Кайбаба, деревня (Седельниковский район, Омская область)

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
Велика Сибирь – матушка, и не счесть городов и деревень, разбросанных на ее бесконечных просторах. И лес, говорят, зарождается с семечка, и река имеет истоком неприметный родник, и обвал горный начинается с камушка, и  Родина у многих людей начинается с небольшой деревушки, что затерялась в таёжной глухомани.
+
::::::::::::::::::::::::::''Одна у человека мать,''
         
+
::::::::::::::::::::::::::''Одна у него и Родина.''
Трагедия тысяч деревень, незаметно стертых с земли и карты, заставляет неравнодушных людей собирать по крупицам память о них, о  людях, которые в 20 веке своим самоотверженным трудом создавали нашу историю. Всё меняется в жизни людей, но память должна оставаться вечной. Наш долг проследить, по возможности, судьбы людские и сохранить для потомков память об исчезнувших деревнях, чтобы каждый житель этих деревень мог сказать: «Это  моя малая родина».
+
::::::::::::::::::::::::::::''(пословица)''
  
В урманном краю, далеко от областного центра, разместился Седельниковский район. Два столетия назад на его территории простиралась необозримая тайга. В 1785 году братья Седельниковы построили на реке Уй первые дома, так было заложено начало новой деревни. С тех пор изо всех областей России, Украины, Эстонии, Белоруссии приезжали переселенцы и к концу 30-х годов 20 века в Седельниковском районе насчитывалось 129 населённых пунктов, количество населения в них составляло  – 30 тыс. человек. Но,  несмотря на развитие района,  с его карты на сегодняшний день исчезли 86 деревень.
 
  
Кайбаба – один из таких населённых пунктов, к сожалению, ни в одном архиве нет даты основания деревни. Её окружал чудесный русский лес, одаривавший жителей своими дикоросами. Своё название деревня получила от речки Кайбабинки, впадающей в реку Уй.  
+
Велика Сибирь – матушка, и не счесть городов и деревень, разбросанных на ее бесконечных просторах. И лес, говорят, зарождается с семечка, и река имеет истоком неприметный родник, и обвал горный начинается с камушка, и  Родина у многих людей начинается с небольшой деревушки, что затерялась в таёжной глухомани.         
 +
 
 +
Трагедия тысячей деревень, незаметно стертых с земли и карты, заставляет неравнодушных людей собирать по крупицам память о них, о  людях, которые в 20 веке своим самоотверженным трудом создавали нашу историю. Всё меняется в жизни людей, но память должна оставаться вечной. Наш долг проследить, по возможности, судьбы людские и сохранить для потомков память об исчезнувших деревнях, чтобы каждый житель этих деревень мог сказать: «Это  моя малая родина».
 +
 
 +
В урманном краю, далеко от областного центра, разместился Седельниковский район. Два столетия назад на его территории простиралась необозримая тайга. В 1785 году братья Седельниковы построили на реке Уй первые дома, так было заложено начало новой деревни. С тех пор из всех областей России, Украины, Эстонии, Белоруссии приезжали переселенцы и,  к концу 30-х годов 20 века в Седельниковском районе насчитывалось 129 населённых пунктов, количество населения в них составляло  – 30 тыс. человек. Но,  не смотря на развитие района,  с его карты на сегодняшний день исчезли 86 деревень.
 +
 
 +
Кайбаба – один из таких населённых пунктов. Дата основания по «Списку населённых мест Тарского округа на 1926год» - 1850г., № порядковый по округу 1704, № порядковый по району 81. Число хозяйств по переписи 1926 года – 30. Население - 164 человека, мужского пола – 78, женского пола 86 человек. Первыми жителями были Ардашовы. На  л.264 имеется «Постановление №1288, сентябрь 1868г.» сказано: « Из Вятской губернии, Благовского уезда, Елганской волости прибыли: Ардашов Устин Семёнович с сыном Ерофеем, Василий Иванович Ардашов, Андрей Иванович Мокрушин, Фёдор, Матвей, Осип Мокрушины, Кузьма Лукьянович Шаклин и его сын Степан Кузьмич Шаклин». В архиве имеется много отчётов об уплате налогов и сборов этими семьями. На л. 280 сказано о прибытии Тимофеева, на  л.289 -  в 1889г.  прибыл Ефим Васильевич Бродников, на л. 290 – Кузьма Кузьмич Шарлейн, на л.291 – о поселении запасного ефрейтора Степана Васильевича Матюшкова (1893г.). На л.293 написано много имён: Георгий Иванович Валежанин, Никита Баев, Пётр Степанович Шаваликов, Михаил Давидович Шкурин, Егор Фёдорович Калабин они переехали в 1901 году. В 1902г. переехал Григорий Семёнович Бутаков, в 1903 – Степан Иванович Ведякин, в 1905г. – Яков и Василий Лыткины.  
 +
 
 +
Кайбабу окружал чудесный русский лес, одаривавший жителей своими дикоросами. Своё название деревня получила от речки Кайбабинки, впадающей в реку Уй.  
  
 
'''Из воспоминаний Редькиной А.Д., бывшей жительницы д. Кайбаба: '''
 
'''Из воспоминаний Редькиной А.Д., бывшей жительницы д. Кайбаба: '''
Строка 12: Строка 19:
  
 
Шарков Фёдор Парфёнович приехал из Ольгинска со своей семьёй и остановился в деревне Кайбаба. Его жену звали Агафья Ивановна Хрищенко, она была родом из деревни Бароновка. Когда они приехали в Кайбабу, в деревне было несколько жителей. Вскоре они построили свой дом, в котором вырастили семерых детей. Все работы в деревне выполнялись вручную. Женщины серпами убирали хлеб, вязали его в снопы, а потом ставили в бабки. Когда зерно подсыхало, его возили на конях и складывали в скирды, потом молотили. Обстановка в домах у всех была одинаковой: стол, кровати и лавки. Большая печь занимала половину одной комнаты. Бани топились по-чёрному, дым выходил через дверь, все мылись в одном корыте.
 
Шарков Фёдор Парфёнович приехал из Ольгинска со своей семьёй и остановился в деревне Кайбаба. Его жену звали Агафья Ивановна Хрищенко, она была родом из деревни Бароновка. Когда они приехали в Кайбабу, в деревне было несколько жителей. Вскоре они построили свой дом, в котором вырастили семерых детей. Все работы в деревне выполнялись вручную. Женщины серпами убирали хлеб, вязали его в снопы, а потом ставили в бабки. Когда зерно подсыхало, его возили на конях и складывали в скирды, потом молотили. Обстановка в домах у всех была одинаковой: стол, кровати и лавки. Большая печь занимала половину одной комнаты. Бани топились по-чёрному, дым выходил через дверь, все мылись в одном корыте.
 +
 +
В1931 году начинается  коллективизация.  По воспоминаниям одной из жительниц деревни, Евдокии Петровны Эндаковой, в 1931 году власти начали «сгонять жителей в колхоз», который назывался «Победа». Когда родители Евдокии отказались вступать в колхоз, из семьи силой увели коров, лошадей, овец и забрали всё посевное зерно. Хозяина предупредили о том, что их в дальнейшем выселят из дома, но, по-видимому, пожалели многодетную семью. Родители вынуждены были вступить в колхоз, но жизнь там лучше стала не скоро. Первым председателем был Седельников, он был ответственным и трудолюбивым человеком, в дальнейшем он сумел поднять колхоз на ноги.
 +
 +
После Седельникова сменилось много председателей колхоза. Была образована бригада полеводов и трактористов. Бригадиром полеводов был назначен Руцкой Абрам Петрович. Вместе с ним трудились его сестра Евдокия и односельчане: Исаченко Иван, Соковин Михаил и другие.
 +
Шли годы… Жители самоотверженно трудились, добивались хороших показателей. В газете «Сталинское слово» за 14 марта 1939 года имеется статья «Хорошие показатели», которая рассказывает: «В колхозе «Победа» Седельниковского сельсовета все колхозники разбиты на звенья. Хорошие показатели в работе даёт комсомольское звено Черных М., на пахоте оно  выполняет и перевыполняет норму выработки. Черных М. является лучшим пахарем и организатором культурного отдыха в колхозе. 12 мая правление колхоза премировало его. Пахари-комсомольцы Шабалин В. и Соломин А., так же дают неплохие показатели в работе».
 +
 +
В 1965 году произошло объединение колхоза «Победа» и колхоза «Избышева». Деревня Кайбаба  стала именоваться колхозом имени «Избышева».
 +
В 1967 году ученики Седельниковской школы №1 собрали деньги на трактор ДТ и подарили его передовику колхоза Букареву Павлу. Это был новый, именной красный трактор. Все жители деревни работали на трудодни,  на которые в конце года давали зерно.
 +
 +
В грозные годы Великой Отечественной войны почти все мужчины ушли на фронт, откуда пришли немногие.
 +
После войны деревня медленно возвращалась к нормальной жизни.Построили кузницу, магазин, подстанцию, в 1961 году  школу и позже клуб. Маленькая деревянная школа состояла из двух комнат, в одной учились 4 класса, а в другой была раздевалка. Первыми учителями были: Мария Андреевна Муравьёва, которая жила в Седельниково, а в школу ходила пешком. В дальнейшем в школе работала Ольга Михайловна Кияшко, после неё Елена Павловна Боярёнок.
 +
 +
Кроме занятий земледелием колхозники занимались необходимым для села ремеслом. Ширяковы делали верёвки, Мутовкин Павел катал валенки, в 1956 году была построена кузница, кузнецом был Зыков Иван. В основном он делал для колхоза подковы, которые пользовались большим спросом и славились качеством. Это был весёлый, жизнерадостный человек. Иван прекрасно играл на гармошке, пел песни, каждый вечер молодёжь собиралась у его дома, где пели и танцевали свои любимые танцы. Его отец Зыков Николай прославился тем, что делал прекрасные вырезные наличники, полочки.  В деревне появился магазин, под который отдали дом Редькиной Марфы. Первым продавцом был Задуев Д.Г., в 1962 году его сменила Редькина Анна Дмитриевна. В деревню стали привозить хлеб, но жители не сразу стали его покупать, так как привыкли стряпать свой, но со временем привыкли к привозному. В 60-е годы в деревне появилось электричество. Построенная подстанция давала недостаточно электричества, поэтому его включали с 5 часов утра и до 10, и с 18 до 24 часов. В остальное время пользовались керосиновыми лампами.
 +
 +
Жители деревни выращивали крупно-рогатый скот, была своя свиноферма, птичник. Каждый день с восхода солнца на работу поднимались доярки и телятницы: Анохина, Задуваева, Соломина, Кернозик, Руцкая, Чёрных. Руцкая Дуня, по воспоминаниям односельчан, была отменной труженицей, весёлая, с открытой душой, она помогала всем, кто нуждался в помощи. Но время не пощадило эту замечательную женщину, прожившую долгую, трудную жизнь. Все её братья погибли на фронтах Великой Отечественной войны, родная деревня Кайбаба перестала существовать, а ее жителей судьба разбросала по всей стране. По воспоминаниям Евдокии Руцкой односельчане были дружными и весёлыми. По вечерам устраивались вечёрки по очереди у жителей деревни, молодёжь танцевала, пела, устраивала различные игры. Пасху и масленицу отмечали всей деревней.
 +
 +
'''Из воспоминаний Редькиной А.Д.: '''
 +
 +
''"Мы плясали под гармошку польку, подгорную, кадриль на четыре пары. В рождественские вечёрки встречались у кого-нибудь из подруг в доме, зажигали свечи и гадали или ходили по деревне и слушали под окнами. Если хорошие разговоры – хороший год будет, а если ругаются, то плохой, тяжёлый год."
 +
''
 +
 +
И действительно деревня славилась народными талантами, поэтому по решению председателя колхоза был построен клуб.
 +
В 1947 году в деревне появилось радио, (из воспоминаний Редькиной А.Д.) которое представляло собой огромную  тарелку, антенну, рубильник и  наушники. Оно стало настоящим чудом для жителей, которые собирались все вместе, чтобы его послушать. Кино в деревню привозили очень редко и показывали его в сарае Мутовкиных, кино было немым. Зимой «кинотеатр» переезжал в школу, которую специально открывала Анастасия Шабалина. Взрослые люди с табуретками приходили в школу, детвора усаживалась на полу. Жители с восторгом наблюдали за каждой сценой, мысленно переживая боль, радость и страдания героя.
 +
Первый телефон появился в 1967 году у Руцкого Абрама Петровича (из воспоминаний Руцкой В.М.).
 +
 +
'''Из воспоминаний Задуевой М.''':
 +
 +
''"Самым большим праздником в деревне была «Октябрьская». Все собирались в школе, лучшим труженикам вручали премию, подводили итоги года. Выступал председатель колхоза, он рассказывал о достижениях колхоза, о неудачах и особое внимание уделял ошибкам, которые потом исправлялись. В колхозе резали скот, готовили обед и кормили всех от мала до велика три раза в день и это продолжалось три дня. "
 +
''
 +
 +
Очень нравился праздник «Масленица», его отмечали по-особому. '''Из воспоминаний жителей деревни: Руцких, Задуевой, Редькиных, Шириковой''':  ''"Масленица (сырная неделя) начиналась за 7 недель до пасхи. Праздник отмечали очень весело".''
 +
 +
Но со временем молодёжь уезжала в соседние сёла и города, что привело к снижению рождаемости, а соответственно и отсутствия детей школьного возраста. Вскоре школа была закрыта, потом та же участь постигла магазин и почту.
 +
В 1974 году из Кайбабы уехали последние жители. Семьи Ивановых и Руцких всё ещё верили, что люди вернутся на свои обжитые места и долго ещё жили  в родной деревне, но жизнь становилась всё труднее и труднее,  и им пришлось уехать в райцентр.
  
  

Версия 15:08, 24 апреля 2011

Одна у человека мать,
Одна у него и Родина.
(пословица)


Велика Сибирь – матушка, и не счесть городов и деревень, разбросанных на ее бесконечных просторах. И лес, говорят, зарождается с семечка, и река имеет истоком неприметный родник, и обвал горный начинается с камушка, и Родина у многих людей начинается с небольшой деревушки, что затерялась в таёжной глухомани.

Трагедия тысячей деревень, незаметно стертых с земли и карты, заставляет неравнодушных людей собирать по крупицам память о них, о людях, которые в 20 веке своим самоотверженным трудом создавали нашу историю. Всё меняется в жизни людей, но память должна оставаться вечной. Наш долг проследить, по возможности, судьбы людские и сохранить для потомков память об исчезнувших деревнях, чтобы каждый житель этих деревень мог сказать: «Это моя малая родина».

В урманном краю, далеко от областного центра, разместился Седельниковский район. Два столетия назад на его территории простиралась необозримая тайга. В 1785 году братья Седельниковы построили на реке Уй первые дома, так было заложено начало новой деревни. С тех пор из всех областей России, Украины, Эстонии, Белоруссии приезжали переселенцы и, к концу 30-х годов 20 века в Седельниковском районе насчитывалось 129 населённых пунктов, количество населения в них составляло – 30 тыс. человек. Но, не смотря на развитие района, с его карты на сегодняшний день исчезли 86 деревень.

Кайбаба – один из таких населённых пунктов. Дата основания по «Списку населённых мест Тарского округа на 1926год» - 1850г., № порядковый по округу 1704, № порядковый по району 81. Число хозяйств по переписи 1926 года – 30. Население - 164 человека, мужского пола – 78, женского пола 86 человек. Первыми жителями были Ардашовы. На л.264 имеется «Постановление №1288, сентябрь 1868г.» сказано: « Из Вятской губернии, Благовского уезда, Елганской волости прибыли: Ардашов Устин Семёнович с сыном Ерофеем, Василий Иванович Ардашов, Андрей Иванович Мокрушин, Фёдор, Матвей, Осип Мокрушины, Кузьма Лукьянович Шаклин и его сын Степан Кузьмич Шаклин». В архиве имеется много отчётов об уплате налогов и сборов этими семьями. На л. 280 сказано о прибытии Тимофеева, на л.289 - в 1889г. прибыл Ефим Васильевич Бродников, на л. 290 – Кузьма Кузьмич Шарлейн, на л.291 – о поселении запасного ефрейтора Степана Васильевича Матюшкова (1893г.). На л.293 написано много имён: Георгий Иванович Валежанин, Никита Баев, Пётр Степанович Шаваликов, Михаил Давидович Шкурин, Егор Фёдорович Калабин они переехали в 1901 году. В 1902г. переехал Григорий Семёнович Бутаков, в 1903 – Степан Иванович Ведякин, в 1905г. – Яков и Василий Лыткины.

Кайбабу окружал чудесный русский лес, одаривавший жителей своими дикоросами. Своё название деревня получила от речки Кайбабинки, впадающей в реку Уй.

Из воспоминаний Редькиной А.Д., бывшей жительницы д. Кайбаба:

"Расположена деревня в 3-х километрах от райцентра. Окружена великолепным живописным лесом. Дата заселения, к сожалению, не установлена. Первые переселенцы выбрали правый высокий берег реки, не смотря на то, что он изрезан оврагами, а почвы песчаные, но вполне плодородные, а весенние воды ежегодно заливают только левый берег, смывая плодородные земли. Даже в самые неурожайные годы жители Кайбабы получали по тем временам богатый урожай зерновых культур. Воду брали из реки Кайбабинки, которая не замерзала даже в зимние морозы. Деревня имела одну улицу, которая не имела ни какого названия и протянулась вдоль рек Кайбабинка и Уй. В 30-е годы 20 века в деревне насчитывалось около 40 дворов. Основное занятие жителей было земледелие, хлебопашество. На полях, распростёртых вдоль Уя, они выращивали рожь, пшеницу, овёс и лён, который всегда родился на славу".

Шарков Фёдор Парфёнович приехал из Ольгинска со своей семьёй и остановился в деревне Кайбаба. Его жену звали Агафья Ивановна Хрищенко, она была родом из деревни Бароновка. Когда они приехали в Кайбабу, в деревне было несколько жителей. Вскоре они построили свой дом, в котором вырастили семерых детей. Все работы в деревне выполнялись вручную. Женщины серпами убирали хлеб, вязали его в снопы, а потом ставили в бабки. Когда зерно подсыхало, его возили на конях и складывали в скирды, потом молотили. Обстановка в домах у всех была одинаковой: стол, кровати и лавки. Большая печь занимала половину одной комнаты. Бани топились по-чёрному, дым выходил через дверь, все мылись в одном корыте.

В1931 году начинается коллективизация. По воспоминаниям одной из жительниц деревни, Евдокии Петровны Эндаковой, в 1931 году власти начали «сгонять жителей в колхоз», который назывался «Победа». Когда родители Евдокии отказались вступать в колхоз, из семьи силой увели коров, лошадей, овец и забрали всё посевное зерно. Хозяина предупредили о том, что их в дальнейшем выселят из дома, но, по-видимому, пожалели многодетную семью. Родители вынуждены были вступить в колхоз, но жизнь там лучше стала не скоро. Первым председателем был Седельников, он был ответственным и трудолюбивым человеком, в дальнейшем он сумел поднять колхоз на ноги.

После Седельникова сменилось много председателей колхоза. Была образована бригада полеводов и трактористов. Бригадиром полеводов был назначен Руцкой Абрам Петрович. Вместе с ним трудились его сестра Евдокия и односельчане: Исаченко Иван, Соковин Михаил и другие. Шли годы… Жители самоотверженно трудились, добивались хороших показателей. В газете «Сталинское слово» за 14 марта 1939 года имеется статья «Хорошие показатели», которая рассказывает: «В колхозе «Победа» Седельниковского сельсовета все колхозники разбиты на звенья. Хорошие показатели в работе даёт комсомольское звено Черных М., на пахоте оно выполняет и перевыполняет норму выработки. Черных М. является лучшим пахарем и организатором культурного отдыха в колхозе. 12 мая правление колхоза премировало его. Пахари-комсомольцы Шабалин В. и Соломин А., так же дают неплохие показатели в работе».

В 1965 году произошло объединение колхоза «Победа» и колхоза «Избышева». Деревня Кайбаба стала именоваться колхозом имени «Избышева». В 1967 году ученики Седельниковской школы №1 собрали деньги на трактор ДТ и подарили его передовику колхоза Букареву Павлу. Это был новый, именной красный трактор. Все жители деревни работали на трудодни, на которые в конце года давали зерно.

В грозные годы Великой Отечественной войны почти все мужчины ушли на фронт, откуда пришли немногие. После войны деревня медленно возвращалась к нормальной жизни.Построили кузницу, магазин, подстанцию, в 1961 году школу и позже клуб. Маленькая деревянная школа состояла из двух комнат, в одной учились 4 класса, а в другой была раздевалка. Первыми учителями были: Мария Андреевна Муравьёва, которая жила в Седельниково, а в школу ходила пешком. В дальнейшем в школе работала Ольга Михайловна Кияшко, после неё Елена Павловна Боярёнок.

Кроме занятий земледелием колхозники занимались необходимым для села ремеслом. Ширяковы делали верёвки, Мутовкин Павел катал валенки, в 1956 году была построена кузница, кузнецом был Зыков Иван. В основном он делал для колхоза подковы, которые пользовались большим спросом и славились качеством. Это был весёлый, жизнерадостный человек. Иван прекрасно играл на гармошке, пел песни, каждый вечер молодёжь собиралась у его дома, где пели и танцевали свои любимые танцы. Его отец Зыков Николай прославился тем, что делал прекрасные вырезные наличники, полочки. В деревне появился магазин, под который отдали дом Редькиной Марфы. Первым продавцом был Задуев Д.Г., в 1962 году его сменила Редькина Анна Дмитриевна. В деревню стали привозить хлеб, но жители не сразу стали его покупать, так как привыкли стряпать свой, но со временем привыкли к привозному. В 60-е годы в деревне появилось электричество. Построенная подстанция давала недостаточно электричества, поэтому его включали с 5 часов утра и до 10, и с 18 до 24 часов. В остальное время пользовались керосиновыми лампами.

Жители деревни выращивали крупно-рогатый скот, была своя свиноферма, птичник. Каждый день с восхода солнца на работу поднимались доярки и телятницы: Анохина, Задуваева, Соломина, Кернозик, Руцкая, Чёрных. Руцкая Дуня, по воспоминаниям односельчан, была отменной труженицей, весёлая, с открытой душой, она помогала всем, кто нуждался в помощи. Но время не пощадило эту замечательную женщину, прожившую долгую, трудную жизнь. Все её братья погибли на фронтах Великой Отечественной войны, родная деревня Кайбаба перестала существовать, а ее жителей судьба разбросала по всей стране. По воспоминаниям Евдокии Руцкой односельчане были дружными и весёлыми. По вечерам устраивались вечёрки по очереди у жителей деревни, молодёжь танцевала, пела, устраивала различные игры. Пасху и масленицу отмечали всей деревней.

Из воспоминаний Редькиной А.Д.:

"Мы плясали под гармошку польку, подгорную, кадриль на четыре пары. В рождественские вечёрки встречались у кого-нибудь из подруг в доме, зажигали свечи и гадали или ходили по деревне и слушали под окнами. Если хорошие разговоры – хороший год будет, а если ругаются, то плохой, тяжёлый год."

И действительно деревня славилась народными талантами, поэтому по решению председателя колхоза был построен клуб. В 1947 году в деревне появилось радио, (из воспоминаний Редькиной А.Д.) которое представляло собой огромную тарелку, антенну, рубильник и наушники. Оно стало настоящим чудом для жителей, которые собирались все вместе, чтобы его послушать. Кино в деревню привозили очень редко и показывали его в сарае Мутовкиных, кино было немым. Зимой «кинотеатр» переезжал в школу, которую специально открывала Анастасия Шабалина. Взрослые люди с табуретками приходили в школу, детвора усаживалась на полу. Жители с восторгом наблюдали за каждой сценой, мысленно переживая боль, радость и страдания героя. Первый телефон появился в 1967 году у Руцкого Абрама Петровича (из воспоминаний Руцкой В.М.).

Из воспоминаний Задуевой М.:

"Самым большим праздником в деревне была «Октябрьская». Все собирались в школе, лучшим труженикам вручали премию, подводили итоги года. Выступал председатель колхоза, он рассказывал о достижениях колхоза, о неудачах и особое внимание уделял ошибкам, которые потом исправлялись. В колхозе резали скот, готовили обед и кормили всех от мала до велика три раза в день и это продолжалось три дня. "

Очень нравился праздник «Масленица», его отмечали по-особому. Из воспоминаний жителей деревни: Руцких, Задуевой, Редькиных, Шириковой: "Масленица (сырная неделя) начиналась за 7 недель до пасхи. Праздник отмечали очень весело".

Но со временем молодёжь уезжала в соседние сёла и города, что привело к снижению рождаемости, а соответственно и отсутствия детей школьного возраста. Вскоре школа была закрыта, потом та же участь постигла магазин и почту. В 1974 году из Кайбабы уехали последние жители. Семьи Ивановых и Руцких всё ещё верили, что люди вернутся на свои обжитые места и долго ещё жили в родной деревне, но жизнь становилась всё труднее и труднее, и им пришлось уехать в райцентр.

Инструменты