Команда Донцы Новороссошанской школы Тацинского района Ростовской области/"Все мы дружная семья. Украинцы"

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Земледелие)
Строка 109: Строка 109:
 
|}
 
|}
  
 +
==<center><font size=4 color=#330066>''' Заключение'''</font></center> <br><br> ==
 +
[[Файл:Команда Донцы в акции.JPG|230px|left|thumb|акция в защиту степных тюльпанов]] [[Файл:Команда Донцы на экскурсии.JPG|230px|right|thumb|экскурсия по манычской долине]]
 +
<big><font color="#006400">
 +
Нам посчастливилось жить в уникальном месте. Всего в нескольких километрах от нашего посёлка находятся жемчужины родного края: степи, служащие образцом целинных степей, редкие виды флоры и фауны. Мы, в свою очередь, стараемся быть не просто наблюдателями прекрасного, уникального, а непосредственными участниками возрождения и сохранения всего того, что нам подарила природа. Экскурсии, акции, участие в заседаниях экологического клуба стало нашим привычным делом.
 +
|}
 +
{| cellpadding="10" cellspacing="5" style="width: 100%; background-color: inherit; margin-left: auto; margin-right: auto"
 +
| style="width: 50%; background-color: #fed; border: 1px solid #777777; -moz-border-radius-topleft: 8px; -moz-border-radius-bottomleft: 8px; -moz-border-radius-topright: 8px; -moz-border-radius-bottomright: 8px; height: 60px;" colspan="1" |
 +
'''При создании вики-статьи использованы следующие ресурсы:'''
 +
 +
"Истории строки" - Л.П.Александровская, "Ростиздат", Ростов-на-Дону, 2004
 +
 +
"Живая природа Манычской долины" - Ассоциация "Живая природа"-изд-во ООО"Омега Паблишер", Ростов-на-Дону, 2010
 +
|}
  
  
 
[[Категория:Региональный проект 80 лет Ростовской области]]
 
[[Категория:Региональный проект 80 лет Ростовской области]]

Версия 22:45, 26 ноября 2017

Украинцы

Содержание

Национальный состав


Число украинцев, проживающих в Ростовской области с 1939 года [110.6 (3.8%)] по 2010 год [77.8 (1.9%)] значительно уменьшилось[1]

Происхождение и распространение слова «украинцы» [2]


Украинцы (жители пограничных земель) Согласно основной версии, распространённой в академической среде (в том числе самой Украины), этноним украинец и название Украины этимологически связаны с древнерусским словом оукраина («пограничье», «окраинная земля»). Это понятие и производное от него «украинцы» до XVIII века не имели на Руси этнического значения и применялись по отношению к пограничным землям и жившим либо служившим на них людям.

В ранний период своего функционирования (от середины XIV до середины XV века), в деловом языке канцелярии великих князей литовских — западнорусском письменном языке — для обозначения пограничных со Степью земель используется слово «украина», а местных жителей называют «украинниками», или «людьми украинными». В то время понятие «Украина» могло распространяться и на юг Великого княжества Литовского в целом. В письме от 1500 года к крымскому хану Менгли-Герею великий князь литовский называет «нашими украинами» Киевскую, Волынскую и Подольскую земли, в привилее 1539 года на сооружение замка в Киевском Полесье (далеко от границ с «Диким Полем») мотивируется пользой таких замков «на Украине».

Запорожские казаки На территории Речи Посполитой это название закрепилось в качестве имени собственного за юго-восточными рубежами государства (см. Юго-Западная Русь), граничащими на юге с кочевым миром (Диким Полем). Термин «украинец» применительно к современной Украине первоначально обозначал только жителей востока этой территории, затем распространился «на всю территорию, называвшуюся прежде малорусской». В XVI—XVII веках слово «украинцы» (ukraińcy) в своём специфическом значении употребляли поляки — так обозначались польские шляхтичи и кнехты приграничных восточных земель. Первое письменное упоминание термина «украинцы» датировано 1596 годом в связи с восстанием Наливайко. Его употребляет гетман коронный Станислав Жолкевский как название польских кнехтов, которые устроили расправу над казаками и их семьями после Солоницкого боя. Как пишет российский историк Фёдор Гайда, поляки никогда не распространяли этот термин на русское (восточнославянское) население Украины, кроме как в личных прозвищах, а с середины XVII века термин «украинец» из польских документов пропадает. В 1657 году в письме к Ивану Выговскому с Волыни термин «украинцы» был впервые употреблен в качестве эндоэтнонима; такое словоупотребление утверждается в 1670-х гг., однако в начале XVIII века приобретает региональный характер, обозначая, как правило, население Левобережья.

В Северо-Восточной Руси, а позднее и во всём Русском царстве, название «украина» применялось к самым различным пограничным областям («окская украина», «псковская украина», «сибирская украина», «слободская украина»). Со второй половины XVII века и московские подданные изредка начинают употреблять слово «украинцы» в отношении малороссийского казачества (в частности, так поступал Юрий Крижанич).

Гуцулы В качестве этнонима пограничный термин «украинцы» появляется в литературном русском языке в первой половине XIX века (например, у Кондратия Рылеева, Измаила Срезневского ), однако в творчестве Тараса Шевченко он ещё полностью отсутствует. Распространяется и популяризируется со второй половины XIX столетия. В рамках ранней советской идеологии и политики коренизации термин «малороссы» был объявлен «шовинистским» и упразднён.

Некоторые украинские лингвисты и историки (например, Виталий Скляренко, Григорий Пивторак, Фёдор Шевченко выдвинули альтернативную версию происхождения названия страны и, соответственно, народа. Эти авторы полагают, что название Украины изначально означало просто «страна» (аналогично край, укр. країна), а также «удел», «самостоятельное княжество», «земля, заселённая своим народом», и что при этом термины «україна» и «окраїна» всегда чётко различались по смыслу. Российский историк Ф. А. Гайда подвергает популяризаторов этой версии методологической критике и обвиняет их в сознательном мифотворчестве.

Российская карта Европы издания 1907 года, на которой население нынешней Украины называется: «малоруссы или русины»

Польская карта Европы издания 1927 года, на которой население нынешней Украины называется: Rusini «русины» Ситуация в Галиции и Закарпатье На землях Западной Украины со времён великого княжества Галицко-Волынского (королевства Руси) и до недавнего времени в качестве самоназвания непрерывно применялся этноним «русины», что в эпоху принадлежности к Австро-Венгрии официально звучало как «рутены» (нем. Ruthenen).

Согласно переписи 1900 года в Австро-Венгрии, русинами себя считало около 3 млн человек, что составляло почти 90 % населения территории современной Западной Украины. Обе межвоенные переписи в Волыни, Галиции и Закарпатье также зафиксировали распространение самоназвания «русины».

«Украинцы» как аллоэтноним по отношению к украинскому населению в Австро-Венгрии — сравнительно поздний термин; так, например, в своём исследовании профессор Венского университета, Карл Воцелка о населении Цислейтанской и Транслейтанской частей Австро-Венгерской империи пишет:

по-мадьярски rutén, самоназвание — русины, с начала XX века — украинцы

Оригинальный текст (нем.)   — Demographische und soziale Entwicklung in Österreich

Карточка учительницы-грекокатолички уроженки города Самбор в школе Польской Республики 1918—1939 годов. В графе национальность (польск. narodowość) указано «украинская» (польск. ukraińska) и в скобках «руская», то есть «русинская» (польск. ruska) В Польской Республике (1918—1939) по отношению к украинскому населению использовались параллельно два этнонима: этноним «украинцы» (польск. Ukraińcy), как правило, использовали в документации и изданиях на украинском языке, а «русины» (польск. Rusiny) — в польских документах и изданиях.

Этническая история


См. также: Малороссийская идентичность и Украинство Женский национальный костюм, центральная Украина Почтовая марка СССР, 1961 год Этногенез украинцев происходил на территории Среднего Поднепровья, Поднестровья и Полесья. По этногенезу украинцев существуют различные концепции. Одна из них рассматривает украинцев как происходящих от единой древнерусской народности, процесс распада которой согласно Борису Флоре продлился вплоть до Нового времени. В национальной украинской исторической школе популярностью пользуется раннесредневековая концепция, создателем которой считается Михаил Грушевский. По его версии, украинцы происходят от антов, населявших лесостепи Украины в V—VI веках. К разработке концепции присоединились М. Максимович, В. Антонович, Я. Дашкевич, М. Брайчевский, Я. Исаевич, Г. Полторак, В. Баран и др. Концепция опирается на лингвистическую базу, созданную исследованиями А. Потебни, А. Крымского, И. Огиенко и др. Наиболее прямые предки украинцев — славянские племена полян, древлян, тиверцев, северян, уличей, волынян (дулебов) и белых хорватов наряду с другими племенами вошли в Киевскую Русь (IX—XII вв.), а позднее, после её распада — в Галицко-Волынское княжество (Королевство Руси) (XII—XIV вв.), Переяславское княжество, Киевское княжество, Черниговское княжество. Позднее земли вошли в состав Великого княжества Литовского, затем отошли к Речи Посполитой, а к исходу XVIII века земли нынешней Украины были разделены между Российской и Австрийской империями. Начиная с XIV века территория современной Украины оказалась разделённой между Великим княжеством Литовским, королевством Польским и Молдавским княжеством и Золотой Ордой (в XV веке в Северном Причерноморье обособилось от Орды Крымское ханство, перешедшее под власть Османской империи). Немалую роль в истории украинцев сыграло казачество и созданное им в нижнем течении Днепра административно-военное образование XVI—XVIII вв. Запорожская Сечь. В XVII веке важным моментом этнической истории населения современной Украины были дальнейшее развитие ремесла и торговли, в частности, в городах, пользовавшихся магдебургским правом, ремесленники в которых были объединены в цеха со своим уставом и внутренним самоуправлением. Ещё более важным моментом в этнической истории стало создание в результате освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого казачьего государства — Гетманщины. В 1654 году значительная часть украинских земель вместе с Киевом добровольно переходит под протекторат царя Российского — Алексея Михайловича, а к исходу XVIII века, после Третьего раздела Речи Посполитой, вне территории Российской империи оказывается лишь Галичина со Львовом, отошедшая к Австро-Венгрии, а также Закарпатье и Буковина. В XVIII веке на территории современной Украины уже имеется развитая по меркам своего времени система светского образования, включающая многие сотни начальных «полковых» школ, коллегиумы и академии (в Киеве, Харькове и Чернигове). В XVII веке произошло перемещение значительных групп крестьян и казаков из находившегося в составе Речи Посполитой Правобережья, а также из Поднепровья на восток и юго-восток, освоение ими на территории Русского царства пустующих степных земель и образование так называемой Слобожанщины, а затем — с падением Крымского ханства — и Новороссии. Согласно Всероссийской переписи населения 1897 г., представители малорусской языковой группы русского языка (по формулировке переписи) численно доминировали на всей украинской (в нынешних границах Украины) территории Российской империи, за исключением Одессы, других крупных городов (кроме Полтавы), Южной Бессарабии (Буджака) и Крыма. Со времён православных полемистов — противников унии начала формироваться малороссийская самоидентификация, просуществовавшая до начала 1920-х и ставшая одной из главных характеристик идентичности Украины. Со второй половины XIX века с ней начала соперничать украинская национальная идея (украинство), зародившаяся на Надднепрянщине, но получившая особо бурное развитие на территории австро-венгерской Галиции. Характерным отличием последней является отрицание каких-либо культурных и этнических связей с Россией, а также политическая ориентация на Запад. Советско-украинская идентичность впитала элементы обеих концепций, переняв терминологию украинства и его взгляды на статус Малороссии в Российской империи, однако сохранив тезис о единстве с Россией как основной определяющей черты исторического развития Украины. После обретения Украиной независимости, в интересах строительства отдельного государства и нации предпочтение отдаётся украинской национальной идее.

Традиционная культура


Земледелие [3]

Файл:Fair in Ukraine.jpg
Ярмарка в Ичне. Первая половина XIX в.

Основная традиционная отрасль сельского хозяйства украинцев — пашенное земледелие с преобладанием трёхполья (вместе с тем ещё в XI веке в Карпатах и на Полесье сохранялось подсечно-огневое и переложное). Обрабатывали рожь, пшеницу, ячмень, просо, гречку, овес, коноплю, лён; с конца XVII века — кукурузу, табак, со второй половины XVIII века — подсолнечник, картофель; из огородных культур — капусту, огурцы, свеклу, редьку, лук и др., арбузы и тыквы (в степных районах), с начала XIX века — помидоры и перец. Для украинцев издавна характерно приусадебное садоводство (яблони, груши, вишни, сливы, малина, смородина, крыжовник, в меньшей степени абрикосы, черешня, виноград).

Комплекс традиционных земледельческих орудий состоял из деревянного с железными частями плуга с передком, рала (однозубого и многозубого), мотыги и заступа различных форм, бороны, преимущественно рамочной, и др. В полесских и частично левобережных районах вместо плуга и рала употреблялась соха двух типов: беспередковая (одноконка, Чернигово-Северский вариант) и на колесах (литовка, или полесская). Комплекс орудий уборки состоял из серпа, косы, грабель и вил. Молотили цепом, на юге — также катком и конями, изредка молотильной доской дикань, на открытых токах в поле, в Полесье — в гумно и овин; в северных районах хлеб подсушивался в ригах. Зерно перерабатывалось на водяных и Лодейных (установленных на лодках или плотах) мельницах, а также на ветряках и так называемых тупчаках.

Заключение


акция в защиту степных тюльпанов
экскурсия по манычской долине

Нам посчастливилось жить в уникальном месте. Всего в нескольких километрах от нашего посёлка находятся жемчужины родного края: степи, служащие образцом целинных степей, редкие виды флоры и фауны. Мы, в свою очередь, стараемся быть не просто наблюдателями прекрасного, уникального, а непосредственными участниками возрождения и сохранения всего того, что нам подарила природа. Экскурсии, акции, участие в заседаниях экологического клуба стало нашим привычным делом.

При создании вики-статьи использованы следующие ресурсы:

"Истории строки" - Л.П.Александровская, "Ростиздат", Ростов-на-Дону, 2004

"Живая природа Манычской долины" - Ассоциация "Живая природа"-изд-во ООО"Омега Паблишер", Ростов-на-Дону, 2010

Заключение


акция в защиту степных тюльпанов
экскурсия по манычской долине

Нам посчастливилось жить в уникальном месте. Всего в нескольких километрах от нашего посёлка находятся жемчужины родного края: степи, служащие образцом целинных степей, редкие виды флоры и фауны. Мы, в свою очередь, стараемся быть не просто наблюдателями прекрасного, уникального, а непосредственными участниками возрождения и сохранения всего того, что нам подарила природа. Экскурсии, акции, участие в заседаниях экологического клуба стало нашим привычным делом.

При создании вики-статьи использованы следующие ресурсы:

"Истории строки" - Л.П.Александровская, "Ростиздат", Ростов-на-Дону, 2004

"Живая природа Манычской долины" - Ассоциация "Живая природа"-изд-во ООО"Омега Паблишер", Ростов-на-Дону, 2010

Инструменты