Карелы

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск
карелы
карелы

Карелы (общее самоназвание карел - карьялайзет, собственно карелы – карьялани, приладожских карел - лигвиляйне, ливвикёй, прионежских карел — лююдилайне, лююдикёй). Численность в Российской Федерации 124,9 тыс. чел. Коренное население Карелии (78,9 тыс.). Карелы живут также в Тверской области (тверские или верхневолжские карелы — 23,2 тыс. чел.), Ленинградской, Мурманской, Архангельской, Московской, Кемеровской и др. области России. Общая численность 130,9 тыс. чел. Говорят на карельском языке. Основные диалекты: собственно карельский (средняя и северная часть Карелии), ливвиковский (Приладожье), людиковский (Прионежье). Распространён также финский язык. Верующие — православные.

Карелы сформировались на основе аборигенных племён Южной Карелии и Юго-Восточной Финляндии. На рубеже 1—2-го тыс. н.э. предки карел населяли северное и северо-западное побережье Ладожского озера. Миграция карел на Север началась в 11 в., в районе между Ладожским и Онежским озёрами (территория Новгородской земли). С ними смешалась часть веси (см. вепсы), на Севере Карелии в состав карел вошла часть саамов. Территория карел (корелы в русских летописях) входила в состав Новгородской республики, с 1478 — Русского централизованного государства. В 1920 на территории карел была образована Карельская Трудовая Коммуна, преобразованная в 1923 в Карельскую АССР (с 1991 Республика Карелия).

Древние карелы (корела) упоминаются в русских летописях (впервые в 1143), скандинавских сагах, хрониках, буллах папы римского. С разложением родо-племенной организации началось развитие этнической консолидации племенных групп корелы, формирования карел, культурной общности (12—14 вв.). Значительное влияние на культуру карел оказало русское население.


Древнейший памятник карельского языка — Новгородская берестяная грамота № 292 - заговор на карельском языке (четыре строки заклинания от молнии) начала 13 в.


Первая попытка создания карельской письменности относится к сер. 16 в , известны русско-карельские словарные записи 17 - нач. 18 вв. Наиболее крупный текстовой памятник — «Десять люди-ковских заговоров» нач. 18в. В 19в. появились издания на собственно карельских и ливвиковском диалектах с письмом на русской графической основе. С конца 80-х гг. разрабатывается письменность на основе латинской графики.

Распространение пашенного земледелия (нач. 2-го тыс. н.э.) положило начало возникновению у карел комплексного хозяйства. Традиционные занятия - трехпольное и подсечное земледелие, животноводство, охота, рыболовство, лесные промыслы, ремесла, на Севере - оленеводство. Карелия — классический регион подсечного земледелия. Основные сельскохозяйственные культуры - рожь, ячмень, овес, горох, репа, редька, с начала 20в. - брюква, лук, морковь, свекла, с 40-х годов 19 в. — картофель. Основные сельско-хозяйственные орудия - бесподошвенная соха колового типа, серпы с зубчатым рабочим краем, коса-горбуша, борона-суковатка, с нач. 20-го в железные плуги и бороны, с 1930-х - косы-литовки. Держали коров, низкорослых лошадей, грубошерстных овец, на Юге Карелии - свиней. Важную роль играло рыболовство. Основные рыболовные снасти - удочки, переметы, дорожки, остроги, сачки, мерды, невода. Самое распространённое орудие лова — сеть. Неводами ловили на артельных началах. Каждая семья имела свое место лова. Охотились на медведя, лисицу, куницу, горностая, белку, дикого оленя, лося. Для охоты использовали самодельные ружья-малопульки, различные приспособления и ловушки (ружья-самострелы, специальные ямы, капканы, кляпцы, силки, петли из конского волоса). Мясо употребляли в сыром виде, шкуры шли на изготовление одежды, обуви, их обменивали на различные товары

Карелы занимались бортничеством, курением смолы, дегтя. Со средних веков развито железоделательное производство. В горнах и домашних печах-дымницах из местных болотных руд вырабатывали железо. Известна сварная технология, ковка, художественная и горновая пайка, обмеднение, инкрустация цветным металлом, меднолитейное дело, изготовление украшений из меди, бронзы, серебра. Традиционные ремесла: кузнечное, оружейное, бондарное, ткацкое, вышивка, вязание, золотошвейное и жемчужное шитье, плетение из соломы, бересты, резьба и роспись по дереву, керамика, обработка дерева и металлов, изготовление украшений. Основной доход давали лесные промыслы — рубка и сплав леса, заготовка дров, работа на лесопильных заводах. С 18в. ПОЛУЧИЛО развитие отходничество. На Севере Карелии - торговля вразнос с Финляндией.

В настоящее время социально-экономичское развитие карел определяет многоотраслевое производство (лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение, судостроение и т. д.) Для значительной части карел сельское хозяйство остается существенной отраслью производства

До кон. 19 в. сохранилась большая 3—4 поколенная семья (до 25 и даже 40 чел.). Характерно совместное владение имуществом, коллективное участие в хозяйственно-бытовых делах. Основные принципы имущественного права членов семьи: равное право во владении; единовластие главы семьи, которое ограничивалось только всеми взрослыми членами семьи вместе; подчинённость хозяина обычаю; равное право в наследовании между семейными и холостыми братьями. В наши дни для карел характерна малая семья, её средний размер 3 человека. Средний брачный возраст женщин равен 19—24 годам. Сохраняются элементы традиционной родильной, свадебной и особенно похоронно-поминальной обрядности. Сохраняются многие элементы языческих верований.

Для поселений карел характерно прибрежное (речное или озёрное) расположение селений с двумя основными типами расселения: гнездовым, возникшим, видимо, на рубеже 1—2-го тыс. н.э., и разбросанно-хуторским. Преобладает гнездовой тип расселения. Формы поселений (по планировке, ориентации фасадов домов) в основном трёх вариантов: беспорядочная, прибрежно-рядовая (с 16—17 вв.) и уличная (с 19 в.). До 17 в. преобладали малодворные и однодворные деревни. Наиболее распространённые типы поселений — деревня и погост, выполнявший роль административного, торгового, и религиозного центра. Прежде повсеместно возводились временные постройки для охотников, рыбаков, позднее — лесорубов. До нач. 20 в. сохранились курные избы. Жилище карел близко к северо-русским. Характерные особенности жилища карел - значительная высота сруба дома (14—21 венец), соединение под одной крышей жилья для семьи и построек для скота. Связь избы с хозяйственными постройками четырёх основных видов: однорядная, охватная, или L-образная, Г-образная, отдельная застройка хозяйственных помещений от двора. Дома обычно строили без фундамента. В Южной Карелии сруб дома устраивали на врытых в землю толстых брёвнах-сваях, выступающих на 50 см.

Специфика жилища карел в интерьере избы (устье печи к боковому фасаду, стол торцом к среднему окну фасадной стены, внутренний крытый вход в подполье, открытый очаг, встроенный в русскую печь на северо-западе Карелии, горница с более низким, чем в избе, потолком). Южные карелы украшали дома резными причелинами, наличниками, ажурными ветреницами, декоративными балкончиками. Основные хозяйственные постройки -сараи-повети, хлев, конюшня, рига однокамерная (повсеместно) или двухкамерная (на Юге Карелии), амбар на столбах. Традиционные средства передвижения: лодки-долбленки, шитики, карбасы, плоты, сани, лыжи, специальные болотные лыжи.

В традиционной одежде преобладали северо-русские формы. Основа комплекса женской одежды: различные рубахи, сарафан (с 16 в.), кофта с юбкой, платок, сорока. Мужская одежда состояла из рубахи с косым воротом, штанов с узким шагом. В Приладожье бытовал древний тип несшитой юбки (хурстут), у олонецких карел юбочный комплекс. Для северных карел характерна женская рубаха с разрезом на спине, обувь с загнутым носком, для всех групп карел шейные мужские платки, вязаные и плетёные пояса, наголенники. Обувь берестяная, кожаная, меховая, валяная.

В традиционной пище карел преобладала озёрная рыба (соленая, вяленая, сушеная), растительные и животные продукты, дары леса. Любимая пища - свежая уха, на Севере Карелии - с мучной подболткой, на Юге - с картофелем, перловой крупой. Рыбу, как правило, не жарили; копчение рыбы не было известно. Повсеместно распространены калитки с различной крупяной и картофельной начинкой. Колобы, сканцы, косовики, рядовики, постные пироги - традиционные блюда воскресных и праздничных столов. В постные дни пекли репные, гороховые, грибные, реже мясные пироги. Древнее блюдо — блины овсяные. Много блюд из толокна, репы. Выпекали кислый хлеб-каравай, на севере и в средней Карелии - особый лепешкообразный пресный «хлеб с дыркой». Любимые напитки - чай, на Севере кофе, иногда подсоленный, в прошлом - репный квас. Народная кухня карел сходна с пищей русских, вепсов, финнов.

Многообразны традиции изобразительного искусства. Вышивка карел отличается богатым набором геометрических, антропоморфных, растительных мотивов. Вышивкой украшали рубашки, головные уборы, полотенца, подзоры к кроватям и т. д. Известна вышивка по тканной разреженной сетке, полихромная, тамбурная (с кон. 19 в.), гладью и др. Распространено узорное ткачество, в том числе со сложными видами техники художественного тканья, вязание, соломоплетение, резное и росписное ремесло.

Основной формой духовной культуры карел являлось устно-поэтическое творчество. Эпос карел считается одним из наиболее архаичных в мировом фольклоре. Он формировался в основном в 1-м тыс. н.э., древнейшие пласты возникли в более раннее время. Фольклор представлен древнейшими эпическими песнями (рунами), сопровождавшимися игрой на щипковом инструменте кантеле. Карело-финский эпос «Калевала» записан главным образом в Ухтинском (ныне Калевальском) районе, насчитывает 22 795 стихов. Эпос переведен более чем на 100 языков народов мира. Кроме эпических песен (героических, исторических и др.) широко бытовали лирические, обрядовые (свадебные, похоронные и др.) песни, причитания, заклинания, сказки (волшебные, о животных, сатирические, новеллистические, юмористические и т.д.), пословицы, поговорки, загадки. Для обрядовых плачей карел характерны иносказание, развитая метафора, ритмический рисунок текста, созвучие начальных звуков слова, импровизация. Своеобразным жанром музыкальной лирики являются ейги — молодежные песни парней. В 19 в. появились рифмованные песни, короткие песни типа русских частушек. В северной Карелии издавна пели финские лирические, хороводные, шуточные песни, «жестокие» любовные романсы. В прошлом в Карелии бытовало несколько сот игр-танцев (ристукондра, кадриль более 20 вариантов, хумахус, пиирилейки, шинка, крууга, кясикиса и др.). Одна из важнейших особенностей хореографии карел обязательная импровизационная часть танца. В материальной и духовной культуре карел выделяются две традиции: южно- и северокарельская с переходной зоной, которой присущи черты обеих традиций. Устно-поэтическое творчество карел оказало заметное влияние на развитие профессиональной культуры Карелии (литературы, живописи, музыки, хореографии и т. д.).

Писатели карелы создают свои произведения в основе на русского и финского языка. Предпринимаются шаги по национально-культурному возрождению: образован «Карьялан рахвахан лиитто» («Союз карельского народа»), состоялся съезд представителей карел (1991), на ливвиковском и собственно карельских диалектах карельского языка созданы буквари, более чем в 20 школах изучается карельский язык, издаётся газета «Ома муа» («Родина»), организован народный хор «Ома паю» («Родная песня»), создан национальный театр, состоялись первые спектакли на карельском языке, организован ряд фольклорных ансамблей, возрождаются народные праздники.

Персональные инструменты
Инструменты