Кичма, село (Советский район, Кировская область)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск


Региональный сетевой проект Родные тропинки Вятской глубинки

География

Кичма - центр Кичминского сельского округа и сельскохозяйственного кооператива «Кичминский».

Расстояние до центра района (г. Советск) 53 км

Расположено на левом берегу речки Кичминка, недалеко от впадения ее в Немду. Местность безлесная.

Село стоит на Уржумско-Яранском тракту.

Кичма

Страна

Россия

Субъект федерации

Кировская область

Муниципальный район

Советский

Сельское поселение

Кичминское

Координаты

[12' и 48° 55']

Внутреннее деление

Улицы, переулки

Глава

Толстухин Михаил Сергеевич

Основан

1675

Первое упоминание

1612

Село с

1743

Площадь примерно

2 квадратных киллометра

Население

439 человек

Национальный состав

русские

Конфессиональный состав

православные

Этнохороним

кичминцы

Часовой пояс

(UTC+3)

Телефонный код

8 833 75 67-3-11

Хозяйство

На 2009 год в Кичме находятся:

  • ЗАО Кичминский, Занимающееся животноводством, производством молока, выращивание зерна. В перспективе кролиководство. Имеется своя пекарня.
  • Кирпичный завод. Производство кирпича.
  • КООП Кичма. Занимаются сеянием зерна, впоследствии его продажей.


Этимология

В переводе с марийского Кичма означает - "Большой ковш".Но нигде нет точного упоминания почему село Алексеевсое переименовали именно в Кичму.

Из истории

  • Дата основания - 1743 год
  • По данным переписи 1926 года, село – центр Кичминского сельсовета Кичминской волости: Верхний конец -309 чел., Нижний конец -130 чел.
  • В сельсовете 14 населенных пунктов, 524 хозяйствава, население 2415 человек/
  • B 1929 г. образован Кичминский район из Кичминской и части Тожсолинской волостей Яранского уезда. Ликвидирован в 1932 г. передачей территории в состав Пижанского и Советского районов.
  • Восстановлен в 1935 г. из частей территории Пижанского и Советского pайонов, вновь ликвидирован в 1956 г. Территория вошла в Пижанский район.
  • На 1 января 1950 г. в pайоне 14 сельсоветов, 2З5 сельских населенных пунктов.

Грязевой источник

О Кичминской грязи узнали эвакуированные врачи из Ленинграда – в годы войны они работали в Кичминской больнице, одна из них Щукина Виктория Львовна. Применять грязь начали после войны, в 1946 г. После войны из Саратовского мединститута приехал врач Артеменко Игорь Николаевич – при нём была построена грязелечебница – (это у существующей ныне конторы РТП – было отделение терапевтическое –был сделан пристрой). Там отпускали ванны - (две), воду возили из источника - они были у реки, и накладывали непосредственно грязь. В начале 1950 г.- было открыто хирургическое отделение. И в начале 50 – годов больницу перевели в другое здание, и грязелечебницу закрыли. В Кичминской участковой больнице грязь начали применять с 1976г. и по настоящее время, в физиокабинете - отпускаются процедуры – гальваногрязь. Такие же процедуры отпускаются в физиотделении Советской ЦРБ (они приезжают заготавливают грязь для лечения каждое лето). (из воспоминаний Черновой Екатерины Александровны , бухгалтера Кичминской участковой больницы)

В селе Кичма находятся:

  • Магазин
  • Дом культуры
  • Администрация села
  • Библиотека(взрослая и деткая)
  • Магазин "Восток"
  • ЗАО "Кичминский"
  • Кирпичный завод
  • Пожарная часть
  • Больница
  • Аптека
  • Отдел с продажей одежды
  • Школа

Строительство новых построек

Ул.Новая.jpg


Строятся новые дома, улицы, здания предприятий и мастерских. В 80-х годах ХХ века начинается строительство каменных зданий : типовое здание детского сада (сейчас размещена больница), 3-х этажное здание средней школы, Здание Кичминского ЛК и библиотеки, магазины, отделение пожарной части.

Праздники

В Кичме празднуются такие праздники как :

  • Новый год
  • 8 марта
  • 9 мая
  • Масленница
  • Пасха
  • 1 сентября
  • Дни рождения

Достопримечательности

В селе в 1936-1959 годах были : комбинат по обработке дерева, хлебопекарня, пищекомбинат (выпускал патоку, карамель, крахмал), электростанция, мастерская по пошиву и ремонту одежды и обуви, больница с 5-ю отделениями : родильным, детским, терапевтическим, хирургическим, инфекционным; ветлечебница, Дом культуры, взрослая и детская библиотеки, детский сад, детские ясли, аптека, сберкасса, 5 магазинов, издавалась газета «За большевистские колхозы». В районе было 3 МТС, 12 семилетних, 14 начальных и 2 средние школы; 2 школьные, 3 сельских библиотек; 9 изб – читален; 5 колхозных клубов; 4 фельдшерских и 8 фельдшерско-акушерских пунктов.


Легенды

Деревня Зайчики Записана со слов Таныгиной (Свининой) Нины Ивановны. Воспоминание из детства, когда отец рассказывал эту легенду. Давным-давно когда ещё кругом был непроходимый лес, пришли люди, облюбовали это место и стали обживаться. Огромное количество диких животных, обитателей леса, послужило основанием для названия деревни и фамилии. В лесу было много зайцев, поэтому и деревню назвали Зайчики. А множество диких свиней (кабанов) послужило для происхождения фамилии – Свинины. Несколько пар решили уехать дальше, так как не понравилось, что нет поблизости речки, а только небольшой ключ. Через несколько лет, когда вырубка леса дошла до берегов реки Немда, бывшие жители неожиданно встретились. Оказывается они обосновались на другом берегу реки, хотя очень долго пробирались сквозь чащобу леса. Расстояние между деревнями было без малого 3 километра. Деревню свою они назвали Вараши. Название происходит от того, что очень много летало варашей (ястребы). Фамилия изначально была Свинины, затем появились Михеевы и т. д.

Деревня Галкино. (Из воспоминаний Нины Андреевны Гориновой) Деревня образовалась из выходцев деревни Большое Богомолово. Поначалу все были Гориновы. Так как земли всем в Богомолово не хватило, поэтому образовали новую деревню «Галкино». Название свое деревня получила, видимо, из-за леска. С севера деревни, который назывался «Веретея». В основном на Веретее рос и растет сосновый лес, а теперь и лиственные деревья: береза, осина, рябина, ива, тополь и др. но местность была как в настоящем большом лесу. Лесок господствует как утес между двумя логами. Раньше было такое разнотравье, что хоть ботаникой занимайся. Росли ягоды: земляника, клубника, костяника. И всевозможные грибы: опенки (даже рябиновые), благородные белые и красные грибы, рыжики и маслята. В детстве мы ходили и удивлялись на Веретею. А птиц там было! Гнездовались в соснах. Деревня располагалась с юга на север, была двухсторонняя. Жители деревни Галкино (Галчата) жили дружно. Занимались в основном земледелием, а также выделывали овчины, плели лубни и корзины. Женщины пряли и ткали.

Сельская церковь

Как село, Кичма возникла в 1612 году, когда в нем была построена первая деревянная Введенская церковь. Немного позднее на территории будущей Кичминской волости возник еще один храм – в с. Казаково.

В 1776 году в храмозданной грамоте прихожане с. Кичмы и священник Алексей Иванов просит Вятского владыку Лаврентия дозволенние построить в их селе вместо обветшалой деревянной церкви «вновь каменную» с тем же «проименованием». Для сооружения храма в Кичме был приглашен яранский мастер и содержатель «ландмилиции» (по современному – охранного разделения) Яков Кудрявцев. В 1778 году он заключил договор на строительство храма, но затем, вероятно, отошел от дела, т.к. в 1779 году «доканчивать церковное каменное строение» стали «отставной солдат, живущий там же в г. Яранске» Павел Сичнов и напарник Кудрявцева Дмитрий Цырочкин.

Известно, что в 1783 году они еще работали над кичминской церковью, которая была завершена в 1786 году. В 1792 году в церкви были освещены центральный придел во имя введения пресвятой Богородицы и боковые, в честь Алексея, человека божья, великомученицы Параскевы. Церковь стала подлинным украшением маленького села. Ее особой ценностью был медный образ Архангела Михаила, чудесным образом найденный на р. Немде.

В старину кичминцы отличались исключительной религиозностью. Сводка ОГПУ за 16-25 сентября 1925 года сообщала такой любопытный факт: «…но есть еще такие селения (но их мало), как, например, Шаваржаки Уржумского уезда, где некоторыми гражданами был поднят вопрос о приобретении пожарного инвентаря. Поговорили и решили, что денег нет, но зато в это же время по инициативе кулака Глазырина И.П. был поднят вопрос о покупке пяти штук иконостасов за 95 руб. Тут долго не думали и деньги путем обложения наделов собрали, уплатили, от чего отказались лишь трое граждан, за что последние подверглись общему презрению деревни во главе с кулаком Глазыриным».

И может быть не случайным было то, что в приходе Кичминской церкви стояло целых 10 часовен – в селениях Безводном, Быкотеповой, Горелиной, Малой Коныге, Шаваржаках, Голбуевой, Буйлиной, Немдинской, Чукше и. Шоях. Это гораздо больше, чем в любом другом приходе Уржумского уезда.

Все эти часовни, построенные из дерева, были построены набожными крестьянами в честь разных событий.

Например, в д.Безводная, Быкотепов, Малая Коныга – «В память избавления Государя императора Александра Николаевича от руки убийцы 25 мая 1867 г.»
В д. Буйлиной часовня появилась «по обету крестьян той деревни в память избавления деревни от пожара, бывшего в 1864г.»
Самой примечательной часовней была Немдинская. Она была построена еще в середине XVIII в. по благословению Вятского Владыки Луки в честь иконы св. Архангела Михаила, по народному преданию явившейся пред сей деревней.

Православные традиции

В приходе существовали издревле свои православные традиции, например, крестные хода.

  • Один из них совершался в ближайший к 1 мая субботний день из церкви в Немдинскую часовню с совершением водосвятого молебна.
  • Такой же ход совершался 23 июня в часовню д. Буйлина.
  • Однако самый важный и торжественный крестный ход приходил в Кичму 10 октября из г.Вятки со святыми иконами, проходивший через большинство приходов Вятской епархии. Из Кичмы он двигался на Лебяжье и Уржум.

Изредка посещал Кичминский приход такой высокий гость как епископ Вятский и Слободской. Известно, что такие визиты имели место в 1901 и 1911 годах. Вот как описывал современник посещение преосв. Алексием храма в с. Кичме в июне 1901 года: «В с. Кичме благолепный поместительный храм». После молебна с акафистом божьей матери Владыка благодарил духовенство и прихожан, заботившихся о чистоте и благоукрашении своего храма.»

Персональные инструменты
Инструменты