Статьи

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск
Статью необходимо переименовать- см. Имя статьи


18 ноября в Центре фольклорных исследований СГУ прошла отчетная конференция, посвященная летней полевой фольклорной практике, проходившей с 3 по 14 июля этого года в селе Брыкаланск и деревне Чика Ижемского р-на. На практику выезжали студенты финно-угорского факультета, сейчас второкурсники, со своим руководителем Филиповой Валентиной Викторовной. На конференции присутствовали студенты II курса как проходившие полевую практику, так и работавшие в архиве, первокурсники, которым еще предстоит пройти фолькорную практику в этом году, и, конечно же, наш преподаватель Филиппова В.В. Отчет продолжался около 3 часов, и наши ведущие Екатерина Карич и Татьяна Логинова постарались, чтобы никто не скучал в это время. Между выступлениями участников они зачитывали более смешные и интересные заметки, написанные нами во время практики в походной “впечатлительной” тетради, переходящей “по наследству” от старших курсов. Самым популярным стихотворением во время нашей жизни в Чикинской школе стало:

Вот пришла весна,

Расцвели цветы.

Мне никто не надо,

Кроме ты!

Помимо нашей прямой обязанности собирать фольклор, которая нам всем очень понравилась, было еще одно приятное занятие: петь. Мы пели везде: и в поезде, и в автобусе, и на катере, и гуляя по деревне. Поэтому для наших студентов очень интересным показался фольклорный материал, связанный с лирикой. Около 50 видов песен, как коми, так и русских, спели нам информанты в Чике и Брыкаланске. Большинство этих песен – народные и авторские баллады и их разновидности – т. н. “жестокие романсы”. Самыми популярными оказались песни “Един молодец”, “Мамашенька бранила” и “Öти арся рытö”. Некоторые из песен пополнили и наш “репертуар”. В экспедиции мы узнали, в какие игры любили играть наши бабушки и дедушки. На нашем отчете мы даже поиграли в одну из них – “гезйöн ворсöм” (игра с веревкой). Принцип ее такой: играющие встают в круг, берутся за веревку, и в центр встает водящий. Он пытается коснуться руки кого-нибудь, пока тот держится за веревку. Играющий должен быстро отпустить веревку. Тот, кто не успел и был пойман, становится водящим. Об играх, в которые играли ижемцы, и о детском фольклоре (песнях-сказках, считалках) на конференции рассказал Алексей Паньков. О календарных обрядах подготовила отчет Светлана Ивашева. Во время экспедиции выяснилось, что в настоящее время сохранились незначительные остатки старых обрядов: например, обычай ставить качели на Пасху, париться новым веником с лютиками и другими травами на Иванов день, ряженье и ритуальные бесчинства во время Святок, постригание хвостов коров и лошадей на Великий Четверг и т.п. А мы сами, вспомнив старые традиции, 7 июля вечером, в Иванов день, гадали, бросая венки в Печору. О свадебном обряде рассказала Виктория Габова. Она заметила, что об архаичном сватовстве в ночное время, рукобитье, оплакивании невесты информанты уже мало помнят, потому что сами они женились и выходили замуж по согласию и любви, а не по выбору родителей. Родильный обряд, как нам рассказала Юлия Нефедова, тоже существенно изменился. Раньше рожали детей где угодно: в хлеву, в лесу, на сенокосе. Новорожденного ребенка оберегали от постороннего взгляда, боясь сглаза; в зыбку клали обереги; послед и пуповину закапывали. Празднование рождения ребенка называли “гыж мыськöм” (мытье ногтей). Известно, что ребенка нельзя было оставлять одного в бане, иначе его мог подменить банный дух – “гуранька”. Как отметили Вера Цывунина и Григорий Бедрак, люди также верили в существование духа конюшни “дедко”, водяного “вауса”. Особое место занимают персонажи, будто бы появляющиеся у нечистых мест, чаще ручьев. Люди верили в колдовcтво и порчу. От этого имелись разные обереги. Выполнялись действия, защищающие от сглаза. Многие жители Брыланска и Чики упоминали о знахарке, целительнице Тандзе Марье. Доклад о колдовстве и о знахарстве на конференции представила Татьяна Логинова. Основные моменты похоронного поминального обряда отметила Анна Попова. С докладом о занятиях, еде и одежде ижемцев выступили Екатерина Карич и Ксения Забоева. Основное занятие коми-ижемцев – это оленеводство. Со стадом оленей на упряжках передвигались к морю, жили в чумах, покрытых “юком”, внутри стелили ковры из соломы и делали навесы-балаганы. Колыбель оленеводов, застеленная оленьим мехом, называлась “яран потан”. Одежда оленеводов – малица, тöбек, липича, пимы. Кроме полевой практики, студенты также работали в своих селах: Анжелика Есева собирала фольклорные материалы в с. Руч, Алена Шомысова – в с. Скородум. Студентки Екатерина Коваль, Александра Паршукова, Мария Мингалева, Екатерина Микушева, Ирина Мамонтова, Алена Напалкова, Ольга Ракина, Алла Момотова работали в архиве и также предоставили отчет. В целом конференция прошла успешно, а весь собранный в экспедиции материал был изучен и типологизирован.

Евгения Удалова

Персональные инструменты
Инструменты