Плесский Свято-Никольский храм

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Verh.jpg Файл:Vhod.jpg

Первое, что увидишь, въезжая в Плёссы со стороны райцентра, - это небольшое здание церкви, которое удобно расположилось на краю кладбища, недалеко от места впадения речки Цвёнки в Уду. Именуется эта церковь как Свято – Никольский храм. История храма овеяна легендами. Воспроизводя историю храма, найдены ответы на некоторые очень интересные вопросы: - Почему Плёсскую сторону называют Никольщиной? - Когда и в каком году был основан храм? - Когда и кем было построено современное здание церкви? - Правда, что когда-то в Плёссах был монастырь? Начинается история Плёсского Свято – Никольского храма с XV столетия, когда в Плёссах, на псковско – новгородской границе, был псковичами основан мужской монастырь или «Плесская мужская пустынь с подмонастырскою слободою». Об этом свидетельствует П. Солодов, ссылаясь на работу В. Зверинского «Материалы для историко-топографических исследований о православных монастырях Российской империи» В 1348 году Новгород признал независимость Пскова. Отношения между городами складывались далеко не дружественные. «Неприязнь новгородцев вынудила псковичей обезопасить свои границы не только с запада, от внешних врагов, но и восточной стороны: они построили пограничные крепости Выбор (1424), Дворцы при реке Льсте (XV в), Плёсский монастырь. Таким образом, монастырь имел больше оборонное значение, чем религиозное. Псковичи, основывая в Плёссах «Святую обитель», надеялись, что монастырские иноки будут верными стражами земли псковской, на её юго-восточном рубеже, т.к. новгородские бояре не всегда дружелюбно относились к своему «молодшему брату» Пскову. И всё же вскоре Пусторжевский уезд, на территории которого находился монастырь, был захвачен Великим Новгородом. Плёсская монастырская братия стала верной опорой новгородцев, а в более позднее время помогала московским князьям в борьбе за власть. Архивные документы говорят о том, что были Плёссы в то время большим селом с расположенным в нём мужским монастырём… В Плёссах, кроме нескольких домов с монашескими кельями и хоромами, имелись хозяйственные постройки, конные и скотные дворы, принадлежащие монастырю, а также дворы местных крестьян. Примечательно, что в современных Плёссах рядом с храмом расположена деревня Слободка. Были в Плёссах две церкви: Николы Чудотворца и Троицы Живоначальные с трапезною и приделом Христовой Мученицы Прасковьи, наречённой Пятницей. Церкви были богато убраны. Кроме того, церковь Николы Чудотворца обладала такой редкой иконой, как «Деисус» (иконная группа из трёх образов: Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи). Наверное, к тем временам и относится до сих пор бытующая среди местных жителей легенда о том, что в этих местах бывал Иоанн Грозный. Будто бы царь со своей свитой заблудился в непроходимом лесу, какими изобиловала Древняя Русь. И выбраться из чащи ему помог звон церковного колокола в Плёссах. В знак благодарности к Богу царь повелел построить часовенку. Её и сейчас можно увидеть у ворот храма. Говорят, что это та самая часовенка. Псковские земли не раз подвергались нападению литовцев и шведов, а позднее – и поляков. Особенно тяжёлое испытание выпало на долю жителей Плёсс во время Ливонской войны (1558-1583). Под ударами венгерского корпуса гетмана Замойского (1581) Плёсский монастырь был разорён и сожжён. «В книге «Письма и дозору Игнатия Зубова сотоварищи за 1853 год» сказано: «… монастырь Николы Чудотворца на Плессах… выжжен и вывоёван от литовских людей, церкви разорены, и ограды и кельи выжжены. В церквях «престолы разорены, и образы, и книги, и сосуды церковные, и свечи, и колокола, и часы, и всё церковное строенье, и казну, и всякий монастырский обиход». Медленно восстанавливалась хозяйственная жизнь. Дозорные книги пестрят пометками: «двор пуст», «крестьяне убрели без вести», «сожгли весь мир». А тут новая война – польская (1632 – 1634), после которой многие псковские пригороды, в том числе и Плёссы, никогда уж не смогли по-настоящему оправиться, и монастырь пришёл в запустение. В грамотах Бориса Годунова, выданных Плёсскому монастырю, утверждается, что в Плесах церкви Николы Чудотворца и Троицы Живоначальной «стоят пусты», «без пенья». Долгое время почти пустыми стояли соседние с Плёссами деревни: Савкино, Пешкино, Грива, Кошелиха и другие. И только в первом десятилетии XVII в. В деревнях начали появляться «бобыли» - самые бедные люди. Плёсский монастырь играет заметную роль в Московском государстве, за что был неоднократно одариваем царской милостью. Так, например, царь Борис Годунов в 1598 году безвозмездно закрепил за святой обителью огромную территорию бывшего Пусторжевского уезда с деревнями, пашнями, лесами и землями. Плёсские крестьяне оказались в полной зависимости от монастыря. Когда на русском престоле оказался Самозванец (Григорий Отрепьев), плёсский игумен Пимен, как и многие другие священнослужители на Руси, поверил ему и тоже перед Самозванцем «бил челом», за что тот переписал грамоту Годунова на соё имя, добавив владения монастыря ещё и спорные земли. Теперь монастырь владел территорией около 100 квадратных вёрст. Монастырь и монастырские крестьяне были освобождены от всяких царских податей... Прошли десятки лет. Постепенно оживали плёсские селения, был восстановлен и монастырь Николы Чудотворца. В середине XVII века обитель приписали к новгородскому архиерейскому дому, которому обязана была вносить известную сумму денег и натуральный оброк из своих доходов. А в середине XVII века обострилась классовая борьба монастырских крестьян против нещадной эксплуатации их духовенства. Боясь народного гнева, Екатерина II поспешила упразднить в стране большинство монастырей, а их землю и крестьян передать в собственность государства. Так в 1764 году Плёсвский монастырь был преобразован в приходскую церковь, за которой сохранилось название Никольская (в честь Святителя Николы) – Свято – Никольский храм. За церковью были закреплены 82 десятины земли. Монастырские крестьяне обречены в государственных. По-видимому, помнилось и долго сохранялось в памяти людей название и второй Плёсской церкви – Троицы Живоначальные. В клировых ведомостях, сохранившихся в областном архиве, она так и именуется. Вот выписка из такой ведомости: «Ведомость о церкви Живоначальной Троицы новоржевского уезда погоста Плёсс за 1840 г. 1.Построена 1781 году пожертвованиями прихожан. 2.Зданием каменная с таковою же колокольного скрепка. 3.Престолов в ней 4: её настоящий холодный во имя Живоначальной Троицы, двух съ объих сторон Придтьлихъ во имя спасителя и Чудотворца Николая, и Пророка Ильи, 4 – в притворе по левую сторону во имя Скорбящей Божьей Матери (тёплый)… В ведомости за 1897 год указано, что церковь построена на 10 лет раньше, т.е. в 1771!? Указано также, что «Высокочтимая икона Святого Чудотворца Николая» имелась в церкви. Из тех же Ведомостей узнаём, что 1840 г. церкви полагались 2 священника, 1 дьякон, 2 дьячка, 2 пономаря, на колокольне было 6 колоколов, «первый весил 78 пудов 27 фунтов, 2 – 33 пуда 30 фунтов, надписи на прочих не разобрать». У церковной ограды находилась деревянная сторожка из двух комнат, близ церкви – кладбище, обнесённое каменной оградой. В церкви к 1884 году имелось 5 древних икон, «Богослужительных книг 26, учительских 17, руководительных 21». Причта по штату 1876 г. положена такова: Настоятель, Послушник и два псаломщика. Дома у священно и церковнослужителей деревянные, собственные и на церковной земле. Церкви принадлежало более 6 десятин земли. Число прихожан в 1840 году было более 3000 человек, а к 90 –м годам число прихожан увеличилось более чем вдвое. На содержание и ремонт церкви государством ежегодно отпускались средства. За период с 1905 по 1916 г., а возможно и далее лировые ведомости не сдавались и сведений о церкви нет. Дальнейшая история церкви записана со слов местной жительницы Васильевой Валентины Васильевны (1915 г. рождения). В 20 – 30х годах храм был высокий, каменный с большим куполом. Покрыт был железом, окрашенным зеленой краской. Очень высокая колокольня, с которой можно было увидеть Ашевскую, Барутскую, Удовскую церкви. Храм стоял до 1937 года. В 10-20х годах священником был отец Василий Елецкий. Он служил вместе со священником Гиацинтовым. Приход был определён пополам. Деревня за рекой Удой были под покровительством отца Василия. Жители со всеми требованиями обращались только к нему. А деревни за рекой Цвёнкой были у священника Гиацинтова. Он выполнял все требования (крестины, похороны, причастия больных на дому, молебны в домах) для своих прихожан. Священник Елецкий умер в 1925 году, а Гиацинтов – в 1929 году. Потом приехал священник Шамордин, отец Василий. Он служил до того страшного времени, когда стали разрушать храмы. Отца Василия Шамордина арестовали, он пропал без вести. Во время гонений на церковь этот великолепный храм был разрушен. И разрушили его не бомбы и снаряды, а свои же неверующие мужики. Выбрасывали иконы, топтали их, рубили. Верующие люди ночью выносили некоторую церковную утварь к себе, прятали. Колокола были сброшены. Большой колокол упал и краем вошёл в землю почти на метр. Его разбили на куски, на изломе было видно, что в нём много серебра. Колокол увезли куда-то на лошадях. Так и жили люди без храма до 1941 года. Церковь, которая действует сейчас, построена во время оккупации. Волостной Алексей Иванович Барканов, верующий добросердечный человек, вместе с мужиками из деревни из деревни Селиваново, построил её из старых, но ещё крепких амбаров. Жители Плёсс и окрестных деревень были рады этому событию. До настоящего времени посреди кладбища сохранились остатки старого фундамента. Говорят, что здесь стояла церковь. Новый храм построили на другом месте, на краю кладбища, рядом с дорогой. Та часовенка, построенная, якобы, по повелению Иоанна Грозного, оказалась теперь у церковных ворот и очень удачно гармонирует с фасадом здания. Первым священником вновь сооружённого храма был отец Василий Шахарский. На освящение храма приезжал из Пскова владыко Иоанн. Была торжественная служба, пришло много народа. После Шахарского в Плёсском храме служили: отец Исаакий (из Пскова), отец Николай Харитонов (из Горенья), отец Николай Николаев (из деревни Райская) – служил 16 лет, отец Анатолий Рыбалко (из Великих Лук), отец Александр Иванчин, отец Борис Иноземцев (из Санкт - Петербурга). Сейчас в храме служит отец Владимир Рассохин, помогает ему жена – матушка Ирина. При храме ещё до революции была церковно-приходская школа. Преподавателями были священники. Посещали школу крестьянские ребятишки из окрестных деревень, а дети торговцев и зажиточных крестьян учились в Плёсской земской школе. Летом 1996 года и 1997 года при священнике отце Борисе тоже работала воскресная школа. Посещали её некоторые местные школьники и приезжие дети. Осмысливая всё, что мне удалось узнать, прихожу к выводу о том, что каждый клочок русской земли имеет свою неповторимую историю, которая неразрывно связана с историей и судьбой Родины и всего народа в целом. А историю своего народа надо знать, гордиться ею, любить и сохранять. В настоящее время церковь находится в хорошем состоянии. Отец Владимир, матушка Ирина и прихожане стараются делать её более уютной, сохранять и приумножать то, что имеется в церкви. Местные жители очень гордятся своим храмом, сохраняют и берегут его культурное наследие…

Персональные инструменты
Инструменты