Команда Патриоты Александра Невского/сетевой проект Святой витязь земли русской 2014

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Версия от 13:34, 13 декабря 2014; Галина Комиссарова (обсуждение | вклад)

(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск


Эмблема Александр Невский.jpg

Святой витязь земли русской 2014

Название команды

Патриоты Александра Невского

Девиз

Не в силе Бог, а в правде

Состав команды

Наталья Иванова

Ольга Бирюкова

Цветкова Катя

Руководитель команды Галина Комиссарова kinder2009shot@gmail.com

Наша школа

ГБОУ СПО Городецкий Губернский колледж

"Не в силе Бог, а в правде" (1 этап «Эпоха Александра Невского»)

1.Чем отличалось господство монголов над Русью от их господства над Средней Азией? В отличие от завоеванных монголами стран Средней Азии, Прикаспия и Северного Причерноморья с их благоприятными природными условиями для экстенсивного кочевого скотоводства, ставших территорией монгольских государств, Русь сохранила свою государственность. Зависимость Руси от ханов Золотой Орды выражалась прежде всего в тяжелой дани, которой они обложили русский народ. Монголо-татары отказались от прямого включения Руси в состав Золотой Орды и создания в русских землях своей администрации. В 1243 г. в Батыя был вызван брат убитого на Сити великого князя владимирского Юрия Всеволодича Ярослав, которому после официального признания им вассальной зависимости от Орды хан вручил ярлык (грамоту) на великое княжение владимирское с признанием его «старейшим» князем Северо-Восточной Руси. Ярлыки на свои княжения получили и другие князья, прибывшие вслед за Ярославом в Орду и согласившиеся выполнить ряд унизительных процедур, подчеркивавших их вассальную покорность хану. Сохранив в руках князей власть в их княжествах, ханы ограничились контролем за ними, посылая в русские земли своих специальных представителей – баскаков. По доносам баскаков «провинившихся» в чем-либо перед ханом князей вызывали в Орду или же посылали на русские земли карательную рать. 2. Как повлияло монгольское иго на экономическое развитие Руси? Ордынское иго надолго затормозило экономическое развитие Руси, разрушило ее сельское хозяйство, подорвало русскую культуру. Татаро-монгольское нашествие привело к падению роли городов в политической и экономической жизни Руси. Вследствие разрушения городов, гибели их в огне пожаров и увода в плен квалифицированных ремесленников надолго исчезли сложные виды ремесла, приостановилось городское строительство, пришло в упадок изобразительное и прикладное искусство. Тяжелым последствием ига было углубление разобщения Руси и обособления отдельных ее частей. Нанесен был удар торговым связям Руси с Западом: торговые связи с зарубежными странами сохранились лишь у Новгорода, Пскова, Полоцка, Витебска и Смоленска. Татаро-монгольское нашествие привело к резкому сокращению населения страны, особенно городского. Множество людей было убито, не меньше уведено в рабство. В некоторых разрушенных городах и селах жизнь так и не возродилась. Гибель многих князей и дружинников, профессиональных воинов и феодалов приостановила развитие феодального земледелия. 3. Каково влияние монгольского ига на политический строй Руси? Традиционные взаимоотношения между монархией, демократией и аристократией, как тремя элементами власти, были совершенно разрушены монгольским нашествием. Прежнее равновесие их исчезло.Одним из подтверждений этому может служить постепенное сокращение власти вече (одного из главных демократических институтов) и последующее его исчезновение. «Само слово «вече» стало синонимом мятежа». Боярский совет представлял в своем лице аристократический элемент власти. Несмотря на все свое влияние на ход государственных дел и рост собственных земельных владений, московскому боярству не удалось за монгольский период точно определить свои политические права. В Орде русские князья усваивали новые, неизвестные на Руси формы политического общения («бить челом»). Понятие абсолютной, деспотической власти, с которой русские были знакомы лишь теоретически, на примере Византии, вошло в политическую культуру Руси на примере ордынского хана. Ослабление городов создавало возможность для князей самим претендовать на такую же власть и подобное выражение чувств подданных. Под влиянием специфически азиатских правовых форм и способов наказания, у русских развивалось традиционное родоплеменное представление о карающей власти общества и ограниченности княжеского права наказывать людей. Теперь карающей силой стало не общество, а государство в лице палача. Именно в это время Русь узнала «китайские казни» - кнут («торговая казнь»), отрезание частей лица (носа, ушей, языка), пытки на дознании и следствии. Это было совершенно новое отношение к человеку по сравнению с 10 веком, временем Владимира Святославовича. В условиях ига исчезло представление о необходимости баланса прав и обязанностей, ценность власти стала выше, чем ценность права. Историк Б.Д. Греков по этому поводу говорил: «Нашествие татар впервые познакомило русских княжения с властью, с которой нельзя входить в соглашение, которой надо подчиняться безусловно». Власть подчиняла себе понятия права, собственности, чести, достоинства. 4. В чем сущность цивилизационного выбора Руси в ХIIIв. и какова роль Невского в нем? В борьбе за выживание в середине ХIII в. Русь неминуемо переживала нарушение прежней самобытности и стояла перед выбором новой цивилизационной альтернативы: Византийская модель. Но Византия к началу XIII в. значительно ослабла и с трудом оборонялась от внешних врагов; в 1204 г. Константинополь был захвачен и разграблен крестоносцами, прямые связи Руси с Византией были затруднены, т.к. прежние торговые пути перекрыли сначала половцы, а затем монголо-татары. Западноевропейский вариант. Но европейские рыцари и феодалы захватывали западные русские земли, возводили там замки, подчиняли население; на захваченных территориях власть русских князей переставала действовать; на завоёванных землях происходила католизация населения. Восточная (монгольская) модель. Её преимущества: на покоренных монголами русских землях сохранялась прежняя система управления; монгольский хан не заменял власти русских князей, которые, являясь его вассалами, получали от него ярлык на правление; православная церковь сохранила своё влияние на завоеванных монголами русских землях.Выбор восточной цивилизационной альтернативы был вынужденной мерой, он был очень тяжел для страны. Но позволил сохранить свою духовную основу, территорию и саму государственность. «В опустошенном общественном сознании оставалась место только инстинктам самосохранения и захвата. Только образ Александра Невского несколько прикрывал ужас одичания и братского озлобления, слишком часто прорывавшегося в среде русских правителей, родных или двоюродных братьев, дядей и племянников. Если бы они были представлены сами себе, он разнесли бы свою Русь на бессвязные, вечно враждующие между собой удельные лоскутья. Но княжества северной Руси были не самостоятельные владения, а даннические улусы татар; их князья звались холопами вольного царя, как величали у нас ордынского хана. Власть этого хана давала хотя призрак единства мельчавшим и взаимно отчуждавшимся вотчинным углам русских князей… обижаемый не всегда тотчас хватался за оружие. А ехал искать защиты у хана, и не всегда безуспешно. Гроза ханского гнева сдерживала забияк, не раз предупреждала или останавливала опустошительные междоусобицы.» (В. О. Ключевский.) «Нужно отдать должное Александру Ярославичу: он великолепно разобрался в политической обстановке и сумел встать выше своих личных эмоций ради спасения Родины.» (Л.Н. Гумилев.) «… Александр в годы ордынского нашествия понял простую истину: помогая Орде грабить и угнетать свой народ, можно получить кое какие выгоды и для себя. Позднее по этому пути пойдут и его потомки.» (И. Н. Данилевский) Интернет-ресурсы: http://knowledge.allbest.ru/history/ http://www.bibliotekar.ru/ http://www.bestreferat.ru/ http://yandex.ru/clck/jsredir?from http://his.1september.ru/

"Александр Невский - щит святой Руси" (2 этап «Александр Невский - воин, дипломат, семьянин»)

1.Святой благоверный князь Александр Невский стал святым не потому, что он был мудрым правителем, талантливым полководцем, мужественным воином или блестящим дипломатом. Он стал святым именно потому, что, будучи князем, главой народа и государства, смысл своей власти видел в служении. Вся его жизнь была без остатка отдана Богу и людям. Поэтому среди русских святых Александр Невский занимает особое место как покровитель страны, как покровитель законной власти, как великий пример жертвенного служения народу — пример и для светской, и для духовной власти. Именно поэтому мы молимся святому благоверному князю, чтобы он не переставал ходатайствовать пред Богом о любимом своем Отечестве, о потомках тех, кому он верой и правдой служил. И мы верим, что молитвами таких святых, как благоверный князь Александр, и сохраняется под Покровом Богоматери, несмотря на все исторические перипетии, конфликты, войны, трагедии, наше Отечество. 3.Имя защитника рубежей России и покровителя воинов известно далеко за пределами нашей Родины. Свидетельство тому — многочисленные храмы, посвященные святому Александру Невскому. Наиболее известные из них: Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллинне, храм в Тбилиси. Эти храмы — залог дружбы русского народа-освободителя с братскими народами.

"Память которой не будет конца" (3 этап «Александр Невский - имя России»)

1.Русское воинство издавна славилось своими великими полководцами. Большинству, вне всякого сомнения, в первую очередь приходят на ум фамилии Суворов, Кутузов, Багратион, Жуков. Но особо следует назвать святого благоверного князя Александра Невского, своими ратными подвигами навсегда прославившего русское воинство во всем мире. Историческую ценность и значимость двукратного отражение Александром Невским отрядов крестоносцев на реке Неве и Чудском озере невозможно недооценить. Это были первые действительно крупные победы России над иностранными европейскими захватчиками, надолго остудившие пыл католической Европы в своих притязаниях на территорию России.

За всю свою жизнь Александр Невский неоднократно своими личными отвагой, храбростью и мудростью спасал Россию от опустошающих набегов татаро-монгол, попутно вселяя в сердца русских людей надежду на будущее укрепление русского воинства и изгнание неприятеля с родных земель. За невероятные заслуги, за жертвенное служение России, за принятую в жесточайшем речном сражении смертельную болезнь «за други своя» великий князь Александр Невский, принявший перед смертью монашеский постриг в схиму с именем Алексий, был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.

Но прижизненные подвиги благоверного князя не были забыты и после его смерти. 21 мая (1 июня н.ст.) 1725 г. по завещанию Петра I высочайшим указом императрицы Екатерины I была учреждена одна из высших наград Российской Империи - Орден во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. По замыслу Петра Великого орден должен был стать исключительно военной наградой, однако среди первых награжденных им лиц были и гражданские, в результате чего орденом награждались особо отличившиеся на государственной как военной, так и светской службе высокопоставленные лица. В 1917 году вместе с прочими имперскими наградами орден Александра Невского был упразднен, но восстановлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 года одновременно с орденами Суворова и Кутузова для награждения командного состава Красной Армии за выдающиеся заслуги в организации и руководстве боевыми операциями и за достигнутые в результате этих операций успехи в боях за Родину. В СССР орденом Александра Невского было награждено свыше 40 тысяч человек, эта награда выдавалась исключительно офицерскому составу и была весьма почитаема среди военных - никто никогда не забывал ратных подвигов благоверного князя и с великим почтением относился к нему.

В настоящее время переосмысление роли духовности в жизни человека и общества получило новый импульс развития, в том числе и в области военного дела. Лишенный статута в лихолетье перестроечного бреда 1992 года орден Александра Невского был возвращен в список государственных наград в 2010 году. Этот факт свидетельствует о возрождении почитания святых русских воинов в России. В результате поиска новых духовных ориентиров многие обращаются к русской истории и находят примеры неоценимой пользы религиозно-нравственного воспитания в русле православной церкви. Проблемы современной российской армии обуславливают необходимость поиска таких подходов к воспитанию защитника Родины, которые должны формировать военнослужащего нового типа, отличающегося не только высоким профессионализмом, но и высоким уровнем духовно-нравственных качеств личности, примером для которых может стать и образ святого благоверного князя Александра Невского. Важно отметить, что исключительно силами Русской Православной Церкви невозможно решить вопрос религиозно-нравственного воспитания в российской армии, необходимо также провести глубокую реформу в области образования и воспитания будущих защитников отечества.

Перед современной российской армией стоит очень серьезная и важная задача - воспитание подлинного боевого духа, сочетающего в себе не только достойное физическое развитие воина, но в первую очередь духовно-нравственное воспитание. При этом необходимо учитывать опыт таких русских полководцев, как святой благоверный князь Александр Невский - один из самых достойных образцов для подражания, в котором мы находим обоснованные свидетельства необходимости православной веры для защитника отечества, как духовной опоры и поддержки для достойного прохождения всех тягот воинской службы.


3.Почитание св. Александра складывается на Руси сразу же по его кончине – на его гробнице во Владимире служатся по важным случаям молебны и панихиды, великий князь Московский Иоанн Иоаннович оставляет в завещании своему сыну Димитрию икону св. Александра. Однако церковное прославление св. князя совершается после Куликовской битвы. Накануне битвы пономарю церкви Рождества Богородицы, в которой покоилось тело князя, было видение: свечи в церкви сами собой загорелись, ко гробу подошли два старца и призвали князя на помощь его правнуку Димитрию Ивановичу, одолеваемому иноплеменниками. Св. Александр поднялся от гроба и стал невидим. Вскоре гроб св. князя был открыт и его мощи, пролежавшие в земле 117 лет, оказались нетленными. Мощи были положены в открытой раке, князю составлена служба и установлено местное почитание во Владимире, подтверждаемое происходящими у мощей многими чудесами. В 1547 году Стоглавый собор утверждает общецерковное почитание св. Александра и устанавливает днем его памяти 23 октября.

Памятник Александру Невскому относится к числу тех памятников Санкт-Петербурга, которые были установлены в городе в начале 21 века. Памятник, открытый в 2002 году в центре площади Александра Невского, напротив входа в Александро-Невскую лавру, стал пятым в городе конным монументом. Его нередко сравнивают со знаменитым "Медным всадником", изображающим другого российского правителя - Петра I - верхом на коне.

4.святой Александр Невский принадлежит не только своему времени. Его образ актуален для России и сегодня, в XXI веке. Самое же главное качество, которое, как мне кажется, во все времена должно быть присуще власти – это безграничная любовь к Отечеству и своему народу. Вся политическая деятельность Александра Невского определялась именно этим сильным и возвышенным чувством.

"Я люблю тебя, Россия" (заключительный этап «Мы – патриоты России»)

Персональные инструменты
Инструменты