Роль эмигрантских организаций (Болгария, Югославия, Франция, Германия)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Всероссийский союз городов

Весной 1921 г. генерал Врангель обратился к болгарскому и югославскому правительствам с запросом о возможности расселения российской армии на территории этих государств. В августе того же года переговоры успешно завершились. К середине 1921 г. в Балканских государствах уже существовала определенная структура российских общественных организаций. Так, в Белграде с 1921 г. размещалось представительство Всероссийского Союза городов, а с 1917 г. вела деятельность «Делегация, ведающая интересами российской эмиграции в Югославии». В Болгарии работали Уполномоченный Всероссийского Союза городов, представительство Земгора, учрежденное 15 мая 1920 г. и Общество единения русских в Болгарии. В июне 1921 г. Центральным Объединенным комитетом было утверждено «Временное положение о русском комитете по делам беженцев в Королевстве сербов, хорватов и словенцев».

Бюро труда в Софии и Варне

Представительством Земгора в Болгарии для оказания «трудовой помощи» эмигрантам были созданы Бюро труда в Софии и Варне. Эти учреждения занимались сбором информации о наличии рабочих мест, обмениваясь ею между собой и с другими городами Болгарии, в которых концентрация российских беженцев, а следовательно и безработица, были достаточно велики. Помощь российским эмигрантам оказывалась в значительной степени на средства франко-болгарского благотворительного общества, осуществлявшего свою деятельность при посредничестве Российского общества Красного Креста в Болгарии. Другим источником финансовой помощи являлся Комитет помощи эвакуированным за границу и беженцам в Болгарии. Организация имела реальные рычаги управления ситуацией и оказала положительное влияние на процесс обустройства и адаптации беженцев на чужбине. Решение текущих бытовых проблем, таких как обеспечение бельем, пищей и кровом, были совмещены с работой по созданию условий для социальной реабилитации российских беженцев – созданием рабочих мест, кредитованием и субсидированием малого бизнеса с участием российских эмигрантов, взаимодействием с правительственными органами в вопросах определения правового статуса беженцев и т.п.

Объединенный Комитет помощи российским беженцам

12 декабря 1920 г. в Софии был создан Объединенный Комитет помощи российским беженцам. В его состав вошли представители РОКК, ВСГ, Земгора, Общества единения российских в Болгарии, Святейшего Синода, Русско-болгарского культурно-благотворительного комитета и ряд общественных деятелей. Помимо Российского общества Красного Креста, Земгора и Всероссийского Союза городов, представительства которых располагались в Софии, в Болгарии из благотворительных организаций действовали Общество единения русских в Болгарии и Союз инвалидов в Болгарии. Последний пользовался личной поддержкой генерала Врангеля, периодически выделявшего средства из казны для создания условий для реабилитации инвалидов.

Комитет по обеспечению высшего образования русскому юношеству заграницей

Осенью 1923 г. в Софии был создан «Комитет по обеспечению высшего образования русскому юношеству заграницей», на который была возложена задача координации работы всех российских учебных заведений в Болгарии и распределение между ними помощи болгарского правительства.

Русско-балканский комитет технических производств, транспорта и торговли

Существовало еще одно направление деятельности российских общественных организаций на Балканах. Российские эмигранты, с чисто национальной предприимчивостью, начали создавать в странах своего пребывания разного рода доходные предприятия и артели, коммерческие союзы, магазины, совместные производства. Этот процесс, зарождавшийся вокруг общественных организаций, как центров российской эмиграции, оказал крайне позитивное влияние на положение всего российского беженства. Крупным объединением, созданным при участии российских благотворительных организаций, стал Русско-балканский комитет технических производств, транспорта и торговли. Особое значение отводилось действовавшему в рамках Русско-балканского комитета «Российскому бюро по розыску растерянных российских семейств, друзей и сослуживцев».

Общество помощи российским гражданам в Германии

В первой половине 1920-х гг. в Германии существовало до 46 российских организаций, оказывавших помощь всем категориям беженцев. Еще с 1916 г. в Берлине работало Общество помощи российским гражданам.

Земгор, берлинское отделение

Другой русской организацией, ведавшей оказанием помощи российским эмигрантам в Германии, был Земгор, берлинское отделение которого возглавлял Ф.В. Шлиппе. С 1921 г. основными направлениями в деятельности русского Земгора было подыскание дешевого жилья для прибывавших в Германию беженцев; организация приютов для престарелых и инвалидов; создание питательных пунктов для неимущих эмигрантов; помощь в сбыте изделий русских ремесленников; правовая помощь и т.д. Русским Земгором в Германии осуществлялось также финансирование Центрального бюро русских артелей и так называемого «Кустарного отдела». Кроме того, периодически выдавались ссуды отдельным эмигрантам на приобретение орудий труда для создания собственного дела. Проводилась Земгором и «культурно-просветительная работа». Это понятие включало в себя предоставление русским эмигрантам – бывшим студентам возможности пройти аттестацию для дальнейшей учебы; назначение стипендий тем из них, которые учились в германских учебных заведениях; субсидирование созданных в Берлине русских учебных заведений и курсов; выдачу пособий на открытие библиотек, продолжение учебы и т.п.

Деятельность Союза российских торгово-промышленных и финансовых деятелей

Деятельность Союза российских торгово-промышленных и финансовых деятелей в Германии в 1920-х гг. была сконцентрирована, главным образом, на вопросах правовой адаптации русских эмигрантов и проблеме взаимоотношений с советской властью в области экономики, а также анализе процесса экономического развития Советской России. На заседаниях Юридической секции Союза зачитывались доклады, посвященные юридическим вопросам, возникавшим в русской колонии: «Русский эмигрант в Германии с правовой точки зрения». Способствовать адаптации наименее защищенной части русской колонии – инвалидам – был призван Союз русских увечных воинов в Германии. В мае 1922 г. Союзом было открыто в Берлине общежитие.

Международные организации

Международные организации, осуществлявшие помощь российской эмиграции, были представлены, главным образом, представительством Верховного комиссара Лиги Наций по делам беженцев в Германии; Американским Красным Крестом и Американским союзом христианской молодежи (YMCA). По инициативе Шлезингера, представителя Нансена в Берлине, в 1922 г. Объединением 16-ти русских общественных организаций был создан орган, призванный осуществлять адресное финансирование благотворительной деятельности в отношении неимущих русских эмигрантов – Финансовый комитет. Деятельность Американского союза христианской молодежи (YMCA) была сосредоточена, в основном, на образовательных программах для русской эмиграции. В августе YMCA были организованы Русские курсы заочного преподавания, призванные дать возможность не имевшим специальности русским эмигрантам получить прикладную профессию. При поддержке YMCA был организован и Русский спортивный кружок в Берлине. В кружке 80 его членов занимались боксом, плаванием, легкой атлетикой, теннисом, футболом и гимнастикой.

Клубы по интересам

Однако подавляющая часть русских организаций в Германии носила характер «клубов по интересам», созданных по политическому, профессиональному или национальному признаку, где эмигранты проводили время в бесконечных дискуссиях о «миссии эмиграции» и о «судьбе России». В 1922 г. наиболее «аристократические» элементы русской эмиграции объединились в две братских организации: Старый клуб, открытый исключительно для членов бывшего Императорского яхт-клуба и Английских клубов Москвы и Петербурга, и Общество служащих Министерства иностранных дел. В мае 1920 г. была предпринята попытка постепенного «перевода» части наименее обеспеченных эмигрантов на «самофинансирование», для чего при Земгоре был создан Кустарный отдел, где могли получить низкоквалифицированную работу нуждавшиеся в ней. Задачу координации деятельности и представительства интересов возникавших русских артелей призвано было решать Центральное бюро русских артелей, официально зарегистрированное германскими властями 29 апреля 1921 г. Медицинская благотворительная помощь российским эмигрантам в Германии была сконцентрирована, главным образом, в учреждениях Российского общества Красного Креста.

Русское благотворительное общество в Германии

Русское благотворительное общество в Германии, созданное в июле 1921 г., предполагало осуществлять свою деятельность путем создания «в порядке, законами Германского государства установленным» общежитий, столовых, мастерских, справочных и посреднических контор, кооперативов, «торгово-промышленных заведений», школ и т.п. Предпринимались и попытки самоорганизации российской эмиграции. Осенью 1920 г. был создан кооператив «Русская колония». Своей целью созданная организации декларировала именно помощь своим членам, а именно «будучи организацией неполитической и внепартийной», кооператив «Русская колония» стремился объединить российскую эмиграцию в Берлине «…на почве общественной самодеятельности и самопомощи». Общество русских врачей, созданное в Берлине в мае 1920 г., также ставило одной из своих целей благотворительную помощь эмигрантам.

Деятельность общественных организаций во Франции

Важной составной частью процесса интеграции российской эмиграции в европейское общество являлась деятельность общественных организаций и профессиональных союзов во Франции. Они стали единственной реальной опорой для многих тысяч эмигрантов в первые месяцы их пребывания в изгнании. С течением времени их роль постепенно менялась. Материальная помощь, вследствие истощения ресурсов, постепенно прекращалась, и общественные организации становились центрами сохранения национального языка и традиций, способствуя тем самым психологической адаптации русской колонии. В этот период в столице Франции образовался своего рода «русский городок», жители которого «…могли почти не соприкасаться с французами. По воскресеньям и праздникам они ходили в русские церкви, по утрам читали русские газеты, покупали провизию в русских лавчонках и там узнавали интересовавшие их новости; закусывали они в русских ресторанах и дешевых столовых, посылали детей в русские школы; по вечерам они могли ходить на русские концерты, слушать лекции и доклады или участвовать в собраниях всевозможных обществ и объединений… В эти годы в Париже было более трехсот организаций. Все эти общества устраивали заседания, обеды, «чашки чая», служили молебны и панихиды. Приходя на эти собрания, шоферы такси или рабочие завода снова становились полковниками или мичманами флота, портнихи – институтками, скромные служащие — сенаторами или прокурорами». Принципы построения объединений и организаций русской эмиграции были различны. Часть организаций, таких влиятельных и авторитетных как Российское общество Красного Креста, Земско-городской союз осуществляли благотворительную деятельность без введения какого-либо профессионального, образовательного или иного ценза, оказывая, или, по крайней мере, декларируя помощь всем нуждавшимся в ней. Наряду с этими, во Франции действовали более мелкие организации, положившие в принцип своего построения факт принадлежности к определенной социальной категории или профессиональному «цеху», как, например, Зарубежный союз русских военных инвалидов; Особое совещание по оказанию помощи чинам флота и их семьям; Союз русских врачей, и др. Наиболее полезную и масштабную деятельность осуществляло во Франции Российское общество Красного Креста. В своем ведении в 1920-е гг. Главное управление РОКК в Париже имело развитую сеть учреждений, оказывавших медицинскую помощь эмигрантам, прежде всего детям и инвалидам. Комитет социальной помощи русским эмигрантам занимался, прежде всего, предоставлением бесплатного проживания и питания, а также помощи при устройстве на работу. Подобной благотворительной деятельностью занимались и ряд других организаций, таких как Общество помощи детям беженцев из России, Центр помощи русской эмиграции, Русский комитет помощи, и др. Особое место в деле помощи русским беженцам занимал Российский Земско-городской комитет помощи российским гражданам за границей. Руководители этой организации имели обширные связи с русскими торгово-промышленными кругами и с французским правительством, что позволяло им получать в свое распоряжение крупные суммы денег и добиваться содействия в решении беженских проблем со стороны французов. Комитет был основан в начале 1921 г. и первое время оказывал через свои представительства, прежде всего в Париже. Представительством Земгора в Марселе содержалось бесплатное общежитие для русских студентов, интернат и детский сад в беженском лагере «Виктор Гюго». В 1926 г. при представительстве Земгора было открыто бюро труда для оказания трудовой помощи безработным русским беженцам.

Союз русских обществ помощи беженцам

В 1924 г. произошло объединение ряда благотворительных российских организаций, действовавших в Париже. В результате был создан «Союз русских обществ помощи беженцам во Франции». Союз обществ и Союз русских врачей заграницей был основан в 1927 г. Его учредителями стали Общество русских врачей имени Мечникова во Франции; Русское медицинское общество в Берлине; общество русских врачей в Югославии; Союз русских врачей в Болгарии и общество русских врачей в Чехословакии. Местопребыванием Объединения был выбран Париж. Улучшением физического здоровья русской колонии во Франции призвано было заниматься и Российское спортивное общество, размещавшееся в 1923 г. в Париже на rue de Mardebourg.

Комитет помощи русским литераторам и ученым

Общественной организацией, объединившей представителей русской литературной и научной интеллигенции в эмиграции, стал Комитет помощи русским литераторам и ученым во Франции. Его членами в разное время были А.Н. Толстой, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Д.С. Мережковский, С.С. Юшкевич и ряд других не менее видных представителей русской науки и культуры в эмиграции. Другой организацией русской эмиграции, объединившей представителей литературных кругов, стал Союз русских литераторов и журналистов.

Общество русских инженеров

Общество русских инженеров в Париже в начале 1920-х гг. пользовалось большой популярностью среди эмиграции благодаря своим докладам и лекциям на научно-технические темы. Стремление многих русских беженцев получить новое или продолжить начатое в России образование, делало заседания Общества многолюдными. Похожие задачи призвано было решать и Общество петроградских политехников, созданное в Париже в 1923 г. 11 марта 1923 г. в Париже состоялся Съезд союзов русских инженеров заграницей. В его работе приняли участие делегаты целого ряда обществ и союзов русских инженеров в эмиграции, насчитывавших в общей сложности около 2300 человек – из Германии, Чехословакии, Турции, Эстонии, Бельгии, Туниса, Франции, Марокко. Съезд был посвящен обсуждению вопросов, связанных с экономическим восстановлением России. Стремление российских беженцев, нашедших работу во Франции, к объединению по национально-профессиональному принципу – явление едва ли не уникальное. В первой половине 1920-х гг. появились союзы русских летчиков, шоферов, врачей, рабочих, юристов, писателей, актеров и целый ряд других. Русские таксисты в Париже создали свою организацию – Союз русских шоферов, который был профсоюзом и клубом одновременно.

Российский комитет помощи голодающим

Особое место среди общественных организаций русского зарубежья занимает Российский комитет помощи голодающим в России действовавший во Франции. В 1922 г. при Комитете помощи голодающим в России были созданы особые объединения – землячества. Смысл их создания заключался в предоставлении возможности русским эмигрантам оказывать помощь голодающим в России адресно, то есть жителям тех областей и городов, выходцев из которых объединяло данное землячество. В результате через короткие промежутки времени возникли Самарское, Саратовское, Симбирское, Казанское, Царицынское, Киевское, Харьковское, Московское, Екатеринославское и Петербургское землячества. Идея создания землячеств оказалась столь успешной, что очень скоро эти объединения российских эмигрантов начали становиться своего рода клубами земляков, проводившими общие собрания, вечера, обеды и концерты. Начав свою деятельность с оказания помощи голодающим в России при одноименном Комитете, землячества постепенно начали превращаться в самостоятельные организации. К концу 1922 г. возник Комитет объединенных землячеств Киева, Харькова, Подолии, Екатеринослава и Северной Таврии. При Московском и Петербургском землячествах были созданы секции помощи интеллигенции, собиравшие продовольственные посылки голодающим московским и петербургским профессорам.

Зарубежный съезд

Значительным событием в истории российской эмиграции, своего рода кульминацией объединительных тенденций, стал Зарубежный съезд, проходивший с 4 по 11 апреля 1926 г. в парижском отеле «Мажестик» под председательством П.Б. Струве. Необходимость его созыва была обусловлена той новой реальностью, в которой существовала русская эмиграция в середине 1920-х гг.

Торгово-промышленные объединения

Особое место в интеграционном процессе занимали организации и объединения российских предпринимателей за границей. Летом 1920 г. в среде русской эмиграции начинают предприниматься шаги по воссоединению действовавших ранее торгово-промышленных объединений. Начало этому процессу было положено П.П. Рябушинским с попытки восстановить деятельность Всероссийского Союза представителей промышленности и торговли, председателем которого он являлся. Но, несмотря на то, что на его приглашение откликнулось много промышленных и торговых деятелей, находившихся в то время в Париже, эта попытка не имела успеха. Рябушинскому не удалось обеспечить новое формирование материальной поддержкой даже со стороны своей собственной финансовой группы. Немалую роль сыграло также и противодействие уже образованного к этому времени Российского финансово-промышленного и торгового союза под председательством Н.Х. Денисова. Председатель Банковского комитета В.Н. Коковцев вообще считал, что заграницей возможна лишь работа в области вопросов, связанных с теми или иными профессиональными группами и объединение невозможно в принципе. К середине 1920 г. начинается процесс постепенного сближения объединения русских общественно-промышленных организаций в Лондоне и Париже. Состоявшаяся в этот период Брюссельская финансовая конференция собрала и провела анализ значительного количества материалов по тенденциям экономического развития отдельных государств. В этой работе принимали участие и русские общественные деятели из лондонской эмиграции. Наиболее заметным в этом смысле становится Русское Экономическое общество, созданное и возглавляемое М.В. Брайкевичем. Последний принимал также участие в работе Лондонского Союза представителей промышленности и торговли. В этих же организациях заметную роль играли и другие русские эмигранты – П.Л. Барк, профессор Н.Т. Беляев, А.Я. Гальперин, К.Е. фон Заман, Ф.А. Иванов и другие. Деятельность обоих учреждений, часто пересекавшаяся между собой, сводилась в то время к изучению экономических и финансовых вопросов, большей частью связанных с до- или послереволюционной Россией, и походила на практику научных обществ.

Библиография

Из материалов электронного журнала «Согласие-Москва» (Культура Русского Зарубежья), http://www.soglasiye.ru Ипполитов С.С. Роль эмигрантских организаций в интеграционном процессе // История России (российская эмиграция: интеграция в европейское общество в 1920-1930 гг.). –М.:Изд-во Ипполитова, 2003.

Персональные инструменты
Инструменты