Матянин, Михаил Александрович

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск
  • МАТЯНИН МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ


Основатель музея Боевой Славы 33 стрелковой дивизии Матянин М.А.



  • Родился в 11 ноября 1923 г., в семье смотрителя бакенов на р. Волге. Увлечение - рыбалка, живопись, поэзия А.С.Пушкина, театр, игра на баяне, фотография. В 1941 г. ушёл комсомольцем–добровольцем на фронт. Всю войну прошёл в составе 33 С.Д. командиром отделения связи, штурмовал Берлин и Рейхстаг. Награждён боевыми орденами и медалями. Окончил Московский институт типографии, специализация - художественное оформление печатных изданий. Жена - Людмила Павловна - была филологом (умерла в ноябре 1999 года). Дети: сын - Матянин Вячеслав - был журналистом (умер летом в 1999 году), его жена Татьяна и их сын Никита – женат, воспитывает дочь - Александру. Дочь - Матянина Наталья - работает преподавателем в Городской Детской Галерее города Самара, замужем, двое детей названных в честь дедушки Михаил и бабушки Людмилой – воспитывает дочь Василису. Карьера от журналиста до редактора выпускного номера. Последнее место работы - газета "Волжская Коммуна". Выход на пенсию. Основал на базе собранного материала, музей Боевой Славы 33 стрелковой дивизии в школе № 100 Промышленного района города Самары (Куйбышева), основоположник традиций музейного объединения. Журналист, фотограф, художник, библиограф 33 стрелковой дивизии, почетный директор нашего музея. Два внука и одна внучка, две правнучки. 10.11.2008 года состоялась презентация книги «Донести до правнуков» автор - Матянин М. А. Немного не дотянул до 86-го дня рождения, 25 октября 2009 года в 16:45 по самарскому времени его не стало.





  • Автор - Владимир Миклавчич - журналист, писатель
  • Война для двоих. Сраженья за правильность мира
  • Здесь связь времен, сплетенье судеб… Так получилось, что музей связал двух интересных людей, представителей разных поколений, исторических эпох. Один – основал этот самый музей, второй присоединился к старшему товарищу, а спустя годы возглавил общее дело. Один – воевал за Родину, за правду и справедливость, дошел до Берлина, другой – серьезно «играет в войнушку», занимается исторической реконструкцией, сохраняя для Родины память о той справедливости, охраняя саму правду, и ездит на баталии под Бородино, в Австрию, Париж. Один служил в 33-й стрелковой дивизии, второй со следопытами-поисковиками прошел по его стопам от города к городу, от села к селу. Один увлекается живописью, другой – спектаклями и фильмами: оба в творчестве. Михаил Александрович Матянин и Виталий Геннадьевич Гальчук.
  • Музей Боевой и Поэтической Славы

Грохот канонады, пулеметные и автоматные очереди, лязг гусениц и рев моторов, разрывы бомб и снарядов. Дымный плацдарм у реки: через возведенную переправу прорываются фашистские «тигры», «катюша» дает огненный залп по позициям противника в деревне, окопы, блиндажи, воронки, торопливые фигурки солдат… «В конце февраля начале марта 1944-го года 33-я стрелковая дивизия начала освобождать псковские города Локня, Бежанице, Новоржев, захватила у реки Великой Стрежневский плацдарм – ниже, но совсем рядом осталось Михайловское. Да-да, то самое. Наши войска обошли село, где было имение Пушкина, именно с той целью, чтобы не нанести вреда, не разрушить во время боя. В том месте, куда они вышли, проходила линия немецкой обороны и называлась «Пантера», она считалась почти неприступной, имела доты и дзоты, рвы, колючую проволоку, минные поля. Высота, которую захватили подразделения 33-й стрелковой дивизии, была стратегически очень важна, и бой за нее шел ожесточенный. Когда немцы навели переправу и тигры прорвались с левого фланга, связист Михаил Матянин радировал об этом, и на помощь прислали штурмовики «Ил-2», которые уничтожили вражеский «Тигр» на самой переправе, тем самым заблокировав ее». Так начинается экскурсия в музее Боевой славы школы №100. И то, что бой «идет» на диораме под магнитофонную канонаду только по желанию экскурсовода, раздвигающего занавески, только в радость посетителям. Но когда-то это было страшным настоящим… Не подумайте: если музей школьный, то он как бы и «не настоящий» (кстати, сотая школа может похвастаться сразу двумя музеями!). Это самый что ни на есть взаправдашний паспортизированный музей! Но дело не только в наличии официальной бумаги, подтверждающей статус. Экспонаты (их более 800), информация, которые собраны, действительно уникальны, интересны, а на экскурсии сюда приходят не только школьники, но и группы с предприятий и организаций области, и даже – иностранцы. Есть и обученные экскурсоводы из числа школьников. Музей 33-й дивизии дружит с Самарским областным краеведческим музеем имени Алабина, а дружба выливается в сотрудничество, в совместные мероприятия, участвует в конкурсах среди музеев и имеет заслуженные призы и награды. Руководит музеем Виталий Гальчук, человек увлеченный историей и верящий в мальчишек, «наследник» и соратник основателя музея, ветерана Великой Отечественной Михаила Матянина. Как руководитель музея и человек современный Гальчук понимает, что популярность и посещаемость музея в руках рекламы: разрабатывает буклеты, электронные презентации, собирается интернет-музей делать. А показать есть что. В музее собраны материалы о 33-й стрелковой Холмско-Берлинской ордена Красного знамени, ордена Суворова II степени дивизии, которая формировалась в самарской области. Это войсковое подразделение имеет богатую историю. Образованная в 1918 году в составе формирующейся Красной Армии, дивизия в боях за Самару против белочехов получила наименование «Самарская», принимала участие в сражении за Царицын (Волгоград). Закончила гражданскую войну в Крыму. 16 июня 1934 года переименована в «Белорусскую». 22 июня 1941 года встретила на германской границе в первом эшелоне 11-ой Армии Северо-западного фронта. Ожесточенные бои, тяжелейшее отступление, такие потери, что личный состав приходилось переукомплектовывать почти полностью: за первый год войны из 12 тысяч человек уцелело всего 500… Музей и школьные экспедиции восстанавливают списки личного состава, собирают фотографии бойцов, комиссаров и командиров, их личные вещи, истории их будней и подвигов. А есть среди героев тридцать третьей и Юрий Анатольевич Ломакин, который раньше Александра Матросова грудью лег на вражеский дзот, есть отважные связисты, самоотверженные медсестры. Теперь только музей и может рассказать об этом. А экспонаты?! Экспонаты собирались, что называется с миру по нитке – у кого, что есть по теме, и в школьных экспедициях по местам боев. Так под стекло на стеллажи попали немецкие каски обеих войн (раритет I-ой Мировой!), гильзы, части от оружия, штыки, полевые сумки, наградные знаки, противогазы производства всех воюющих сторон, подлинные письма тех лет, трофейные предметы быта, форма двух комдивов папаха генерала Шилова и китель с фуражкой генерала Шифоренко П.М., посмертные медальоны и газетные публикации тех лет. А чего стоит диорама! Шестиметровое полотно-пространство (пусть и не полукругом) с расположенными перед ним оформленной плоскостью-землей и объемными (пусть и не в реальную величину) пулеметами, ящиками от боеприпасов, бочками для горючесмазочных материалов, воронкой и развалинами церквушки. О том, как делали диораму – отдельная интересная история. На ней (в масштабе один к шестидесяти) изображен реальный бой, проходивший в историческом месте. Поэтому нужно было воссоздать подлинную картину сражения, воспроизвести местность. Для этого не раз выезжали на место, где проходил бой, фотографировали по частям. А чтобы восстановить ход боя потребовались воспоминания его воинов-участников и местных жителей: Михаил Матянин описал те фрагменты, которые пережил сам, опросили других однополчан и очевидцев, кого смогли разыскать. А нарисовал диораму – сам герой-ветеран. Матянин. И там изобразил и себя, и своих соратников Хвостенко и Шомова. А рисовать ему помогали и Виталий Гальчук, и школьники, среди них – внук: кто взрыв, кто след от танка, кто домик, кто огонь орудий. В общей сложности диорама рождалась десять лет. Рядом с диорамой – уголок Пушкина. Бюст поэта. Символическое перо в чернильнице, шишка из Михайловского, подсвечник и стихи. А соседство прославленного лирика и изображения боя – не случайное. Во-первых, Михаил Александрович отлично знает произведения и по-настоящему любит великого русского поэта. Бюсту Пушкина более 69 лет. И у него есть своя история. Тогда Михаил учился в 8-ом классе. Он увлекся творчеством поэта всерьез. И очень хотел, чтобы у него дома был бюстик Александра Сергеевича. Мама пообещала, что если Михаил закончит год на пятерки, то такой подарок получит. Правильно догадались… Во-вторых, нарисованный бой проходил не где-нибудь, а именно в пушкинских местах. Ну а основатель музея Матянин - участник того сражения. И вот так распорядилась судьба: освобождать то, биться за то, что очень любил. Возможно, и представить себе не мог, что окажется в знакомых по книжкам местах. А как вышло… Счастье ли? Крест свой особенный за силу любви и духа? Кстати, Михаил Матянин, связист 33-й дивизии, получил за этот бой медаль «За отвагу».

  • Матянин, букварь и математика истинных ценностей

Он назвал свою медаль «пушкинской». Она особенно дорога и потому, что первая, и потому что «За Пушкина» любимого. Где начинается отвага? На какой странице «Евгения Онегина», главы из которого поныне помнит наизусть Михаил Александрович? Поймал себя на мысли, что проскользнула параллель с песней «С чего начинается Родина?». Одна из межстрочных страниц букваря – как бы ни забыть ее – война. Фронтовики уходят. А вот ведь какая любопытная закономерность: сегодня мы о ветеранах Великой Отечественной говорим только как о Ветеранах – это главное, это смыслосодержащее в их судьбе и жизнееобразующее начало в судьбах страны. Чем бы человек ни увлекался, где бы и кем ни работал «до» и «после», чего бы ни достиг – все имеет место быть, но рядом и как бы чуть ниже. Был на фронте – рассказывай. Был на фронте – ого! Был на фронте, выжил, пришел с медалью или без – о-го-го! А ведь войны-то было 4-5 лет… Остальное время бытия, например, из 85 лет Михаила Матянина, легко высчитать. Ан-не та математика. Не та! Прожил восемнадцать - один день на передовой – похоронка – тоже математика. Более 26 миллионов погибших – тоже математика. Разрушенная страна и годы восстановления – опять можно к цифрам подступиться. Вот Матянин, как подмечено в фильме, дважды ранен, дважды контужен, двумя орденами награжден (медалей, по мне - так без счета!), дважды участником парада Победы в Москве на Красной площади был. Не убили – вот математика. «Счастье и главное событие – не убили», - первое, что сказал мне в беседе ветеран. А ведь, как говорится, «возможности» были. Первая – по пути на фронт. Эшелон с новобранцами. Авианалет. Бомбы, бомбы… Михаил остался среди тех 30, что уцелели из 800. Другой случай. На передовой как-то перебило провод, а данные передать надо до зарезу. Бегом в соседний блиндаж. И оскал взрыва в спину смертной тяжестью - вовремя: прежнее укрытие разворочено прямым попаданием. Или так раз было. Сентябрь 43-го. Дивизию выводят в тыл: юбилей отпраздновать. 25 лет со дня формирования. Война войной, а … Правильное расписание. И вздохнуть, и дух боевой поднять, и людьми себя почувствовать на денек-другой, чтобы оно, чувство человеческое, вело к победе не хуже ненависти. Словом, Матянина разыскал начклуб, майор. Поинтересовался, сможет ли он портреты командиров и героев нарисовать. «Попробую», - говорит Михаил, вспомнив про прием с клеточками. И вот уже часть просеки в лесу по обеим сторонам увешана работами воина-художника. Осталась последняя, работает: на крыльце краски-мазки, подрамник – на бампере грузовичка рядом стоящего. И в какой-то момент – бух! Подрамник в щепы и клочья, из радиатора машины в пробоины вода свищет. Михаила Бог миловал… И подсказал, именно на этом праздновании Михаил Александрович узнал, что когда-то дивизия формировалась в Самаре. Он уже тогда написал маме, чтобы она собирала все, что он вышлет ей с фронта: письма ли, газетную вырезку ли… Там, в прифронтовой полосе теперь уже витала мысль, что как-то это может пригодиться. «Картинка» в моем букваре… Музей станет той самой страницей букваря, с которой и Родина, и математика начинается. О ветеране много написано очерков, биографических полных статей, снят документальный фильм, где отражены вехи его трудовых и военных будней, подмечены многочисленные таланты: художник в самых различных техниках от живописи до графики, сам изобрел офортный станок, пальцем в небо (было ж засекречено!) по среднестатистическому описанию сделал портрет Юрия Гагарина после его первого полета и получил поразительное сходство. И уж совсем легендарными стали его трофейный аккордеон и надпись на колонне рейхстага «Мы с Волги». Недавно он собрал то, что сам написал о войне и сослуживцах, то, что рассказали о нем коллеги-журналисты – получилась книга. Искали деньги, спасибо добрым людям, нашли. Выпустили. Презентация состоялась в Доме журналиста на 85-летие Михаила Александровича. Называется книга «Донести до правнуков». Еще «букварь». Вот его миссия на земле. Вторая после войны, после освобождения страны. Донести правду, научить ценить и любить жизнь, зная о смерти почти все. Сохранить историю как «А» и «Я» свободы, подвига, самоотверженности и любви к Родине. И сделать мир чуть-чуть правильнее. Памятливее.

  • Продолжение статьи смотрите на страничке Гальчука Виталия Геннадьевича

Галерея

Персональные инструменты
Инструменты