Публикации Патаракина Евгения/GalaxyIntel/Тезаурус совместной сетевой деятельности

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Часто и давно пишу про совместную сетевую деятельность. И недавно решил пересмотреть перечень терминов, которые в таких текстах используются. Обнаружил, что гораздо меньше внимание теперь уделяю самим сервисам - про блоги и вики все вокруг уже знают и без меня, но гораздо больше про общество, культуру и деятельность. А потом решил посмотреть на разницу между тезаурусом и сетью понятий.

Тезаурус - он же перечень и внутри этого перечня указываются связи между понятиями. Но, связи эти формируются автором или авторами тезауруса. А если посмотреть на понятия как на сеть, которая самопроизвольно формируется на основании того, что и как связывают авторы статей о понятиях? Пишет автор статью, использует при описании понятия другие понятия как ключевые слова и из всего этого формируется сеть. Мало ли что я сам включу в тезаурус и что я с чем свяжу - пока это буду только я - оборона этой крепости будет легковесной. Но, как только я призову себе на помощь многочисленных авторов и свяжу их между собой - разрушить эту крепость будет непросто.

Личный тезаурус Аналитика. Процесс компьютерного сбора и обработки данных, необходимых для принятия решений.

Аналитика учебная. (Learning analytics) - измерение, сбор, анализ и представление данных об учениках и их действиях с целью понимания и оптимизации учебного процесса и той среды, где это этот процесс происходит. Набор методов, позволяющих учителям и ученикам лучше понимать происходящее в учебном процессе.

Биграф. Двудо́льный граф или бигра́ф — это математический термин теории графов, обозначающий граф, множество вершин которого можно разбить на две части таким образом, что каждое ребро графа соединяет какую-то вершину из одной части с какой-то вершиной другой части, то есть не существует ребра, соединяющего две вершины из одной и той же части.

Большие данные – данные, которые образуются в процессе отслеживания действий агентов различной природы, источниками которых могут быть непрерывно поступающие данные с измерительных устройств, события от радиочастотных идентификаторов, потоки сообщений из социальных сетей, метеорологические данные, данные о бизнес-транзакциях, данные дистанционного зондирования Земли, потоки данных о местонахождении абонентов сетей сотовой связи, устройств аудио- и видеорегистрации.

Веб 2.0. ‑ термин, обозначающий сеть совместной деятельности, основанную на втором поколении сетевых сервисов, позволяющих участникам не только путешествовать по сети, но и совместно работать и размещать в сети текстовую и медиа информацию. Создаваемые и изменяемые объекты выполняют связующую функцию и являются социальными объектами.

Вики ‑ коллекция взаимосвязанных между собой гипертекстовых записей, каждая из которых может редактироваться любым из участников.

Викиграмма ‑ социограмма совместной деятельности - графическое изображение структуры связей между авторами и вики-статьями. Викиграмма статьи строится на основании истории редактирований страницы.

Всемирная Паутина — глобальное информационное пространство, основанное на физической инфраструктуре сети Интернет и гипертекстовом протоколе передачи данных HTTP. Всемирную паутину образуют миллионы веб-серверов - программ, запускаемой на подключённом к сети компьютере и использующей протокол HTTP для передачи данных.

Гипертекст – документ, содержащий ссылки на блоки текста внутри самого документа или на другие документы.

Граф. В математической теории графов и информатике граф — это совокупность объектов со связями между ними. Объекты представляются как вершины, или узлы графа, а связи — как дуги, или рёбра. Для разных областей применения виды графов могут различаться направленностью, ограничениями на количество связей и дополнительными данными о вершинах или рёбрах.

Деятельность — действия субъекта, направленные на изменение объекта и создание продукта деятельности. В структуре деятельности, прежде всего, выделяются субъект деятельности, объект (предмет) деятельности и сам процесс деятельности, который связывает субъекта и объект (предмет) деятельности. Основными характеристиками деятельности являются ее предметность и субъектность.

Документ ‑ объект на любом материальном носителе, где имеется информация, предназначенная для распространения в пространстве и времени.

Инструмент ‑ любая установка, производящая визуальный продукт, который используется в исследовательских текстах.

Интернет ‑ открытая мировая коммуникационная инфраструктура, состоящая из взаимосвязанных компьютерных сетей, обеспечивающая доступ к удаленной информации и обмен информацией между компьютерами.

Коллекция ‑ множество сценариев и цифровых историй, созданных внутри сообщества практики в ходе продуктивной деятельности. Субъект использует коллекцию для того, чтобы использовать готовые фрагменты решений внутри сценария, избегать неудачных сценариев, видоизменять сценарии, которые завершились неудачно, но содержали внутри себя интересные возможности. Коллекция это ‑ собрание вариантов, которые создают члены сообщества.

Коэволюция ‑ совместное и взаимосогласованное устойчивое развитие сложных систем. Постепенные изменения в поведении участников, связанные с приспособлением к действиям других участников.

Макроскоп ‑ инструмент, позволяющий изучать сложные системы.

Наука о сетях (наука о связанности) ‑ научная дисциплина, которая изучает общие черты природных или искусственных сетей, таких как информационные, биологические и социальные сети. Предметом исследования науки о сетях является сетевое представление физических, биологических и социальных явлений, ведущее к построению моделей позволяющих прогнозировать эти явления.

Объект социальный ‑ конкретный объект, служащий основой для формирования отношений и связей между людьми. Согласно концепции объектной социальности людей связывают не общие формы деятельности, а конкретные объекты совместной деятельности. Например, статья вики, проект Scratch, модель NetLogo, документ Google.

Отбор ‑ механизм, лежащий в основе эволюционных изменений. Коллекция объектов содержит множество вариантов. Наиболее привлекательные варианты отбираются и воспроизводятся в последующих вариантах, т.е. оставляют потомство. Отбор направляет движение эволюции, контролируя состав коллекции, удаляя или забывая некоторые варианты и, таким образом, прекращая развитие коллекции в одном направлении, и позволяя другим вариантам получить большее распространение и, таким образом, поддерживая развитие коллекции в другом направлении.

Правила деятельности ‑ правила, которым следуют члены сообщества практики при создании продуктов, записи рецептов, описании, обсуждении, оценивании результатов. Правила обеспечивают повторяемость действий участников. Если бы правила менялись, то невозможно было бы сопоставить и отобрать объекты для развития.

Продукт деятельности ‑ результат деятельности субъекта, направленной на изменение объекта. Продукт является вариантом изменения и развития объекта. Продукт может быть записан и сохранен. Сохраненный продукт становится объектом или элементом коллекции (литературы) данного сообщества. Продукт как вариант и элемент коллекции отбирается и используется участниками сообщества в последующей деятельности.

Свойство системы / Нелинейность ‑ даже незначительное влияние на систему может иметь большие и непредсказуемые последствия. С другой стороны, большие изменения в окружающей среде может вообще никак не сказаться на системе. Причины и следствия в сложных адаптивных систем непредсказуемы. Например, смещение интересов участников деятельности может произойти внезапно - примеры в проектах MediaMoo или в Scratch.

Свойство системы / Эмерджентность ‑ возникновение у системы новых свойств за счет взаимодействия составляющих эту систему узлов (независимых агентов). Будущее сложных систем не может полностью спрогнозировано заранее.

Свойство системы /Самоподобие ‑ Самоподобие в различных масштабах относится к фрактальным элементам, когда структуры или паттерны поведения повторяются на различных уровнях. Например, сетевое совещание может происходить между группой учеников, между учителями школы или между директорами школ. Во всех случаях организация будет примерно повторяться.

Сетевая грамотность ‑ базовые знания и умения необходимые человеку для успешной деятельности в современном мире сложных систем и больших данных.

Сетевая культура ‑ понятие, которое привлекает внимание к тому, что единое пространство современной культуры поддерживается благодаря развитию коммуникационных сетей и включает множество сетевых структур. Базовые принципы сетевой культуры - асинхронность, нелинейность, децентрализация.

Сетевая метрика / Близость. Мера скорости передачи информации. Как долго будет происходить передача информации от данного узла к другим связанным узлам. Инверсия суммы кратчайших расстояний между каждым узлом и каждым другим узлом в сети. Близость показывает, насколько просто одному узлу связаться с другим узлом.

Сетевая метрика / Плотность – это отношение числа имеющихся рёбер графа к максимально возможному количеству рёбер данного графа. Чем больше связей, тем активнее осуществляется взаимодействие между узлами. Плотность - показатель активности взаимодействия.

Сетевая метрика / Центральность ‑ мера заметности актора в сети Групповые показатели центральности носят название индексов централизации. Они являются мерами изменчивости или неравенства индивидуальных показателей в графе. Наиболее центральный узел в графе обладает наибольшим влиянием.

Сетевое сообщество ‑ группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную сетевую деятельность.

Сетевой анализ ‑ специальную методология и набор способов исследования, позволяющих изучать в формализованном виде связи между акторами (узлами) сетей.

Сетевые метрики ‑ показатели, которые используются при анализе сетей.

Сеть - любая совокупность объектов, некоторые пары которых соединены связями. Общие принципы формирования сетей исследует наука о сетях.

Сложная система — система, состоящая из множества взаимодействующих составляющих (подсистем), вследствие чего сложная система приобретает новые свойства, которые отсутствуют на подсистемном уровне и не могут быть сведены к свойствам подсистемного уровня.

Совместная сетевая деятельность ‑ совместные действия нескольких агентов в среде электронных коммуникаций, направленные на получение общего результата. В процессе совместной сетевой деятельности создаются и видоизменяются цифровые объекты. Участники совместной сетевой деятельности всегда объединены общими объектами (статьями, фотография, диаграммами, программами), в отношении которых они совершают свои действия.

Сообщество ‑ подмножество вершин С от V, что для всех вершин принадлежащих к подмножеству C существует, по крайней мере, столько же связей с вершинами подмножества C, сколько их связывает с другими элементами множества V.

Сообщество практики ‑ множество субъектов, объединенных общими интересами, объектами и общей продуктивной деятельностью.

Социограмма ‑ способ представления, межличностных и межгрупповых отношений в виде системы связей (графа) между индивидами или социальными группами. Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок.

Среда окружающая ‑ внешний для организма мир, который включает и физические, неорганические объекты и субстраты и другие организмы. Понятие среды всегда предполагает, что в системе есть окружающий мир, и есть обитатель этого мира, для которого мир открывает возможности для действий.

Среда информационная - совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации.

Среда цифровая ‑ среда логических объектов, используемая для описания (моделирования) других сред (в частности, электронной и социальной) на основе математических законов.

Средства деятельности ‑ средства, которые помогают людям не только действовать и думать, но и делать это вместе. Следует отметить, что развитие информационных технологий расширяет, прежде всего, способность совместного размышления и совместной деятельности на общем проблемном поле. Медиаторы это – посредники, помогающие субъекту взаимодействовать с объектом и воздействовать на объект.

Статус участника сообщества. Роль и статус участника внутри сообщества определяется компетентностями, которыми обладает этот участник. Компетентности должны подтверждаться деятельностью участника. Могут быть явные роли наставника, - того кто помогает советом, чей комментарий и оценка имеют особое значение и это могут быть неявные статусы участников - ничем не обговоренные. Статус участника определяется качеством объектов, которые он производит.

Субъект (агент деятельности) ‑ человек, который принимает участие в деятельности внутри рассматриваемого деятельного сообщества. Субъект является участником сообщества. Субъект начинает свою деятельность в сообществе практики с периферийного участия и постепенно перемещается в центр сообщества.

Субъектность или осмысленность деятельности — принадлежность деятельности субъекту, который осуществляет посредством деятельности свои отношения с миром и накладывает на ее протекание индивидуальный отпечаток своих мотивов, целей, характера, способностей и личности в целом.

Субъектность продуктивная. Развитие субъектности непосредственно связано с участием в продуктивной деятельности, поскольку именно через участие в продуктивной деятельности люди могут проявить собственную субъектность.

Умения совместной сетевой деятельности предметно-направленное взаимодействие (взаимодействие, направленное на изменение предмета совместной деятельности); субъектно-направленное (взаимодействие, направленное на изменение характеристик индивидуального субъекта совместной деятельности); • организационно-направленное (взаимодействие изменяющее способы и стиль выполнения деятельности).

Ценности сообщества ‑ предметы или явления материального или духовного характера, обладающие положительной значимостью, т. е. способные удовлетворять какие-либо потребности сообщества практики.

Цифровая история. Термин «цифровая история» (digital story) - создаваемый субъектом сетевой деятельности продукт (рассказ, нарратив), который может принимать различные формы цифрового объекта(текст, презентация, театральный спектакль, видеоигра, анимация, модель, сценарий будущего, нормативно-правовой акт). Цифровая история и составные элементы этой истории могут использоваться другими участниками совместной деятельности при создании новых историй.

Цифровой объект ‑ объект, состоящий из структурированной последовательности байтов, имеющий название, уникальный идентификатор и атрибуты, описывающие его свойства. Основные характеристики цифрового объекта: редактируемость (изменяемость), интерактивность, открытость, копируемость и распространяемость.

Цифровой учебный объект ‑ цифровой объект, пригодный для повторного использования в учебных целях. Небольшой компонент учебного материала, который может быть использован в различных контекстах обучения.

Эволюция ‑ постепенное изменение характеристик объектов, происходящее в течение смены поколений от предков к потомкам.

Персональные инструменты
Инструменты