Каксинвай, село (Малмыжский район Кировской области)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск


Каксинвай, село (Малмыжский район Кировской области)
Идёт загрузка карты…
Местоположение 56° 31' 50" С, 51° 6' 55" В
Тип Село
Первое упоминание

Содержание

Топонимическая справка

Название села содержит удмуртское воршудное имя «Какся».

КАКСЯ (удм. диал. какся – 'цапля', какся выжы – 'род цапли'). По мнению М.Г. Атаманова, древнейшие селения этой родовой группы расположены в бассейне Кильмези и Нижней Вятки; в северные районы и в Закамье род Какся переселился именно с этих районов.

Какся — широко расселившаяся родовая группа удмуртов, ее следы выявлены в Алнашском (3), Граховском (1), Можгинском (12), Кизнерском (2), Вавожском (5), Завьяловском (1), Сюмсинском (4), Балезинском (4), Красногорском (4), Глазовском (1), Юкаменском (1) районах Удмуртии, в Малмыжском (1), Зуевском (1) районах Кировской области, в Калтасинском (1), Татышлинском (6) районах Башкирии, в Бавлинском районе Татарии (1), в Куединском районе Пермской области (4). Древнейшие селения рода Какся расположены в бассейне Кильмези и Нижней Вятки; в северные районы и в Закамье Какся переселилась именно с этих районов. Наиболее старинными селениями считаются Муки-Какси Сюмсинского, Старые Какси Можгинского районов Удмуртии и Каксинвай Малмыжского района Кировской области.

Каксинвай — одно из старейших поселений на левобережье нынешнего Малмыжского района Кировской области. Возник он в 1867 году, и официально назывался Русский Каксинвай, потому что существовал ещё и Вотский Каксинвай (ныне называется Каксинша), населённый удмуртами и расположенный в непосредственной близости от русского. Основателями села является семейство Кашиных, выходцев из деревни Нижняя Тойма Вятскополянского района Кировской области. По соседству расположена также марийская деревня Канамаш. Удмуртская и марийская деревни, русское село, расположенные рядышком, как три сестры.

В дореволюционное время Каксинвай был волостным селом, находившимся на старом почтовом тракте Малмыж – Безменшур – Кибья - Старый Мултан (ныне Короленко). В селе была каменная церковь, работала земская школа.

В недавнем прошлом здесь был центр хмелеводческого совхоза "Каксинвайский". Во время распутицы связь с другим миром осуществлялась только по воздуху: сюда ежедневно летал самолёт АН-2 из города Вятские Поляны. Сейчас до райцентра проложена улучшенная автомобильная дорога. В настоящее время это центр Каксинвайского сельского округа Малмыжского района, центр одноимённого с/х предприятия. Имеются два магазина, медпункт, клуб, библиотека, средняя школа. Восстановлена церковь в деревянном исполнении.

Родина вятского хмеля

Родиной хмеля считаются Марий Эл и Горный Алтай. Но и на вятских полях ещё недавно растили хмель и варили из него замечательное пиво. Родиной вятского хмеля считается малмыжское село Каксинвай, что на границе с Удмуртией. Можно предположить, что хмель стал особенно настойчиво мигрировать на вятские поля, когда стали строиться Александровские пивоваренные заводы. Лучший пособник опыления хмеля - туман. Летней порой такие туманы постоянны по левобережью Вятки, захватывая окрестные села.

Работа на хмельниках начиналась 15-20 апреля, когда сходил снег. Бригада (в основном женщин) из расчёта 4 человека на 1 га хмельника выполняла все весенние, летние и осенние работы.

Закладка нового хмельника начиналась с установки шпалер. На 1 га устанавливалось свыше 200 шестиметровых столбов через 4 метра в шпалере и 120 столбов - пасынков по краям поля. Поверху натягивалась прочная стальная проволока. Под проволокой весной высаживали черенки, вырезанные из корней трёх-восьмилетних растений, напоминающих корни хрена. На гектаре размещалось до четырёх тысяч ямок размером 30х30 сантиметров. Шестом на проволоку заводили крючки со шпагатом, другой конец которого крепили к колышку рядом с черенком.

Вновь заложенный хмельник первый урожай давал через три года. На готовом хмельнике весной надо было срезать ненужные части стеблей, поврежденные корни, летом разокучивать и окучивать, подкармливать конским навозом, прищипывать верхушки побегов, удалять пасынки, уничтожать вредителей, содержать почву в рыхлом и влажном состоянии. С блохой, паутинным клещом, тлёй и проволочником до 60-х годов расправлялись дустом: набивали им женский чулок и лупили по стеблям и почве.

Первые документы Малмыжской химконторы “Росглавпиво” относятся к 1933 году. Но к этому времени каждая окрестная деревушка уже имела свой хмельник в 1-4 га.

До войны и после, до 1953 года, на отдельных участках удавалось получить и 7 и 12 и 15 ц с 1 га. Все определялось усердием работающих людей, количеством удобрений, своевременностью выполненных работ.

Уборка хмеля должна начинаться в конце августа - начале сентября, и все годы была авральной частью работ на хмельниках. Выполняли эту работу ребятишки-школьники. В войну плети развозили по дворам, где жили немощные старики, дети. После войны развозили уже по всем дворам, как дополнение к работе на полях и фермах. За вечер и часть ночи семья нащипывала 6-12 кг шишек, сушила их на печи и несла на сдачу. Полученные деньги были подспорьем к символической колхозной зарплате.

В 1936 году Малмыжская хмелеконтора попыталась расширить площади до 49 га и заложить хмельники по 5 га в Уржумском, Шурминском, Кильмезском районах Кировской области.

Задержки с уборкой стали возникать из-за того, что взамен маленьких деревенских хмельников появились громадные - до 40 га. Но дело хмелеводства на Вятской земле поползло назад. Хмельники в 1-4 га были рассчитаны на особенности здешних деревень и их жителей. Набрать 40 тонн конского навоза на каждый гектар стало невозможным. Лошади, как и деревни, исчезали. Коровяком хмель удобрять нельзя, а минеральные удобрения требуют ювелирной точности выполнения технологии.

Людей на хмель стало не хватать. Ребятишки не справлялись, уборка затягивалась до заморозков. Хмель пошёл 2-3 сортом, а то и вовсе не годным. В 1959 году приехали ревизоры КРУ по Кировской области. Отметив невыполнение плана сдачи хмеля, недостаточность работы по расширению хмельников, низкую урожайность (тогда ещё 4 ц с га) распорядились: расширить, увеличить... Сколько надо для этого денег, хватит ли людских сил, не подумали. В конце концов, такой подход и выморил хмелеводство с Вятки раньше всяких антиалкогольных кампаний.

Колосс на глиняных ногах, хмелеводческий совхоз “Каксинвайский” - попытка поставить хмелеводство на Вятской земле на промышленный лад, по образцу заграницы, даже площадь хмельников в нём подогнали под американский стандарт (там 70 га на хозяйство, у нас – 66 га). Завезли импортные тракторы для обработки хмельников, механизированные сушилки и не очень совершенные хмелеуборочные комбайны, поливочные агрегаты, опрыскиватели. Технику налаживали приезжавшие каждый год чехи.

Средний урожай упал сначала до 4 (в 1964 году), а затем и до 1,13 центнеров с га. Но ещё случались рекорды. Последний - хмельник в Медовом Ключе в 1977 году благодаря опыту и старанию агронома дал 15 ц с 1 га.

В 1986 году руководство “Росхмеля” из Москвы приехало в Каксинвай: “Хмельники прикрыть из-за невыгодности культуры, растите картошку”. Сушилку, комбайны и поливочные машины продали за бесценок соседям в Чувашию и Татарию. Там они и пригодились.

Церковь Рождества Божьей Матери в селе Каксинвай

В сельском клубе (бывший дом священника) ещё недавно висела картина, писанная маслом, на которой виднелась красивая деревянная церковь. Рядом располагался текст:

«В 1894 году жители деревни Каксинвай Малмыжского уезда подали прошение об открытии у них своего прихода, поскольку из-за дальнего расстояния ездить в другие места было непросто. Приход с центром в селе Каксинвай открыли по указу Синода от 4 сентября 1895 года и определению Вятской епархии от 4 сентября 1900 года. Всего в приходе в 1916 году насчитывалось 766 дворов, в которых жили 2501 мужчин и 2564 женщины. Русские из общего числа жителей составляли 2968 человек, удмурты – 1695, марийцы – 402.

Деньги на постройку в Каксинвае церкви собрали всем миром. Деревянная Рождество-Богородицкая церковь была построена на каменном фундаменте в 1899 году. В одном комплексе с ней находилась и деревянная колокольня. Крышу церкви покрыли железом, стены обшили тесом, покрасив снаружи и изнутри масляной краской.

Внутреннее убранство церкви было небогатое. Не хватало подсвечников. Обычных в такого рода зданиях напрестольного Евангелия и меднозлаченного (или посеребренного) ковчега не было совсем.

Зато библиотека насчитывала 127 томов светских книг, не говоря уже о служебных, которые безвозмездно были присланы в Каксинвай Синодом по прошению служителей. Освящение однопрестольной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы состоялось 10 октября 1900 года.

В 1916 году в селе насчитывался 41 двор. Земская школа в Каксинвае была открыта еще в 1896 году. /…/

В 1938 году церковь в Каксинвае сгорела…»

Из воспоминаний

«У нас, в Каксинвае, в новый 1938 год загорелась церковь. Пятиглавая. Установили небрежность: неисправность дымоходов. Поп так и умер в заключении. Люди, особенно бабы, стали кидаться, спасать иконы, вытаскивать, а Игумнов, председатель сельсовета, велел участковому не пускать. Сутки горели. Потом бабы ходили, пепел разгребали. Кресты находили, металл скрюченный».

По материалам Центрального государственного архива Удмуртской Республики (ЦГА УР) можно уточнить следующее:

Приход с. Каксинвай открыт по указу Св. Синода от 4 сентября 1895 г. № 4307. В его состав вошли селения, ранее входившие в приходы сел Черемисский Малмыж, Константиновское, Старобурецкое; в 1916 г. в состав прихода входили: с. Каксинвай, д. Медовый Ключ, поч. Петропавловский (Русский Шугарак), поч. Преображенский, поч. Дмитриевский (Логовский), поч. Малый Сатнур (Пайгат), поч. Дмитриевский (Новый Бабин), поч. Новый Кукуй (Слободской), д. Нижняя Шабанка (Шохры), д. Новый Малмыж (Пинжан), поч. Уржум-Казанпи (Машпин), поч. Верхне-Детшур-Омга (Ямайкин), д. Средне-Детшур-Омга (Сустаскем), д. Большая Шабань, д. Какси-Ныши, поч. Курлов, д. Старая Омга, д. Малая Шабанка, поч. Нижний Шугарак, поч. Верхний Шугарак, поч. Николаевский, поч. Новый Буртек.
Деревянная церковь построена в 1899 г. с одним престолом на средства прихожан при пособии от Елабужского благотворительного комитета Стахеевых в 1500 руб. – и Чернова – в 500 руб., освящена 10 октября 1900 г. во имя Рождества Пресвятой Богородицы. 11 марта 1907 г. при церкви открыто церковно-приходское попечительство.

Сведений о закрытии Рождество-Богородицкой церкви по документам ЦГА УР не обнаружено.

Каксинвай был центром 1-го благочиния Малмыжского уезда Вятской епархии, в который входили сёла: Аджим, Бектешово, Большой Китяк, Верхняя Слудка, Вятские Поляны, Кулыги, Новый Бурец, Ральники, Рожки, Русский Каксинвай, Сосновка, Старый Бурец, Суши, Усад, Цыпья.

По воспоминаниям старожилов, сохранились до сих пор дома, где жили священнослужители. Это здание сельского клуба, дом Августы Ивановны Донских.

В 2004 году местными жителями Каксинвая было начато восстановление церкви. Основная часть денег на строительство нового здания храма была выделена бывшей жительницей этого села Татьяной М. Решетниковой, ныне проживающей в г. Казани. Сделала она это в память о своей матери, которая трудилась в селе фельдшером, тут и упокоилась.

Храм стали воздвигать на фундаменте церкви, сгоревшей в тридцатые годы ХХ века.

Первое, что нужно было сделать — расчистить место под фундамент. Спилили огромные берёзы, начали корчёвку. Под старым фундаментом была обнаружена хорошо обтёсанная и отшлифованная закладная плита размером 50 сантиметров на 70 с указанием следующих дат: начало и окончание постройки старой церкви - 1898—1903. А потом строители вырыли настоящий клад: в том месте, где был алтарь, было найдено большое количество серебряных и медных монет, позеленевших от времени.

16 октября 2004 в селе Каксинвай Малмыжского района был освящен храм в честь Рождества Богородицы. В освящении приняли участие 11 священников из трех епархий: Вятской, Казанской, Удмуртской. На богослужении присутствовало более 600 человек. Глава администрации Малмыжского района вручил благодарственные грамоты. Также от имени митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа была зачитана телеграмма, вручены архиерейские грамоты строителям и благоустроителям храма.

Церковь в Каксинвае.jpg

26 сентября 2005 года митрополит Вятский и Слободской Хрисанф подписал указ о назначении в село Каксинвай священника Георгия Иванова. Он до этого более двадцати пяти лет жил в Синегорье, в 2002 году поступил в Вятское Духовное Училище, которое с успехом закончил. В 2003 правящим архиереем возведён в сан священника и назначен настоятелем Петропавловской церкви села Синегорье.

Источник вдохновения

Владимир Семибратов.
Огоньки Каксинвая

Кружит белая вьюга,
Всё вокруг заметая,
Только светят во мраке
Огоньки Каксинвая.

Утомлюсь я в дороге
И глаза лишь закрою:
Каксинвай мне засветит
Путеводной звездою.

Здесь бродил я когда-то,
О дорогах мечтая,
А теперь вспоминаю
Огоньки Каксинвая.

Занесённый снегами,
Каксинвай мой далёкий
Снова снится и снится
Мне в стране синеокой.

Мест родимых, ребята,
Забывать вы не смейте,
Пронести своё детство
Вы по жизни сумейте.

И в пути непроглядном,
Вечный мрак разрывая,
Поведут вас на подвиг
Огоньки Каксинвая.


Источники:

  1. Атаманов М.Г. История Удмуртии в географических названиях.
  2. http://www.nubo.ru/pavel_egorov/books/malmij.html
  3. Слесарев В.А. Отчёт об эколого-этнографической экспедиции с учащимися Омгинской средней школы по территории Вятскополянского, Малмыжского районов Кировской области, Кизнерского района Республики Удмуртия. Август 2000. [Рукопись] // Архив краеведа В.А. Слесарева.
  4. Свинина Ангелина. Каксинвай мой далёкий… Ученическая иссл. работа. / А. Свинина, ученица 8 кл. МОУ лицея г. Вятские Поляны Кировской области, И.А. Саблина, рук. работы, учитель высшей категории. – Вятские Поляны, 2009.
  5. Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. — Вятка, 1912. — С.103—109.
  6. Клировые ведомости за 1916 г. о церкви, причте и прихожанах, церковно-приходском попечительстве, приходе, расходе и остатке денежных сумм и капиталов, церковном старосте за 1916 г. – ЦГА УР, ф.245, оп.3, д.659.
  7. http://rusvera.mrezha.ru/478/1.htm
  8. http://www.zaveru.orthodoxy.ru/arhiv/neus5.htm
Персональные инструменты
Инструменты