Екатерининский дворец, г. Пушкин

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Экскурсия по залам музея)
(Экскурсия по залам музея)
 
(не показаны 2 промежуточные версии 1 участника)
Строка 37: Строка 37:
 
В настоящее время экспозиция Екатерининского дворца состоит из тридцати трёх восстановленных залов, куда входят парадные залы Золотой анфилады, личные комнаты сына Екатерины II великого князя Павла Петровича и несколько комнат, принадлежавших императору Александру I.
 
В настоящее время экспозиция Екатерининского дворца состоит из тридцати трёх восстановленных залов, куда входят парадные залы Золотой анфилады, личные комнаты сына Екатерины II великого князя Павла Петровича и несколько комнат, принадлежавших императору Александру I.
  
* Парадная лестница.
+
* '''Парадная лестница'''.
 
Расположена в центральной части дворца. С неё начинается знакомство с интерьерами Екатерининского дворца. Первоначально лестница была выполнена по проекту Ч. Камерона. В 1860 г. интерьер лестницы был переделан по проекту архитектора И. Монигетти. Стены и потолок были оформлены лепным орнаментом в стиле рокайль. Резная мраморная балюстрада, лепные украшения стен в виде волют, завитков и гирлянд выкрашены в белый цвет. На лепных консолях укреплуны китайские и японские вазы, в специальных углублениях размещены восемь больших фарфоровых блюд. На стенах - часы и бароментр. За лестницей следуют парадные залы, входившие в Золотую анфиладу.
 
Расположена в центральной части дворца. С неё начинается знакомство с интерьерами Екатерининского дворца. Первоначально лестница была выполнена по проекту Ч. Камерона. В 1860 г. интерьер лестницы был переделан по проекту архитектора И. Монигетти. Стены и потолок были оформлены лепным орнаментом в стиле рокайль. Резная мраморная балюстрада, лепные украшения стен в виде волют, завитков и гирлянд выкрашены в белый цвет. На лепных консолях укреплуны китайские и японские вазы, в специальных углублениях размещены восемь больших фарфоровых блюд. На стенах - часы и бароментр. За лестницей следуют парадные залы, входившие в Золотую анфиладу.
  
* Большой зал.
+
* '''Большой зал'''.
 
Занимает главное место среди помещений Золотой анфилады. Площадь зала - 830 квадратных метров. Это самое большое помещение во всех пригородных дворцах [[Санкт-Петербург]]а. Высокие окна-двери и малые верхние окна, служившие для освещения помещения, прорезают стены зала. Пространство между окнами заполнено зеркалами, которые вставлены в резной золочёный орнамент. Гравным украшением зала явзяется золочёная резьба, не имеющая аналогов в мировом искусстве. В верхних ярусах окон размещены, вырезанные из липовой доски, фигуры амуров и кариадид. Всю поверхность потолка занимает живописный плафон на тему "Триумф России". В этом зале проходили торжественные обеды, маскарады, новогодние приёмы дипломатического корпуса представителей иностранных государств.  
 
Занимает главное место среди помещений Золотой анфилады. Площадь зала - 830 квадратных метров. Это самое большое помещение во всех пригородных дворцах [[Санкт-Петербург]]а. Высокие окна-двери и малые верхние окна, служившие для освещения помещения, прорезают стены зала. Пространство между окнами заполнено зеркалами, которые вставлены в резной золочёный орнамент. Гравным украшением зала явзяется золочёная резьба, не имеющая аналогов в мировом искусстве. В верхних ярусах окон размещены, вырезанные из липовой доски, фигуры амуров и кариадид. Всю поверхность потолка занимает живописный плафон на тему "Триумф России". В этом зале проходили торжественные обеды, маскарады, новогодние приёмы дипломатического корпуса представителей иностранных государств.  
  
 
Стекляные двери ведут из Большого зала в три Антикамеры, которые предназначались для вечерних собраний, концертов и балов. В 18 веке антикамерами называли помещения, расположенные перед главным залом.
 
Стекляные двери ведут из Большого зала в три Антикамеры, которые предназначались для вечерних собраний, концертов и балов. В 18 веке антикамерами называли помещения, расположенные перед главным залом.
  
* Первая Антикамера.
+
* '''Первая Антикамера'''.
 
Потолок украшает живописный плафон "Бахус и Ариадна". Стены украшены золоченой резьбой, на стенах размещены многочисленные светильники-жирондоли.
 
Потолок украшает живописный плафон "Бахус и Ариадна". Стены украшены золоченой резьбой, на стенах размещены многочисленные светильники-жирондоли.
  
* Вторая Антикамера.
+
* '''Вторая Антикамера'''.
 
Основной элемент отделки - пилястры с разнообразными резными орнаментами и зеркала в пышных золоченых рамах. На потолке размещается плафон "Бахус и Ариадна", заключённый в рамку, состоящую из гербов, амуров и рокайльных композиций.
 
Основной элемент отделки - пилястры с разнообразными резными орнаментами и зеркала в пышных золоченых рамах. На потолке размещается плафон "Бахус и Ариадна", заключённый в рамку, состоящую из гербов, амуров и рокайльных композиций.
  
* Третья Антикамера.
+
* '''Третья Антикамера'''.
 
Золочёная резьба и живописный плафон "Олимп", выполненный в голубых тонах, создают основу интерьера комнаты.
 
Золочёная резьба и живописный плафон "Олимп", выполненный в голубых тонах, создают основу интерьера комнаты.
  
* Кавалерская столовая.
+
* '''Кавалерская столовая'''.
 
Здесь устраивались приёмы, рассчитанные на небольшое количество гостей. На обеденном столе экспонируются четыре "Орденских" сервиза, выполненных из фарфора на заводе Ф. Гарднера. Мебельное убранство составляют золоченые кресла и консоли - миниатюрные столики, предназначенные для размещения фарфоровых ваз. [[Изразец|Изразцовая печь]] с кобальтовой росписью дополняет убранство интерьера.
 
Здесь устраивались приёмы, рассчитанные на небольшое количество гостей. На обеденном столе экспонируются четыре "Орденских" сервиза, выполненных из фарфора на заводе Ф. Гарднера. Мебельное убранство составляют золоченые кресла и консоли - миниатюрные столики, предназначенные для размещения фарфоровых ваз. [[Изразец|Изразцовая печь]] с кобальтовой росписью дополняет убранство интерьера.
  
* Белая Парадная столовая.
+
* '''Белая Парадная столовая'''.
 
Предназначалась для повседневных придворных обедов. Здесь экспонируется фарфоровый сервиз с "индианскими цветами", выполненный на Мейсенской мануфактуре в [[Германия|Германии]] в 1730-е гг. Стены комнаты украшают картины художника Иоганна Грота.
 
Предназначалась для повседневных придворных обедов. Здесь экспонируется фарфоровый сервиз с "индианскими цветами", выполненный на Мейсенской мануфактуре в [[Германия|Германии]] в 1730-е гг. Стены комнаты украшают картины художника Иоганна Грота.
  
* Янтарная комната.
+
* '''Малиновая и Зелёная столбовые'''.
 +
Стены комнат украшены прозрачными стекляными "столбами" (пилястрами), под которыми находится фольга малинового и зелёного цвета, отчего залы и получили своё название. Малиновая столбовая использовалась как игровая комната. Зелёная столбовая служила буфетной.
 +
 +
* '''Янтарная комната'''.
 +
В убранстве комнаты использовались янтарные мозаики, составленные из кусочков янтаря разного цвета и размера. Большая часть этих мозаик была подарена Петру Великому прусским королём Фридрихом Вильгельмом I. По приказанию Елизаветы Петровны янтарные панели были отправлены в 1755 году в Царское Село, где Растрелли дополнил янтарные пано зеркальными пилястрами, золоченым резным орнаментом и живописным фризом.
 +
Более двухсот лет уникальная янтарная комната украшала Екатерининский дворец. В [[1942]] году гитлеровцы вывезли янтарные панели в [[Калининград|Кёнигсберг]]. В [[1945]] году шедевр пропал и о его судьбе до сих пор ничего не известно.
 +
В [[1983]] году начались работы (проекту архитектора А. Кедринского) по воссозданию янтарных пано.
 +
Торжественное открытие воссозданной Янтарной комнаты состоялось в [[2003]] году.
  
* Картинный зал.
+
* '''Картинный зал'''.
 
Служил парадной столовой. Главную роль в декоративном убранстве зала играет ценное собрание произведений выдающихся мастеров западноевропейской живописи 17 - начала 18 века, среди которых преобрадают произведения голландских и фламандских мастеров. Нарядный паркет из ценных пород дерева, симметрично расположенные изразцовые печи, плафон с изображением богов на Олимпе в сочетании с пышной резьбой дополняют убранство зала.
 
Служил парадной столовой. Главную роль в декоративном убранстве зала играет ценное собрание произведений выдающихся мастеров западноевропейской живописи 17 - начала 18 века, среди которых преобрадают произведения голландских и фламандских мастеров. Нарядный паркет из ценных пород дерева, симметрично расположенные изразцовые печи, плафон с изображением богов на Олимпе в сочетании с пышной резьбой дополняют убранство зала.
  
* Зелёная столовая.
+
* '''Зелёная столовая'''.
 
Оформлена в классическом стиле по проекту Ч. Камерона. Столовая украшена декоративной лепкой на бледно-зелёном фоне стен. Скульптурное оформление стен дополняют росписи дверей, выполненные в более тёмных тонах той же цветовой гаммы. В центре северной стены - белый мраморный камин с кронштейнами в виде львиных масок. Перед камином - отлитая из бронзы золоченая решётка и таганы в виде сфинксов. По проектам Камерона исполнен гарнитур мебели - белые стулья с обивкой тёмно-зелёного цвета.
 
Оформлена в классическом стиле по проекту Ч. Камерона. Столовая украшена декоративной лепкой на бледно-зелёном фоне стен. Скульптурное оформление стен дополняют росписи дверей, выполненные в более тёмных тонах той же цветовой гаммы. В центре северной стены - белый мраморный камин с кронштейнами в виде львиных масок. Перед камином - отлитая из бронзы золоченая решётка и таганы в виде сфинксов. По проектам Камерона исполнен гарнитур мебели - белые стулья с обивкой тёмно-зелёного цвета.
  
* Парадная голубая гостиная.
+
* '''Парадная голубая гостиная'''.
 
Стены затянуты шёлком с ярко-синими набивными цветами. В отделке интерьера использованы разнообразные материалы: дерево, позолота, мрамор, шёлк.
 
Стены затянуты шёлком с ярко-синими набивными цветами. В отделке интерьера использованы разнообразные материалы: дерево, позолота, мрамор, шёлк.
  
* Китайская голубая гостиная.
+
* '''Китайская голубая гостиная'''.
 
В отделке гостиной использовано сочетание стиля классицизма с произведениями китайского декоративного искусства. Стены украшены шёлком с росписями на сюжеты из жизни китайских крестьян, заключенными в рамы из золочёного багета. На камине и на столике - вазы из фарфора китайской и японской работы. Пол выполжен паркетом из красного, чёрного и розового дерева.
 
В отделке гостиной использовано сочетание стиля классицизма с произведениями китайского декоративного искусства. Стены украшены шёлком с росписями на сюжеты из жизни китайских крестьян, заключенными в рамы из золочёного багета. На камине и на столике - вазы из фарфора китайской и японской работы. Пол выполжен паркетом из красного, чёрного и розового дерева.
* Парадный (Мраморный) кабинет.
 
  
* Предхорная.
 
Расположена рядом схорами дворцовой церкви эта комната замыкает анфиладу парадных залов. Стены украшены декоративнм шёлком, вытканным в 1870-е гг. Шёлк использован и в отделке парадного гарнитура - дивана и стульев.
 
  
* Опочивальня.
+
* '''Предхорная'''.
 +
Расположена рядом с хорами дворцовой церкви эта комната замыкает анфиладу парадных залов. Стены украшены декоративнм шёлком, вытканным в 1870-е гг. Шёлк использован и в отделке парадного гарнитура - дивана и стульев.
 +
 
 +
* '''Опочивальня'''.
 
В интерьере использованы античные элементы декора. Колонки из фаянса, обвитые золотыми гирляндами, образуют альков, в котором под белыми шёлковыми драпировками стояла кровать. В прекрасные произведения искусства предращены многочисленные двери комнаты, расписанные фантастическими фигурами животных и вставками в виде кругов, овалов и прямоугольников. Лепные медальоны, обрамляющие стены, в аллегорической форме изображают "счастье", "достаток" и "благополучие". Украшением интерьера является камин с зеркалом в золоченой резной раме.
 
В интерьере использованы античные элементы декора. Колонки из фаянса, обвитые золотыми гирляндами, образуют альков, в котором под белыми шёлковыми драпировками стояла кровать. В прекрасные произведения искусства предращены многочисленные двери комнаты, расписанные фантастическими фигурами животных и вставками в виде кругов, овалов и прямоугольников. Лепные медальоны, обрамляющие стены, в аллегорической форме изображают "счастье", "достаток" и "благополучие". Украшением интерьера является камин с зеркалом в золоченой резной раме.
  
* Парадный (Мраморный) кабинет Александра I.
+
* '''Парадный (Мраморный) кабинет Александра I'''.
 
Потолок и стены помещения облицованы бледно-розовым искусственным мрамором и расписаны в технике гризайль. Мебельный гарнитур из персидского ореха выполнен по проекту Стасова. Убранство комнаты дополняют ваза, изготовленная на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге и каминные часы французской работы с фигурой Юлия Цезаря. На столе находится гарнитур 1-й четверти 19 века, выполненный из уральского малахита и состоящий из письменного прибора, лампады, прессов для бумаги, канделябров и других предметов, принадлежавших Александру I.
 
Потолок и стены помещения облицованы бледно-розовым искусственным мрамором и расписаны в технике гризайль. Мебельный гарнитур из персидского ореха выполнен по проекту Стасова. Убранство комнаты дополняют ваза, изготовленная на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге и каминные часы французской работы с фигурой Юлия Цезаря. На столе находится гарнитур 1-й четверти 19 века, выполненный из уральского малахита и состоящий из письменного прибора, лампады, прессов для бумаги, канделябров и других предметов, принадлежавших Александру I.
  

Текущая версия на 05:46, 29 июня 2009

Музей
Екатерининский (Большой) дворец
Статус государственный
Страна Россия
Город Пушкин
Дата основания 1917

Содержание

[править] Официальное название

Екатерининский дворец. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Царское Село"

[править] Расположение

Ленинградская область, город Пушкин, улица Садовая, 7.


[править] История создания

Возникновение Царского Села как парадной императорской резиденции связано с именем императрицы Елизаветы Петровны. По её приказу в Царском Селе был разбит сад и в 1744-1756 гг. создан Большой (Екатерининский) дворец. В работе принимали участие такие архитекторы как М. Земцов, А. Квасов, С. Чевакинский и Ф.-Б. Растрелли.

После Октябрьской революции 1917 года Екатерининский дворец с коллекциями живописных полотен, акварелей, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры был национализирован и превратился в государственный музей.

[править] Экскурсия по залам музея

В настоящее время экспозиция Екатерининского дворца состоит из тридцати трёх восстановленных залов, куда входят парадные залы Золотой анфилады, личные комнаты сына Екатерины II великого князя Павла Петровича и несколько комнат, принадлежавших императору Александру I.

  • Парадная лестница.

Расположена в центральной части дворца. С неё начинается знакомство с интерьерами Екатерининского дворца. Первоначально лестница была выполнена по проекту Ч. Камерона. В 1860 г. интерьер лестницы был переделан по проекту архитектора И. Монигетти. Стены и потолок были оформлены лепным орнаментом в стиле рокайль. Резная мраморная балюстрада, лепные украшения стен в виде волют, завитков и гирлянд выкрашены в белый цвет. На лепных консолях укреплуны китайские и японские вазы, в специальных углублениях размещены восемь больших фарфоровых блюд. На стенах - часы и бароментр. За лестницей следуют парадные залы, входившие в Золотую анфиладу.

  • Большой зал.

Занимает главное место среди помещений Золотой анфилады. Площадь зала - 830 квадратных метров. Это самое большое помещение во всех пригородных дворцах Санкт-Петербурга. Высокие окна-двери и малые верхние окна, служившие для освещения помещения, прорезают стены зала. Пространство между окнами заполнено зеркалами, которые вставлены в резной золочёный орнамент. Гравным украшением зала явзяется золочёная резьба, не имеющая аналогов в мировом искусстве. В верхних ярусах окон размещены, вырезанные из липовой доски, фигуры амуров и кариадид. Всю поверхность потолка занимает живописный плафон на тему "Триумф России". В этом зале проходили торжественные обеды, маскарады, новогодние приёмы дипломатического корпуса представителей иностранных государств.

Стекляные двери ведут из Большого зала в три Антикамеры, которые предназначались для вечерних собраний, концертов и балов. В 18 веке антикамерами называли помещения, расположенные перед главным залом.

  • Первая Антикамера.

Потолок украшает живописный плафон "Бахус и Ариадна". Стены украшены золоченой резьбой, на стенах размещены многочисленные светильники-жирондоли.

  • Вторая Антикамера.

Основной элемент отделки - пилястры с разнообразными резными орнаментами и зеркала в пышных золоченых рамах. На потолке размещается плафон "Бахус и Ариадна", заключённый в рамку, состоящую из гербов, амуров и рокайльных композиций.

  • Третья Антикамера.

Золочёная резьба и живописный плафон "Олимп", выполненный в голубых тонах, создают основу интерьера комнаты.

  • Кавалерская столовая.

Здесь устраивались приёмы, рассчитанные на небольшое количество гостей. На обеденном столе экспонируются четыре "Орденских" сервиза, выполненных из фарфора на заводе Ф. Гарднера. Мебельное убранство составляют золоченые кресла и консоли - миниатюрные столики, предназначенные для размещения фарфоровых ваз. Изразцовая печь с кобальтовой росписью дополняет убранство интерьера.

  • Белая Парадная столовая.

Предназначалась для повседневных придворных обедов. Здесь экспонируется фарфоровый сервиз с "индианскими цветами", выполненный на Мейсенской мануфактуре в Германии в 1730-е гг. Стены комнаты украшают картины художника Иоганна Грота.

  • Малиновая и Зелёная столбовые.

Стены комнат украшены прозрачными стекляными "столбами" (пилястрами), под которыми находится фольга малинового и зелёного цвета, отчего залы и получили своё название. Малиновая столбовая использовалась как игровая комната. Зелёная столбовая служила буфетной.

  • Янтарная комната.

В убранстве комнаты использовались янтарные мозаики, составленные из кусочков янтаря разного цвета и размера. Большая часть этих мозаик была подарена Петру Великому прусским королём Фридрихом Вильгельмом I. По приказанию Елизаветы Петровны янтарные панели были отправлены в 1755 году в Царское Село, где Растрелли дополнил янтарные пано зеркальными пилястрами, золоченым резным орнаментом и живописным фризом. Более двухсот лет уникальная янтарная комната украшала Екатерининский дворец. В 1942 году гитлеровцы вывезли янтарные панели в Кёнигсберг. В 1945 году шедевр пропал и о его судьбе до сих пор ничего не известно. В 1983 году начались работы (проекту архитектора А. Кедринского) по воссозданию янтарных пано. Торжественное открытие воссозданной Янтарной комнаты состоялось в 2003 году.

  • Картинный зал.

Служил парадной столовой. Главную роль в декоративном убранстве зала играет ценное собрание произведений выдающихся мастеров западноевропейской живописи 17 - начала 18 века, среди которых преобрадают произведения голландских и фламандских мастеров. Нарядный паркет из ценных пород дерева, симметрично расположенные изразцовые печи, плафон с изображением богов на Олимпе в сочетании с пышной резьбой дополняют убранство зала.

  • Зелёная столовая.

Оформлена в классическом стиле по проекту Ч. Камерона. Столовая украшена декоративной лепкой на бледно-зелёном фоне стен. Скульптурное оформление стен дополняют росписи дверей, выполненные в более тёмных тонах той же цветовой гаммы. В центре северной стены - белый мраморный камин с кронштейнами в виде львиных масок. Перед камином - отлитая из бронзы золоченая решётка и таганы в виде сфинксов. По проектам Камерона исполнен гарнитур мебели - белые стулья с обивкой тёмно-зелёного цвета.

  • Парадная голубая гостиная.

Стены затянуты шёлком с ярко-синими набивными цветами. В отделке интерьера использованы разнообразные материалы: дерево, позолота, мрамор, шёлк.

  • Китайская голубая гостиная.

В отделке гостиной использовано сочетание стиля классицизма с произведениями китайского декоративного искусства. Стены украшены шёлком с росписями на сюжеты из жизни китайских крестьян, заключенными в рамы из золочёного багета. На камине и на столике - вазы из фарфора китайской и японской работы. Пол выполжен паркетом из красного, чёрного и розового дерева.


  • Предхорная.

Расположена рядом с хорами дворцовой церкви эта комната замыкает анфиладу парадных залов. Стены украшены декоративнм шёлком, вытканным в 1870-е гг. Шёлк использован и в отделке парадного гарнитура - дивана и стульев.

  • Опочивальня.

В интерьере использованы античные элементы декора. Колонки из фаянса, обвитые золотыми гирляндами, образуют альков, в котором под белыми шёлковыми драпировками стояла кровать. В прекрасные произведения искусства предращены многочисленные двери комнаты, расписанные фантастическими фигурами животных и вставками в виде кругов, овалов и прямоугольников. Лепные медальоны, обрамляющие стены, в аллегорической форме изображают "счастье", "достаток" и "благополучие". Украшением интерьера является камин с зеркалом в золоченой резной раме.

  • Парадный (Мраморный) кабинет Александра I.

Потолок и стены помещения облицованы бледно-розовым искусственным мрамором и расписаны в технике гризайль. Мебельный гарнитур из персидского ореха выполнен по проекту Стасова. Убранство комнаты дополняют ваза, изготовленная на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге и каминные часы французской работы с фигурой Юлия Цезаря. На столе находится гарнитур 1-й четверти 19 века, выполненный из уральского малахита и состоящий из письменного прибора, лампады, прессов для бумаги, канделябров и других предметов, принадлежавших Александру I.

[править] Галерея

[править] Литература

  • Царское Село: Екатерининский дворец и парк.-Санкт-Петербург: Изд-во "Альфа Колор", 2008.
Персональные инструменты
Инструменты