Команда "Капитошки" МБОУ СОШ №1 г. Азов Ростовской области/"Мы разные, но мы вместе!"

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск
«Не важно, откуда ты, какой национальности.
У каждого в душе свой родной город или село, и все мы жители Ростовской области».
Логотип_Wiki-статьи_команды_Капитошки_Мы_разные,_но_мы_вместе!.png
Русские, чеченцы, татары и армяне,
грузины, дагестанцы, калмыки, казаки.
На Дону — земле родной,
Живем мы все большой семьей.


Авторы: Команда "Капитошки" МБОУ СОШ №1 г. Азов Ростовской области

Содержание

Введение

...


Картинка_для_статьи_команды_Капитошки_Единение_Калмыкии_Ростовской_области_и_России.jpg
выбор народа


История заселения калмыцкого народа на территории Ростовской области

Калмыки появились в пределах России в начале XVII века. Они перекочевали из Джунгарского ханства и образовали в низовьях реки Волга Калмыцкое ханство, которое укрепилось при Аюке-хане. Архивные документы свидетельствуют, что калмыков призвали на Дон местные казаки для совместной борьбы с крымскими татарами. Так, в 1642 году донские казаки обратились к своим новым соседям с предложением о совместной борьбе с крымцами за овладение Азовом. А в 1648 году калмыки впервые появились под Черкасским городком. Между калмыками и казаками был заключен оборонительный и наступательный союз, согласно которому 1000 калмыков выступили против крымцев. С этого времени между ними заключались договора и давались присяги о верной службе России. Броневский В.Б. История Донского Войска

Войсковое старшинство всегда с охотой принимало к себе на службу "...добрых конников, храбростью отличных, к службе всегда готовых и ревностных и так необходимых для хозяев пастухов и коновалов, войску весьма полезных". Калмыкам, жившим кочевой жизнью и с детства обучавшимся воинскому делу, не требовалось много времени для того, чтобы привыкнуть к казачьему быту и условиям "государевой службы".

К началу XIX века на территорию Войска Донского были переселены калмыцкие группы, находившиеся в составе казачьих 19 войск Новороссии. Донским калмыкам, ранее кочевавшим по территории всего Войска, был выделен обширный земельный надел (будущий Сальский округ), на котором в разное время проживало 15 аймаков (сотен), два из которых вскоре влились в другие. Оставшиеся 13 сотен к началу ХХ века получили статус станиц, большая часть которых называлась именами донских атаманов: Платовская (Ики-Бурульская или Намровская сотня), Батлаевская (Багутовская), Денисовская (Богшрахинская, Бултуковская), Иловайская (Рынцановская, Зюнгарская), Власовская (Бембдякинская, Ики-Чоносовская), Чунусовская (Бага-Чоносовская), Кутейниковская (Кевюдовская), Ново-Алексеевская (Геленгякинская), Бурульская (Бага-Бурульская), Граббевская (Харьковская, Цевднякинская), Беляевская, Потаповская (Балдырская), Эркетинская. Очиров У.Б. Книги памяти Ростовской области

Станица Платовская
Станица Эркетинская
С далеких пор на южных рубежах России

С ханом Аюкой донские казаки дружили,
В войсках его калмыки храбрые служили
Границы русские они надежно сторожили.
Смелость и отвага этих воинов лихих
Известны были всем врагам России.
Калмыков царь землею одарил в степях донских,
Всех воинов в казачество включили.
И с времени того калмыки с казаками дружно жили.
Они сражались во многих войнах,
И звание казаков несли достойно.
Калмыцкие полки донского войска
С французами сражались и в Париж вошли.
И немцы гибли на их пиках острых
В боях жестокой мировой войны.

Когда в 20-м веке над страной беда нависла,

Калмыков много на защиту Дона вышло.
В степях родных с врагом пришлось им биться.
В народной памяти на век остались
Степных героев многих имена.
Из тех, кто на донской земле сражались,
Герой калмыцкий – Деликов Эрдни.
В боях, в труде, на мирной ниве
Калмыки честь казачества хранили.
Сегодня, так же как и много лет назад,
Донской калмык – казакам друг, сосед и брат.


Автор:Бетербиев Тимур
Лента времени "История заселения калмыков в Ростовской области"
Лента времени "История заселения калмыцкого народа в Ростовской области"

Место проживания калмыков на территории Ростовской области

К конце 1920-х встал вопрос о переселении в Калмыцкую автономную область остав­шихся на Дону сальских калмыков. Существовало два мнения: переселить донских калмыков с занимаемой территории. Второе — оставить их на месте. По справке статистического бюро Сальского округа от 17 мая 1928 года на на территории Сальского округа Северо-Кавказского края проживало 7400 человек калмыцкого населения, из которых рассчитывали переселиться в Калмыцкую автономную область 5719 человек, или 1371 хозяйство. Калмыцкое население края было рассеяно по территориям Дубовского, Зимовниковского, Пролетарского, Ремонтненского, Романовского районов.

Карта "Область Войска Донского"
Карта "Калмыцкая АССР"


Всесоюзная перепись 1959 г. зафиксировала в Ростовской области 2 660 калмыков.

Всесоюзная перепись 1970 г. в этом регионе был 861 калмык.

Всесоюзная перепись 1979 г. — 640 калмыков.

Всесоюзная перепись 1989 г. — 529 калмыков (с учетом студентов, обучавшихся в вузах г. Ростов-на-Дону).

Книга памяти "Славен Дон своими сыновьями! Калмыки - уроженцы Ростовской области".
Книга памяти "Славен Дон своими сыновьями! Калмыки - уроженцы Ростовской области"

Традиции калмыков

В современном мире мы живем не так, как жили наши предки. Мы все более и более удаляемся от традиционного уклада жизни, от традиционного понимания того, что в этом мире - хорошо, и что в этом мире - плохо.

Калмыки - единственный монголоязычный народ в Европе, исповедующий буддизм и являющийся представителем культуры кочевников.

Калмыкия - это самобытная страна, которая не оставит равнодушным никого. Традиции и обычаи калмыков - это яркие празднества, гулянья, удивительные истории.

Калмыцкие приметы Примет у любых народностей много: и хороших и плохих. У некоторых людей достаточно развит инстинкт предчувствия того, что должно случиться в ближайшем или отдаленном будущем. Очевидно, из таких предчувствий складываются приметы и у калмыков.

Калмыцкие хорошие приметы - Сән йор
Калмыцкие плохие приметы - Му йор
Если человек собрался в поездку и в это время идет дождь, то это хорошая примета. Все задуманное сбудется. Нельзя складывать руки на животе, ибо таким положением рук человек обрекает себя на одиночество, никого не останется из родственников, кто бы мог помочь в трудную минуту, приласкать, сказать доброе слово.
Если вы одарите маленьких детей подарками, то их радость к вашей удаче. Нельзя, по поверьям калмыков, поднимать с земли утерянную кем-то драгоценную вещь. Калмыки имели в виду золото. "Чужое золото, счастье не принесет, а вот несчастье может доставить", - говорили старые калмыки.
Вспомните калмыцкую пословицу: "Лучшую еду отдай гостю, а лучшую одежду носите сами" и последуйте ей. Сами "притянете" хорошую примету к себе. Старые калмыки говорили: "Удача идет в руки дающему". Нельзя поднимать с земли острые предметы. Согласно поверью, острый предмет надо обойти стороной, и тогда стороной обойдет беда.
Если сын похож на мать, а дочь на отца, то этим детям будет сопутствовать удача и успех. Нельзя разбрасывать вычесанные волосы, где попало, а то ум станет рассеянным.
Если человек при входе в дом спотыкается о порог, то ожидается прибыль для хозяев этого дома. Нельзя выходить навстречу входящему, надо остановиться и сначала пропустить его, а потом уж выходить самому. Считается, что входящий несет в дом добро, а тот, кто не уступил дорогу входящему, уносит его тут же.
Если у мужчины дергается левый глаз, а у женщины - правый, то это к хорошему известию Нельзя полоскать рот чаем. Для калмыков чай - священная пища, а значит относиться к нему надо с уважением.
Если ребенок с первого класса отличается прилежанием и тягой к учебе, то он уверенно и успешно пойдет по жизни. Нельзя приобретать одежды больше, чем надобно. Калмыки говорили, что слишком богатый гардероб укорачивает жизнь человека.

Национальные праздники

Зул - Новый год у калмыков

Новый год

Зула – Новый год - это древнейший праздник, так любимый народом. Ему насчитывается более 6 столетий. Отмечают его в день зимнего солнцеворота (22 декабря), когда протяженность дня увеличивается. На калмыцком «зулу» - лампада или светильник. Огни зажигаются в этот день везде – в храмах, домах, на улицах. Считалось, что чем сильнее будет пламя, тем больше энергии отойдет солнцу. И, значит, греть оно будет сильнее. В храмах гадали на зажженных факелах – на удачный год. На жертвенных камнях оставляли дары буддийским божествам.

Огонь для калмыцкого народа считался олицетворение Бога Солнца. Язычество и буддизм в культуре калмыков прочно переплетаются. Язычество говорит об огне, как о представителе Бога Солнца, точнее, в язычестве это и есть сам Бог Солнца. Поэтому ему следует приносить в жертву все продукты, имеющие теплую природу. Это может быть масло, жир, горячительные жидкости. Буддийская традиция представляет огонь как символ мудрости. Считается, что с его помощью можно сжечь всякое невежество.

Цаган сар - наступление весны у калымков

Наступление весны

В начале марта отмечается Цаган сар (белый месяц). Название имело несколько значений: белый, счастливый, месяц приветствий, поздравлений. Кругом слышатся поздравления с окончанием холодного и голодного времени. Идет подготовка к переселению на новые пастбища, ждут приплода скота. Старшие принимают еду от младших. В древности народ собирался около храма и ждал зарю. Общая молитва совершалась, как только первые лучи солнца пробьют небесную гладь. Делались приношения.

К торжествам готовились заранее, резали впрок скот, поскольку непосредственно в дни праздника это делать запрещалось. Празднование происходило в каждом доме. Развешивали на веревке новые наряды, перетряхивали всю одежду. Варили мясо — баранину, говядину или конину.

Главный праздник лета

Единство земли и воды отмечается народом в июне в полнолуние. Божества задабривались обильными подношениями, чтобы трава на новых пастбищах была сочной и богатой, скот был сыт и здоров, а значит, и народ был доволен и обеспечен. Совершался обряд: собирался весь скот, и хозяин на их головы брызгал молоком и кумысом.

Праздник тюльпанов

Этот праздник можно назвать самым молодым. Ввел его вначале 90-х годов президент молодой республики. Отмечается праздник во второе воскресенье апреля, когда вся территория Калмыкии укрыта разноцветным покрывалом из тюльпанов. В этот день вся молодежь гуляет, идет выступление танцевальных коллективов. А ансамбль «Тюльпан», который познакомил весь мир с красотами и многообразием народного калмыцкого танца, дает представление на открытых площадках города.


Национальные костюмы калмыцких народов

В одежде калмыков сохранялось историческое наследие воинов-предков, живших в Монгольском ханстве. Калмыцкий национальный костюм – это уникальное произведение прикладного искусства. Самобытный характер калмыцкого костюма складывался постепенно. Калмыцкая национальная одежда была удобной, богато орнаментированной.

Мужская одежда

Национальная мужская одежда была однотипна для всего калмыцкого населения без особых различий.

К XIX веку единственным напоминанием об их героическом прошлом, о родстве с потомками Чингисхана был монгольский халат — верхняя простеганная одежда, которую носили исключительно старики. Костюм же молодых калмыков претерпел кардинальные изменения в соответствии с новыми традициями и погодными условиями.

Зимой верхней одеждой калмыкам служили овчинные тулупы и шубы из мерлушки (шкурка ягненка, забитого в возрасте до двух недель) со стоячим воротником. Летом они носили кафтаны, сшитые из китайчатой материи, или чапаны простого покроя, подпоясанные кушаками. Кушак — пояс из длинного широкого куска материи или кожи. Летом они носили кафтаны, сшитые из китайчатой материи, или чапаны простого покроя, подпоясанные кушаками. Чапан— мужской стеганый ватный или из верблюжьей шерсти халат. Сверху чапан покрывали бархатной тканью, а подкладку делали из ситца.

У богатых представителей народа верхнее платье было длинное и широкое, нараспашку, а под него надевали парчовый узкий полукафтан (кафтан - двубортная одежда с удлиненными рукавами) или бешмет, которые непременно стягивали поясом; выйти на люди без последнего считалось неприличным. Бешмет — мужская одежда, по виду напоминавшая кафтан со стоячим воротником. Бешмет застегивался на плотный ряд пуговиц от горловины до пояса.

Молодые одевались в особенные кафтаны, с разрезами на рукавах, чтобы их можно было закидывать назад. Нижнее белье состояло из холщовой рубахи, доходившей до пояса, с разрезом от горловины до подола, и портков.

Нательное белье мужчины состояло из рубахи и штанов. Обычно их шили из тонких тканей белого и серого цветов. Верхние брюки бедняки шили из темного материала, преимущественно из нанки, богатые из зайсанги - из черной шерсти или сукна. Поверх рубахи носили бюшмюд.

Мужской национальный костюм
... ... ...

Женская одежда

Костюм простых калмыцких женщин был незатейлив. Он состоял из длинной широкой блузы — киляг — и шаровар. Блуза по крою походила на мужскую рубаху. В будние дни калмычки чаще всего носили длинные платья — хутцтан. Женские летние кафтаны — цегдег — от мужских отличались лишь тем, что не имели рукавов. У них, как и у тулупов, которые носили в холодное время года, сверху делали вырез, застегивавшийся на пуговицы. Нагрудный разрез украшали серебряными, реже золотыми, галунами, иногда по краю горловину обшивали узким позументом (тесьма или лента, сотканная из золотых или серебряных нитей).

Под кафтаны калмычки надевали платье — терлег — из яркой ткани, украшенное вышивкой с растительным орнаментом по краям рукавов и подолу. Застегивался терлег спереди на металлические пуговицы. Иногда поверх летнего кафтана надевали ловшик — халат с длинными и очень широкими рукавами.

Замужние женщины отличие от мужчин и девушек никогда не подпоясывались. Волосы их разделялись на две половины и заплетались в косы, которые укладывались в бархатные или шерстяные чехлы (накосники) — шиверлиги, спускались на грудь, пропускались через петли, пришитые сбоку на платья, на уровне пояса. На конце каждой косы замужние калмычки привязывали по серебряной подвеске (токуг), призванной от- гонять чертей (шулмусов), пристававших, по представлениям калмыков, к длинным женским волосам. Женщины ходили в шапках. Считалось, что простоволосой быть неприлично.

Зимой калмычки носили тулупы, приталенные шубы с оторочкой из мерлушки по краю рукавов и подола, а также стеганые ватные кафтаны черного цвета с длинными рукавами и низким воротником-стойкой. Женщины из богатых семейств имели в своем гардеробе крытые дорогими тканями собольи шубы.

Женский национальный костюм
Женский национальный костюм
В музее. Праздничный женский национальный костюм


Национальная кухня калмыцкого народа

Традиционная калмыцкая кухня несёт в себе отпечаток кочевого скотоводческого быта калмыков и не отличается большим разнообразием. Основными ингредиентами калмыцкой кухни являются молоко и, как правило, отваренное или жареное мясо (баранина и говядина). Блюда калмыцкой кухни широко распространены и в настоящее время среди калмыцкого народа и являются частью его культуры и традиции.

Дотур

Дотур

Дотур – суп из бараньих потрохов (печень, почки, рубец, кишки) с добавлением внутреннего сала, крови, молока и соли. Потроха тушат отдельно, потом заливают прозрачным бульоном. Суп этот очень густой, жирный, подают его с нарезанным сырым репчатым луком, который кладут сверху прямо в тарелку с дотуром.

У этого блюда весьма специфический вкус. Но это самое национальное блюдо.

Кишки, рубец очищают, промывают. Моют также легкие, печень, почки. Все укладывают в котел, заливают холодной водой и варят до готовности. Свежую кровь собирают, процеживают, добавляют холодную воду или молоко, заправляют мелко нарезанным внутренним жиром, соль, перцем, луком и заполняют этим составом сычуг, завязывают его и варят в течение часа.

Вареные субпродукты мелко нарезают, добавляют лук, перец, чеснок, лавровый лист, заливают бульоном и проваривают 5 минут. При подаче дотур укладывают на тарелке горкой. Ингридиенты: 2 кг кишок, 3 кг легких, печени, почек, рубца, 1 кг крови, 0.5 кг сала внутреннего, 1 кг лука, 0.5 л молока, специи.

Махан

Махан

Махан шелтяган (обычно его называют просто махан) – ещё одно первое блюдо. Это – суп из крупных кусков бараньего мяса, с добавлением отварного картофеля, тоже крупными кусками и очень много лука, сырого, нарезанного, который кладётся сверху прямо в тарелку. Это блюдо у монгольских народов считается лечебным, им исцеляют от слабости и лечат изжогу.

Нарубленные куски бараньей или говяжьей грудинки вместе с реберными костями (на порцию кладут по 4−5 кусков весом 40−50 г) промывают и кладут в котел, заливают холодной водой и варят до готовности, снимая периодически пену. Для придания бульону золотистого цвета добавляют печеные морковь и лук, в конце варки — лавровый лист, черный перц и соль. При подаче куски мяса укладывают на тарелку, посыпают репчатым луком, нарезанным кольцами и полукольцами. Отдельно подают в пиалах бульон. Ингридиенты: На 5 порций: 1.6 кг мяса говядины или баранины, 5 луковиц, 2 моркови.

Бёриги

Бёриги

Бёриги – калмыцкие пельмени. Бёриги очень любят буддийские монахи, живущие в Калмыкии.

Баранину или говядину (мякоть), внутренний жир (свиное сало), репчатый лук нарезают на кусочки и пропускают через мясорубку, добавляют соль, перец и хорошо перемешивают. Для теста берут муку высшего сорта, яйца, соль, воду и замешивают тесто. Из готового теста раскатывают круглые лепешки, на середину которых укладывают фарш, и защипывают их. Отваривают бёреки в кипящей соленой воде. Готовые бёриги подают с маслом. Ингридиенты: На 5 порций: 380 г муки, 1 яйцо, 900 г мясо, 25 г внутреннего жира или сала свиного, 270 г лука, 80 г сливочного масла.

Борцог

Борцоги – это круглые плоские, жареные в кипящем масле лепёшки. По вкусу напоминают что-то среднее между хворостом и пончиками. И едят их вместо хлеба, с первыми блюдами (дотуром и маханом), с бёригами, да и просто с калмыцким чаем.

Замешивают сдобное пресное тесто, оставляют на 1 – 1,5 часа для расстойки, затем производят разделку теста. Форма борцоков может быть различной: фигурки животных, лепешки, баранки, шарики, плетеные жгуты и т. д. Жарку производят в большом количестве жира.

Поскольку все блюда калмыцкой кухни невероятно сытные, то лучше хлеб в местных кафе вообще не брать, а только борцоки. И наедитесь вдоволь, и с калмыцкой кухней познакомитесь. А иначе – несложно и переесть. Всё очень-очень сытное, даже чай. Ингридиенты: На 1 килограмм борцоков: 700 г муки, 1 яйцо, 300 г молока или кефира, 100 г маргарина, 30 г сахара, 1 ч. л. соды, 2 ч. л. соли.

Джомба

Джомба

Калмыцкий чай, джомба, далеко не каждому по вкусу приходится. Он хорошо утоляет жажду. Готовится джомба из плиточного чая, воды и сливок (можно заменить молоком), с добавлением сливочного масла, соли, перца и корицы (количество и состав ингредиентов могут меняться – в зависимости от личных предпочтений, некоторые добавляют мускатный орех вместо корицы, или вместе с ней).

Плиточный прессованный чай заливают холодной водой, доводят до кипения и кипятят 5 — 10 минут, затем вливают молоко или сливки и вновь кипятят 5 минут. В процессе варки чай размешивают половником 2−3 минуты, затем процеживают, добавляют сливочное масло и соль, натертый мускатный орех. Подают в пиалах. В калмыцкой кухне присутствуют и десерты, в большинстве случаев выполняемые из творога, и хлеб, изготовленный из пресного теста, раскатанного в виде тонкой лепешки. Добавлением к блюдам служил оригинальный чай, который готовили с солью, сливочным маслом, мускатным орехом, молоком и листьями лавра.

Калмыцкая кухня не является кулинарным искусством, распространенным только среди одного народа, так как особенности кочевой жизни помогали распространению наиболее интересных рецептов среди прочих племен. Ингридиенты: На 10 порций: 40 г плиточного чая, 500 мл молока или сливок, 50 г сливочного масла, 1.5 л воды, соль, мускатный орех.

Калмыцкий чай

Какой калмык, в какое из столетий

Придумал то, что я воспеть хочу?

Я каждый день, вставая на рассвете,

Напиток золотистый кипячу.


Да не простой, а золотой!

Он с перцем, и с маслом, и со свежим молоком.

Мы счастливы всем существом, всем сердцем,

Когда привольно чай калмыцкий пьем...

Бося Сангаджиева


Национальный фольклор калмыков

Заключение

Источники информации:

Персональные инструменты
Инструменты