Участник:Настя и Аня

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Первая рождественская открытка появилась в далёкой туманной Англии в 1794 году. Некий художник Добсон отправил своему другу поздравление с праздником, на котором нарисовал с обратной стороны картинку с изображением семейства вокруг елки. Другу это понравилось, и на следующий год новоявленные открытки разлетелись уже по всем знакомым находчивого художника. Конечно, идею подхватили предприниматели, пустившиеся рисовать поздравительные карточки на продажу. Есть и другая версия. Она гласит, что впервые рождественские открытки появились в 1841 году в витрине книжного магазина в Шотландии. (Уж не сами ли шотландцы придумали эту версию, дабы лишить англичан славы первооткрывателей?) За пальму первенства спорят и французы. Утверждая, что одно из первых упоминаний о поздравительных открытках относится к 1777 году, когда "Парижский почтовый альманах" поместил сообщение о том, что "по почте пересылаются как приветствия и поздравления на самые различные случаи гравированные карточки часто с текстом; они пересылаются открытыми для всякого". Какая из этих версий более правдоподобна – выбирайте сами. Одно несомненно - что первая почтовая открытка появилась по случаю Рождества. И сегодня рождественские и новогодние открытки, пожалуй, пользуются наибольшей популярностью среди всех почтовых карточек. Во второй половине XIX века количество поздравительных открыток уже исчисляется миллионами, они захватывают все европейские страны.. Первоначально на открытках чаще всего изображался младенец Христос в яслях или другие религиозные сюжеты. Позже появляется Санта-Клаус и композиции из цветов, веток и елочных украшений. В Россию открытки поначалу привозились из-за границы, в основном из Германии. Первые отечественные рождественские открытки были выпущены с благотворительной целью Петербургским попечительным комитетом, издавшим к Рождеству 1898 года серию из десяти открыток по рисункам известных петербургских художников. Несмотря на то, что тираж каждой открытки составлял 10 тыс. экземпляров, их быстро раскупили, поэтому пришлось повторить тираж. Это были не просто открытки, а произведения искусства, представлявшие таких художников как Маковский, Бенуа, Билибин, Бакст, Рерих и др. Неудивительно, что эти открытки стоили очень дорого. Община св. Евгении, выпускавшая их, заняла своё место среди издателей. Но она не была единственным производителем открыток, в тогдашней России существовало множество крупных и мелких издательств, благодаря чему ассортимент российских открыток считался одним из самых разнообразных в Европе. Что касается сюжетов, то тут господствовал русский стиль с заснеженными избушками, церквами, лихими тройками и нарядными крестьянскими детьми. Конец всему этому великолепию положила Октябрьская революция. После 1917 года выпуск поздравительных открыток был признан буржуазным предрассудком и полностью прекращен. Но обычай посылать праздничные поздравления продолжал существовать. Для этого использовались любые иллюстрированные открытки, или вырезанные картинки. По поводу появления первых советских поздравительных открыток существуют некоторые разногласия. Возможно, они вернулись вместе с разрешением празднования Нового Года. Или издавались ограниченным тиражом к Новому, 1942 году. Возможно, что первыми после перерыва в нашу страну попали снова открытки с запада - в декабре 1944 из освобожденных от фашизма стран Европы советские солдаты стали присылать своим родственникам невиданные доселе красочные иностранные новогодние открытки. Это могло вынудить партруководство наладить производство собственной, «идеологически выдержанной» продукции. Как бы то ни было, но массовый выпуск новогодних открыток начался только в 50-х. На первых советских новогодних открытках изображались счастливые мамы с ребятишками и башни Кремля, позднее к ним присоединились Дед Мороз и Снегурочка. А уже через некоторое время промышленность выпускала широчайший ассортимент открыток, приятно радовавших глаз на витринах газетных киосков, заполненных традиционно неброской печатной продукцией. И пусть качество печати и яркость красок советских открыток уступали импортным, но доступность и близость сюжетов это искупали. С открытками произошло то же, что и с советской мультипликацией — если в других сферах жизни социалистического общества господствовали стандарты и догмы, то тут, напротив, царило пестрое многообразие стилей и методов. Интересно, что не обходилось и без вплетения в новогоднюю тематику содержания газетных передовиц. На открытках советский Дед Мороз активно участвует в общественной и производственной жизни советского народа: он строит БАМ, летает в космос, плавит металл, работает на ЭВМ, развозит почту, и пр. Руки у него постоянно заняты делом - возможно, поэтому Дед Мороз значительно реже несет мешок с подарками.

Персональные инструменты
Инструменты