Сообщество Scratch

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Четвертая конференция "Свободное программное обеспечение в высшей школе", 30 января–1 февраля 2009


Аннотация

С весны 2008 года сайт http://scratch.mit.edu/ поддерживает русский язык, а в сентябре 2008 года мы подготовили полностью русифицированную версию Scratch 1.3. В этой простой среде уже видны мощные возможности параллельных действий множества исполнителей.


Развитие языка Scratch в России тесно связано с развитием Вики-сообщества Летописи. Истоки образовательного использования вики и Скретч тесно связаны с конструкционизмом и отправляют нас на 40 лет назад, когда Сеймур Пейперт и его коллеги создали первый язык для обучения детей математике. Эта мощная педагогическая идея была оттеснена в сторону первой волной развития средств мультимедиа. Развитие сети Интернет и Всемирной Паутины способствовало пассивному использованию компьютеров, поскольку основная активность за компьютером оказалось смотровой - просмотр сайтов и презентаций. В скором времени в головах учителей возникла склейка, что компьютерные технологии в образовании и PowerPoint это одно и то же. В начале 21 века эта склейка распространилась повсеместно, и если в педагогической среде говорилось слово гипертекст, то говорили про презентацию. Изменение ситуации связано с распространением вики-культуры, в которой радикальная модель коллективного гипертекста, когда возможность создания и редактирования любой записи предоставлена каждому из членов сетевого сообщества.

Мы пошли по пути создания одного крупного образовательного проекта и в феврале 2006 года появился проект Летописи http://letopisi.ru Сегодня, когда со старта проекта прошло три года, мы можем использовать наработанный материал для построения на его фундаменте учебных проектов нового сетевого типа. В сообществе Летописи мы очень любим метафору кирпичиков. Мы можем собирать статьи из готовых блоков так же, как собирается программа из кирпичиков Лего. Кирпичики Лего или статьи Wiki полезны и сильны не тем, что они просты, а тем, что для них определен точный стандарт, и они всегда совместимы друг с другом. Культура сетевого соучастия делает свои первые шаги и внутри нее пока обмениваются простыми объектами — текстами, рисунками, фотографиями, закладками. Это пока стадия цифрового детского сада. Для того чтобы успешно развиваться и подниматься на новый уровень творчества нам необходимы более сложные учебные объекты, которые мы могли бы придумывать, создавать и которыми мы могли бы обмениваться. По мере развития технологий в сферу построения значимых продуктов попадают все новые маленькие кирпичики - цифровые учебные объекты, пригодные для повторного использования в образовательных целях. Это общая игра по построению новых знаний, в которую с одинаковым интересом могут играть и школьники, студенты, учителя и преподаватели. Чем большие возможности открывает учебная среда для самостоятельного построения, конструирования новых объектов, тем с большим интересом к ней относятся пользователи. Конструктивизм заметно повлиял на педагогический дизайн и воплотился в следующих педагогических средах: Лого и его производные NetLogo, StarLogo, Сквик и его производные Скретч, Sophie, Alice.

Из перечисленных наибольшее распространение в России получил Scratch. С весны 2008 года сайт http://scratch.mit.edu/ поддерживает русский язык, а в сентябре 2008 года мы подготовили полностью русифицированную версию Scratch 1.3. В этой простой среде уже видны мощные возможности параллельных действий множества исполнителей. Скретч позволяет детям создавать собственные анимированные и интерактивные истории, игры и другие произведения. К каждому создаваемому объекту можно записать несколько блоков команд и все блоки будут выполняться параллельно. Действующих объектов может быть сколько угодно. В результате выполнения простых команд может складываться сложная модель, в которой будут взаимодействовать множество объектов, наделенных различными свойствами. Изучение поведения и построение моделей более не ограничивается отдельным компьютером. Мы можем предложить свое произведение другим членам сообщества, и они смогут не только посмотреть, как работает модель, но и разобраться в том, как сложены кирпичики модели, смогут взять эти кирпичики и строительные блоки и построить из них свое собственное здание. Можно не только посмотреть готовые работы, но и скачать их код. После этого любой желающий может видоизменить связь блоков программы и построить свою собственную.

Цель, которые ставят перед собой создатели Скретч — построение творческого сообщества. Участвуя в развитии сообщества Скретч, мы стремимся наполнить эту среду объектами, которые были знакомы российским школьникам. И здесь происходит крайне полезное одомашнивание и освоение цифровых коллекций педагогических университеты. Например, мы использовали для объектов и сцен коллекции астрономического музея (НКЛФА) Нижегородского педагогического университета. Множество растений и животных попало в российские Скретч библиотеки из определителей и цифровых Красных книг, созданных нижегородскими экологами. Огромное спасибо Сергею Шустову, который передал множество своих работ в открытый доступ с правом дальнейшего видоизменения в детских проектах. Это возможность не просто посмотреть, прочитать, но и поиграть с объектами, сделать с ними свой собственный проект. В настоящее время на базе Летописи.ру собрано множество иллюстрированных статей с учебными материалами и примерами проектов на языке Scratch. Доступ к этим материалам — http://letopisi.ru/index.php/Scratch

Персональные инструменты
Инструменты