. Достоевского?

7. Как не заблудиться в мире компьютерных программ?

Учебные вопросы:

1. Каковы основные этапы творческого пути Ф.М.Достоевского?

2. В чем состоит своеобразие жанра романа "Преступление и наказание"?

3. Как долго длится действие романа?

4. Кто из героев романа продолжает галерею образов "маленького человека"?

5. Какую библейскую притчу использует Достаевский для создания образов романа?

6. Что такое презентация?

7. Что такое макет презентации и для чего он нужен?

8. Как добавить звук и изображение на слад презентации?

9. Что такое анимация?

10. Как правильно выбрать формат звукового или видео файла?

11. Как обработать изображение для его использования в презентациях и на сайтах?

Продукты проектной деятельности

  • Презентация "Слова-символы в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"."
  • Презентация "Семантика фамилий и имен в романе "Преступление и наказание"."
  • Презентация "Символика цвета в романе "Преступление и наказание"."
  • Презентация "Двойники и антиподы Раскольникова."
  • Презентация "Культурологический словарь к роману "Преступление и наказание"."
  • Разработка открытого урока "Вселенная романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"".(автор Беляева Н.В.)

Материалы по оцениванию проектной деятельности учащихся

1. Тест по литературе.

2. Вопросы устного опроса.

3. Критерии оценки презентации.

4. Критерии оценки доклада.

5. Синквейны.

Материалы в поддержку проектной деятельности

Буклет для учащихся и учителей.

Вводная презентация учителя.

План реализации проекта.

Практические работы по теме "Изучаем программу Power Point".

Алгоритмы обработки изображений в программе Adobe Photoshop.

Список литературы.

Ссылки на ресурсы Летописи

Ссылки на ресурсы Интернет по теме учебного проекта

http://www.loiro.ru

http://fti.udm.ru

http://wiki.vspu.ru

http://festival.1september.ru

Эссе История успеха моих учеников

Как оценить успех? Кто такой успешный человек?

Каждый, наверное, даст ответ, опираясь на свой жизненный опыт. А для учителя, как мне кажется, успех это достижения его учеников, их развитие, стремление приходить в школу, учиться, общаться с ним, учителем. Радостно видеть горящие глаза учеников, когда они увлеченно обсуждают, спорят и даже, иной раз, ругаются, отстаивая своем мнение.

А как создать для них возможность высказаться? Раскрыться? Пообщаться с учителем на равных, как коллеги, сотоварищи? И здесь создание общего проекта, когда учится ученик, учитель, как мне кажется дает такую возможность.

Наш учебный проект родился как союз двух учителей. Однажды талантливый молодой учитель литературы Беляева Н. В. Пришла и сказала: «А можно, используя информационные технологии, помочь моих ребятам поближе, поинтереснее познать творчество Ф.М. Достоевского? » А почему нет? И началась работа. В ходе, которой было исследовано много интересного и нового материала, изучены компьютерные программы, которыми ребята, если и пользовались, то крайне редко. Родились замечательные презентации, из которых сами ученики и учителя узнали много нового о романе «Преступление и наказание». Каждый не только, прочитал роман, но и нашел в нем, то что, осталось за рамками учебника.

А вот как отзываются о работе и созданных презентациях сам учитель литературы и его коллеги: «На мой взгляд, работы были выполнены блестяще и представлены вполне достойно.»

«Хотелось бы отметить обстоятельность и полноту работ «Символика чисел» и «Семантика имен», замечательное цветовое решение работы «Слова-символы».»

«Работа «Символика чисел» имеет яркое и современное, музыкальное оформление, а работа «Культурологический словарь» - строгое и нейтральное.»

«Обращает на себя внимание работа «Символика чисел», которая оформлена кадрами из фильма Л. Кулиджанова.»

Для самой же Натальи Владимировна Беляевой этот проект, так же стал уроком в освоении таких программ, как Word, PowerPoint.А для меня представилась возможность повторить, то, что только изучила на курсе Круподеровой Е.П. «Обучение для будущего». И попробовать научить методу проектов хотя бы одного учителя, найти союзника для дальней шей работы.

Вот так в содружестве, обучая других, приводишь их, пусть к небольшим, но таким нужным успехам. Делаешь успешным ребят и коллег, и идешь к успеху сам.

Персональные инструменты
Инструменты