Хохломская роспись

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Версия от 21:40, 8 февраля 2008; Разживин Михаил Сергеевич (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Роспись хохлома.jpg

Про хохломскую роспись знают все. А вот время и место ее возникновения не известно никому. Предполагают, что произошло это в 17в., на левом берегу Волги в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли ее для продажи в село Хохлома, где был торг. Отсюда и пошло название "хохломская роспись", или просто "хохлома". Как создаются изделия с хохломской роспись? Сначала бъют баклуши, т.е. делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает предмету нужную форму. Так получается "белье"-неокрашенные изделия- резные ковши и ложки, поставцы и чашки. После сушки "белье" грунтуют жидкой очищенной глиной- вапой, как ее называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От нее будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течении дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до "небольшого отлипа"- когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап- "лужение", т.е. втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Исполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные из них- красная и черная, киноварь и сажа, но для оживления узора допускаются и другие- коричневая, светлого тона зелень, желтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию. Выделяют роспись "верховую" (когда сначала закрашивают фон, а сверху остается серебряный рисунок) и "под фон" (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется черной краской фон). Все изделия расписываются вручную, причем роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительно не была роспись, пока узор или фон остается серебристым, это еще не настоящая хохлома. Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течении 3-4 часов в печи при температуре 150-160 градусов до образования масляно-лаковой пленки золотистого цвета. Так получается знаменитая "золотая хохлома".

Инструменты