Учебный модуль Интернет в образовании: Киберпанк

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Понятие

Киберпанк (англ. cyberpunk) — поджанр научной фантастики. Сам термин является смесью слов «cybernetics» (англ. кибернетика) и «punk» (англ. панк), впервые его использовал Брюс Бетке в качестве названия для своего рассказа 1983 года. Обычно произведения, относимые к жанру «киберпанк», описывают мир недалёкого будущего, в котором высокое технологическое развитие, такое как информационные технологии и кибернетика, сочетается с глубоким упадком или радикальными переменами в социальном устройстве.[1]

Стиль и характер

Виднейшими представителями киберпанка в литературе являются Уильям Гибсон (William Gibson), Брюс Стерлинг (Bruce Sterling), Пэт Кадиган (Pat Cadigan), Руди Рюкер (Rudy Rucker) и Джон Ширли (John Shirley); многие также считают представителем киберпанка или одним из его предшественников Филипа Киндреда Дика (Phillip Kindred Dick), который не вписывается в хронологические рамки киберпанка. В 1980-х годах киберпанк пришёл и в кинематограф, наложив заметный отпечаток на множество фантастических фильмов, снятых с тех пор. Начиная с 1990-х годов определённые тенденции в музыке и в моде также начали связывать с киберпанком, а в мире компьютерных и настольных игр появились ролевые игры в стиле киберпанк. К началу XXI века элементы киберпанка встречаются в большом множестве произведений научной фантастики. [1] [править]

Киберпанк с точки зрения культурологии

Последние десятилетия двадцатого столетия определены не только лишь неистовым увеличением всевозможных информационных ноу-хау и формированием технологического прогресса, но также и возникновением активизированных ими самобытных культурных тенденций. Одна из них – киберпанк. Как и некоторые иные современные явления, он возник из научно-фантастической литературы.

Впервые интересующий нас термин употребил в отношении литературного направления Гарднер Дозуа - редактор научно-фантастического журнала прославленного фантаста Айзека Азимова. Это произошло именно в восьмидесятые годы прошлого столетия. Гарднер Дозуа не притязает на выдумывание этого термина, замечая неоднократно, что услышал его на одной из улиц. Следует также упомянуть, что в том же 1980-ом писатель Брюс Ветке издал небольшой рассказик, который так и назывался «Киберпанк». Рассказ, кстати, и был опубликован в научно-фантастическом журнале Айзека Азимова.

До того как получить официальный статус, наличествовало киберпанковское движение, оно было известно своим создателям и членам в качестве простого «Движения». Его дилером был писатель и журналист Брюс Стерлинг. Он и его коллеги, единомышленники печатали в своем информационном листе статьи, подписываясь псевдонимами. При этом они рекламировали труды и произведениях своих «собратьев», также не забывая покритиковать уже существующую на тот момент традиционную литературу в фантастическом жанре.

Все это помогло выработать основополагающие признаки так называемого «самосознания» будущего киберпанковского движения. Сама же литература этого жанра интересовалась людьми, пребывающими на обочине так называемого культурного режима. Обычно в киберпанковских повествованиях «полем боя» была определенная система, которая систематически подавляла существование нормальных, среднестатистических людей. В роли системы могло выступать тираническое государство, либо же «группировка» больших владычествующих корпораций, либо фундаментальное вероисповедание. Системы улучшались при содействии всевозможных технологий, главной из которых была информационная. Это и компьютерная система, и СМИ. Это сопутствует приумножению системы и вместе с тем ограничению свободного выбора людей, которые пребывают внутри данной системы. Нередко подобная технологическая система излучается и на «составные части» человеческих организмов. Пересаживали мозг человека, протезировали человеческие конечности, которые были образованы с помощью генной, а также биологической инженерий.

Человечество же при этом становилось непосредственной частью всей этой Системы, Машины, ее «болтиком». Так собственно выглядит сама «кибернетическая» составляющая киберпанка. Но, каждая культура, цивилизация имеет в своем распоряжении тех, кто существует как бы за пределами системы, они расположены на ее «обочине». Это могут быть и уголовные, криминальные элементы, и люди про которых говорится, что они не от мира сего, и те, которые превыше всего в этой жизни ценит свободу. В кибернетической литературе их называют маргиналами. Именно они здесь главные действующие лица, Герои, которые способны обращать достижения технологического процесса в свою пользу. Это что касается панковского элемента такой культуры как киберпанк.

Одно из главных отличий киберпанковской литературы от всей остальной фантастики - особый стиль повествования. Мы можем видеть здесь пейзажи мегаполисов, чувствовать тяготящую абсолютно безнадежную атмосферу. Идеи сваливаются на нас, выступающих в роли читателей, без малейших разъяснений, подобно технологическим достижениям в современной жизни. Нередко появляется чувство морального раздвоения: вступая в борьбу с системой, главные герои – маргиналы – все равно не предстают пред нами в облике положительных героев. В киберпанке им просто не место.[2]


Киберпанк в России

Российские поклонники научно-фантастической литературы до сих пор не могут найти ответа на два важнейших вопроса, которые гораздо важнее пресловутых «кто виноват» и «что делать». Их умы занимает совсем другое: «есть ли еще киберпанк» и «существует ли вообще российский его собрат».

Как заявляют историки, критики и культурологи: киберпанк почил в бозе. Прошла пора бунта, период взросления и формирования, после чего киберпанк стал простым, таким же, как и все остальные, литературным фантастическим жанром. Его можно увидеть в одном ряду с фэнтези, научной фантастикой, прочими жанрами. Но какие усилия для этого понадобились: всего несколько американских писателей смогли создать новый литературный жанр, а это просто вызывает уважение. Тем более что жанр этот узнаваем, у него есть своя философия, свой стиль, эстетика. Безусловно, это относится к произведениям «отцов течения». К сегодняшнему же дню появилось огромное количество якобы «киберпанк-писателей», тексты которых вызвали бы страх и ужас не только у самих «основоположников жанра», но и у героев их произведений.

Но если говорить прямо, без обиняков и «хождений вправо-влево», киберпанк сегодня малоактуален, особенно в сравнении с восьмидесятыми годами прошлого столетия. Когда офисные помещения только увидели огромное количество компьютеров, а о таком понятии, как глобализация знали только избранные. Можно считать, что реальный киберпанк «умер» после создания «Киберспейса», «Схизматрицы». В тех произведениях можно было встретить все киберпанковские элементы: безжалостность, которая присуща жанру антиутопии, рассказ о новейших технологиях, рассуждения о человеческой морали. Некоторые критики полагают, что произведения даже «отцов-основателей» жанра, которые появились после вышеобозначенных двух произведений можно считать самым настоящим мэйнстримом.

В качестве литературного течения, которое могло бы быть актуально на данный момент (но, напомним, что актуальность была в восьмидесятых прошлого столетия) киберпанк можно считать похороненным на литературном кладбище. Литературный киберпанк исчерпал себя. И те, кто творит сейчас в рамках этого жанра, просто-напросто пользуется уже существующими трафаретами, создать что-либо новое невозможно. Возьмите, к примеру, российские интернет-сайты, посвященные этой тематике, они практически не обновляются. Но, в то же время, киберпанк живет в ужен существующих книгах, возможно, в тех, которые еще только будут написаны. К примеру, российскими писателями.[2]

Киберпанк в музыке

К данной субкультуре относят такие музыкальные стили как: psy-trance, dark electro, EBM.

Источники

Персональные инструменты
Инструменты