Виртуальный класс школы №185 по обществознанию/Пятый урок, 10 класс

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Формы (источники, ступени) познания)
(Формы ненаучного познания)
 
(не показаны 6 промежуточных версий 1 участника)
Строка 1: Строка 1:
СТАТЬЯ РЕДАКТИРУЕТСЯ!!! ПОЛНЫЙ ВАРИАНТ БУДЕТ ГОТОВ 21 ОКТЯБРЯ.
 
  
 
==Познание и знание==         
 
==Познание и знание==         
Строка 28: Строка 27:
 
'''Что общего у чувственного познания и рационального познания?'''
 
'''Что общего у чувственного познания и рационального познания?'''
  
1) Они формируют знание опредмете.
+
1) Они формируют знание о предмете.
  
 
2) Их цель - получение истинного знания.
 
2) Их цель - получение истинного знания.
Строка 38: Строка 37:
 
||
 
||
 
|--
 
|--
||1) Использует логические умозаключения||1) Начинаеся с ощущения||
+
||1) Использует логические умозаключения||1) Начинается с ощущения||
 
|--
 
|--
 
||2) Отражает существенные свойства предметов и явлений||2) Даёт наглядный образ предмета||
 
||2) Отражает существенные свойства предметов и явлений||2) Даёт наглядный образ предмета||
Строка 93: Строка 92:
 
1) дедуктивные, 2) индуктивные, 3) традуктивные (по аналогии).
 
1) дедуктивные, 2) индуктивные, 3) традуктивные (по аналогии).
 
      
 
      
Дедукция (от лат. deductio – выведение) – выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному.
+
'''Дедукция''' (от лат. deductio – выведение) – выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному.
 
      
 
      
 
Общей формой дедукции является силлогизм, посылки которого образует указанное общее положение, а выводы – соответствующее частное суждение.
 
Общей формой дедукции является силлогизм, посылки которого образует указанное общее положение, а выводы – соответствующее частное суждение.
 
      
 
      
Пример:  
+
Пример №1:  
 
      
 
      
 
1-я посылка: зубы млекопитающих имеют корни;
 
1-я посылка: зубы млекопитающих имеют корни;
Строка 104: Строка 103:
 
      
 
      
 
Заключение (вывод): зубы собаки имеют корни.
 
Заключение (вывод): зубы собаки имеют корни.
 +
 +
Пример №2
 +
 +
1-я посылка: все металлы проводят электрический ток;
 +
 +
2-я посылка: медь - металл;
 +
 +
Заключение (вывод): медь проводит электрический ток.
 
      
 
      
Индукция (лат. inductio – наведение) – способ рассуждения от частных положений к общим выводам.
+
'''Индукция''' (лат. inductio – наведение) – способ рассуждения от частных положений к общим выводам.
 
      
 
      
 
Традукция (лат. traductio – перемещение) – логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности.  
 
Традукция (лат. traductio – перемещение) – логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности.  
Строка 114: Строка 121:
  
 
==Интуиция==
 
==Интуиция==
Интуиция -  (на средневековой латыни intuitio, от intueor – пристально смотрю) – постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
+
'''Интуиция''' -  (на средневековой латыни intuitio, от intueor – пристально смотрю) – постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
 +
 
 +
Интуиция является специфическим компонентом связи чувственного и рационального познания.
 
      
 
      
 
Интуиция – 1) способность человеческого сознания в некоторых случаях чутьем, догадкой улавливать истину, опираясь на прежний опыт, на приобретенные ранее знания; 2) проницательность; 3) непосредственное познание, познавательное предчувствие, познавательное озарение; 4) сверхбыстрый мыслительный процесс.
 
Интуиция – 1) способность человеческого сознания в некоторых случаях чутьем, догадкой улавливать истину, опираясь на прежний опыт, на приобретенные ранее знания; 2) проницательность; 3) непосредственное познание, познавательное предчувствие, познавательное озарение; 4) сверхбыстрый мыслительный процесс.
 
            
 
            
 
              
 
              
Рационализм (от лат. rationalis разумный, ratio разум) – 1) философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.  
+
'''Рационализм''' (от лат. rationalis разумный, ratio разум) – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.
 +
 
 
==Эмпиризм==  
 
==Эмпиризм==  
 
      
 
      
Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Эмпиризм сформировался в 17 – 18 вв. (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм).
+
'''Эмпиризм''' (от греч. empeiria – опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Эмпиризм сформировался в 17 – 18 вв. (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм).
 
      
 
      
Сенсуализм (от лат. sensus – восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия – основа и главная форма достоверного познания. Сенсуализм – ранняя форма эмпиризма.
+
'''Сенсуализм''' (от лат. sensus – восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия – основа и главная форма достоверного познания. '''Сенсуализм – ранняя форма эмпиризма.'''
 
      
 
      
Представляющие её философы отрицают существование врожденного знания и вообще скептически настроены по отношению к возможности получения достоверного знания на основе одного только разума.  
+
Представляющие её философы отрицают существование врожденного знания и вообще скептически настроены по отношению к возможности получения достоверного знания на основе одного только разума.
       
+
 
 
==Интуиция как источник знания==  
 
==Интуиция как источник знания==  
 
      
 
      
Строка 231: Строка 241:
 
'''Методы теоретического уровня познания:'''
 
'''Методы теоретического уровня познания:'''
  
а) идеализация - метод научного познания, при котором происходит замена отдельных свойств изучаеого объекта символами или знаками;
+
а) идеализация - метод научного познания, при котором происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками;
  
 
б) формализация;
 
б) формализация;
Строка 256: Строка 266:
  
 
7) паранаука.
 
7) паранаука.
 +
 +
==Тест в формате ЕГЭ==
 +
 +
Ссылка на тест [https://docs.google.com/forms/d/1cC4D1MiO14QNUt_d45FY-PfmEU-_wq3XRm9ddG8r910/edit]
  
 
* [[Виртуальный класс школы № 185 города Нижнего Новгорода/Уроки обществознания в 10 классе]]
 
* [[Виртуальный класс школы № 185 города Нижнего Новгорода/Уроки обществознания в 10 классе]]

Текущая версия на 09:32, 9 марта 2021

Содержание

[править] Познание и знание

Гносеология (от греч. gnosis – знание и logos – учение) – учение о сущности, закономерностях и формах познания.


Познание – 1) процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром; 2) процесс активного отражения и воспроизведения действительности в сознании человека, результатом которого является новое знание о мире.

Знание – 1) проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека; 2) (в широком смысле) любого рода информация; 3) (в узком смысле) подтверждённая научными средствами информация.

Истинное знание - знание, соответствующее предмету познания, не зависящее от особенностей познающего субъекта.

[править] Субъект и объект познания

Процесс познания предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъекта познания) и познаваемого предмета (объекта познания).

Субъект познания (от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе) – 1) носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

Объект познания (от лат. objectum – предмет) – то, что противостоит субъекту в его познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект.

Под объектом познания подразумевают часть внешнего мира или все реальные фрагменты бытия, противостоящие субъекту и специально подвергающиеся исследованию. Так, к примеру, человек является объектом изучения многих наук – биологии, медицины, психологии, социологии, философии и др.

Субъект – активно действующее в познании творческое начало. Объект – то, что противостоит субъекту и на что направлена его познавательная деятельность.

[править] Формы (источники, ступени) познания

Существуют две формы (источника, ступени) познания: чувственное и рациональное.

Что общего у чувственного познания и рационального познания?

1) Они формируют знание о предмете.

2) Их цель - получение истинного знания.

В чём различие двух форм (ступеней) познания?

Рациональное познание Чувственное познание
1) Использует логические умозаключения 1) Начинается с ощущения
2) Отражает существенные свойства предметов и явлений 2) Даёт наглядный образ предмета
3) Формирует понятие о предмете
4) Носит абстрактный характер


I. Чувственное, опытное познание.

Формы чувственного познания: 1) ощущение, 2) восприятие, 3) представление.

1) Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.

В классификациях ощущений используются разные основания. Выделяют зрительные, вкусовые, слуховые, осязательные и другие ощущения.

2) Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.

3) Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия на органы чувств.

Степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка происходит перевод представления в абстрактное понятие.

II. Рациональное, логическое познание (мышление).

Формы рационального познания: 1) понятие, 2) суждение, 3) умозаключение.

1) Понятие – мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках.

Объём понятия – класс объектов, выделяемых из совокупности объектов и обобщаемых в понятии.

Например, под объемом понятия «товар» подразумевается множество всех изделий, предлагаемых рынку как сейчас, так и в прошлом или в будущем.

Содержание понятия – совокупность существенных и отличительных признаков предмета, качества или множества однородных предметов, отраженных в этом понятии.

Например, содержанием понятия «коррупция» является совокупность двух существенных признаков: «сращение государственных структур со структурой преступного мира» и «подкуп и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц».

Закон обратного отношения между содержанием и объёмом: чем шире объём понятия, тем беднее оно содержанием, т.е. конкретными отличительными признаками.

2) Суждение – форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо.

Пример: зубы млекопитающих имеют корни.

3) Умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, называемое заключением, выводом или следствием.

Любое умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода. Посылками умозаключения называют исходные суждения, из которых выводится новое суждение.

Заключением называется новое суждение, полученное логическим путем из посылок. Логический переход от посылок к заключению называется выводом.

Виды умозаключений:

1) дедуктивные, 2) индуктивные, 3) традуктивные (по аналогии).

Дедукция (от лат. deductio – выведение) – выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному.

Общей формой дедукции является силлогизм, посылки которого образует указанное общее положение, а выводы – соответствующее частное суждение.

Пример №1:

1-я посылка: зубы млекопитающих имеют корни;

2-я посылка: собака – млекопитающее;

Заключение (вывод): зубы собаки имеют корни.

Пример №2

1-я посылка: все металлы проводят электрический ток;

2-я посылка: медь - металл;

Заключение (вывод): медь проводит электрический ток.

Индукция (лат. inductio – наведение) – способ рассуждения от частных положений к общим выводам.

Традукция (лат. traductio – перемещение) – логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности.

Традуктивным умозаключением является аналогия.

Типы традукции: 1) заключение от единичного к единичному, 2) заключение от частного к частному, 3) заключение от общего к общему.

[править] Интуиция

Интуиция - (на средневековой латыни intuitio, от intueor – пристально смотрю) – постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

Интуиция является специфическим компонентом связи чувственного и рационального познания.

Интуиция – 1) способность человеческого сознания в некоторых случаях чутьем, догадкой улавливать истину, опираясь на прежний опыт, на приобретенные ранее знания; 2) проницательность; 3) непосредственное познание, познавательное предчувствие, познавательное озарение; 4) сверхбыстрый мыслительный процесс.


Рационализм (от лат. rationalis разумный, ratio разум) – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

[править] Эмпиризм

Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Эмпиризм сформировался в 17 – 18 вв. (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм).

Сенсуализм (от лат. sensus – восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия – основа и главная форма достоверного познания. Сенсуализм – ранняя форма эмпиризма.

Представляющие её философы отрицают существование врожденного знания и вообще скептически настроены по отношению к возможности получения достоверного знания на основе одного только разума.

[править] Интуиция как источник знания

Интутивизм – течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания.

Были случаи, когда сформулированные результаты «озарений» просуществовали века, прежде чем они получили должное признание, были логически обоснованы и нашли практическое применение. К ним, в частности, относятся предсказание Леонардо да Винчи возможности изготовления летательных аппаратов тяжелее воздуха, формулировка (правда, не совсем ясная) Роджером Бэконом закона постоянства состава и закона паев (кратных отношений) в химии, предвидение Фрэнсисом Бэконом возможности создания судов для подводного плавания и возможности поддержания жизнедеятельности организма при удалении жизненно важных органов.

Виды интуиции: 1) чувственная, 2) интеллектуальная, 3) мистическая.

[править] Объективная, абсолютная и относительная истина

Истина – соответствие между фактами и высказываниями об этих фактах. Истина – это свойство высказываний, суждений или верований.

Объективная истина – содержание знания, которое определяется самим изучаемым предметом, не зависит от пристрастий и интересов человека.

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности; тот элемент званий, который не может быть опровергнут в будущем.

Относительная истина – неполное, ограниченное знание; такие элементы знания, которые в процессе развития познания будут изменяться, заменяться новыми.

Каждая относительная истина означает шаг вперед в познании абсолютной истины, содержит, если она научна, элементы, крупицы абсолютной истины.

Истина абсолютная и истина относительная – разные уровни (формы) объективной истины.

Заблуждение – уклонение от истины, принимаемое нами за истину.


Ложь – утверждение, не соответствующее истине, высказанное в таком виде сознательно – и этим отличающееся от заблуждения.

Познаваем ли мир?

Агностицизм (греч. а отрицание, gnosis знание) – философское учение, отрицающее полностью или частично возможности познания мира. Роль науки агностицизм ограничивает лишь познанием явлений.

В чём причина относительности человеческих знаний?

1) Мир бесконечно изменчив.

2) Познавательные возможности человека ограничены.

3) Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени и определяются уровнем развития духовной культуры, материального производства, имеющимися средствами наблюдения и эксперимента.

4) Особенности познавательной деятельности человека.

Истинному познанию мешают различные объективные и субъективные факторы:

1) сама природа человека (ограниченность его ума и несовершенство органов чувств

2) индивидуальные особенности человека, его происхождение, воспитание, образование и т.д.

3) Идолы рынка порождены общественными отношениями и связанными с ними условностями: языком, понятиями обыденного и научного мышления;

4) слепая вера в авторитет личностей и теорий.

[править] Критерии истины

Что является критерием (мерилом) истины?

Критерий – (от греч. kriterion – средство для суждения) – 1) признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; 2) мерило оценки.

Критерий истины – средство проверки истинности человеческих знаний.

  • истина – полезность или работоспособность идеи;
  • критерием истины является практика = материальное производство + научный эксперимент.

Практика (от греч. praktikos – деятельный, активный) – материальная, целеполагающая деятельность людей.

Функции практики в процессе познания:

1) исходный пункт, источник познания (потребностями практики вызваны к жизни существующие науки);

2) основа познания (именно благодаря преобразованию окружающего мира происходит наиболее глубокое познание свойств окружающего мира);

3) практика является движущей силой развития общества;

4) практика – цель познания (человек познаёт мир, чтобы использовать результаты познания в практической деятельности);

5) практика – критерий истинности познания.

Основные виды практики: 1) научный эксперимент, 2) производство материальных благ и 3) социально-преобразующая деятельность масс.

Структура практики: 1) потребность, 2) цель, 3) мотив, 4) целесообразная деятельность, 5) предмет, 6) средства и 7) результат.

Практика 1) не охватывает весь реальный мир, к тому же 2) практическое подтверждение какой – либо теории может произойти не сразу, а через многие годы, однако это не означит, что данная теория не является истиной. 3) Такой критерий истины относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания.

Идея взаимодополняемости критериев истины: ведущий критерий истины – практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

[править] Уровни научного познания

1. Эмпирический уровень

Эмпирическое познание основано на чувственном опыте. Основная форма получаемого знания - факт. Главная задача: описание предметов и явлений.

Методы эмпирического познания:

а) наблюдение;

б) описание;

в) измерение;

г) сравнение;

д) эксперимент.

2. Теоретический уровень - формулирование принципов, законов, создание теорий, в которых заключена сущность познаваемых явлений. Теоретическое познание основано на научной теории.

Методы теоретического уровня познания:

а) идеализация - метод научного познания, при котором происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками;

б) формализация;

в) математизация;

г) обобщение

[править] Формы ненаучного познания

Формы ненаучного познания:

1) миф;

2) жизненный опыт;

3) народная мудрость;

4) здравый смысл;

5) религия;

6) искусство;

7) паранаука.

[править] Тест в формате ЕГЭ

Ссылка на тест [1]

Инструменты