Нагапетян, Корюн Григорьевич

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

НАГАПЕТЯН КОРЮН ГРИГОРЬЕВИЧ (16 марта 1926, Армения, Гюмрийский район, село Хацик — 25 июля 1999, Москва) — активный участник и лидер движения художников — нонконформистов, живописец, график, шрифтовик, иллюстратор книг и журналов, художник — конструктор, социолог, философ, публицист и общественный деятель. Член Международной Федерации Художников ЮНЕСКО, член Творческого Союза Художников России. Его работы находятся в музеях, галереях и частных коллекциях многих стран мира.

Содержание

Биография и творческая деятельность

Нагапетян родился в семье крестьянки и рабочего железнодорожника в селе Хацик под Ленинаканом. Работал в колхозе трактористом. После переезда в Москву в 1950 году прошел трудовой путь от простого рабочего до мастера цеха на заводе им. Лихачева, но увлечение живописью не оставлял.

Еще в Армении Нагапетян закончил Ленинаканскую художественной школу им. Меркурова С. Д., а после переезда в Москву получил специальность художника — конструктора в Московском художественно-промышленном институте им. Строганова С. Г., обучался в аспирантуре при ВНИИТЭ, паралелльно получил второе высшее образование по специальности «Социология и философия».

Уникальность художника заключается в том, что, имея монокулярный тип зрения (в юности производственная травма лишила будущего живописца важного рабочего инструмента — одного глаза), он смог получить высшее образование и стать профессиональным художником.

Свою творческую деятельность художник начал в 1952 году на Павелецком вокзале в Павильоне-музее «Траурный поезд В. И. Ленина», где проводил реставрацию исторического экспоната.В 60-х годах во ВНИИТОРГМАШе на ВДНХ СССР под руководством Лучишкина С. А. принимал участие в оформлении многих советских и зарубежных выставок.

Нагапетян лично и в содружестве с инженерами машиностроителями разработал ряд художественно-конструкторских проектов отдельных машин и комплексов оборудования для отрасли торговли и общественного питания. Большинство разработок выполненных Нагапетяном К. Г. во ВНИИТОРГМАШе реализовано в серийном производстве. Нагапетян. автор более тридцати изобретений и патентов в области промышленного дизайна.

Молодому художнику — конструктору покровительствовал С. А. Лучишкин, один из значительных живописцев «постфутуристического» поколения, театральный деятель.

Бывшего худрука и режиссера Театра малых форм московского Пролеткульта, члена правления Московской организации Союза художников Нагапетян считал своим учителем и наставником.

В 1970 году Нагапетян был приглашен на работу в качестве художника — конструктора на Ереванский завод «Наири». Параллельно преподавал техническую эстетику в Ереванском художественном институте, а после возвращения в Москву в 1971 году продолжил трудовую деятельность во ВНИИТОРГМАШе, недолго занимался преподавательской деятельностью в Московском институте народного хозяйства им. Плеханова Г. В.

С 1976 года основное место работы художника — Московский объединенный комитет профсоюза художников-графиков. Он был в числе первых членов секции живописи при Московском объединенном комитете профсоюза художников-графиков, решение о создании которой еще в конце 1975 года принимал первый секретарь МГК КПСС В. В. Гришин Нагапетян иллюстрировал книжную продукцию, работал над уставом организации, избирался в худсовет и местком, организовывал выставочные процессы. В 1978 году создал и являлся бессменным руководителем художественной группы «20-ти московских художников». Группа осуществляла свою деятельность практически как самостоятельная структурная единица вне рамках секции живописи Московского объединенного комитета профсоюза художников — графиков.

«Горком профсоюзов на Малых Грузинах» (народное название) являлся, по своей сути, первым своеобразным «островком творческой свободы» в Москве 70-80 годов. За полтора десятка лет существования «Двадцатки», ее выставки на Малой Грузинской 28 посетило более миллиона москвичей и гостей столицы.

Последняя выставка «Малая Грузинская 28», состоявшаяся в 1991 г. непосредственно перед распадом СССР в Выставочном зале «Манеж» и Конгрессе США, явилась заключительным аккордом в московском движении художников — нонконформистов.

В последние годы своей жизни художник стал постепенно отдаляться от живописи и занялся научной публицистикой. Он написал книгу «Вторжение Земли в Гелиосистему».

В этой работе Нагапетян предложил читателям новую концепцию происхождения Земли, зарегистрированную в Роспатенте как «Ноу — Хау». В ней нашли отображения и область изобразительного искусства, и система взаимосвязи Земля — Человек — Космос, и шрифтовая культура.

О шрифтовой культуре Нагапетян мог говорить часами. Он считал, что в шрифт можно заложить информацию, найти в нем исцеление и обрести чувство патриотизма. Продолжая дело своего древнеармянского предшественника тезки Корюна, художник мечтал, что 30 созданных им шрифтовых гарнитур когда -нибудь войдут во все компьютеры мира и смогут закодировать любую нацию на добро и прогресс путем изменения начертания букв.

Общественно-политическая деятельность

Нагапетян выступал на многих митингах, захлестнувших в 90-е годы прошлого столетия Россию. Выступал он и на знаменитых митингах в Лужниках с тех же трибун, где произносили свои речи Б. Н. Ельцин, А. Д. Сахаров и много других демократов первой волны.

Но политические симпатии художника охватывали не только глубоко национальные интересы. Он выступал и в поддержку курдов, находящихся в оппозиции Турецкому правительству, и в защиту китайских студентов после известных событий на площади Тяньаньмэнь в Пекине в 1989 г.

Нагапетяну делались неоднократные предложения баллотироваться в депутаты Верховного Совета, а затем и в Думу, но он упорно отказывался. Являясь по своему характеру лидером, он боялся потерять свою индивидуальность среди массы новоиспеченных парламентариев, да и искусство он считал выше политики. Художник всегда хотел быть в центре событий, где бы они ни происходили, и какими бы опасными последствиями для него не грозили. Нагапетян К. Г. был наиболее энергичным членом группы активистов, которые в начале 60-х годов, в условиях всесилия тоталитарной системы, тайно организовали армянские землячества в Москве. В конце 80-х годов новый стимул к национальной самоорганизации московские армяне получили вместе с началом карабахского движения и митингами в его поддержку на армянском кладбище в Москве. 13 марта 1988 года Нагапетян вместе с М. Шамировым и В. Огаджаняном сформировали из наиболее активных участников митингов первую серьезную организацию московских армян — Комитет «Карабах». Комитет «Карабах» явился своеобразным катализатором для активизации процессов образования множества московских армянских общественных организаций, которые в 2000 году Абрамяну А. А. удалось объединить в один мощный общественный орган «Союз армян России».

Всего год художник не дожил до этого события. В 1999 году он был убит в своей квартире-мастерской неустановленным преступником. Являясь вдохновителем ежегодных пикетов у Турецкого посольства, он до конца своей жизни активно боролся за официальное признание геноцида армян Османской (Турецкой) республикой в 1915 г. Похоронен на Армянском кладбище в Москве.

Выставочная деятельность

Первая попытка публичного показа авангардных работ художника происходила 15 сентября 1974 года в Беляеве. Эта выставка, впоследствии названная «Бульдозерной выставкой», после разогнанной Хрущевым Н. С. выставки в Манеже в 1962 году, стала наиболее заметным событием в художественной жизни Москвы.

Примерно через 2 недели после «Бульдозерной выставки» в Измайловском лесопарке на открытом воздухе состоялся уже разрешенный властями вернисаж, на котором демонстрировались полотна, спасенные художниками в Беляеве, в том числе и работы Нагапетяна К. Г.


1975 "Предварительные квартирные просмотры к Всесоюзной выставке". Москва.

Выставка «Авангард-75» в Доме Культуры ВДНХ.

1976 "Весенние квартирные выставки" (предварительные экспозиции к предстоящей выставке в залах на Беговой улице). Москва.

«Экспериментальная выставка» в помещении МОСХ на Беговой улице. 1976 г.

Затем были следующие выставки: «Молодые художники в поездках по стране». Выставочный зал МОСХ (Вавилова, 65). 1976 г.

Выставочный зал при объединенном горкоме художников графиков на Малой Грузинской 28. Январь-февраль 1977 г.

Регулярные ежегодные выставки «20 московских художников» на Малой Грузинской 28. С 1978 по 1990 гг.

Международный конкурс «Человек, человечность, человечество». 1987 г.

Выставочный зал «Манеж» и Конгресс США «Малая Грузинская 28». 1991 г.

Выставка Золотая кисть - 1993 г.

Персональная выставка в Зеленограде. «Хочу отдать долг России». 1994 г.

Персональная выставка в художественном салоне на Украинском бульваре в Москве. 1995 г.

«Галерея на Песчаной». «Арарат и Ной». 1999 г.

Первая персональная посмертная выставка в Культурном Центре Осетинской общины. 2003 г.

Вторая персональная посмертная выставка в Московском музее современного искусства «Расстрелянный пейзаж». 2006 г.


Ссылки

  • http://www.museum.ru/N27429
  • http://snegur-art.ru/intervyu/start.html
  • http://rating.artunion.ru/artists_tom2.html
  • http://www.chronos.msu.ru/ben_ran.html
  • http://www.m-m.sotcom.ru/aragast/2-aragast/nagapetyan.htm
  • http://www.sarinfo.org/1index.htm
  • http://www.relizov.net/?a=view_release&pid=32&release=1531
  • http://www.proza.ru/texts/2007/07/23-382.html
  • http://www.m-mos.ru/2008/01/34.htm
  • Газета «Московский комсомолец» 15.10.75 г «Соблазны фиолетовой карьеры».
  • Югославский журнал «Старт» № 417 от 12.01.85. «Кто они неконформисты?».
  • Журнал «Новое время». № 14 от 3 апреля 1987 г. «Выставка двадцати».
  • Газета «Московская правда» от 14 июля 1988 г. «Когда же наступит прозренье?»
  • Газета «Мегаполис-экспресс» от 24.04.96 г «Двадцатилетие М. Грузинской 28».
  • Газета «Наш изограф». г. Москва, № 3 (143) март 2006 г. "Художник — ученый, художник — философ, художник — романтик. К 80-ЛЕТИЮ КОРЮНА НАГАПЕТЯНА.
  • Журнал «Российский Колокол», № 5 (18) 2007 г. Стр. 93-97. «От раздавленного авангарда до расстрелянного пейзажа» (главы из книги об отце). Автор Нагапетьян В. К.
  • Журнал «Москва и москвичи», 1-2/2008 г. «От раздавленного авангарда до расстрелянного пейзажа».
  • Журнал «Арцах», 1(10)февраль 2008 г. «От раздавленного авангарда до расстрелянного пейзажа».
  • «Internanional Herald Tribune», april 12-13 1986. «Moscow s Art Lovers Flock to View Basement Show of „Unofficial“ Works».
  • «Moscow Tribune». July 11-13, 2003. #17/1481. «A bulldozer brought freedom»
  • Фотографии из семейного архива Нагапетяна К.Г.
  • Архив НИПЦ «Мемориал» по истории диссидентов http://www.memo.ru/history/diss/arhiv.htm
  • 24.04.1999 г. РЕЧЬ ХУДОЖНИКА НАГАПЕТЯНА К.Г. перед Турецким посольством в Москве за 3 мес. до убийства, вечер памяти Корюна Нагапетяна, интервью Президента творческого Союза художников России, действительного члена Российской Академии художеств Худякова К. В., речь вице-президента ТСПХ Айдиняна С., интервью сына художника Нагапетьяна В.К можно посмотреть по этой ссылке http://www.youtube.com/user/Super20041956
Персональные инструменты
Инструменты