Проект: Кремль

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск
                                               ИСТОРИЯ НИЖЕГОРОДСКОГО КРЕМЛЯ.


Старинный волжский город Нижний Новгород издавна славился как крупный центр торговли, судостроения, судоходства. По богатству и количеству населения в XVI-XVII веках он являлся одним из самых значительных городов России, и публицист Иван Пересветов даже советовал царю Ивану Грозному перенести в этот город столицу государства.

У стен древнего Нижегородского кремля происходило немало важных для истории страны событий. Нижегородцам была адресована последняя грамота патриарха Гермогена, призывавшего православный народ не покоряться иноземцам. После чтения этой грамоты, на площади у одного из нижегородских кремлевских храмов, выступал перед толпами народа один из видных горожан - земский староста Кузьма Минин. Он призывал сограждан постоять за православную веру и свое Отечество, не пощадить имения своего и собрать средства на создание нового ополчения. Призыв Кузьмы Минина нашел отклик в сердцах нижегородцев. Начали собирать казну, жертвуя, кто что имел - деньги, драгоценные вещи, оклады с икон. На эти средства удалось собрать новое войско, возглавить которое нижегородцы пригласили князя Дмитрия Михайловича Пожарского, находившегося в то время в своем имении неподалеку от города. Весной 1612 года второе земское ополчение, возглавляемое Д. Пожарским и К. Мининым, выступило из Нижнего Новгорода освобождать родную землю от врагов К тому моменту, когда Нижнему Новгороду довелось сыграть столь важную для судьбы Российского государства роль, этот старинный волжский город имел уже длительную историю, насчитывавшую около четырех веков. Основан был Нижний Новгород в тяжелом для Руси XIII столетии в качестве важнейшего восточного форпоста Владимиро-Суздальской земли.

Вторая половина XII - начало XIII века - это время, отмеченное войной северо-восточных русских княжеств с Волжской Булгарией, расширением в восточном направлении территорий, подвластных князьям суздальской ветви Рюриковичей - потомкам Юрия Долгорукого. При таких обстоятельствах великий князь владимирский Георгий Всеволодович основал в 1221 году на правом берегу Оки и Волги приграничную крепость.

Времена были неспокойными, и очень скоро приграничной крепости довелось оказаться в центре событий, связанных с борьбой суздальских князей с обитавшими к востоку от их владений мордовскими племенами. Некоторые из мордовских вождей являлись союзниками русских князей, другие, напротив, занимали враждебную по отношению к Суздалю позицию. Как сообщает летопись, в 1226 году по поручению Георгия Всеволодовича братья великого князя - Святослав и Иван Всеволодовичи - совершили поход на мордву. Это предприятие завершилось успешно. Но в следующем, 1227 году мордовский вождь Пургас, желая отомстить суздальским князьям, совершил нападение на Нижний Новгород и сжег нижегородский монастырь Пресвятой Богородицы. Справиться с Пургасом удалось при помощи другого мордовского вождя, дружественного русским князьям. Однако значение приграничных стычек 1226-1227 годов меркнет в сравнении с катастрофой, обрушившейся десятилетие спустя и на русские княжества, и на Волжскую Булгарию, и на финноязычные народы, обитавшие по соседству с этими государствами.

Укрепление восточной границы, предпринятое задолго до этого великим князем Георгием Всеволодовичем, по-видимому, сыграло определенную роль в ходе событий 1237-1238 годов. Монголы так и не решились напасть на Владимирское княжество с востока, с территории Волжской Булгарии, хотя в пределах этой захваченной Батыем страны находились значительные военные силы завоевателей и нападение оттуда ожидалось. Но удар был нанесен со стороны захваченного в начале нашествия 1237-1238 годов Рязанского княжества. Пострадали Коломна, Москва, Суздаль, Переяславль, стольный Владимир и многие другие города. В битве с монголами на реке Сити 4 марта 1238 года сложил голову основатель Нижнего Новгорода - великий князь Владимирский Георгий Всеволодович. А вскоре после Батыева нашествия над восточнорусскими землями установилось тяжкое иго азиатских завоевателей, свергнутое лишь через два с лишним века.

Что касается Нижнего Новгорода, то древние летописи не содержат свидетельств о том, что этот город был взят и разорен монголами. Но в дальнейшем, в XIV-XV веках, ему приходилось неоднократно подвергаться нападениям с востока. Расположенный на важном торговом пути, Нижний Новгород вскоре достиг возвышения и превратился в один из наиболее значительных центров Северо-Восточной Руси. В конце XIII века этот город входил в состав Городецкого княжества, подвластного одному из сыновей Александра Невского - князю Андрею. Затем центр княжества переместился в Суздаль, а в середине XIV века главным городом княжества, принадлежавшего потомкам Андрея Городецкого, становится уже Нижний Новгород. Суздальско-Нижегородское княжество в XIV веке входило в число наиболее значительных княжеств, наряду с Московским, Тверским и Рязанским. Некоторым представителям суздальской ветви князей выпадала честь получить в Орде ярлык на великое княжение владимирское, означавшее признание старейшинства среди остальных русских князей. В частности, некоторое время владимирский великокняжеский стол занимал суздальский князь Дмитрий Константинович, ставший впоследствии тестем и союзником московского князя Дмитрия Донского и получивший при поддержке последнего богатое Нижегородское княжество.

Нижний Новгород к тому времени разросся, и помимо существовавшей в его центре крепости линия земляных оборонительных сооружений очень рано охватила и посад. Подступы к столице княжества охраняли крепости Печерского и Благовещенского монастырей, которые могли также быть использованы в военных целях. При князе Дмитрии Константиновиче и его ближайших родичах происходила перестройка в камне оборонительных стен Нижегородского кремля, в частности, была построена воротная башня, получившая наименование Дмитриевской. В связи с возросшим статусом княжества и его столицы производятся и другие работы - перестраивается главный храм города - белокаменный Спасо-Преображенский собор; на старом основании возводится взамен обветшавшего новый белокаменный Архангельский храм. А в одном из монастырей Нижнего Новгорода создается в 1377 году знаменитая Лаврентьевская летопись, являющаяся одним из ценнейших источников по истории Древней Руси.

Однако Нижнему Новгороду не суждено было выдержать соперничество с Москвой и возглавить процесс объединения русских земель. Слишком часто подвергался вражеским нападениям этот город, находившийся по соседству с воинственными ордынцами. Добычей неприятеля становилось нажитое торговлей или ремесленным производством добро, в огне гибли деревянные строения. Много сил и средств требовалось на то, чтобы восполнить потери и утраты.

Из источников известно и о выступлении нижегородцев против ордынского мурзы Сарайки (Сары-ока), и об участии их, совместно с москвичами, в некоторых военных предприятиях, направленных против татар. Однако бедствий и неудач на долю приграничного Нижнего Новгорода выпадало немало. Большие потери понесли нижегородцы в битве с ордынцами на реке Пьяне в 1377 году. А когда после этого неприятели подступили к самому Нижнему Новгороду, крепость, несмотря на производившиеся при князьях Борисе и Дмитрии Константиновичах фортификационные работы, оказалась недостаточно надежной и плохо подготовленной к обороне. Сам князь Дмитрий Константинович и, большинство нижегородцев покинули город, не пытаясь обороняться. Опустевшая крепость была захвачена татарами. Ордынцы перебили не успевших укрыться мирных жителей, разграбили и сожгли город. Когда, нагруженные добычей, татары покинули опустошенный город, нижегородцы возвратились на место родного пепелища и принялись восстанавливать храмы, жилища, крепостные стены. Но на другой год нападение повторилось, и еще не восстановленный до конца Нижний Новгород вновь был захвачен татарами и сожжен.

А в 1445 году, уже после того, как Нижний Новгород перешел под власть князей московской династии, этот город был захвачен ханом Улу-Мухаммедом, свергнутым с ордынского престола и попытавшимся обосноваться на приграничных русских территориях. Только во внутренней крепости, именовавшейся в старину "меньшим городом", около полугода продержались нижегородские воеводы с подчиненными воинами. Но и им пришлось из-за угрозы голода покинуть Нижний Новгород и направиться на соединение с полками, высланными великим князем московским на выручку нижегородцам. Дальнейшие события привели к усугублению бедствий: к поражению москвичей в битве с татарами и пленению великого князя Василия Васильевича, к необходимости платить за освобождение последнего огромный выкуп, а также к обострению феодальной войны и всплеску сепаратизма. Несмотря на это Улу-Мухаммед со своими сыновьями не закрепился в каком-либо захваченном русском городе, а удалился на восток, где положил начало Казанскому ханству. Известия источников о том, что в XIV-XV веках Нижний Новгород неоднократно оказывался в руках неприятелей, причем подчас без достаточно серьезного сопротивления, могут служить свидетельством о недостаточной надежности существовавших тогда городских укреплений, очевидно, остававшихся большей частью деревянными. Только в начале XVI века в Нижнем Новгороде производится строительство каменного кремля, который в основном сохранился до наших дней. Этот кремль ни разу за все время своего существования не был захвачен врагами, хотя последние неоднократно появлялись у его стен. Создание каменного Нижегородского кремля происходило с 1500 года и продолжалось до 1512 года, т.е. в период правления двух великих князей московских - Ивана III и его сына, Василия III. Конец XV - начало XVI века - это время создания новых каменных крепостей в Москве, Орешке и в ряде других российских городов. Нижний Новгород не был оставлен без внимания не случайно. Он являлся значительным торговым и промышленным центром, осуществлял контроль на важном водном пути. У пристани близ Нижегородского кремля останавливались нагруженные товарами корабли, направлявшиеся вниз по Волге или возвращавшиеся из богатых восточных стран. Но главное - Нижний Новгород служил важным опорным пунктом в борьбе московских государей с Казанским ханством. Как известно, для больших строительных работ, развернувшихся в Российском государстве, еще при Иване III были приглашены итальянские архитекторы. Сохранились свидетельства о том, что при Василии III в Нижний Новгород был направлен итальянский зодчий Петр Фрязин, который, очевидно, и руководил постройкой новой крепости. Некоторые детали, характерные для Нижегородского кремля, имеют параллели в других возведенных итальянскими мастерами зданиях.

Каменный Нижегородский кремль занял уже более обширную территорию, чем его предшественник. В плане крепость представляет собой многоугольник. Тринадцать башен - пять четырехугольных, воротных, и восемь круглых, меньших по размерам, были расположены в ключевых точках. Наиболее важное место в оборонительной системе крепости занимали Ивановская и Дмитриевская башни, в которых находились главные проездные ворота. Первая из указанных башен располагалась на нижнем участке кремля, вторая - на верхнем. Эти башни отличались наибольшими размерами, имели дополнительные пристройки. Дмитриевская башня в 1895 году подверглась существенной перестройке. Из числа остальных башен нижегородской крепости уцелели далеко не все. Две - Борисоглебская и Зачатская, располагавшиеся на берегу реки, вместе с примыкавшим к ним участком крепостной стены еще в старину обрушились в результате оползня. Впоследствии благодаря археологическим раскопкам удалось обнаружить основания этих построек, и Борисоглебская башня в 70-х годах XX столетия была восстановлена. Помимо Ивановской и Дмитровской башен сохранились, хотя и с некоторыми позднейшими переделками, Георгиевская, Белая, Часовая, Северная, Тайницкая, Коромыслова, Никольская, Кладовая, Пороховая. Крепостные стены Нижегородского кремля, достигавшие двенадцатиметровой высоты, то спускались к самой реке, то уступами поднимались вверх по крутому берегу. Как и в других русских крепостях этого периода, они имели три боевых яруса - подошвенного, среднего и верхнего боя. Там, где естественных препятствий было недостаточно, на подступах к крепости устраивались рвы. В целом Нижегородский кремль был возведен в соответствии с лучшими достижениями фортификационного искусства начала XVI столетия и в последствии не нуждался в серьезных перестройках.

Несмотря на отсутствие каких-либо орнаментальных оформлений, нижегородская крепость выглядела величественно, красиво, хорошо сочетаясь с рельефом местности и с живописной природой. Стены и башни крепости были увенчаны деревянными кровлями (на башнях - в виде шатров). В центре города, за крепостными стенами, находились Спасо-Преображенский и Архангельский соборы, которые, наряду с кремлем и храмом Благовещенского монастыря, являлись единственными каменными строениями в Нижнем Новгороде XVI - начала XVII века. На территории кремля находились также административные здания, дворы князей, бояр, воевод, несколько деревянных церквей.

До происшедшего при Иване Грозном покорения Казанского и Астраханского ханств, Нижний Новгород неоднократно подвергался набегам татар. Посады при этом страдали, но ворваться в кремль неприятелям не удавалось. Выстоял Нижний Новгород и в годы Смуты, не покорившись ни польскому королю, ни русским "ворам". Этот город подвергался нападению неприятелей, которые, однако, потерпели поражение у его крепких стен. "Собрахуся многие Понизовые люди: Мордва и Черемиса и приидоша подъ Нижней Новгородъ и градъ Нижней осадиша. Ис Тушина же приидоша подъ Нижней Литовские люди. Воевода у нихъ былъ князь Семенъ Вяземской. Нижегородцы же, видя тесноту городу и прося у Бога милости, и поидоша на выласку. И тех Литовскихъ людей и Рускихъ воровъ побиша многихъ", - сообщает летописец.

Нижний Новгород оказал поддержку первому земскому ополчению и сыграл важнейшую роль в организации второго. Впоследствии на протяжении веков нижегородцы свято хранили память о своих земляках, возглавивших борьбу за освобождение Отечества. Кузьма Минин, скончавшийся весной 1616 года, был похоронен около одного из кремлевских храмов, а в 1672 году прах героя был перенесен в главный собор Нижнего Новгорода - Спасо-Преображенский. В начале XIX века нижегородцы решили поставить памятник героям борьбы с польскими интервентами, начали собирать средства на это предприятие. Однако памятник К. Минину и Д. Пожарскому был поставлен на Красной площади в Москве, а в Нижегородском кремле в 1828 году был установлен лишь гранитный обелиск в честь Минина и Пожарского.

Что же касается событий XVII века, то после преодоления смуты в 1619-1620 годах под руководством боярина Б.М. Лыкова в Нижнем Новгороде сооружаются укрепления Нового острога, также представлявшие собой ограду из стоячих заостренных бревен, расположенную на земляных валах. Эта линия укреплений подходила ближе к центру города, чем Старый острог, - новая деревянная стена была установлена в основном на земляных валах более раннего периода (XIII или XIV века), и только на отдельных участках укрепления возводились на новом месте. В XVII веке заново отстраиваются кремлевские соборы - Архангельский, а затем - Спасо-Преображенский, возводятся новые каменные храмы.

В связи с покорением в середине XVI века воинственных соседних ханств и прекращением Смуты начала XVII столетия военное значение нижегородской крепости стало уходить в прошлое, хотя на протяжении длительного времени кремль еще ремонтировали и поддерживали в хорошем состоянии. К концу XVIII века потребовался серьезный ремонт обветшавших и подвергавшихся разрушению кремлевских стен и башен. Ремонтные работы были тогда произведены, но при этом не принималась во внимание необходимость сохранить первоначальный вид памятника. Противоречиво отразились на архитектурных памятниках Нижегородского кремля бурные события XX века. Во второй половине ушедшего столетия были отреставрированы стены и башни старинной крепости. Но прежде, в 1929 году, подвержен полному разрушению Спасо-Преображенский собор, возведенный в 1834 году взамен обветшавшего здания XVII века.

Персональные инструменты
Инструменты