Уральский Анатолий Александрович

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Версия от 12:45, 9 апреля 2006; БИОХИМ (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Анатолий Александрович Уральский родился 28 октября 1932 года. А.А. Уральский — один из наиболее ярких скульпторов Прикамья. Можно сказать, с него начиналась современная пермская пластика. История скульптуры второй половины XX века в Перми обязана прежде всего Анатолию Уральскому. Начиная с 1960-х годов вплоть до наших дней, он остается ведущим скульптором, работая преимущественно в области станковой и монументальной пластики. Биография будущего скульптора начиналась с изучения камнерезного искусства в Свердловске, куда приехал учиться живописи. Проработав некоторое время в артели камнерезов Кунгура, он уезжает поступать на скульптурное отделение Белорусского театрально-художественного института. После защиты диплома на тему освобожденной женщины Африки ("Пробуждение") возвращается на Урал, в Пермь. Создатель монументальных и станковых произведений, широкому кругу почитателей его таланта он более известен как автор памятников. Люди и события, воплощенные в камне и металле, стали неотъемлемой частью духовной культуры нашего края. От ранних работ (бюсты Хохрякова и Мамина-Сибиряка) до композиций последних лет (мемориал погибшим медикам Пермского мединститута, инженеру Н.Г. Славянову, пермским афганцам, религиозному просветителю Стефану Пермскому) раскрывается личность человека и художника, жизнь и творчество которого связаны с родной землей и ее людьми. Анатолий Александрович Уральский, профессор кафедры скульптуры Уральского филиала Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. Его ученики сегодня уже составляют своеобразную школу молодых скульпторов Прикамья. В работе со студентами он не навязывает своего видения, а внимательно наблюдает, изучает ученика, слегка направляя его к пониманию художественного освоения мира. В скульптурах А. Уральского как отличительная черта его пластики прочитывается стремление к обобщению, желание уйти от деталей, оставаясь верным натуре и классическим формам объема. В его композициях ясно выделяется силуэт, очерченный выразительной линией, которая рождается из контраста скульптурной формы и пространства среды. Образы Уральского немногословные, неброские, но в них заключена большая внутренняя сила. Идея, скрытая в пластической массе и словно стремящаяся вырваться наружу, обнаруживает себя в контрасте внешней статики и внутренней динамики. "Хочу, чтобы содержание замысла сдерживалось хрупкой оболочкой формы, пульсировало, словно стремясь разорвать упругий объем", - говорит скульптор. Как скульптор-монументалист он реализует идею будущего памятника не только в пластическом решении, но изначально осмысливает ее в связи с пространством. Это, пожалуй, то качество Уральского-монументалиста, которое выявляется не сразу, а реализуется во времени. Сейчас трудно себе представить в каком-либо другом месте и бюст писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка (в сквере, прилегающем к фасаду художественной галереи), и фигуру Н.Г. Славянова (в сквере площади Дружбы), и группу афганцев на аллее, прилегающей к архитектурно-скульптурному комплексу Дома офицеров и танку Уральского добровольческого корпуса. С годами они четко вписались в городскую среду, стали художественно-материальным предметом человеческого бытия. Сильнейшей стороной скульптора-станковиста является портрет, особенно близкие ему по духу образы людей творческих. Это и портрет живописца Т. Коваленко, и врача - академика Б, Вагнера, и поэтов С. Есенина и М. Лермонтова. Его портрет Коваленко остро психологичен и остро монументален. В трактовке образа известного пермского художника при всей внешней колоритности чувствуется какая-то щемящая грусть. Экспрессия внутреннего состояния как звон натянутой струны вот-вот готова выплеснуться в эмоциях. Оставаясь ведущим скульптором пермской пластики, он активно участвует в конкурсных проектах на создание новых памятников, ничуть не уступая молодым талантам и уживаясь с разными художественными направлениями в современном искусстве.

Персональные инструменты
Инструменты