Екатерининский дворец, г. Пушкин

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск
Музей
Екатерининский (Большой) дворец
Статус государственный
Страна Россия
Город Пушкин
Дата основания 1917

Содержание

Официальное название

Екатерининский дворец. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Царское Село"

Расположение

Ленинградская область, город Пушкин, улица Садовая, 7.


История создания

Возникновение Царского Села как парадной императорской резиденции связано с именем императрицы Елизаветы Петровны. По её приказу в Царском Селе был разбит сад и в 1744-1756 гг. создан Большой (Екатерининский) дворец. В работе принимали участие такие архитекторы как М. Земцов, А. Квасов, С. Чевакинский и Ф.-Б. Растрелли.

После Октябрьской революции 1917 года Екатерининский дворец с коллекциями живописных полотен, акварелей, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры был национализирован и превратился в государственный музей.

Экскурсия по залам музея

В настоящее время экспозиция Екатерининского дворца состоит из тридцати трёх восстановленных залов, куда входят парадные залы Золотой анфилады, личные комнаты сына Екатерины II великого князя Павла Петровича и несколько комнат, принадлежавших императору Александру I.

  • Парадная лестница.

Расположена в центральной части дворца. С неё начинается знакомство с интерьерами Екатерининского дворца. Первоначально лестница была выполнена по проекту Ч. Камерона. В 1860 г. интерьер лестницы был переделан по проекту архитектора И. Монигетти. Стены и потолок были оформлены лепным орнаментом в стиле рокайль. Резная мраморная балюстрада, лепные украшения стен в виде волют, завитков и гирлянд выкрашены в белый цвет. На лепных консолях укреплуны китайские и японские вазы, в специальных углублениях размещены восемь больших фарфоровых блюд. На стенах - часы и бароментр. За лестницей следуют парадные залы, входившие в Золотую анфиладу.

  • Большой зал.

Занимает главное место среди помещений Золотой анфилады. Площадь зала - 830 квадратных метров. Это самое большое помещение во всех пригородных дворцах Санкт-Петербурга. Высокие окна-двери и малые верхние окна, служившие для освещения помещения, прорезают стены зала. Пространство между окнами заполнено зеркалами, которые вставлены в резной золочёный орнамент. Гравным украшением зала явзяется золочёная резьба, не имеющая аналогов в мировом искусстве. В верхних ярусах окон размещены, вырезанные из липовой доски, фигуры амуров и кариадид. Всю поверхность потолка занимает живописный плафон на тему "Триумф России". В этом зале проходили торжественные обеды, маскарады, новогодние приёмы дипломатического корпуса представителей иностранных государств.

Стекляные двери ведут из Большого зала в три Антикамеры, которые предназначались для вечерних собраний, концертов и балов. В 18 веке антикамерами называли помещения, расположенные перед главным залом.

  • Первая Антикамера.

Потолок украшает живописный плафон "Бахус и Ариадна". Стены украшены золоченой резьбой, на стенах размещены многочисленные светильники-жирондоли.

  • Вторая Антикамера.

Основной элемент отделки - пилястры с разнообразными резными орнаментами и зеркала в пышных золоченых рамах. На потолке размещается плафон "Бахус и Ариадна", заключённый в рамку, состоящую из гербов, амуров и рокайльных композиций.

  • Третья Антикамера.

Золочёная резьба и живописный плафон "Олимп", выполненный в голубых тонах, создают основу интерьера комнаты.

  • Кавалерская столовая.

Здесь устраивались приёмы, рассчитанные на небольшое количество гостей. На обеденном столе экспонируются четыре "Орденских" сервиза, выполненных из фарфора на заводе Ф. Гарднера. Мебельное убранство составляют золоченые кресла и консоли - миниатюрные столики, предназначенные для размещения фарфоровых ваз. Изразцовая печь с кобальтовой росписью дополняет убранство интерьера.

  • Белая Парадная столовая.

Предназначалась для повседневных придворных обедов. Здесь экспонируется фарфоровый сервиз с "индианскими цветами", выполненный на Мейсенской мануфактуре в Германии в 1730-е гг. Стены комнаты украшают картины художника Иоганна Грота.

  • Янтарная комната.
  • Зелёная столовая.
  • Картинный зал.
  • Парадная голубая гостиная.
  • Парадный (Мраморный) кабинет
  • Китайская голубая гостиная.
  • Предхорная.
  • Опочивальня.
  • Золотые ворота.

Галерея

Литература

  • Царское Село: Екатерининский дворец и парк.-Санкт-Петербург: Изд-во "Альфа Колор", 2008.
Персональные инструменты
Инструменты