Уфимцев, Константин Григорьевич

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Версия от 11:02, 22 апреля 2008; Шеина Анна (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Константин Григорьевич Уфимцев, гвардии красноармеец, телефонист, старший штабной батареи 131-го гвардейского артиллерийского полка 62-й гвардейской стрелковой Звенигородской Краснознаменной дивизии, родился в 1910 году в г. Саратове в семье рабочего. Русский, член КПСС с 1943 года. Образование начальное. В Советской Армии служил в 19321936 и 1942-1945 годах. В предвоенные годы работал на котельном заводе. С июля 1942 года до победы над Германией в Великой Отечественной войне сражался с немецко-фашистскими захватчиками на Воронежском, Степном и 2-м Украинском фронтах. Принимал участие в освобождении Украины, Молдавии, Румынии. За боевые отличия награжден медалями «За отвагу» (1943), «За боевые заслуги» (1943) и тремя другими медалями.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» Константину Григорьевичу Уфимцеву присвоено 22 февраля 1944 года за доблесть и мужество, проявленные при форсировании Днепра.

В конце сентября 1943 года войска Степного фронта вышли к Днепру на участке от Кременчуга до Днепропетровска и с ходу форсировал его на многих участках. Вместе с передовыми частями стрелковых войск в районе Дериевки переправились на правый берег и артиллеристы гвардейского полка, в котором служил Уфимцев. Правда, огневые позиции батарей располагались пока что на восточном берегу Днепра, но наблюдательные пункты командиров батарей и дивизионов, а также передовой наблюдательный пункт командира артиллерийского полка майора Орлова находились уже на плацдарме.

Противник наносил сильные удары по защитникам плацдарма, стремясь сбросить их в Днепр. Артиллеристы отбивали натиск фашистов, но радиосвязь работала крайне неустойчиво и не обеспечивала управления огнем. Попытка навести через реку телефонную линию окончилась неудачей. Противник обстреливал переправу сильным артиллерийским и минометным огнем, и провод был разорван на куски еще до того, как линия вошла в строй.

Доложили командиру полка. Майор Орлов подтвердил свой приказ: «Телефонную линию через Днепр проложить во что бы то ни стало!»

На этот раз выполнить боевой приказ командира было поручено старшему телефонисту Уфимцеву. С двумя товарищами он «просмолил кабель озокеритом, в соседнем селе набрал целую корзину гаек, грузил от рыбацких сетей и других металлических предметов. Уложив телефонные аппараты и катушки с кабелем в утлую лодку, связисты приступили к прокладке линии. Лодка двигалась днем, на виду у противника. Над головами отважных телефонистов свистели пули, рядом рвались снаряды и мины, лодку бросало из стороны в сторону, заливало водой, но Уфимцев, казалось, не обращал внимания на огонь врага, на опасность и с большим усердием и настойчивостью продолжал свое солдатское дело, Через каждые 20—25 метров он привязывал к проводу грузило и опускал кабель на дно реки. Через два часа напряженной работы двухпроводная линия через Днепр была проложена. От берега до наблюдательного пункта провод протянули по специально вырытой в земле неглубокой канаве. Связь между левым и правым берегом реки была установлена.

Это была первая во всей дивизии телефонная линия, проложенная через Днепр. Она работала бесперебойно. В течение нескольких суток ею пользовались для управления частями и подразделениями не только артиллеристы, но и командир дивизии полковник И. Н. Мошляк, и командующий армией генерал-лейтенант М. Н. Шарохин, и многие другие военачальники. Но как только в телефонной трубке раздавалась артиллерийская команда «Огонь!», всякие другие переговоры немедленно прекращались. Все знали: батареи гвардейцев должны обрушить свои залпы на контратакующего противника, поддержать нашу пехоту. Благодаря отлично действовавшей «линии Уфимцева» и эффективной огневой поддержке артиллеристов наши стрелковые части отразили все атаки противника и расширили плацдарм, имевший большое оперативное значение.

После войны К. Г. Уфимцев вернулся в родной Саратов и работал инкассатором областной конторы Государственного банка.

Персональные инструменты
Инструменты