Моторово, деревня (Крутинский район, Омская область)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(не показаны 9 промежуточных версий 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
'''Заселение деревни.'''
+
 
 
+
 
Деревня Моторово образовалась в 1700 году. Сейчас, пожалуй, никто не сможет объяснить,  
+
==Заселение деревни== 
 +
Деревня Моторово образовалась в [[1700 год]]у. Сейчас, пожалуй, никто не сможет объяснить,  
 
откуда появилось её название. Основывалась она дважды. Сначала пришли сюда «чалдоны» -  
 
откуда появилось её название. Основывалась она дважды. Сначала пришли сюда «чалдоны» -  
 
переселенцы с «Чалого Дона» и заселили Моторовскую гриву. В то время здесь жили остяки, или, как их сейчас называют, ханты. Переселенцам пришлось «вытеснять», но и сами они потерпели от остяков немало. Говорят, одна женщина с детьми, скрываясь от них, поплыла на лодке вниз по реке Ир и остановилась на месте, где сейчас стоит Моторово. Это недалеко от гривы, около шести  
 
переселенцы с «Чалого Дона» и заселили Моторовскую гриву. В то время здесь жили остяки, или, как их сейчас называют, ханты. Переселенцам пришлось «вытеснять», но и сами они потерпели от остяков немало. Говорят, одна женщина с детьми, скрываясь от них, поплыла на лодке вниз по реке Ир и остановилась на месте, где сейчас стоит Моторово. Это недалеко от гривы, около шести  
Строка 12: Строка 13:
 
Те, кто осваивал здешние места, занимались в основном дягтерным делом. Ямки, в которых варили деготь, сохранились до сего времени: выложены кирпичом характерной формы. Позже освоили земледелие, скотоводство и ткацкое дело. Но хозяйство велось не натуральное. Обмен товарами осуществлялся с давних пор. То есть тот же деготь и кормил, и одевал, и давал возможность развивать производство. Еще до революции были в Паново два купца – Пимшин и Шугалов. Вот им-то рожь возили и скот сгоняли в обмен на другие товары. Текла жизнь своим чередом, появились некоторые технические средства, совершенствовалось само производство, продолжая оставаться в частных руках.  
 
Те, кто осваивал здешние места, занимались в основном дягтерным делом. Ямки, в которых варили деготь, сохранились до сего времени: выложены кирпичом характерной формы. Позже освоили земледелие, скотоводство и ткацкое дело. Но хозяйство велось не натуральное. Обмен товарами осуществлялся с давних пор. То есть тот же деготь и кормил, и одевал, и давал возможность развивать производство. Еще до революции были в Паново два купца – Пимшин и Шугалов. Вот им-то рожь возили и скот сгоняли в обмен на другие товары. Текла жизнь своим чередом, появились некоторые технические средства, совершенствовалось само производство, продолжая оставаться в частных руках.  
  
'''Природа края'''
+
==Природа края==
  
 
По удобству расположения и рельефу быть бы деревне на Моторовской гриве, где сначала она и образовывалась. На территории, которую сейчас занимает деревня, сильно выражены местные природные неудобства: крутые, извилистые берега разделяют деревню на пять отдельных хуторков: Картошкино, Зеленкино, Буньково, Серединкино и Фелистовка. Избы жителей располагаются в верховьях реки Ир, берущей начало в большом Яровском болоте, на границе северной лесостепной зоны. Именно здесь самые богатые лесные угодья, раскинувшиеся на десятки тысяч гектаров прямо от околицы. Места здесь ягодные: малина, смородина, земляника, черемуха. Малинников здесь столько, что ягоды хватает не только своим, но и заезжим ягодникам. В нескольких километрах от деревни – Моторовский рям. Там клюква, брусника, голубика.   
 
По удобству расположения и рельефу быть бы деревне на Моторовской гриве, где сначала она и образовывалась. На территории, которую сейчас занимает деревня, сильно выражены местные природные неудобства: крутые, извилистые берега разделяют деревню на пять отдельных хуторков: Картошкино, Зеленкино, Буньково, Серединкино и Фелистовка. Избы жителей располагаются в верховьях реки Ир, берущей начало в большом Яровском болоте, на границе северной лесостепной зоны. Именно здесь самые богатые лесные угодья, раскинувшиеся на десятки тысяч гектаров прямо от околицы. Места здесь ягодные: малина, смородина, земляника, черемуха. Малинников здесь столько, что ягоды хватает не только своим, но и заезжим ягодникам. В нескольких километрах от деревни – Моторовский рям. Там клюква, брусника, голубика.   
+
 
'''Народные умельцы.'''
+
==Народные умельцы==
  
 
Да и умельцев в деревне было немало. Мастером в пивоварном деле слыла Рыбина Евдиния Васильевна. Ее пиво было самое вкусное – густое, пенное, ароматное.  
 
Да и умельцев в деревне было немало. Мастером в пивоварном деле слыла Рыбина Евдиния Васильевна. Ее пиво было самое вкусное – густое, пенное, ароматное.  
Строка 22: Строка 23:
 
Зинаида Константиновна Скосырская, моя прабабушка, на краснах ткала половики. Заказов было хоть отбавляй. С красивыми узорами половики и коврики бабушки Зины украшали многие избы, сохранились они и до сегодняшних дней.
 
Зинаида Константиновна Скосырская, моя прабабушка, на краснах ткала половики. Заказов было хоть отбавляй. С красивыми узорами половики и коврики бабушки Зины украшали многие избы, сохранились они и до сегодняшних дней.
  
'''Диалект.'''
+
==Диалект==
 
+
 
Местные жители отличались и своим говором. Диалекты были занесены сюда с разных мест при
 
Местные жители отличались и своим говором. Диалекты были занесены сюда с разных мест при
 
заселении деревни. Моя прабабушка, Костина Александра Сергеевна, лужу называла лывой, валенки –  
 
заселении деревни. Моя прабабушка, Костина Александра Сергеевна, лужу называла лывой, валенки –  
Строка 29: Строка 29:
 
(пообещать), няша (вязкая жидкая топь), пашаница (пшеница), чуни (калоши), ножни (ножницы).
 
(пообещать), няша (вязкая жидкая топь), пашаница (пшеница), чуни (калоши), ножни (ножницы).
  
Позже сложилась песня '''"Моторово"'''
+
В настоящий момент деревни как таковой не существует. Последние жители уехали еще 4 года назад…
<nowiki>1
+
 
Отжила деревня,
+
Позже сложилась песня '''"Моторово"''', который написал житель деревни Скосырский Николай Васильевич.
Поросла травою
+
 
Поросла травою
+
1
Сорной лебедой
+
 
И нигде не видно
+
Отжила деревня,<br>
Ни одной тропинки
+
Поросла травою<br>
Где гуляли ночью
+
Поросла травою<br>
Пары под луной.
+
Сорной лебедой<br>
 +
И нигде не видно<br>
 +
Ни одной тропинки<br>
 +
Где гуляли ночью<br>
 +
Пары под луной.<br>
 +
 
 
2
 
2
Ведь жила веками
+
 
Строилась, пахала
+
Ведь жила веками<br>
И играла свадьбы
+
Строилась, пахала<br>
Широко, с душой
+
И играла свадьбы<br>
А в престольный праздник
+
Широко, с душой<br>
Под гармонь гуляла
+
А в престольный праздник<br>
Хоровод водила
+
Под гармонь гуляла<br>
Под мотив простой.
+
Хоровод водила<br>
 +
Под мотив простой.<br>
 +
 
 
3
 
3
Как ни гнули спину
+
 
Войны да указы
+
Как ни гнули спину<br>
Дюжили, терпели
+
Войны да указы<br>
Бабы, мужики
+
Дюжили, терпели<br>
Но иссякли силы
+
Бабы, мужики<br>
Подрубили корни
+
Но иссякли силы<br>
Затянуло илом
+
Подрубили корни<br>
Жизни родники
+
Затянуло илом<br>
 +
Жизни родники<br>
 +
 
 
4
 
4
Но порою снится
 
Что живет деревня
 
Вот играют дети
 
Топят в доме печь
 
Вкусно пахнет хлебом
 
И травою мятой
 
Слышится с крылечка
 
О покосе речь
 
5
 
Отжила деревня,
 
Поросла травою
 
Поросла травою
 
Сорной лебедой
 
И нигде не видно
 
Ни одной тропинки
 
Где гуляли ночью
 
Пары под луной.
 
  
</nowiki>
+
Но порою снится<br>
 +
Что живет деревня<br>
 +
Вот играют дети<br>
 +
Топят в доме печь<br>
 +
Вкусно пахнет хлебом<br>
 +
И травою мятой<br>
 +
Слышится с крылечка<br>
 +
О покосе речь<br>
 +
 
 +
 
 +
[[Категория:Проект «Исчезнувшие деревни России»]]
 +
[[Категория: Деревня]]
 +
[[Категория:Исчезнувшие населенные пункты]]
 +
[[Категория:Омская область]]

Текущая версия на 11:39, 10 мая 2013


Содержание

[править] Заселение деревни

Деревня Моторово образовалась в 1700 году. Сейчас, пожалуй, никто не сможет объяснить, откуда появилось её название. Основывалась она дважды. Сначала пришли сюда «чалдоны» - переселенцы с «Чалого Дона» и заселили Моторовскую гриву. В то время здесь жили остяки, или, как их сейчас называют, ханты. Переселенцам пришлось «вытеснять», но и сами они потерпели от остяков немало. Говорят, одна женщина с детьми, скрываясь от них, поплыла на лодке вниз по реке Ир и остановилась на месте, где сейчас стоит Моторово. Это недалеко от гривы, около шести километров. Наверное, остяки не ставили задачу уничтожить переселенцев, просто хотели вернуться на свое место.Первыми в Моторово появились Вагановы, из православных. Чуть позже пришли кержаки- староверы Скосырские и православные Квашнины. Кержаки отличались непримиримым нравом. Хотя вера их была христианская, они православных считали «неверными» и если православный по какой-либо нужде заходил к ним в дом, после него мыли даже дверные ручки. Были в Моторово православная церковь и кержацкий молитвенный дом. После революции молитвенный дом сожгли, а в здании церкви образовали школу. После закрытия Моторовской церкви верующие стали ходить в соседний Никольск. А в 30-е годы закрыли и Никольскую церковь, вскоре после чего она при странных обстоятельствах сгорела. Вторая волна переселения из Центральной России пошла в 80 - 90-х годах ХIХ века. В это время заселялись Светково, Смирново, Кислинка, Мариновка (ныне их уже нет), Никольск, Троицк. Вторую волну переселенцев представляли «самоходы», или «лапотины». Их называли так, потому что они шли пешком, в лаптях.Застраивалась деревня без соблюдения каких бы то ни было правил: дома виднелись то там, то здесь, в основном вдоль реки. Те, кто осваивал здешние места, занимались в основном дягтерным делом. Ямки, в которых варили деготь, сохранились до сего времени: выложены кирпичом характерной формы. Позже освоили земледелие, скотоводство и ткацкое дело. Но хозяйство велось не натуральное. Обмен товарами осуществлялся с давних пор. То есть тот же деготь и кормил, и одевал, и давал возможность развивать производство. Еще до революции были в Паново два купца – Пимшин и Шугалов. Вот им-то рожь возили и скот сгоняли в обмен на другие товары. Текла жизнь своим чередом, появились некоторые технические средства, совершенствовалось само производство, продолжая оставаться в частных руках.

[править] Природа края

По удобству расположения и рельефу быть бы деревне на Моторовской гриве, где сначала она и образовывалась. На территории, которую сейчас занимает деревня, сильно выражены местные природные неудобства: крутые, извилистые берега разделяют деревню на пять отдельных хуторков: Картошкино, Зеленкино, Буньково, Серединкино и Фелистовка. Избы жителей располагаются в верховьях реки Ир, берущей начало в большом Яровском болоте, на границе северной лесостепной зоны. Именно здесь самые богатые лесные угодья, раскинувшиеся на десятки тысяч гектаров прямо от околицы. Места здесь ягодные: малина, смородина, земляника, черемуха. Малинников здесь столько, что ягоды хватает не только своим, но и заезжим ягодникам. В нескольких километрах от деревни – Моторовский рям. Там клюква, брусника, голубика.

[править] Народные умельцы

Да и умельцев в деревне было немало. Мастером в пивоварном деле слыла Рыбина Евдиния Васильевна. Ее пиво было самое вкусное – густое, пенное, ароматное. Степан и Алексей Чикишевы катали валенки. Николай Елиферьевич Скосырский и Михаил Тимофеевич Квашнин изготавливали салазки, коромысла. Изделия были отменные, высокой прочности и пользовались огромным спросом у местного населения. Михаил Тимофеевич передал свой опыт детям и внукам. Зинаида Константиновна Скосырская, моя прабабушка, на краснах ткала половики. Заказов было хоть отбавляй. С красивыми узорами половики и коврики бабушки Зины украшали многие избы, сохранились они и до сегодняшних дней.

[править] Диалект

Местные жители отличались и своим говором. Диалекты были занесены сюда с разных мест при заселении деревни. Моя прабабушка, Костина Александра Сергеевна, лужу называла лывой, валенки – пимами. Употребляла такие слова, как баской (красивый), чуять (чувствовать), посулиться (пообещать), няша (вязкая жидкая топь), пашаница (пшеница), чуни (калоши), ножни (ножницы).

В настоящий момент деревни как таковой не существует. Последние жители уехали еще 4 года назад…

Позже сложилась песня "Моторово", который написал житель деревни Скосырский Николай Васильевич.

1

Отжила деревня,
Поросла травою
Поросла травою
Сорной лебедой
И нигде не видно
Ни одной тропинки
Где гуляли ночью
Пары под луной.

2

Ведь жила веками
Строилась, пахала
И играла свадьбы
Широко, с душой
А в престольный праздник
Под гармонь гуляла
Хоровод водила
Под мотив простой.

3

Как ни гнули спину
Войны да указы
Дюжили, терпели
Бабы, мужики
Но иссякли силы
Подрубили корни
Затянуло илом
Жизни родники

4

Но порою снится
Что живет деревня
Вот играют дети
Топят в доме печь
Вкусно пахнет хлебом
И травою мятой
Слышится с крылечка
О покосе речь

Персональные инструменты
Инструменты