Чимбулат могучий, легенда (Советский район, Кировская область)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
 
Марийцы хотя и признали за собой власть русского государства, но христианской религии не принимали, а поклонялись, как и прежде, одухотворяемым ими силам природы: солнцу, ветру, воде, лесу, камню.  
 
Марийцы хотя и признали за собой власть русского государства, но христианской религии не принимали, а поклонялись, как и прежде, одухотворяемым ими силам природы: солнцу, ветру, воде, лесу, камню.  
  
Особым поклонением, наравне с силами природы, у них пользовался легендарный герой марийского народа Чимбулат, могила которого указывалась на берегу реки Немды в Колянурской волости. Свои моления и жертвоприношения богам марийцы периодически устраивали в лесах, а раз в год, весной — на могиле Чимбулата. Миссионеры доносили в 1830 году (а по данным марийских историков, в 1828 году) митрополиту, что местные жители упорно не хотят принимать христианство, так как верят в своего легендарного богатыря Чимбулата и ждут, что он встанет из могилы и защитит их от назойливости попов, притеснений царских чиновников.
+
Особым поклонением, наравне с силами природы, у них пользовался легендарный герой марийского народа Чимбулат, могила которого указывалась на берегу реки Немды в Колянурской волости. Свои моления и жертвоприношения богам марийцы периодически устраивали в лесах, а раз в год, весной — на могиле Чимбулата. Миссионеры доносили в [[1830]] году (а по данным марийских историков, в 1828 году) митрополиту, что местные жители упорно не хотят принимать христианство, так как верят в своего легендарного богатыря Чимбулата и ждут, что он встанет из могилы и защитит их от назойливости попов, притеснений царских чиновников.
  
 
По жалобе этих миссионеров московский митрополит Филарет и министр внутренних дел царского правительства дали секретное указание вятскому губернатору — «распорядиться немедленным разрушением камня, находящегося в Колянурской волости и боготворимого марийцами под именем могилы Чимбулата» (1964 г. «Знамя Ильича» Пижанский район, статья краеведа-любителя П. Головина).
 
По жалобе этих миссионеров московский митрополит Филарет и министр внутренних дел царского правительства дали секретное указание вятскому губернатору — «распорядиться немедленным разрушением камня, находящегося в Колянурской волости и боготворимого марийцами под именем могилы Чимбулата» (1964 г. «Знамя Ильича» Пижанский район, статья краеведа-любителя П. Головина).
Строка 7: Строка 7:
 
В библиотеке МарНИИ есть книга С. К. Кузнецова «Поездка к древней черемисской святыне, известной со времен Олеария», изданная в 1905 году. Автор очень подробно излагает о верованиях марийцев к Лемде Курык Кугуза (Чимбулат). Далее ученый-краевед С. К. Кузнецов рассказывает о встрече со стариком, 73-летним Никитой Афанасьевым, очевидцем и участником взрыва Чимбулат-камня. Вот что поведал ученому старожил:
 
В библиотеке МарНИИ есть книга С. К. Кузнецова «Поездка к древней черемисской святыне, известной со времен Олеария», изданная в 1905 году. Автор очень подробно излагает о верованиях марийцев к Лемде Курык Кугуза (Чимбулат). Далее ученый-краевед С. К. Кузнецов рассказывает о встрече со стариком, 73-летним Никитой Афанасьевым, очевидцем и участником взрыва Чимбулат-камня. Вот что поведал ученому старожил:
  
«Собрали нас, здоровых мужиков, около сотни. Кто с топором, кто с ломом. Вокруг нас — вооруженные исправники на лошадях. К вечеру у подножья каменной горы еле-еле выкопали 3 ямы шириной в сажень и глубиной в 2 сажени. В каждую вложили бочку с порохом весом в пуд. Зажгли свечи, вход закрыли камнями, через некоторое время так громыхнуло, что земля под нами зашаталась. Кругом — дым, пыль. А когда все затихло, увидели: тот самый камень — утес, где марийцы молились, раскололся на несколько глыб величиной с деревенскую избу. Зачем надо было взрывать такую красоту природы? Ведь марийцы вреда не делали своим молением, верой».
+
«Собрали нас, здоровых мужиков, около сотни. Кто с топором, кто с ломом. Вокруг нас — вооруженные <br>исправники на лошадях. К вечеру у подножья каменной горы еле-еле выкопали 3 ямы шириной в <br>сажень и глубиной в 2 сажени. В каждую вложили бочку с порохом весом в пуд. Зажгли свечи, вход<br>закрыли камнями, через некоторое время так громыхнуло, что земля под нами зашаталась.<br>Кругом — дым, пыль. А когда все затихло, увидели: тот самый камень — утес, где марийцы молились,<br>раскололся на несколько глыб величиной с деревенскую избу. Зачем надо было взрывать такую<br>красоту природы? Ведь марийцы вреда не делали своим молением, верой».
  
А виновниками уничтожения этого народного памятника были миссионер Покровский, Котельничский и Уржумский исправник Поздняков и Давлет-Кильдеев. Действовали по указанию митрополита Филарета. Сначала уничтожили мост через Немду, а потом в 1828 году взорвали святилище Чимбулата. Этим они хотели показать, что ни мост (говорили, по нему Чимбулат проезжает, поэтому мост святой), ни камень не таят в себе сверхъестественной святой силы. Такова эта история. Теперь уж никто не увидит тот камень — площадку жертвоприношения высотой 7 саженей и шириной 11 саженей (сажень — 2,13 метра), аккуратную каменную лестницу, ведущую к нему. Но люди ходят и, напорное, просят, чтоб богатырь и заступник Чимбулат проснулся и по¬мог своему народу возродиться и окрепнуть, сохранить величие род¬ной земли.
+
А виновниками уничтожения этого народного памятника были миссионер Покровский, Котельничский и Уржумский исправник Поздняков и Давлет-Кильдеев. Действовали по указанию митрополита Филарета. Сначала уничтожили мост через Немду, а потом в 1828 году взорвали святилище Чимбулата. Этим они хотели показать, что ни мост ''(говорили, по нему Чимбулат проезжает, поэтому мост святой)'', ни камень не таят в себе сверхъестественной святой силы.  
  
Существует два варианта легенды о Чимбулате. Один записан Н. Телешовым в 1919 году со слов марийских старожилов («Избранные сочинения» т. II, Москва, 1956 год). Согласно этой легенде Чимбулата напрасно вызывали из могилы и прогневали ребятишки. Второй вариант легенды описан в книге Кима Васина («Сабля Атамана» в рассказе «Чимбулат могучий», М., 1964 г.). Согласно второму варианту, нашелся предатель среди марийского народа и за деньги зря вызвал богатыря из могилы, лишив тем самым марийцев покровительства своего защитника.
+
Такова эта история. Теперь уж никто не увидит тот камень — площадку жертвоприношения высотой 7 саженей и шириной 11 саженей ''(сажень — 2,13 метра)'', аккуратную каменную лестницу, ведущую к нему. Но люди ходят и, напорное, просят, чтоб богатырь и заступник Чимбулат проснулся и помог своему народу возродиться и окрепнуть, сохранить величие род¬ной земли.
 +
 
 +
Существует два варианта легенды о Чимбулате.  
 +
 
 +
* Один записан Н. Телешовым в 1919 году со слов марийских старожилов («Избранные сочинения» т. II, Москва, 1956 год). Согласно этой легенде Чимбулата напрасно вызывали из могилы и прогневали ребятишки.  
 +
 
 +
* Второй вариант легенды описан в книге Кима Васина («Сабля Атамана» в рассказе «Чимбулат могучий», М., 1964 г.). Согласно второму варианту, нашелся предатель среди марийского народа и за деньги зря вызвал богатыря из могилы, лишив тем самым марийцев покровительства своего защитника.
  
 
На берегу реки Немды до начала 80-х годов стояла деревня с одноименным названием Чимбулат. Каждый житель знал лесную тропу к чудо-камню, учащиеся Колянурской школы ходили в походы на могилу Чимбулата, посещали ее и многочисленные туристы. Сейчас деревни уже нет, тропа едва заметна, камни затянуло зеленым мхом. Но марийцы, как могут, сохраняют святое для них место, ставят вешки, огораживают жердочками. Верили и верят, что поможет Чимбулат, даст людям силы пережить лихую годину, обрести былое величие России.
 
На берегу реки Немды до начала 80-х годов стояла деревня с одноименным названием Чимбулат. Каждый житель знал лесную тропу к чудо-камню, учащиеся Колянурской школы ходили в походы на могилу Чимбулата, посещали ее и многочисленные туристы. Сейчас деревни уже нет, тропа едва заметна, камни затянуло зеленым мхом. Но марийцы, как могут, сохраняют святое для них место, ставят вешки, огораживают жердочками. Верили и верят, что поможет Чимбулат, даст людям силы пережить лихую годину, обрести былое величие России.

Версия 22:04, 20 октября 2009

Марийцы хотя и признали за собой власть русского государства, но христианской религии не принимали, а поклонялись, как и прежде, одухотворяемым ими силам природы: солнцу, ветру, воде, лесу, камню.

Особым поклонением, наравне с силами природы, у них пользовался легендарный герой марийского народа Чимбулат, могила которого указывалась на берегу реки Немды в Колянурской волости. Свои моления и жертвоприношения богам марийцы периодически устраивали в лесах, а раз в год, весной — на могиле Чимбулата. Миссионеры доносили в 1830 году (а по данным марийских историков, в 1828 году) митрополиту, что местные жители упорно не хотят принимать христианство, так как верят в своего легендарного богатыря Чимбулата и ждут, что он встанет из могилы и защитит их от назойливости попов, притеснений царских чиновников.

По жалобе этих миссионеров московский митрополит Филарет и министр внутренних дел царского правительства дали секретное указание вятскому губернатору — «распорядиться немедленным разрушением камня, находящегося в Колянурской волости и боготворимого марийцами под именем могилы Чимбулата» (1964 г. «Знамя Ильича» Пижанский район, статья краеведа-любителя П. Головина).

В библиотеке МарНИИ есть книга С. К. Кузнецова «Поездка к древней черемисской святыне, известной со времен Олеария», изданная в 1905 году. Автор очень подробно излагает о верованиях марийцев к Лемде Курык Кугуза (Чимбулат). Далее ученый-краевед С. К. Кузнецов рассказывает о встрече со стариком, 73-летним Никитой Афанасьевым, очевидцем и участником взрыва Чимбулат-камня. Вот что поведал ученому старожил:

«Собрали нас, здоровых мужиков, около сотни. Кто с топором, кто с ломом. Вокруг нас — вооруженные 
исправники на лошадях. К вечеру у подножья каменной горы еле-еле выкопали 3 ямы шириной в
сажень и глубиной в 2 сажени. В каждую вложили бочку с порохом весом в пуд. Зажгли свечи, вход
закрыли камнями, через некоторое время так громыхнуло, что земля под нами зашаталась.
Кругом — дым, пыль. А когда все затихло, увидели: тот самый камень — утес, где марийцы молились,
раскололся на несколько глыб величиной с деревенскую избу. Зачем надо было взрывать такую
красоту природы? Ведь марийцы вреда не делали своим молением, верой».

А виновниками уничтожения этого народного памятника были миссионер Покровский, Котельничский и Уржумский исправник Поздняков и Давлет-Кильдеев. Действовали по указанию митрополита Филарета. Сначала уничтожили мост через Немду, а потом в 1828 году взорвали святилище Чимбулата. Этим они хотели показать, что ни мост (говорили, по нему Чимбулат проезжает, поэтому мост святой), ни камень не таят в себе сверхъестественной святой силы.

Такова эта история. Теперь уж никто не увидит тот камень — площадку жертвоприношения высотой 7 саженей и шириной 11 саженей (сажень — 2,13 метра), аккуратную каменную лестницу, ведущую к нему. Но люди ходят и, напорное, просят, чтоб богатырь и заступник Чимбулат проснулся и помог своему народу возродиться и окрепнуть, сохранить величие род¬ной земли.

Существует два варианта легенды о Чимбулате.

  • Один записан Н. Телешовым в 1919 году со слов марийских старожилов («Избранные сочинения» т. II, Москва, 1956 год). Согласно этой легенде Чимбулата напрасно вызывали из могилы и прогневали ребятишки.
  • Второй вариант легенды описан в книге Кима Васина («Сабля Атамана» в рассказе «Чимбулат могучий», М., 1964 г.). Согласно второму варианту, нашелся предатель среди марийского народа и за деньги зря вызвал богатыря из могилы, лишив тем самым марийцев покровительства своего защитника.

На берегу реки Немды до начала 80-х годов стояла деревня с одноименным названием Чимбулат. Каждый житель знал лесную тропу к чудо-камню, учащиеся Колянурской школы ходили в походы на могилу Чимбулата, посещали ее и многочисленные туристы. Сейчас деревни уже нет, тропа едва заметна, камни затянуло зеленым мхом. Но марийцы, как могут, сохраняют святое для них место, ставят вешки, огораживают жердочками. Верили и верят, что поможет Чимбулат, даст людям силы пережить лихую годину, обрести былое величие России.

Персональные инструменты
Инструменты