Персонов, Иван Иванович

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 19: Строка 19:
 
В [[1910]] году Иван поступает на учёбу в Арзамасское реальное училище, которое считалось третьим в стране по успеваемости после Петербургского и Варшавского. В своём собственноручном заявлении на имя начальника училища Смирнова И.А. отец мальчика пишет: "Я желал бы учить сына своего Ивана в Арзамасском реальном училище, покорнейше прошу допустить его к экзамену для поступления в 1 класс. Свидетельство об оспопрививании и метрическую выпись при сём прилагаю." Иван приехал из родного села с деревянным сундучком, в простенькой косоворотке, с материнским благословлением и наказом отца учиться как должно и не чернить дурным поведением доброго родительского имени.
 
В [[1910]] году Иван поступает на учёбу в Арзамасское реальное училище, которое считалось третьим в стране по успеваемости после Петербургского и Варшавского. В своём собственноручном заявлении на имя начальника училища Смирнова И.А. отец мальчика пишет: "Я желал бы учить сына своего Ивана в Арзамасском реальном училище, покорнейше прошу допустить его к экзамену для поступления в 1 класс. Свидетельство об оспопрививании и метрическую выпись при сём прилагаю." Иван приехал из родного села с деревянным сундучком, в простенькой косоворотке, с материнским благословлением и наказом отца учиться как должно и не чернить дурным поведением доброго родительского имени.
  
Иван снимал комнатку в доме С. И. Потехина (ныне УЛ. Горького, 12). Вечерами, после учёбы мальчик прогуливался по тихому провинциальному [[Арзамасу|Арзамас]] и сочинял стихи о деревне. У него накопилось много тетрадей со стихами. С одной из них в [[1916]] году Иван пришёл к Порошенкову - владельцу типографии в Поповом переулке. Так был издан тоненький сборник "Звук", первые экземпляры которого автор раздал друзьям по училищу. Один экземпляр был отправлен в Кочуново с надписью: "Отцу иоему Ивану Андреевичу Персонову. Автор". Вскоре вышел ещё один сборник стихов, ядро которого составил сказ о России, написанный песенно-былинным слогом.  
+
Иван снимал комнатку в доме С. И. Потехина (ныне УЛ. Горького, 12). Вечерами, после учёбы мальчик прогуливался по тихому провинциальному [[Арзамас,город, Нижегородская область|Арзамасу]] и сочинял стихи о деревне. У него накопилось много тетрадей со стихами. С одной из них в [[1916]] году Иван пришёл к Порошенкову - владельцу типографии в Поповом переулке. Так был издан тоненький сборник "Звук", первые экземпляры которого автор раздал друзьям по училищу. Один экземпляр был отправлен в Кочуново с надписью: "Отцу иоему Ивану Андреевичу Персонову. Автор". Вскоре вышел ещё один сборник стихов, ядро которого составил сказ о России, написанный песенно-былинным слогом.  
  
 
В 1916 году Иван стал членом социал-демократического кружка, которым руководила Мария Валерьяновна Гопппиус. О том, что свершилась Февральская революция в Арзамасе узнали лишь 4 марта [[1917]] года. Кружковцы праздновали победу с красными флагами. В мае этого же года Персонов вступает в РСДРП(б). До [[1920]] года он работал агитатором, организатором партячеек по волостям Арзамасского уезда.
 
В 1916 году Иван стал членом социал-демократического кружка, которым руководила Мария Валерьяновна Гопппиус. О том, что свершилась Февральская революция в Арзамасе узнали лишь 4 марта [[1917]] года. Кружковцы праздновали победу с красными флагами. В мае этого же года Персонов вступает в РСДРП(б). До [[1920]] года он работал агитатором, организатором партячеек по волостям Арзамасского уезда.
Строка 27: Строка 27:
 
В эти годы в Арзамасе зарождается театр. Группа любителей сцены организовала художественный кружок, руководил которым режиссёр из Нижнего Новгорода  А.В. Горов (Егоров). Иван Персонов становится самодеятельным актёром. Вскоре Уисполком поручает ему организацию театральной самодеятельности в городе и на селе. Он получает должность театрального инспектора.
 
В эти годы в Арзамасе зарождается театр. Группа любителей сцены организовала художественный кружок, руководил которым режиссёр из Нижнего Новгорода  А.В. Горов (Егоров). Иван Персонов становится самодеятельным актёром. Вскоре Уисполком поручает ему организацию театральной самодеятельности в городе и на селе. Он получает должность театрального инспектора.
  
 +
Первым спектаклем, постановку которого осуществил театр, был «Дни нашей жизни» Андреева. Об актёре Персонове  в Арзамасе установилась добрая слава. Артист Горьковского театра драмы А. Н. Панов называл его «человеком новой формации, знающим не только классический репертуар, но и быстро освоившим новые амплуа…». В начале 20-х годов главным героем сцены был рабочий. Такие роли прекрасно давались Персонову.
 +
Спектакли шли часто – зимой в помещении клуба «Красная звезда», а летом тут же,  в саду, в лёгком дощатом сарае.
  
 +
В [[1921]] году Иван Иванович уехал из Арзамаса в Москву. В своей автобиографии он писал: «Увлечение театром породило непреоборимое желание пройти настоящую театральную школу». В [[1924]] году Персонов окончил  курс драматического отделения Московского театральный техникум по специальности «актёр драмы».  Дипломная работа – старик Ванюшин из пьесы «Дети Ванюшина».  С [[1925]] по [[1927]] год Иван Иванович работает стажёром – практикантом, а позже -  преподавателем  сценического искусства в театральном техникуме. Одновременно сотрудничал с рядом московских клубов в качестве художественного руководителя и режиссёра.
 +
 +
Первую пьесу  «Урожай» Персонов опубликовал  в [[1924]] году. В ней, как и в последующих произведениях, перед зрителем предстают картины из жизни кочуновских крестьян. Через два года выходят «Гнилые корни». Автор целиком отдаётся литературной работе. Одна за другой появляются пьесы: «Свои и чужие», «Нелады», «По волчьему следу», « Собственность» и другие. В [[1933]] году за «Собственность» , которая перешагнула океан и бала поставлена в Америке, на Нью-Йоркской сцене, Персонов получил премию газеты «Известия». Это был успех. И как итог – приём в Союз писателей.  Членский билет Ивану Персонову вручал сам Алексей Максимович Горький. Пьеса «Собственность» выдержала14 изданий на разных языках народов СССР.
 +
 +
Пьеса  Персонова «Великий еретик», написанная в соавторстве с Г. Доброжинским, была поставлена 40  театрами страны. Рецензии на его пьесы выходят на страницах центральных газет и театральных журналов.
 +
 +
Небольшие, простые по строению, с малым числом действующих лиц, пьесы Персонова, нужны были клубам и театрам того времени. Вот, что писал автору секретарь комсомольской ячейки из Горьковского Заволжья: « Ваша пьеса «Гнилые корни» очень заинтересовала нас и глубоко повлияла на публику. Сейчас наш клуб обслуживает четыре деревни. Товарищи мне поручили достать пьесу, которая заинтересует народ. У нас пьес подходящих нет. Нам нужно такие, в которых действующих лиц не больше десяти. А то получается некрасиво». Известно, что отряды активистов были малочисленными. Вот почему сцены почти всех деревенских театров обошли пьесы Персонова.
 +
 +
В мае [[1938]] года  Иван Иванович  Персонов умер. Отказало сердце.  Аркадий Петрович Голиков (Гайдар),  провожая своего друга в последний путь, произнёс: «Убыло нашего полку…Революцией призванный… Как же ты оплошал, Ваня…»
 +
 +
Позднее критики, историки литературы назвали Ивана Персонова ярким зачинателем советской деревенской драматургии, «деревенским Шекспиром».
 +
 +
 +
В [[Бутурлинский историко-краеведческий музей|Бутурлинском историко-краеведческом музее]] хранятся пьесы, изданные при жизни Персонова, фотографии  автора и фотографии с постановок пьес, а также автобиография с его личной подписью, написанная им незадолго до смерти.
 +
 +
 +
== Произведения ==
 +
 +
* «Урожай» (пьеса в I действие) – 1924 год.
 +
* «Нелады» (драма в III действиях) – 1927 год.
 +
* «Язва» (пьеса в IIдействиях) -1927 год.
 +
* «Живая газета в деревне» (методическое руководство для работы драмкружков) – 1927 год.
 +
* «Гнилые корни» (пьеса из деревенской жизни) – 1928 год.
 +
* «Свои и чужие»  (пьеса в IV действиях) – 1929 год.
 +
* «Праздник мордобоя» (рассказ) – 1929 год
 +
* «По волчьему следу» (пьеса в IV действиях) -1931 год.
 +
* «Пармен» (рассказ) – 1931 год.
 +
* «Собственность»  («Родня») (сцены в III действия ) - 1933 год.
 +
* «Знатные ребята» (комедия в IV действиях) – 1934 год.
 +
* «Беспокойный гость» (инсценировка рассказа Чехова  в I действии) – 1935 год.
 +
* «Ведьма» (инсценировка рассказа Чехова в I действие) – 1934 год.
 +
* «Безумство храбрых» (историческая драма в IV действиях) -1935 год.
 +
* Сборник пьес. 1935 год.
 +
* «Кровавое воскресенье» (сцены восстания и расстрела).
  
  

Версия 13:02, 1 апреля 2008

Персонов Иван Иванович*
Персонов Иван Иванович
Файл:Персонов.jpg
драматург, актёр
Дата рождения: 17 ноября 1899 года
Место рождения: с. Кочуново, Бутурлинский район, Нижегородской области
Дата смерти: 24 мая 1938 года
Место смерти: г. Москва

Персонов Иван Иванович (1899 - 1938) - драматург, актёр; член Союза писателей.

Биография

Персонов Иван Иванович родился 17 ноября (стар. ст.) - 30 ноября (нов.ст.) 1899 года в селе Кочунове, Кочуновской волости Княгининского уезда (ныне Бутурлинский район Нижегородской области [1]).

Иван был тринадцатым ребёнком и единственным сыном в семье зажиточных крестьян Персоновых. Назван мальчик в честь отца - Ивана Андреевича. Начальное образование Иван получил в церковно-приходской школе. Родители мечтали дать смышлённому ребёнку образование.

В 1910 году Иван поступает на учёбу в Арзамасское реальное училище, которое считалось третьим в стране по успеваемости после Петербургского и Варшавского. В своём собственноручном заявлении на имя начальника училища Смирнова И.А. отец мальчика пишет: "Я желал бы учить сына своего Ивана в Арзамасском реальном училище, покорнейше прошу допустить его к экзамену для поступления в 1 класс. Свидетельство об оспопрививании и метрическую выпись при сём прилагаю." Иван приехал из родного села с деревянным сундучком, в простенькой косоворотке, с материнским благословлением и наказом отца учиться как должно и не чернить дурным поведением доброго родительского имени.

Иван снимал комнатку в доме С. И. Потехина (ныне УЛ. Горького, 12). Вечерами, после учёбы мальчик прогуливался по тихому провинциальному Арзамасу и сочинял стихи о деревне. У него накопилось много тетрадей со стихами. С одной из них в 1916 году Иван пришёл к Порошенкову - владельцу типографии в Поповом переулке. Так был издан тоненький сборник "Звук", первые экземпляры которого автор раздал друзьям по училищу. Один экземпляр был отправлен в Кочуново с надписью: "Отцу иоему Ивану Андреевичу Персонову. Автор". Вскоре вышел ещё один сборник стихов, ядро которого составил сказ о России, написанный песенно-былинным слогом.

В 1916 году Иван стал членом социал-демократического кружка, которым руководила Мария Валерьяновна Гопппиус. О том, что свершилась Февральская революция в Арзамасе узнали лишь 4 марта 1917 года. Кружковцы праздновали победу с красными флагами. В мае этого же года Персонов вступает в РСДРП(б). До 1920 года он работал агитатором, организатором партячеек по волостям Арзамасского уезда.

Паралллельно с партийной работой с 12 ноября 1918 года Уисполком назначает Персонова инструктором по внешкольному образованию, а с 30 сентября 1919 года - районным заведующим. С февраля 1920 года Персонов - сотрудник Коммунистического союза молодёжи Арзамаса, член редколлегии газет "Молот" и "За свободу".

В эти годы в Арзамасе зарождается театр. Группа любителей сцены организовала художественный кружок, руководил которым режиссёр из Нижнего Новгорода А.В. Горов (Егоров). Иван Персонов становится самодеятельным актёром. Вскоре Уисполком поручает ему организацию театральной самодеятельности в городе и на селе. Он получает должность театрального инспектора.

Первым спектаклем, постановку которого осуществил театр, был «Дни нашей жизни» Андреева. Об актёре Персонове в Арзамасе установилась добрая слава. Артист Горьковского театра драмы А. Н. Панов называл его «человеком новой формации, знающим не только классический репертуар, но и быстро освоившим новые амплуа…». В начале 20-х годов главным героем сцены был рабочий. Такие роли прекрасно давались Персонову. Спектакли шли часто – зимой в помещении клуба «Красная звезда», а летом тут же, в саду, в лёгком дощатом сарае.

В 1921 году Иван Иванович уехал из Арзамаса в Москву. В своей автобиографии он писал: «Увлечение театром породило непреоборимое желание пройти настоящую театральную школу». В 1924 году Персонов окончил курс драматического отделения Московского театральный техникум по специальности «актёр драмы». Дипломная работа – старик Ванюшин из пьесы «Дети Ванюшина». С 1925 по 1927 год Иван Иванович работает стажёром – практикантом, а позже - преподавателем сценического искусства в театральном техникуме. Одновременно сотрудничал с рядом московских клубов в качестве художественного руководителя и режиссёра.

Первую пьесу «Урожай» Персонов опубликовал в 1924 году. В ней, как и в последующих произведениях, перед зрителем предстают картины из жизни кочуновских крестьян. Через два года выходят «Гнилые корни». Автор целиком отдаётся литературной работе. Одна за другой появляются пьесы: «Свои и чужие», «Нелады», «По волчьему следу», « Собственность» и другие. В 1933 году за «Собственность» , которая перешагнула океан и бала поставлена в Америке, на Нью-Йоркской сцене, Персонов получил премию газеты «Известия». Это был успех. И как итог – приём в Союз писателей. Членский билет Ивану Персонову вручал сам Алексей Максимович Горький. Пьеса «Собственность» выдержала14 изданий на разных языках народов СССР.

Пьеса Персонова «Великий еретик», написанная в соавторстве с Г. Доброжинским, была поставлена 40 театрами страны. Рецензии на его пьесы выходят на страницах центральных газет и театральных журналов.

Небольшие, простые по строению, с малым числом действующих лиц, пьесы Персонова, нужны были клубам и театрам того времени. Вот, что писал автору секретарь комсомольской ячейки из Горьковского Заволжья: « Ваша пьеса «Гнилые корни» очень заинтересовала нас и глубоко повлияла на публику. Сейчас наш клуб обслуживает четыре деревни. Товарищи мне поручили достать пьесу, которая заинтересует народ. У нас пьес подходящих нет. Нам нужно такие, в которых действующих лиц не больше десяти. А то получается некрасиво». Известно, что отряды активистов были малочисленными. Вот почему сцены почти всех деревенских театров обошли пьесы Персонова.

В мае 1938 года Иван Иванович Персонов умер. Отказало сердце. Аркадий Петрович Голиков (Гайдар), провожая своего друга в последний путь, произнёс: «Убыло нашего полку…Революцией призванный… Как же ты оплошал, Ваня…»

Позднее критики, историки литературы назвали Ивана Персонова ярким зачинателем советской деревенской драматургии, «деревенским Шекспиром».


В Бутурлинском историко-краеведческом музее хранятся пьесы, изданные при жизни Персонова, фотографии автора и фотографии с постановок пьес, а также автобиография с его личной подписью, написанная им незадолго до смерти.


Произведения

  • «Урожай» (пьеса в I действие) – 1924 год.
  • «Нелады» (драма в III действиях) – 1927 год.
  • «Язва» (пьеса в IIдействиях) -1927 год.
  • «Живая газета в деревне» (методическое руководство для работы драмкружков) – 1927 год.
  • «Гнилые корни» (пьеса из деревенской жизни) – 1928 год.
  • «Свои и чужие» (пьеса в IV действиях) – 1929 год.
  • «Праздник мордобоя» (рассказ) – 1929 год
  • «По волчьему следу» (пьеса в IV действиях) -1931 год.
  • «Пармен» (рассказ) – 1931 год.
  • «Собственность» («Родня») (сцены в III действия ) - 1933 год.
  • «Знатные ребята» (комедия в IV действиях) – 1934 год.
  • «Беспокойный гость» (инсценировка рассказа Чехова в I действии) – 1935 год.
  • «Ведьма» (инсценировка рассказа Чехова в I действие) – 1934 год.
  • «Безумство храбрых» (историческая драма в IV действиях) -1935 год.
  • Сборник пьес. 1935 год.
  • «Кровавое воскресенье» (сцены восстания и расстрела).
Персональные инструменты
Инструменты