Развитие гравюры в России

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

История гравюры


Несколько столетии насчитывает история развития гравюры в России. Как самостоятельная область изобразительного искусства она заявила о себе в последней четверти XIX века. До этого перевод рисунков на медные, цинковые или деревянные доски служил лишь распространению произведений художников-живописцев. Появление собственно гравюры относится к XII столетию. Тогда еще не было печатного станка, оттиски изготовляли ручным способом. Они до нас не дошли. Остались лишь письменные упоминания о некогда существовавших печатных рисунках.

Первоначально в этой технике воспроизводились прежде всего уникальные творения живописи, из-за высокой цены недоступные населению. Это были портреты и картины известных мастеров того времени. Создавались также иллюстрации к сатирическим произведениям и игральные карты. С подобными гравюрами вышли "Книга о восьми плутовствах", "Басня о больном льве", "Жалоба против смерти", "Тяжба со смертью". Появляются и иллюстрированные издания научного характера, например, "Разные виды городов", "Хиромантия" и "Первая космография Птолемея".

Гравюра в Западной Европе


В конце XV века в странах Западной Европы гравюра обретает значение подлинного вида искусства. Рисунки на досках выполняют такие знаменитые мастера живописи, как Дюрер, Гольбейн, Кранах. Мастера-ремесленники принимают участие лишь в самом процессе их изготовления.

Гравюра в России


В России гравирование на дереве возникло в одно время с книгопечатанием - во второй половине XVI века. По царскому повелению в Москве в 1564 году Иван Федоров выпустил книгу "Апостол"; в виде приложения к ней появилась первая гравюра, изображавшая евангелиста Луку.

Гравюра достигает расцвета с развитием книжного дела. Лучшие мастера книжного дела и граверы переезжают в Москву после воссоединения Украины с Россией. Среди произведений той поры следует упомянуть "Антиминс", вырезанный на оловянной доске казначеем Знаменского монастыря Иосифом в 1676 году, и работы на дереве к "Апокалипсису" иерея Прокопия. В числе первых московских граверов, работавших в Оружейной палате Московского Кремля, встречаются имена Афанасия Трухменского и его ученика Василия Андреева, Леонтия Бунина и знаменитого царского изографа - Симона Ушакова, братьев Алексея и Ивана Зубовых.

Во второй половине XVII века в Москве за Сретенскими воротами строится слобода печатников. Сретенка и слобода печатников становятся продолжением улицы просвещения - Никольской (теперь улица 25 Октября), где в XVI веке находился первый печатный двор. Торговали печатными картинками у стен Земляного вала, вблизи Троицкой церкви, которая впоследствии как место торга листами стала называться "Троица в Листах". Во второй половине XVIII века изготовление их перемещается на Спасскую улицу, на фабрику купца Ахметьева. Наряду с гравюрами культового содержания появляется лубок, получивший широкое распространение среди населения России.

Реформы Петра I, проводимые в различных областях жизни, коснулись и культуры. В частности, расширилась сфера деятельности художников, завоевал внимание публики светский сюжет.

Изобразительное искусство получает равные права с литературой. Произведения живописи заполняют дворцы вельмож, интерьеры просторных залов. Вместе с живописью появляются гравюры прославленных мастеров. Возникает необходимость в отечественной художественной школе, которая выпускала бы мастеров гравировального дела. Такая школа открывается при петербургской типографии. Учрежденная в 1724 году Академия наук имела в своем составе рисовальный класс и "фигурную палату" (граверный класс). Национальный подъем, охвативший Россию в середине XVIII века, рост патриотического самосознания, развитие общественной мысли способствовали расцвету искусства. В 1757 году в Петербурге открыта Академия художеств.

В числе приглашенных профессоров был знаменитый берлинский гравер Г. Шмидт. Опытный педагог, он воспитал плеяду замечательных русских мастеров. Его учеником был Е. Чемесов - поручик Копорского полка, который за портрет императрицы Елизаветы Петровны в 1762 году получил звание академика и в том же году стал руководителем граверного класса вместо уехавшего на родину учителя.

В то время как Академия художеств готовит в своих стенах профессионалов, художники-самоучки продолжают делать картинки, так называемые лубки, ставшие подлинно народным искусством. Лубок, подобно своеобразной газете, живо откликался на многие события жизни.

Выходившие из стен академии граверы при всем их даровании были ограничены задачами строгого копирования, рамками точного воспроизведения оригинала. Штрих передавал тончайшие нюансы тональных отношений живописи. Сама техника служила воссозданию уже готового образа. Гравирование сводилось лишь к имитированию произведения. И все же Е. Чемесов и Н. Уткин в своих работах нередко поднимались до свободной интерпретации оригинала.

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 -1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Константин Карлович Клодт в 1835 году вышел в отставку и всю дальнейшую жизнь посвятил преподаванию искусства ксилографии в петербургской Академии художеств. К 70-м годам прошлого века относится его сотрудничество с молодым тогда рисовальщиком и живописцем Н. Каразиным. Как самостоятельная область искусства гравюра в России многим обязана выдающемуся педагогу В. Матэ. Вышедшие из его мастерской А. Остроумова-Лебедева, И. Павлов, В. Фалилеев, И. Шиллинговский посвятили себя созданию оригинальных произведений, стали использовать цвет.

Классическая черно-белая гравюра с появлением цветной претерпевает заметную эволюцию. Техника исполнения меняет характер, язык выражения становится более простым и в то же время условным. Преобладающее значение получает пятно. Линейно-штриховой метод с введением пятна становится излишним.

Спокойное, повествовательное развитие действия в сюжетных картинах первой половины XIX века уступало место новому содержанию и новой форме. Происходили изменения в жанрах портрета и пейзажа. Замысел и композиционное решение стали более острыми и динамичными. Показателен цикл работ А. Остроумовой-Лебедевой "Старый Петербург", где выразительность формы доведена до высокого совершенства благодаря широкому диапазону соотношений черных и белых пятен. Пространство становится условным, изображение - плоским. Пятна распределяются ритмически, получают законченные очертания. Это обогащает гравюру орнаментально-декоративным содержанием. Появляется и новый материал - линолеум, который способствует развитию лаконичного языка. В освоении этого материала пальма первенства принадлежит А. Остроумовой-Лебедевой и И. Павлову.

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники тушью, акварелью, гуашью стали создавать графические листы, по своей выразительности не уступавшие гравюре. С появлением фотомеханического способа печати отпала необходимость в классических материалах, какими были дерево и линолеум, хотя они обладают несравненной прелестью фактуры и подсказывают большое разнообразие приемов.

В 1900-х годах небывалого расцвета достигли книжная иллюстрация и эстамп. Этому способствовала группа художников "Мир искусства". А. Бенуа иллюстрирует поэму А. С. Пушкина "Медный всадник", М. Добужинский - повесть Ф. М. Достоевского "Белые ночи". Их работы вошли в сокровищницу русской графики. Одновременно два других художника - Б. Кустодиев и Е. Лансере создают удивительные образы исторических и литературных героев.

М. Добужинский в графическом цикле к повести "Белые ночи" показал возможности использования линии и пятна в создании образа. Он глубоко осмыслил форму, раскрыв ее красоту в орнаментальном звучании. Использовал в композициях фактуру изображаемых предметов. Так, чугунные ограды набережной, булыжная мостовая, кирпичные, каменные или деревянные поверхности зданий, рисунок окон, фонари, облака, отражения предметов в воде и, наконец, фигуры людей составляют довольно сложный по рисунку и ритму орнамент, несущий значительную эмоциональную нагрузку. Конечно, формальные решения, достигшие большой пластической выразительности, следует рассматривать в тесной связи с содержанием и стилистикой литературного произведения и с тем непосредственным впечатлением, какое произвел Петербург на художника.

Черно-белая графика, построенная на чередовании линий и пятен, получила дальнейшее развитие в творчестве таких советских художников, как Д. Моор, Н. Купреянов, Ф. Константинов, П. Митурич, П. Павлинов, В. Фаворский, М. Маторин, Г. Захаров, И. Голицын. Гравюра в период зарождения, имитируя живописные отношения, передавала форму предметов в объеме и пространстве. Тем самым она приближалась к методу изображения натуры, господствовавшему в живописи.

Е. Чемесов. Портрет Елизаветы Петровны. Офорт, сухая игла, резец..jpgА. Остроумова-Лебедева. Смольный. Гравюра на дереве. 1924г..jpgМ. Добужинский. Белые ночи. Кисть, перо, тушь, 1922.jpgГравюра 2.jpgН.Уткин. Портрет А. Куракина. Резец. 1812.jpg



А. ТРОФИМОВ, заслуженный деятель искусств РСФСР


полная версия статьи тут

Ссылки по теме


Гравюра

Гравюра на металле

Гравюра на картоне


Персональные инструменты
Инструменты