Падиков, Гурий Яковлевич

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Люди военного поколения - особые люди. Достойны восхищения подвиги наших прадедов. Все тяготы войны вынесли на своих плечах солдаты и офицеры, рабочие и колхозники, дети и взрослые...

Я хочу рассказать про моего прадеда, отца моей бабушки по материнской линии Падикова Гурия Яковлевича

Содержание

Детство

Детство моего прадеда Гурия Яковлевича прошло в Похвистневском районе Куйбышевской области. В то время в Поволжье был сильный голод. Умирали целые семьи. К сожалению, эта участь не обошла стороной и семью моего прадеда. Когда ему было четыре года, голод погубил его родителей, а затем старшего брата. В общем, детство моего прадеда было нелёгким. Он остался круглой сиротой, воспитывался в разных семьях, работать начал очень рано, с семи лет. Такое детство закалило его характер для дальнейших жизненных испытаний, воспитало в нём трудолюбие и целеустремлённость.

Военные годы

А началось все... с фотографии. С той самой фотографии, которая хранится у моей бабушки в стареньком фотоальбоме. Листая страницы этого альбома, я увидела пожелтевший от времени снимок с надписью на обороте «Вена. 1945г.». С фотографии на меня смотрел улыбающийся красивый молодой парень в гимнастерке, в пилотке и с орденами на груди. Я спросила у бабушки: «Кто этот улыбающийся парень? Расскажи мне о нем». На что бабушка ответила мне, что парень с фотокарточки это ее отец, мой прадед – Гурий Яковлевич, который как и многие другие граждане России, встали на защиту Родины с первых же дней войны. Когда его мобилизовали на фронт, он попал в пехотные войска 3-го Украинского фронта под командованием генерал-майора Ф.И. Толбухина. Его часть прошла с боями и освободила от фашизма народы Румынии,Венгрии,Югославии, Чехсловакии,Австрии. Прадед был разведчиком при штабе полка, командиром орудия в артиллерийском полку. Дважды попадал в плен. Несколько раз был ранен.

Падиков Г.Я. и фронтовые друзья

Фронтовые пути-дороги

Фронтовые пути – дороги… сколько их прошел рядовой Гурий Падиков – не счесть. Он принял участие в первых боях с гитлеровскими захватчиками. А потом много их было, боев… Первый раз прадед Гурий был ранен в 1943 г. Однажды его послали на разведку. Прочесывать леса, где укрылся враг, похоже на опасный труд сапера, обезвреживающего минное поле. Врага не видно: он может быть за каждым деревом, в любой лощине, выстрела надо ждать с любой стороны. Перебираясь от дерева к дереву, группа разведчиков, в которой был и прадед, углубилась в лес. Стояла зловещая тишина. Где враг? Может, его нет в лесу, ушел? Разведчику нужно быть всегда начеку. Хитрый враг может таким образом ввести в заблуждение. Так и случилось. Тишину леса разорвали очереди: стреляли гитлеровцы. В ответ ударили наши ручные пулеметы и автоматы. Немецкие солдаты стали лихорадочно строчить из автоматов и приближаться. Во время этой операции прадед был ранен, потерял сознание и самостоятельно передвигаться не мог. Его спасли товарищи. Потом он еще несколько раз был ранен, лечился в госпиталях, затем снова уходил на фронт.

Плен

Еще бабушка рассказала мне, как прадед первый раз попал в плен зимой, под городом Артемом на Украине. Часть, в которой он воевал, попала в окружение к немцам. Приходилось по нескольку раз в день отражать натиск гитлеровцев. Огонь вели прямой наводкой. Однажды разгорелся особенно жестокий бой. Вокруг свистели пули, земля стонала от разрывов мин и снарядов. Во время этого боя, рядом с прадедом разорвалась мина, его осыпало землей, оглушило и ранило осколком. Он скатился в траншею, припал к земле, что бы укрыться от приближающихся танков. Танки накатывались лавиной на траншею и нависали над головой. Один из танков остановился у траншеи, из него выбежал немецкий солдат и стал стрелять из автомата по краю траншеи. К солдату подошел офицер и ударил рукой по автомату и пули пролетели мимо деда. Офицер спросил у раненого: «Ты ранен? Двигаться можешь?» Затем показал рукой на дорогу и сказал: «Если можешь, ползи до дороги, а там тебя подберут ваши санитары с повозкой и доставят в ваш госпиталь. Но госпиталь тоже окружен». Добраться до своей части ему не удалось, взяли в плен немецкие солдаты. Прадед рассказывал, что не все конвоиры, охранявшие лагерь с военнопленными, были жестокими к ним. Некоторые из них потихоньку подкармливали русских солдат, принесенными с собой бутербродами.


Побег из плена

Прадеду, вместе со своим однополчанином, удалось бежать из этого лагеря во время перехода. Они отстали от колонны и вбежали в чей-то двор. Их увидела хозяйка, простая украинская женщина. Все поняла, быстро открыла им сарай с сеном и закрыла на замок. Через некоторое время пришли немцы, стали искать в доме и во дворе, при этом кричали: «Рус зольдатен!» Добрая женщина сказала, что никого не видела, никто в ее двор не заходил». Но немцы уходить не собирались, они остались в этом доме на ночлег. Утром двое немцев ушли, а один остался. Вечером пришли еще несколько немцев. Заставили хозяйку открыть сарай, что бы посмотреть какая там есть живность, искали курей или гусей, что бы приготовить себе ужин. Пройдясь по сараю, попинав пустые ведра и тазы, немцы вышли из сарая, так и не заметив в стоге сена за мешками беглецов. Из дома немцы ушли только на третий день. Было очень холодно. Прадеду и его товарищу пришлось сидеть в сарае без еды и без воды три дня, почти не шевелясь, чтобы не выдать себя. Нашим солдатам настолько хотелось покинуть стан врача, что они даже не заметили как пролетели три дня без пищи и даже не заболели от переохлаждения. Когда немцы ушли, и все стихло, прадед и его товарищ покинули свое убежище ночью. Хозяйка, провожая солдат, накормила их и дала хлеба с собой в дорогу.

Окончание войны

День победы мой прадед встретил в Австрии, в городе Вене. Он рассказывал, что Вена очень красивый город с уникальными памятниками культуры, театрами, красивыми зданиями и сооружениями. Когда фашисты отступали, заминировали самый большой и красивый мост через реку Дунай. Командование нашей армии отдало приказ разминировать мост. Наши солдаты, в числе которых был и мой прадед, разминировали мост, затем и другие сооружения, что бы сохранить уникальные постройки. Прадед Гурий был награжден медалями «За освобождение Румынии», «Югославии», «Венгрии», «За взятие Будапешта» и "За отвагу".

Отвагу за.jpg Medal-zavzyatiebudapeshta.gif

Воспоминания о войне...

Бабушка рассказывала мне, что каждый год в День празднования Победы, прадед вспоминал свою юность, лихие сороковые, своих боевых товарищей. В такие минуты он становился грустным и молчаливым, наверное, он переносился в прошлое, туда, где на глазах погибали друзья, где пережил, быть может, самые трудные испытания, какие ему уготовила судьба. Мой прадед пользовался большим уважением в городе, в котором жил после войны, его приглашали в организации и в школы, где юноши и девушки внимательно слушали рассказы о тех, кто в суровую годину войны проявил мужество и беззаветный героизм, защищая честь, свободу и независимость любимой Отчизны.

Падиков Гурий Яковлевич

Мужество и бесстрашие русских воинов Великой Отечественной войны вдохновили меня на написание этого стихотворения:


Война - это страшное слово.

В нём голод, и страх, и беда.

Кому же теперь не знакомо

Ужасное слово - война?


И мать дожидается сына,

И дети ждут с фронта отца,

Но в поле, подорванный миной,

Отец не поднимет лица.


Над полем война пронесётся,

Сожжёт судьбы юных солдат.

И кто-то теперь не вернётся...

А кто-то вернётся назад.


Война – это страшная сила,

Нам множество бед принесла,

Войну и сейчас не забыла

Великая наша страна.

Персональные инструменты
Инструменты