Создатели культуры XVIII века/ Сумароков, Александр Петрович

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

МОУ Гимназия №3 "Мурманчане" для мини-энциклопедии "Создатели культуры XVIII века в рассказах участников олимпиады по МХК-2009"

Сумароков, Александр Петрович
Sumarokov Aleksandr Petrovich.jpg
Дата рождения: 1717
Место рождения: Санкт-Петербург
Дата смерти: 1777
Место смерти: Москва


Содержание

Первые литературные сочинения

Родился в дворянской семье 14 (25) ноября 1717 года в Санкт-Петербурге. Получил образование в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал заниматься литературной работой, перелагая стихами псалмы, сочиняя от имени кадетов «поздравительные оды» императрице, песни — по образцу французских поэтов и В. К. Тредиаковского. Окончив корпус в 1740 году, был зачислен на службу в военно-походную канцелярию графа Миниха, затем адъютантом у графа А. Г. Разумовского.

Классицизм по-сумароковски

Творчество Сумарокова развивается в рамках классицизма. Его литературная деятельность останавливает внимание своим внешним разнообразием. Сумароковым испробованы все жанры. Это оды (торжественные, духовные, философские, анакреонтические); эпистолы (послания), сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии. В своей стихотворной технике он использовал все существовавшие тогда размеры, делал опыты в области рифмы, применял разнообразные строфические построения. Однако классицизм Сумарокова отличен, например, от классицизма его старшего современника Ломоносова. Сумароков «снижает» классическую поэтику. Поэт создает большое количество лирических произведений в жанре любовных песен, произведения многих сатирических жанров — басни, комедии, сатиры, эпиграммы. В них Сумароков разрабатывает поэтические приемы изображения душевной жизни и психологических конфликтов, позднее примененные им в трагедиях.

Драматург и публицист

Дмитрий Самозванец.
От песен Сумароков перешел к стихотворным трагедиям "Хорев" (1747), "Гамлет" (1748), "Синав и Трувор" (1750). Сумароков соединил в них личные, любовные темы с общественной и философской проблематикой. Параллельно Сумароков, работавший чрезвычайно быстро, развивался в других областях литературы. В 1755—1758 годах он был активным сотрудником академического журнала «Ежемесячные сочинения», в 1759 году издавал собственный журнал сатирико-нравоучительного оттенка «Трудолюбивая пчела» (первый частный журнал в России). В 1762—1769 годах выходили сборники его басен, с 1769 по 1774 год — ряд сборников его стихотворений. Появление трагедий послужило стимулом для создания Российского театра, директором которого стал Сумароков (1756 - 61). Пьесы его игрались при дворе выписанной из Ярославля труппой Федора Григорьевича Волкова – первого русского актера. В 1770-е он создал лучшие свои комедии ("Рогоносец по воображению", "Вздорщица", 1772) и трагедии "Дмитрий Самозванец" (1771), "Мстислав" (1774). Участвовал как постановщик в работе театра при Московском университете, издал сборники "Сатиры" (1774), "Элегии" (1774).

Последние годы жизни отмечены материальными лишениями, утратой популярности, что привело к пристрастию к спиртным напиткам. Это и явилось причиной смерти Александра Петровича Сумарокова 1 октября 1777года в Москве.

Литература:

Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000;

Н. Булич "Сумароков и современная ему критика" Санкт-Петербург, 1854; важные дополнения и поправки к этому труду в статье В. Гаевского "Журнал Министерства Народного Просвещения" 1854, № 7; см. также разбор А. Пыпина "Санкт-Петербург, Ведомости", 1854, № 83.

Инструменты