Чимбулат могучий, легенда (Советский район, Кировская область)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
Марийцы хотя и признали за собой власть русского государства, но христианской религии не принимали, а поклонялись, как и прежде, одухотворяемым ими силам природы: солнцу, ветру, воде, лесу, камню.
+
''Записана в 1919 году Н. Телешовым, опубликована местным краеведом П. Головиным 20 июня 1958 года в газете «Знамя Ильича» п. Пижанка.''
 
+
Особым поклонением, наравне с силами природы, у них пользовался легендарный герой марийского народа Чимбулат, могила которого указывалась на берегу реки Немды в Колянурской волости. Свои моления и жертвоприношения богам марийцы периодически устраивали в лесах, а раз в год, весной — на могиле Чимбулата. Миссионеры доносили в [[1830]] году (а по данным марийских историков, в 1828 году) митрополиту, что местные жители упорно не хотят принимать христианство, так как верят в своего легендарного богатыря Чимбулата и ждут, что он встанет из могилы и защитит их от назойливости попов, притеснений царских чиновников.
+
 
+
По жалобе этих миссионеров московский митрополит Филарет и министр внутренних дел царского правительства дали секретное указание вятскому губернатору — «распорядиться немедленным разрушением камня, находящегося в Колянурской волости и боготворимого марийцами под именем могилы Чимбулата» (1964 г. «Знамя Ильича» Пижанский район, статья краеведа-любителя П. Головина).
+
 
+
В библиотеке МарНИИ есть книга С. К. Кузнецова «Поездка к древней черемисской святыне, известной со времен Олеария», изданная в 1905 году. Автор очень подробно излагает о верованиях марийцев к Лемде Курык Кугуза (Чимбулат). Далее ученый-краевед С. К. Кузнецов рассказывает о встрече со стариком, 73-летним Никитой Афанасьевым, очевидцем и участником взрыва Чимбулат-камня. Вот что поведал ученому старожил:
+
 
+
«Собрали нас, здоровых мужиков, около сотни. Кто с топором, кто с ломом. Вокруг нас — вооруженные <br>исправники на лошадях. К вечеру у подножья каменной горы еле-еле выкопали 3 ямы шириной в <br>сажень и глубиной в 2 сажени. В каждую вложили бочку с порохом весом в пуд. Зажгли свечи, вход<br>закрыли камнями, через некоторое время так громыхнуло, что земля под нами зашаталась.<br>Кругом — дым, пыль. А когда все затихло, увидели: тот самый камень — утес, где марийцы молились,<br>раскололся на несколько глыб величиной с деревенскую избу. Зачем надо было взрывать такую<br>красоту природы? Ведь марийцы вреда не делали своим молением, верой».
+
 
+
А виновниками уничтожения этого народного памятника были миссионер Покровский, Котельничский и Уржумский исправник Поздняков и Давлет-Кильдеев. Действовали по указанию митрополита Филарета. Сначала уничтожили мост через Немду, а потом в 1828 году взорвали святилище Чимбулата. Этим они хотели показать, что ни мост ''(говорили, по нему Чимбулат проезжает, поэтому мост святой)'', ни камень не таят в себе сверхъестественной святой силы.
+
 
+
Такова эта история. Теперь уж никто не увидит тот камень — площадку жертвоприношения высотой 7 саженей и шириной 11 саженей ''(сажень — 2,13 метра)'', аккуратную каменную лестницу, ведущую к нему. Но люди ходят и, напорное, просят, чтоб богатырь и заступник Чимбулат проснулся и помог своему народу возродиться и окрепнуть, сохранить величие род¬ной земли.
+
 
+
Существует два варианта легенды о Чимбулате.
+
 
+
* Один записан Н. Телешовым в 1919 году со слов марийских старожилов («Избранные сочинения» т. II, Москва, 1956 год). Согласно этой легенде Чимбулата напрасно вызывали из могилы и прогневали ребятишки.
+
 
+
* Второй вариант легенды описан в книге Кима Васина («Сабля Атамана» в рассказе «Чимбулат могучий», М., 1964 г.). Согласно второму варианту, нашелся предатель среди марийского народа и за деньги зря вызвал богатыря из могилы, лишив тем самым марийцев покровительства своего защитника.
+
 
+
На берегу реки Немды до начала 80-х годов стояла деревня с одноименным названием Чимбулат. Каждый житель знал лесную тропу к чудо-камню, учащиеся Колянурской школы ходили в походы на могилу Чимбулата, посещали ее и многочисленные туристы. Сейчас деревни уже нет, тропа едва заметна, камни затянуло зеленым мхом. Но марийцы, как могут, сохраняют святое для них место, ставят вешки, огораживают жердочками. Верили и верят, что поможет Чимбулат, даст людям силы пережить лихую годину, обрести былое величие России.
+
  
 +
«Зимою среди белоснежной пустыни, летом среди знойного зеленого разнотравья и шума высоких деревьев возвышается над величавой Немдой утес — Живой камень. В давно минувшие времена здесь были поселения черемисского народа, и жил среди них могучий богатырь по имени Чимбулат. Простой, трудолюбивый крестьянин, он, как все в мирное время, пахал землю, растил хлеб. А если нужно было защищать свою землю от врагов, Чимбулат был впереди всех, на белом коне, с острым мечом в руке. И повсюду, где только появлялся могучий богатырь на белом коне, в ужасе бежали враги. Но не бесконечен человеческий век: пришло время помирать Чимбулату. Собрались вокруг Чимбулата черемисы, плача, взмолились они: «Не покидай нас, богатырь!»
 +
Приподнялся на локте Чимбулат, повел бровью, чтоб замолчали все, и в наступившей тишине раздался его голос: «Настал мой смертный час, и нельзя отдалить его. Слушайте мою последнюю волю. Похороните меня на высоком утесе, чтобы рядом вольно и свободно текла река и чтобы с утеса виден был бы весь край мой марийский. Пусть мольный ветер проносится над моей могилой, и в шорохе его услышу я вести со всех концов марийской земли». И, взглянув на плачущих людей, Чимбулат продолжал: «Не горюйте, друзья, что пришла моя смерть. Кто все силы отдал народу, тот умирает только телом, а сила его вечно живет в народе. Я никогда и мертвым не дам вас в обиду. Когда плохо придется, когда самим вам не справиться с неприятелем, подойдите тогда к моей могиле и скажите громким голосом: «Вставай, Чимбулат! Враги у ворот!» Я встану тогда и обороню вас. Только не тревожьте меня попусту».
 +
С этими словами и умер Чимбулат — могучий заступник пахарей и лесных охотников. В тяжелую дубовую колоду положили Чимбулата и похоронили на высоком утесе над рекой. Вместе с богатырем положили его меч и пику, и белого коня.
 +
Умер Чимбулат. Справили черемисы богатые поминки и долго оплакивали потерю. Но шло время, высокий лес вырос вокруг могилы Чимбулата, весной и летом на крутом берегу цвели пышные цветы. Вокруг, в лесной чаще, пели птицы, а возле скалы было тихо: ни птицы, ни люди не смели нарушить сон богатыря. Все было благополучно, и мало-помалу Чимбулата стали забывать. И забыли бы о нем, может быть, совсем, как вдруг появился сильный враг и начал окружать, теснить черемисов. Вспомнили они о своем богатыре, побежали к скале, к могиле его и стали громко звать на помощь: «Вставай, Чимбулат! Враги у ворот!»
 +
И дрогнула каменная круть, раскололась надвое, появился из тем¬ной расщелины Чимбулат на белом коне своем, в шлеме, со щитом в руке, с копьем у стремени, с мечом над головой. Бросился богатырь на врагов, колол, рубил обезумевших от страха захватчиков, обратив их в бегство. А когда опасность миновала, Чимбулат, ни на кого не взглянув, молча вернулся к своей скале, снова замкнулась она за ним и поглотила вместе с конем. Шло время. Когда наступала беда, всякий раз Чимбулат выручал свой народ, и никакой враг не был страшен черемисам.
 +
Подсмотрели однажды ребятишки, как старшие вызывали на помощь себе Чимбулата. Стали они играть в войну, подбежали к скале и давай звать богатыря: «Вставай, Чимбулат! Враги у ворот!» Дрогнула скала. Выехал Чимбулат на белом коне в полном вооружении. А неприятеля нет. Смотрит богатырь направо, налево — нет никого. Повернулся воин и молча поехал к горе, исчез в ней. Ребятишкам это понравилось. Сколько было и страха, и хохота, сколько было всяких рассказов. Стали опять играть в войну и опять вызвали Чимбулата. Выехал снова на их зов богатырь, не увидел вновь врага, нахмурился и, сердито взглянув, вернулся обратно в гору. Но неймется мальчишкам. Они в третий раз вызвали богатыря: «Вставай, Чимбулат! Враги у ворот!». Затряслась земля. Со страшным грохотом раздвинулась скала, и выехал оттуда разгневанный Чимбулат с мечом над головой. И конь с пеной у рта взвился на дыбы — только бы ринуться в битву. А неприятеля и в помине нет. Только окрестные черемисы сбегались на грохот. Увидел их Чимбулат и крикнул им: «Не цените вы моих трудов, черемисы! Я вас спасал от всякого врага, а вы надо мной потешаетесь, начали понапрасну меня тревожить. Помните, ухожу теперь от вас навсегда! Больше я вам не защитник, сам буду вам мешать, каждое ваше моление и жертвоприношение лишь на одну помощь сдобрят меня». Опустил Чимбулат свой меч, повернул коня и скрылся в горе.
 +
Не стало с тех пор у марийского народа заступника. Начались войны, и некому было защитить черемисов. Молчалив стал и тих серый утес над рекой, оброс он сразу мхом и травой. Но не пропала надежда черемисов. Камень таит в себе живую силу. Настанет время, забудет Чимбулат обиду и защитит народ свой от всяких напастей».
 +
Поэтому и зовется этот камень живым, что жива в нем вечная сила, и в народе не умирает вера в своего защитника. Веками шли марийцы к Чимбулат-камню, несли дары, молились, прикасались к холодной скале, чтобы набраться живительных сил у своего легендарного богатыря. Уносили кусочки камня, хранили их, как самые дорогие реликвии. Не исчезает тропа к могиле и сейчас. Ведь это не камни — память.
 
[[Категория:Сетевой проект]]
 
[[Категория:Сетевой проект]]
 
[[Категория:Региональный проект]]
 
[[Категория:Региональный проект]]
 
[[Категория:Кировская область]]
 
[[Категория:Кировская область]]

Версия 22:10, 20 октября 2009

Записана в 1919 году Н. Телешовым, опубликована местным краеведом П. Головиным 20 июня 1958 года в газете «Знамя Ильича» п. Пижанка.

«Зимою среди белоснежной пустыни, летом среди знойного зеленого разнотравья и шума высоких деревьев возвышается над величавой Немдой утес — Живой камень. В давно минувшие времена здесь были поселения черемисского народа, и жил среди них могучий богатырь по имени Чимбулат. Простой, трудолюбивый крестьянин, он, как все в мирное время, пахал землю, растил хлеб. А если нужно было защищать свою землю от врагов, Чимбулат был впереди всех, на белом коне, с острым мечом в руке. И повсюду, где только появлялся могучий богатырь на белом коне, в ужасе бежали враги. Но не бесконечен человеческий век: пришло время помирать Чимбулату. Собрались вокруг Чимбулата черемисы, плача, взмолились они: «Не покидай нас, богатырь!» Приподнялся на локте Чимбулат, повел бровью, чтоб замолчали все, и в наступившей тишине раздался его голос: «Настал мой смертный час, и нельзя отдалить его. Слушайте мою последнюю волю. Похороните меня на высоком утесе, чтобы рядом вольно и свободно текла река и чтобы с утеса виден был бы весь край мой марийский. Пусть мольный ветер проносится над моей могилой, и в шорохе его услышу я вести со всех концов марийской земли». И, взглянув на плачущих людей, Чимбулат продолжал: «Не горюйте, друзья, что пришла моя смерть. Кто все силы отдал народу, тот умирает только телом, а сила его вечно живет в народе. Я никогда и мертвым не дам вас в обиду. Когда плохо придется, когда самим вам не справиться с неприятелем, подойдите тогда к моей могиле и скажите громким голосом: «Вставай, Чимбулат! Враги у ворот!» Я встану тогда и обороню вас. Только не тревожьте меня попусту». С этими словами и умер Чимбулат — могучий заступник пахарей и лесных охотников. В тяжелую дубовую колоду положили Чимбулата и похоронили на высоком утесе над рекой. Вместе с богатырем положили его меч и пику, и белого коня. Умер Чимбулат. Справили черемисы богатые поминки и долго оплакивали потерю. Но шло время, высокий лес вырос вокруг могилы Чимбулата, весной и летом на крутом берегу цвели пышные цветы. Вокруг, в лесной чаще, пели птицы, а возле скалы было тихо: ни птицы, ни люди не смели нарушить сон богатыря. Все было благополучно, и мало-помалу Чимбулата стали забывать. И забыли бы о нем, может быть, совсем, как вдруг появился сильный враг и начал окружать, теснить черемисов. Вспомнили они о своем богатыре, побежали к скале, к могиле его и стали громко звать на помощь: «Вставай, Чимбулат! Враги у ворот!» И дрогнула каменная круть, раскололась надвое, появился из тем¬ной расщелины Чимбулат на белом коне своем, в шлеме, со щитом в руке, с копьем у стремени, с мечом над головой. Бросился богатырь на врагов, колол, рубил обезумевших от страха захватчиков, обратив их в бегство. А когда опасность миновала, Чимбулат, ни на кого не взглянув, молча вернулся к своей скале, снова замкнулась она за ним и поглотила вместе с конем. Шло время. Когда наступала беда, всякий раз Чимбулат выручал свой народ, и никакой враг не был страшен черемисам. Подсмотрели однажды ребятишки, как старшие вызывали на помощь себе Чимбулата. Стали они играть в войну, подбежали к скале и давай звать богатыря: «Вставай, Чимбулат! Враги у ворот!» Дрогнула скала. Выехал Чимбулат на белом коне в полном вооружении. А неприятеля нет. Смотрит богатырь направо, налево — нет никого. Повернулся воин и молча поехал к горе, исчез в ней. Ребятишкам это понравилось. Сколько было и страха, и хохота, сколько было всяких рассказов. Стали опять играть в войну и опять вызвали Чимбулата. Выехал снова на их зов богатырь, не увидел вновь врага, нахмурился и, сердито взглянув, вернулся обратно в гору. Но неймется мальчишкам. Они в третий раз вызвали богатыря: «Вставай, Чимбулат! Враги у ворот!». Затряслась земля. Со страшным грохотом раздвинулась скала, и выехал оттуда разгневанный Чимбулат с мечом над головой. И конь с пеной у рта взвился на дыбы — только бы ринуться в битву. А неприятеля и в помине нет. Только окрестные черемисы сбегались на грохот. Увидел их Чимбулат и крикнул им: «Не цените вы моих трудов, черемисы! Я вас спасал от всякого врага, а вы надо мной потешаетесь, начали понапрасну меня тревожить. Помните, ухожу теперь от вас навсегда! Больше я вам не защитник, сам буду вам мешать, каждое ваше моление и жертвоприношение лишь на одну помощь сдобрят меня». Опустил Чимбулат свой меч, повернул коня и скрылся в горе. Не стало с тех пор у марийского народа заступника. Начались войны, и некому было защитить черемисов. Молчалив стал и тих серый утес над рекой, оброс он сразу мхом и травой. Но не пропала надежда черемисов. Камень таит в себе живую силу. Настанет время, забудет Чимбулат обиду и защитит народ свой от всяких напастей». Поэтому и зовется этот камень живым, что жива в нем вечная сила, и в народе не умирает вера в своего защитника. Веками шли марийцы к Чимбулат-камню, несли дары, молились, прикасались к холодной скале, чтобы набраться живительных сил у своего легендарного богатыря. Уносили кусочки камня, хранили их, как самые дорогие реликвии. Не исчезает тропа к могиле и сейчас. Ведь это не камни — память.

Персональные инструменты
Инструменты