Храм архистратига Михаила Архангела (Дедовичский район, Псковская область)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Версия от 16:18, 13 февраля 2006; 81.9.64.98 (обсуждение)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Предлагаем вашему вниманию некоторые результаты двух¬летнего исторического иссле¬дования уникального историко-архитектурного памятника - храма Архистратига Михаила Архангела в деревне Вышегород.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. Летопись повествует, что в 1239 году на землях Ржевской сты Ве¬ликого Новгорода возведена зас¬тава князя Александра Невского - Вышегород. В XIX веке все выше¬городские земли, деревни: Петро¬во, Михалево, Плотишино, Выше¬город - принадлежали семье по¬мещиков Бибиковых.! Хозяева имения обладали жи¬вым чувством красоты и величия природы, высоким интеллектом и чувством самодисциплины. Род Бибиковых, старинный, славный, состоял в родстве с фельдмарша¬лом Михаилом Илларионовичем Кутузовым. Семья большая - три сына и дочь Мария. Хозяйкой по¬местья была Анна Александров¬на Бибикова. Мужская часть се¬мьи традиционно занималась во¬енным делом. По свидетельству инокини монастыря при храме Тавифы и священника церкви батюшки Серафима, «..отец семей¬ства Петр Иванович Бибиков имел звание полковника, сыновья же: Александр - генерал-майора, Ва¬силий - генерал-лейтенанта, млад¬ший Николай состоял в чине Тай¬ного Советника Двора его импе¬раторского величества Александ¬ра II. Семья дружная и набожная». О возникновении храма суще¬ствует предание: «Дочь Мария была больна. Много средств и сил потрачено на ее лечение, но ни¬чего не помогало. В молитвах про¬водили родители бессонные ночи, вымаливая у Бога здоровье доче¬ри. Однажды Петру Ивановичу приснился сон, что для излечения Марии необходимо построить храм. На семейном совете реше¬но было начать строительство. Общее руководство осуществлял отец Петр Иванович. Старший сын Александр занимался изготовле¬нием кирпича на заводе в деревне Петрово, Николай - архитектурой храма, Василий - заказывал цер¬ковную утварь, иконы, ведал ус¬тановкой алтаря. Так в 1863 году заложили храм великой святыни -церковь Архистратига Михаила Архангела». Много пота и средств вложено: в строительство храма и одновре¬менно усыпальницы семьи. Со¬оружалось на совесть, на века. Крестьяне всех вышегородских деревень тоже трудились, усилия¬ми мира, как принято в русском народе исстари, поднимали святы¬ню. В Петрово на заводе произво¬дили кирпич, в Плотишино заго¬тавливали дрова, вышегородские крестьяне подвозили для строи- тельства воду на гору, местные умельцы, обученные Бибиковы¬ми, вели кладку. Недалеко от зда¬ния церкви и сейчас можно рас¬смотреть яму для гашения извес¬ти. Старожилы вспоминают, что вокруг нее стояли корзины с яй¬цами, которые добавляли в известково-песчаный раствор, масса получалась эластичная, «как мас¬ло» тонким слоем ложилась на кирпич. Шов получался тонкий и очень прочный. Углы здания и сейчас стоят ровные, только под проездными воротами колоколь¬ни мы обнаружили небольшой осколок кирпича. Уже при первом осмотре можно убедиться в проч¬ности материала и увидеть тонкий слой известкового раствора. По свидетельству монахини Тавифы, «на каждом кирпиче авторитетно стоит штамп АПБ как знак каче¬ства и личного достоинства стро¬ителя». Интересна история строитель¬ства пандусовых лестниц храма. Материалом для них служили гра¬нитные блоки весом до 2,5 тонн, привезенные из Финляндии по зиме шестерками лошадей. При чем там, на финской границе был создан макет лестниц, по нему мастера высекали отдельные де¬тали, а на месте каждый слой гра¬нита укладывали на свинцовые пластины, в которых тяжелые гра¬нитные блоки утопали и не сме¬щались. Так возвели церковь изящную по форме, богатую утварью, ико¬нами. В левой части алтаря поме¬щались родовые иконы Бибико¬вых: Апостола Петра, Анны Про¬рочицы, Апостола Святителя Ни¬колая, Святой Елизаветы (род¬ственницы семьи), Марии Магда¬лины, икона Архистратига Миха¬ила Архангела помещена над вхо¬дом в храм, святого Александра Невского - над входом в склеп. Приход в церкви был большой, верующие шли со всех сторон в чудный храм. Только на клиросе пели до тридцати мужиков. Все было свято и достойно. Церковь стоит алтарем на вос¬ток. Сами господа Бибиковы подъезжали на службу в коляске — рессорном четырехколесном экипаже с откидным верхом, вхо¬дили только с правой стороны (чтобы жизнь сочеталась с прав¬дой) вот почему и были избраны пандусовые лестницы - пологие, наклонные. По ним удобно ходить и спускаться именно по правой стороне, так как ступени распола¬гаются веером, справа они шире и удобнее. Отец Серафим, долгое время служивший священником храма и много сделавший для его сохра¬нения, свидетельствует о том, что «глубоко верующие члены Семьи Бибиковых перед смертью приня¬ли монашество, церковь переда¬ли архиерею. Ушли из духовного мира, приняв мир Божеский». В усыпальнице храма, располо¬женной на цокольном этаже, было три захоронения создателей хра¬ма, но время неумолимо и безжа¬лостно. В советское время власти преследовали церковь, ее служи¬телей, вывезли все лучшие иконы, осталась одна -Апостола Святите¬ля Николая. С колокольни сброше¬ны колокола. Самое худшее, ковар¬ное - перекопан склеп, останки тел вынесены на кладбище, и никто не знает, где их варварское захороне¬ние».

Example.jpg ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ХРАМА, ЕГО УНИКАЛЬНОСТЬ. 20-90 годы XIX века в России ха¬рактеризуются всплеском русской архитектур¬ной мысли. Проанализиру¬ем архитектуру храма Михаила Архангела. «Здание постав¬лено на верхней площадке высо¬кой горы в одном километре от села и доминирует над живописным озерным ланд¬шафтом. План храма отличается тем, что классически правильная ориентация запад-восток наруше¬на, сооружение расположено по оси север-юг. Этим объясняется своеобразие его декора. Материал - кирпич, именно он позволяет четко выделить все де¬коративные детали. Цоколь обли¬цован бетонной штукатуркой, крыльцо построено из серого гра¬нита. План церкви приближен к кресту, симметричен по продоль¬ной оси: состоит из массивного восьмерика на четверике, который составляют выступающие крылья планового креста, перекрытые за¬комарами с луковичным заверше¬нием. Западный вход оформлен широкими гранитными пандусовыми лестницами и квадратным в плане крыльцом, завершенным барабаном с главкой. Спуски-пандусы выполнены из гранита, который задает иную крупную форму, в ней не может быть оби¬лия декора. В то же время выделе¬ние входа в церковь с запада ха¬рактерно для архитектуры эклек¬тики и одновременно явилось по¬пыткой архитектора уравновесить отступление от православного ка¬нона, соблюсти традиции. Световой восьмерик храма вен¬чает шатровая кровля с неболь¬шой главкой и крестом. Место трапезной в церкви занимает се¬верный придел во имя Рождества Иоанна Предтечи, который пред¬ставляет собой купольную цер¬ковь, декорированную снаружи световыми трехгранными высту¬пами, завершенными щипцами и двумя закомарными завершениями. Таким образом, декор при¬дельной церкви Иоанна Предтечи выполнен в формах, близких к де¬кору основного четверика. По характеру убранство фаса¬дов делится на два основных типа: высокий и низкий рельеф, выпол¬ненный средствами кирпичной кладки. Декор нижнего яруса чет¬верика (на уровне пола интерье¬ра) состоит из горизонтальной ру¬стовки в три ряда; широкие окон¬ные проемы с арочными завер¬шениями и наличниками - стол¬биками на южном и восточном фасадах декоративные. Оконные проемы в этом ярусе имеют та¬кие же арочные завершения. Углы оформлены в виде плос¬ких пилястр; пазухи креста второ¬го яруса обработаны в виде плос¬костей с килевидным луковичным завершением. Стены второго яру¬са четверика украшены разнооб¬разными поясками, карнизными тягами, поребриком, неглубокими нишами и изображениями крес¬тов. Простенки светового восьме¬рика обработаны плоскими пиля¬страми, окна арочные с указан¬ным декором. Главка шатра деко¬рирована кокошником, яблоком и крестом. Архитектуре основного соору¬жения соответствует трехъярус¬ная колокольня с мощными про-ездными во¬ротами в первом яру¬се, декори¬рованными столбами-пилястрами и удлинен¬ными гирь¬ками. Вто¬рой, наибо¬лее наряд¬ный, ярус обработан по углам круглыми пилястрами, имеет сдво¬енные, готи¬ческие по формам арочные проемы и выступаю¬щий карниз с обломами и сухарика¬ми, увен¬чанный по сторонам пятью ко¬кошниками. Третий ярус - восьмерик звонов имеет четыре пролета, простенки декорированы нишами и заверше¬ны щипцами. Переход к восьми¬гранному барабану осуществля¬ется с помощью парусов и под-пружных арок. Колокольня завер¬шается шлемовидной главой. Основная церковь соединена с придельной широким дверным проемом. Иконостас и утварь да¬тируются второй половиной XIX века. Все сооружение покоится на цокольном этаже, который явля¬ется родовой усыпальницей семьи Бибиковых. Церковь теплая, отап¬ливалась из цокольного этажа по воздушным каналам. Таким образом, архитектура памятника представляет собой интересный и характерный обра¬зец применения эклектики в куль¬товой архитектуре середины вто¬рой половины XIX века, основан¬ный на сочетании разнообразных стилевых форм, т.е. русско-визан¬тийский стиль. Нам, к сожалению, не удалось установить подлинного имени архитектора этого замечательно¬го храма. Уникальность и ценность выше¬городского храма состоит в том, что за 130 лет своего существова¬ния он сохранился полностью, это - подлинное сооружение! Согласно данных техника-архи¬тектора ПСИРПМ Голубевой И.Б. за 1977 год: «Здание церкви не пе¬рестраивалось, производились мелкие ремонты: покраска шатра глав, закладка северного дверно¬го проема в придел, окраска внут¬ренних стен. Ремонт произведен в 1915 году. Реставрационных работ не производилось».


ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИСТОРИКО - АРХИТЕКТУРНО¬ГО ПАМЯТНИКА И ПРОБЛЕМА ЕГО СОХРАНЕНИЯ. Художественные особенности и свое¬образие храма Миха¬ила Архангела обус¬ловлены гармонич¬ной связью с ланд¬шафтом местности, масштабностью. Человеку, поднима¬ющемуся к храму на вершину горы, от¬крывается порази¬тельное зрелище: храм словно парит в небесах. От подножия до вершины путь не¬легок, сама дорога к храму позволяет человеку успо¬коиться, отдохнуть, смириться ду¬шой, впитать красоту, понятную каждому без слов. Местные жители рассказывают: в ненастную погоду низкие лох¬матые тучи опускаются до папер¬ти церкви, плывут, окутывая храм, словно соединяющий небесное и земное. Давно на церковной звоннице нет колоколов, но звук их много лет плыл по окрестностям ничем не загороженный и лечил людей. Храм и сейчас словно живой. Во время экспедиции в августе 2004 года мы обходили вокруг храма, в котором тихонько напевала старо¬ста Нина Васильевна Никифоро¬ва, но мы четко слышали ее пение на улице. Храм полон звуков, он дышит, радует приходящих чудесными потоками света, струящимися с купола в главный молельный зал. Впечатление усиливает художе¬ственная роспись свода; выпол¬ненная художником Павлом Нико¬лаевичем Аносовым в 1983-1986 годах. Храм Михаила Архангела гар¬монирует не только с ландшафтом местности, но и с соразмерностью человека, с его душой, вызывая са¬мые высокие нравственные пере¬живания наших современников. В связи с этим в полный рост встает проблема сохранения па¬мятника. Сегодня храм не охраня¬ется, поэтому идет процесс раз¬воровывания святыни: с западно¬го фасада пропала красивая па¬мятная доска Бибиковых, летом 2004 года украдены две иконы, по¬явилась растительность на кров¬ле. Такое попустительство обще¬ства к святыне, созданной любо¬вью наших предков, не делает нам чести. И сегодня необходимо приложить максимум усилий к тому, чтобы сохранить этот уни¬кальный памятник.

Выражаем благодарность за содействие и помощь в сборе ма¬териала жителям д.Вышгород, лично Яковлевой Евгении Никандровне, методисту Дедовичского краеведческого музея Должен-ковой Татьяне Николаевне, Кучинскому Самсону Яковлевичу — священнику храма Михаила Ар¬хангела с 1982 по 1998гг. С уважением авторы работы: ЮЛИЯ БАКАЕВА, АННА СУРМИЙ – члены научного общества школьников Дедовичского района «Судамирь», Т.Н.БЕЛОРЫБКИНА, руководитель научного общества школьников по истории.

Персональные инструменты
Инструменты